3

Генетическая первопричина психических заболеваний

Мы живем в мире, в котором психические «надломы» постепенно становятся чем-то вроде простуды или вируса герпеса. Есть у каждого, и при существенных перебоях готовы обратиться в серьезную проблему. Однако, не только новости, политика и экономика шатают нашу нервную систему. Краеугольный камень – это гены. И один из них критически важен для стабильной психики.

Генетическая первопричина психических заболеваний

Ген психических заболеваний GRIN2A

В ходе революционного исследования учёные обнаружили, что вариант гена GRIN2A способствует развитию психических заболеваний. Которые ранее считались результатом нескольких мутаций, действующих одновременно. Наглядный тому пример, материал от 22 ноября 2025, о том, как ученые выявили три гена, обуславливающие СДВГ. Также, обнаруженный ген объясняет, почему психические заболевания чаще проявляются в детстве, чем во взрослом возрасте.

Исследование проходило в Институте генетики человека Медицинского центра Лейпцигского университета. В рамках исследования были собраны данные 235 человек с известными патогенными вариантами гена GRIN2A. Только 196 человек дали согласие на сдачу образцов. Из них 121 человек точно знал о том, что у него диагностировано психическое расстройство.

Возраст респондентов колебался от 1 до 62 лет. В исследовании также задействовали родителей и других родственников, прошедших тестирование после постановки диагноза ребёнку. Но психиатрические данные получены в основном от лиц с первоначально поставленным диагнозом. Причем диагноз им поставили, когда респонденты сами были детьми и подростками. Медианная возраст выборки 12 лет.

Генетический фактор психических заболеваний

Респондентов разделили на две выборки. У 84 был нулевой вариант GRIN2A. Нулевая мутация, и о ней часто будет упоминаться ниже, это мутация, при которой ген полностью утрачивает свою функцию. У 37 были «миссенс»-мутации, которые изменяют ген, но не выключают производство белков. Среди нулевых носителей, а именно у 23 человек из 84, или у 27,4%, было диагностировано как минимум одно психическое заболевание. Это критически высокий уровень, учитывая молодой средний возраст участников.

Среди психических заболеваний были: 13 с аффективными расстройствами, 12 с тревожными расстройствами и 8 с психотическими расстройствами. Причем у некоторых людей было диагностировано более одного заболевания.

И только 2 респондента из 37 носителей миссенс-мутации получили диагноз «психическое расстройство». Это указывает на то, что нулевые варианты GRIN2A связаны с примерно шестикратным увеличением склонности к психическим заболеваниям.

Наши результаты показывают, что GRIN2A — первый известный ген, который сам по себе может вызывать психическое заболевание. Это отличает его от полигенных причин подобных расстройств, на основе которых строились гипотезы.

Ведущий автор исследования, профессор Йоханнес Лемке, директор Института генетики человека Медицинского центра Лейпцигского университета.

Масштабирование результатов. Склонность населения к психическим заболеваниям

Чтобы понять, насколько критичен уровень риска, ученые сравнили результаты выборки с общенациональной базой данных населения Финляндии FinRegistry, содержащей данные более чем о пяти миллионах человек.

Ученые ограничили анализ детским и ранним подростковым возрастом, поскольку именно в этом возрасте симптомы проявлялись у выборки с нулевым геном GRIN2A. Сами по себе психические заболевания обычно проявляются гораздо позже.

Дети с нулевым геном GRIN2A в 87 раз чаще страдали психотическими расстройствоми и в шесть раз чаще – тревожным расстройством к 12 годам. А также примерно в 12 раз чаще – аффективными расстройствами к 11 годам. Стоит отметить, что психоз, начинающийся в детском возрасте, встречается крайне редко в общей популяции, поэтому эта статистика риска одна из самых сильных в истории психиатрической генетики.

Нам удалось показать, что определённые варианты гена связаны не только с шизофренией, но и с другими психическими заболеваниями. Примечательно, что в случае мутации в гене GRIN2A эти расстройства проявляются уже в детском или подростковом возрасте — в отличие от более типичного проявления во взрослом возрасте.

Ведущий автор исследования, профессор Йоханнес Лемке, директор Института генетики человека Медицинского центра Лейпцигского университета.

Мутации в гене и NMDA рецепторы

Мутации в гене GRIN2A давно связывают с эпилепсией, умственной отсталостью и нарушениями речи у детей. Однако в данном случае исследователи обнаружили, что у шести человек с нулевыми вариантами гена GRIN2A не было истории признаков этих неврологических заболеваний, но при этом наблюдалось психическое расстройство. Сам ген играет ключевую роль в регуляции электрической возбудимости нервных клеток, и в данном исследовании некоторые варианты приводили к снижению активности NMDA-рецептора, играющего важную роль в передаче сигналов в головном мозге. Любопытно то, что именно с этими рецепторами связывается такой олдскульный советский ноотроп как пирацетам, да и другие группы рацетамов.  

Поскольку GRIN2A участвует в формировании части NMDA-рецептора, который, как известно, играет роль в таких расстройствах, как шизофрения, исследователи проверили, может ли усиление активности этого рецептора облегчить симптомы у отдельных людей.

Четверым людям с нулевыми мутациями GRIN2A и симптомами психических заболеваний вводили высокие дозы L-серина. Это прекурсор, который в мозге метаболизируется в активатор NMDA-рецепторов. Это не было контролируемым исследованием, но у всех участников наблюдались улучшения: исчезли галлюцинации и паранойя, а у одного уменьшилось количество припадков. Однако для определения эффективности L-серина необходимы дальнейшие исследования.

Генетика и психические расстройства. Где истина?

Конечно, не все психические расстройства – прямой результат мутаций в гене GRIN2A. Именно, что взаимодействие различных генов, а также внешние факторы (окружающая среда, образ жизни) лежат в основе развития различных психических расстройств. Однако это новое исследование подтверждает наличие единственного гена как значительного фактора риска. И обосновывает необходимость генетического тестирования в раннем детстве для оценки риска.

С другой стороны: поведенческие паттерны, образ жизни, разумный режим дня – всё это способствует ментальной устойчивости. Причем как людей с расстройствами, так и людей без расстройств, но истощенных текущим образом жизни.

Больше о работе мозга, потенциале человека и возможностях развивать и использовать доступные возможности – читайте в материалах Neural Hack. Заглядывайте, чтобы держать в поле зрения полезный контент!