Дубликаты не найдены

0

Сам придумал, да? Небось еще гордишься собой? *ироничная улыбка, пропитанная страданием о народе*

-1

О ,Боги! Если этот баян молчит, то только потому, что ссохся и треснул от старости. Серьёзно, не надо так. Это же Пикабу, а не вк. Тут нужно лепить что-то новое, а не ковыряться в древностях. 

Похожие посты
346

Добрыня Никитич — легенда и человек

Предания старины


С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.

Добрыня Никитич — легенда и человек Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, История России, Богатырь, Добрыня, Длиннопост

Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.


У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.


Воевода Добрыня Малкович, служил киевскому князю Святославу Игоревичу и вел свой род от Малка Любечанина. В среде альтернативно одаренных родноверов почему-то принято считать его хазарином и делать из этого далеко идущие выводы. Однако на деле роду Малковичей принадлежало несколько сёл в Волынской земле, Низкиничи, Будятичи и Калусов. По названию одного из них Мала так же прозывали Нискиней. Вероятно, с веками прозвание по месту родовых владений и превратилось в былинное отчество богатыря - Никитич. Сестра Добрыни, Малуша, была «милостивицей» княгини Ольги. Это слово означало «доверенную служанку», «наперсницу», а отнюдь не рабыню. Примерно в 960 году князь Святослав сделал Малушу своей наложницей. От этой связи родился сын Владимир, будущий князь киевский Владимир Святославич, он же Владимир Святой.

Добрыня Никитич — легенда и человек Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, История России, Богатырь, Добрыня, Длиннопост

«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…


Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.


Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.


Реальность оказалась мало похожей на сказку. Послы получили жесткий отказ. По легенде Рогнеда сама заявила, что не желает стать женой «робинича», сына рабыни. Однако скорее всего ответ давал сам Рогвольд, ведь речь шла не о простой свадьбе, а о большой политической игре. На языке дипломатии это означало — у Владимира нет прав на киевский престол, Полоцк поддержит Ярополка. И все же это был плевок в лицо. Добрыня, сестру которого публично назвали рабыней, не мог простить такого оскорбления, да и Владимир не забыл свои отроческие годы в роли «сына второго сорта». Когда войско Владимира взяло штурмом Полоцк, Владимир, по настоянию Добрыни обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и братьев. Справедливости ради стоит заметить, что этот кровавый эпизод встречается только в поздних летописях и рядом историков оспаривается. Однако счастливой парой Владимир и Рогнеда не станут никогда. Спустя 10 (десять!) лет Рогнеда набросилась на Владимира с ножом, чтобы отомстить за позор и за смерть родных. Покушение оказалось неудачным. От смерти Рогнеду спас девятилетий сын Изяслав (будущий князь Изяслав Полоцкий), с мечом в руках встав на пути разъяренного отца. Подоспевшие на шум бояре и дружинники сумели отговорить князя от убийства жены и первенца. В итоге Владимир сослал Рогнеду и Изяслава в Полоцк, что оказалось наилучшим выходом для всех.

Добрыня Никитич — легенда и человек Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, История России, Богатырь, Добрыня, Длиннопост

Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага...


После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.


В 990 году князь Владимир повелел начать крещение Новгорода. Добрыня привез в город священнослужителей, которые крестили всех желающих, но таковых было немного. Новгород очень трепетно относился к своему статусу вольного города, и любое указание из Киева вызывало почти инстинктивное отторжение. Таким образом религиозный конфликт накладывался на политический, и это будет повторяться еще не раз. После почти года бесплодных попыток Добрыня принимает более жесткое решение — разрушить языческие капища, подавить в городе инакомыслие. Он отправляется собирать войско, но к его возвращению город взбунтовался. Тысяцкий Угоняй и волхв Богумил подняли новгородцев на восстание, на защиту старых богов, но по факту — на защиту своей независимости от Киевского княжества. Восставшие разрушили мост через Волхов, установили на берегу камнеметы, чтобы помешать переправе. Неистовая толпа ворвалась в усадьбу Добрыни, разграбила дом и убила его жену и родственников. Горечь утраты не притупила разум воеводы. Город готовился к долгой осаде, но Добрыня, как и всегда, действовал смело и расчетливо.


Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.


После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».


Дальнейшая судьба воеводы Добрыни неизвестна, ни как он жил после новгородского крещения, ни где и когда он встретил свою смерть. Добрыня, сына Малка, очень сильно отличается от образа былинного богатыря Добрыни Никитича. Особенно для тех, кто знаком с ним только по мультфильмам студии «Мельница». Но это был человек своего времени, времени жестокой борьбы за власть и кровавых битв.

Добрыня Никитич — легенда и человек Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, История России, Богатырь, Добрыня, Длиннопост

Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции...


Источник: https://vk.com/wall-162479647_88050

Автор: Дима Шуман. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_262090534

Личный хештег автора в ВК - #Шуман@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020

Показать полностью 3
217

Смерть князя Святослава: cui prodest?

Читайте также:

Самые таинственные ребята на Руси

Смерть князя Святослава: cui prodest? Cat_cat, Длиннопост, История, Славяне, Русь, Древняя Русь

Крайне условный портрет князя Святослава Игоревича из Царского титулярника XVII века

Есть множество интересных и не до конца изученных периодов в истории России. Наиболее интересным же из них, вне всякого сомнения, является период Древней Руси. К сожалению, о нем лишь изредка вспоминают государственные пропагандисты в рамках обоснования концепции «тысячелетней истории России» или под какой-нибудь новый государственный праздник. И это абсолютно несправедливо. Ведь это было интереснейшее время! Оно было страшным, но захватывающим одновременно. В тот период произошло множество важных событий, определивших дальнейшую историю нашей страны и не раз вставал вопрос, будет ли Россия вообще существовать как независимое государство. Кроме того, наличие всех этих событий доказывает, что Россия действительно является страной с тысячелетней историей, которой мы можем гордиться и которую нам нет нужды выдумывать, в отличие от каких-нибудь словаков и македонцев. И малый интерес к этому периоду в истории России является, на мой взгляд, попросту несправедливым. Принимая во внимание все вышесказанное, я в данной статье постараюсь восполнить этот пробел и рассказать об одном из самых загадочных событий в истории Древней Руси — смерти князя Святослава Игоревича в 972 году. Вернее, смерть-то его загадкой не является, а вот версий того, как и почему это произошло — есть несколько. И я, рассказывая о тех событиях, буду пользоваться старым римским изречением: «Cui prodest?» — «Кому выгодно?»


К моменту смерти князя Святослава в марте 972 года Киевское княжество находилась на подъеме. За 10 лет до этого события, в 962 году княгиню Ольгу, вдову погибшего от рук своих данников князя Игоря, сменил их возмужавший сын – Святослав, который сумел упрочить военную мощь княжества. Умелый и решительный полководец, прозванный Карамзиным «древнерусским Александром Македонским», он за короткое время сумел к 969 году покорить и уничтожить мощный Хазарский каганат, обложивший данью славянское племя вятичей на востоке Руси. Затем князь обратил свой взор на Византию, которая в тот момент была занята войной с Болгарией и никак не могла ее сокрушить.


Святослав вступил в союз с римским императором Никифором Фокой и нанес удар по Болгарии. Болгарская армия была сокрушена и столица, Преслав Великий, пала. Болгарский царь Борис Второй был вынужден заключить союз со Святославом. Согласно историку Соловьеву, после победы над болгарами у Святослава родился план закрепиться на Балканах и создать там новое государство со столицей в городе Переяславце. Историк считает, что Святослав считал Болгарию своей личной вотчиной, взятой им силой оружия, а Русь - общим, родовым владением, не зависящим только от его воли. Поэтому Болгария была ему более по нраву. Но для того, чтобы окончательно закрепить свое новое государство, необходимо было сокрушить наиболее сильного противника в регионе – Византию. И она сама дала Святославу повод. Новый император, Иоанн Цимисхий, свергнувший прежнего, велел Святославу убираться из Болгарии, пригрозив начать войну против него. Этого князь снести не мог и ответил императору, что сам скоро нанесет ему визит в Царьграде. Бросив ромеям свой традиционный вызов «Иду на вы!», Святослав двинулся с войском к Константинополю. Война началась.

Смерть князя Святослава: cui prodest? Cat_cat, Длиннопост, История, Славяне, Русь, Древняя Русь

Император Иоанн I Цимисхий


Сначала удача была стороне киевского князя, и ему удалось разбить греков в сражении у Адрианополя в 970 году. Даже печенеги, совершившие до того нападение на Киев и разбитые Святославом, присоединились к нему в этом походе. Однако успех князя длился недолго. В следующем году император Цимисхий, военачальник нисколько не хуже Святослава, нанес ответный удар. Ему удалось с помощью флота отрезать Святослава от Киева и заключить союз с болгарами, которые были не в восторге от планов князя, союз против него.


В итоге войско Святослава оказалось в клещах. Печенеги, как и подобает наемникам, покинули его. Вскоре пала столица Болгарии – Преслав, и Цимисхий превосходящими силами осадил Святослава в городе Доростоле. Однако князь не стал обороняться от византийских войск, наоборот, он сам напал на них. 22 июля, на рассвете, русские воины нанесли удар ромеям. Грандиозная битва шла с переменным успехом и победителей в ней не было. Каждая из сторон была истощена и полководцы решили пойти на переговоры. Был заключен мир. По его условиям Святослав обязался покинуть Болгарию и никогда больше не воевать против Византии, а Цимисхий – снабдить его продовольствием для обратного пути и возобновить выплату дани по договорам, заключенным еще Олегом и Игорем. Русские воины отправились обратно на Русь. И во время возвращения Святослава домой печенеги, зная, каким путем будет двигаться князь, устроили засаду, напали и убили его.

Смерть князя Святослава: cui prodest? Cat_cat, Длиннопост, История, Славяне, Русь, Древняя Русь

Святослав приплыл на встречу с Иоанном Цимисхием


Обстоятельства его смерти покрыты мраком до сих пор. Во-первых, непонятно, почему, вместо того, чтобы сразу отправиться в Киев, Святослав сначала принял решение разделить войско и отослать большую часть воинов вместе с воеводой Свенельдом по суше, в обход днепровских порогов, а сам с небольшим количеством людей остался зимовать в Белобережье? Во-вторых, кто мог сообщить печенегам о том, что киевский князь идет именно этим путем с небольшой дружиной и богатой добычей?


Историк Соловьев считает, что Святослав приказал Свенельду привести большое войско, чтобы с ним князь мог вернуться в Болгарию и снова объявить войну Византии. Возвращаться же на родину Святослав не захотел потому, что, отправляясь после смерти своей матери, княгини Ольги, в свой последний болгарский поход, он фактически разделил свои владения между тремя сыновьями - Ярополком, Олегом и Владимиром. Первому, как старшему сыну, он отдал Киев, Олегу - Древлянскую землю, а Владимиру – Новгород. Собственно, это был первый в истории Руси раздел территории государства на уделы и передача их сыновьям правящего князя.


Теперь же, если бы Святослав вернулся в Киев, ему пришлось бы отбирать власть у своего сына, что могло вызвать недовольство киевлян, много раз прежде упрекавших его за то, что он отказался от Руси ради своих завоеваний в других странах. Мне кажется, что это довольно логичное объяснение того, что произошло. Однако Свенельд по какой-то причине медлил с возвращением, а среди воинов Святослава начался голод, в связи с чем он был вынужден самостоятельно двинуться на Русь на ладьях по Днепру. Князь не мог пройти по степи, как Свенельд, поскольку его дружина съела от голода всех коней. И у порогов Днепра печенеги настигли Святослава. Произошла битва, в которой князь и погиб. По легенде, печенежский хан Куря сделал из черепа Святослава окованную золотом чашу, чтобы ему передалась «великая воинская мудрость и доблесть погибшего полководца».

Смерть князя Святослава: cui prodest? Cat_cat, Длиннопост, История, Славяне, Русь, Древняя Русь

Кончина Святослава


Насчет же второго вопроса — есть три версии ответа, и я расскажу о всех из них.


Первая версия – печенегов предупредили и по сути наняли византийцы, боявшиеся возвращения Святослава с новым войском в Болгарию, где он уже громил византийские войска. К тому же они опасались, что князь закрепится на болгарской территории и получит возможность совершать постоянные нападения на Византию. Как видите, ромеи в этой ситуации вполне подпадают под изречение «Cui prodest?». Смерть Святослава была им крайне на руку, чтобы убрать опасного противника.


Вторая версия – печенегов предупредили сами болгары, не хотевшие возвращения князя в свою страну. Они опасались того, что Святослав захочет на их территории основать собственно государство, так как князь в прошлом уже высказывал подобные желания. Болгарам смерть Святослава тоже была выгодна, и у них вполне могло хватить средств для того, чтобы подкупить печенегов. Более того, византийцы и болгары могли в этой ситуации действовать совместно, и ромеи возможно использовали болгар как посредников для найма печенегов. У обоих сторон Святослав был как ком в горле, и от него срочно нужно было избавиться.


Третья же версия была высказана Львом Гумилевым. По ней в смерти Святослава был виновен его сын Ярополк, фактический правитель Киева. Вернее, не он сам, поскольку князю во время убийства отца было не более 11 лет, а стоявшие за ним киевские христиане, недовольные репрессиями Святослава против них. Да, Святослав вовсе не был фанатом христианства, как его сын Владимир или мать Ольга, а наоборот, был ревностным язычником.


Гумилев упоминает о том, что во время стояния на Белобережье Святослав казнил своих воинов христианской веры, обвинив их в предательстве в пользу византийцев. Ну а что, вполне логично, единоверцы — значит точно предатели. В их числе был убит и родственник, а по некоторым источникам, даже брат Святослава - Улеб или Глеб. Киевские христиане обоснованно подозревали Святослава в желании устроить христианский погром в Киеве, и решили предотвратить это. По версии Гумилева, они договорились с печенегами через воеводу Претича, еще в 969 году побратавшегося с их ханом Курей. Он же говорил, что византийцы просто не успели бы за столь короткое время, не более полугода с момента их последней битвы со Святославом, добраться через Черное море до Днепра, найти в огромной степи печенегов и договориться с ними. В то время как у киевских христиан таких сложностей не было.


В целом я считаю именно эту версию наиболее правдоподобной. В нее также хорошо ложится и промедление Свенельда, который так и не пришел к Святославу с войском. Более того, после смерти князя варяжский воевода, давний советник не только Святослава, но и его отца – Игоря, фактически становится правителем Руси при малолетнем Ярополке, что говорит о том, что киевские христиане как минимум сумели привлечь его на свою сторону, а как максимум — он и был одним из инициаторов убийства князя. Гумилев заявлял и о том, что Ярополк в это время перешел в христианство, что объясняло его симпатии, но это не подтверждается источникам. Однако все историки, включая Карамзина и Соловьева, говорят о том, что новый князь симпатизировал христианам и не запрещал никому креститься. К тому же нельзя забывать и о том, что все сыновья Святослава были воспитаны его матерью – княгиней Ольгой, которая перешла в христианскую веру. Так что был Ярополк христианином, не был — не важно, важно только то, что христиане пользовались его поддержкой.

Смерть князя Святослава: cui prodest? Cat_cat, Длиннопост, История, Славяне, Русь, Древняя Русь

Свенельд, как его представили в фильме «Викинг»


Таким образом, у нас сложилась парадоксальная ситуация — всем подозреваемым смерть князя Святослава Игоревича была выгодно. Он мешал всем -и византийцам, и болгарам, и христианам Киева. По этой причине все стороны могли заказать печенегам убийство князя. Однако я все-таки придерживаюсь версии Гумилева, поскольку она хорошо объясняет и временный фактор, мешавший византийцам и болгарам вовремя договориться с печенегами, и промедление Свенельда, и его приход к власти после смерти Святослава, как и христианские симпатии Ярополка.


В итоге князем Киева стал Ярополк. Однако мир между сыновьями Святослава длился недолго, и вскоре на Руси вспыхнула первая княжеская междоусобица. О ней я и расскажу в следующий раз. Спасибо за ваше внимание!


Источник: Cat_Cat Автор: Денис Леденев

Личный тег автора в ВК — #Леденев@catx2


Оглавление Cat_Cat

Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: