20

Чай или не чай?

Чай или не чай?
К предыдущему посту

Ресторанные истории. 1

появилась довольно интересная ветка комментариев про то, сколько и зачем оставлять официантам «сверху».

Поговорим за чаевые, а вернее - предложу вам свои мысли на этот счёт.

Сразу учтём как факт то, что чаевые - это «красивый жест» доброй воли, даётся по желанию и дополнительно к оплаченному счету. С этим вроде бы понятно, и про включённые 10% в счёт тоже поговорим, чуть ниже.

Так сколько же оставлять «на чай»?

По негласным правилам ~10% от счёта.
Во многих странах, в основном в ЕС, официант, как профессия, является обычной работой, вроде водителя такси или бухгалтера, сидящего в офисе. Зарплаты в виде ставки получаются +/- неплохими и являются основным источником дохода. (Кстати говоря, ни разу не встречал в ЕС включённых 10%, как пугали на родине+чаевые оставляют не так часто как в РФ)
Исторически так сложилось, что в России усмотрели шанс сэкономить на этом, снизив ставку до такого смешного минимума, (40₽ в час в центре Санкт-Петербурга, против раздачи листовок за 300₽ в час, и это в режиме реального времени)
что зарабатывает большинство официантов только с чаевых. То есть, сами рестораторы и вынуждают нас всех давать чаевые, если совсем уж грубо. Потому то и обидно, когда ты отпахав действительно тяжелый физически и морально день, получаешь 500₽ по ставке и 300₽ чаевых. А потом треть всей заработанной суммы у тебя уходит на дорогу до следующей смены, а ведь ещё и поесть надо и за квартиру платить послезавтра...
Чтобы ты мог ходить по ресторанам и оставлять чаевые - тебе нужны на это деньги.
Выходит, средний уровень чаевых зависит серьезным образом от уровня дохода потребителей - гостей ресторана. И следовательно, зависит от города. То есть, для городов с низкими зарплатами и чаевые будут уровнем пониже. Скажем, для официанта Москвы неплохо будет получать 3-5к, а для оф-а Питера 2-4к, напишите в коментах сколько будет «хорошо» получить чаевых за день по остальным городам в обычное время [не сезон])
Отвечая на вопрос - сколько же оставить «на чай», я бы руководствовался следующими пунктами:

1. Качество сервиса
2. Сколько денег вы готовы потратить на ресторан/кафе
3. Вы пришли перекусить или провести время?

Если со 2 и 3 пунктами проще: готов потратить 1тысячу, а счёт на 600 - чаевые в 100-200 рублей не выбьют вас из вашего «плана»
Если вы пришли выпить чашку кофе с булочкой и убежать - ничего не оставить, совсем не будет пороком.
На счёт первого придётся поразмышлять отдельно.
В моем понимании, сервис, это не то когда официант во фраке встречает вас широчайшей улыбкой, и чуть ли не кланяясь подаёт вам меню, а когда уделяют внимание мелким деталям, которые приносят вам положительные эмоции. К этим деталям можно отнести:
* ваше настроение (если вы грустный, вечно радостный официант будет вас только раздражать, а вот если он предложит угостить вас чем-нибудь от заведения, это вам поднимет настроение точно)
* ваши пожелания к блюдам (банально - не солить)
* умение работать с «косяками» ресторана (посоленное блюдо которое вы просили не солить - как минимум переделать; слишком долгое приготовление блюда/напитка - принести хотя бы извинения; есть и решения на такие ситуации как «грубый официант» и даже закончившаяся туалетная бумага в туалете)
* какие-то детали интерьера (тут, конечно, для каждого своё, мне к примеру было бы до жути приятно сидеть в заведении с сёрф-тематикой)
* ну и конечно же вежливость и чуткость персонала, коими должны быть в идеале работники таких заведений.

Все эти и некоторые другие аспекты могут значительно повлиять на ваше настроение.
Чтобы было понятнее, разберу на примере одного полюбившегося мне заведения:
Захожу в уютное кафе во французском стиле. С ходу меня приветствуют улыбающиеся молодые люди «Bonjour», причём для меня, не изучавшего этот язык, мне кажется, что без акцента. Легкая музыка навевает настроение, которое передаётся в фильмах, в 60е-70е во Франции.
Кажется, что ты попал в другую страну, с оживленной и пропитанной сыростью питерской улицы, кишащей людьми. (Сразу +)
Меня пригласили за небольшой столик и подали меню, сразу поинтересовались, хочу ли я согреться и может принести глинтвейн или чашку кофе. (Это ещё один +)
В течении 5 минут официант вернулся, я сделал заказ и мне начали готовить завтрак. ( ещё один + официант внимателен, чувствует интуитивно, когда что предложить и подойти, хотя я далеко не единственный гость у него)
Блюдо оказалось горячим и как мне кажется, свежеприготовленным (тут сразу приторможу. В огромном количестве заведений, подают заготовленные заранее блюда, ну или хотя бы от части. Когда ты «варишься в этой кухне» не первый год, начинаешь различать, где свежий чабрец или лимон; где разогретое мясо, а где пожаренное; где кофемашину не моют и где выдохшееся вино и т.д. и т.п.)
В общем, за блюдо +
В конце трапезы я заказал чашку кофе с десертом, но из-за своей рукожопости случайно разлил ее тут же по столу. Через минуту меня пересадили за другой столик и ещё через две, мне принесли новую чашку кофе совершенно бесплатно. (Ещё +. «Работа с клиентом»)
Я просидел около полутора часов, счёт был около 700₽, я положил 1000 и ушёл. Возможно кому то это покажется много. Мне тоже. Но в тот момент, я посчитал, что и я могу попытаться сделать день лучше, поднявшему мне настроение на весь день официанту. А как я могу это сделать? Оставив ему хороший «чай».
Другая ситуация.
Тоже центр питера, зашёл конкретно поесть, но готовый отдать «деньги» за вкусный ужин (был очень голодным)
Минут 10 просидел за столом с меню, который я сам взял. Три официанта стояли возле барной стойки и трещали между собой. Официантка подойдя ко мне молча, приняла заказ, повторяя его себе под нос, через 10 минут подошла и сказала, что что-то приготовить не сможем, так как этого нет, потом вынесли остывшее блюдо. После моего законного возмущения, его (блюдо) просто разогрели в микро. (Тут тоже, если у кого вопросы, мол, а что не так? Пишите в комменты)

Официантку почти не видел, два раза пришлось просить счёт. Показатель на лицо, забрал всю сдачу и вложил туда монету в 1 копейку, которая если появляется у меня, то оставляю на такие случаи :) Тут уж я такой пакостник, извините, иногда хочется насрать в папку для чаевых, а это всего лишь монетка. Но официант поймёт меня сразу, если с головой. И буду надеяться, что он сделает выводы и может уделит больше внимания следующему гостю.
Ну и совсем простая ситуация - вам банально надо поесть. Если вы пришли, поели и ушли, можно не корить себя за то, что ничего не оставили официанту. Не все, но некоторые понимают это и не будут даже думать об обидах. Ну вот зашёл человек, съел свою пасту и выпил сок, через 30-40 минут его нет уже. Можно сказать - без потерь для официанта.

Как видите, ситуации довольно типичные, и не всегда все так понятно.
Все же, это не обязаловка и вам самим решать, кому «поднимать настроение», а кому нет.
А бывало и такое, что ребята сидели несколько часов, заказав один чайник чая, «занимали» место по чем зря. Расплатившись, забрали сдачу, но в папку положили чайный пакетик липтона. Умора конечно, настроение мне подняли, я был доволен:)

Да, кстати, были ещё некоторые комментарии к предыдущему посту.
Соглашусь с мнением, что посещая неоднократно одно и то же заведение и оставляя хорошие чаевые, вы будете получать взамен заряд положительных эмоций от персонала и ресторана в целом, конечно, если еда вас устраивает:))

Был вопрос, касательно лёгкого перекуса за 200₽ и лобстеров за 5к₽. Мол, в самом деле 500₽ оставлять за то, что принесли лобстеров?
Если вы зашли перекусить лобстером - я вам завидую, и думаю вам 500₽ покажется мелочью, какой возможно, вам кажется 20 рублей сейчас.
Такие блюда заказывают чаще всего под какие-то события, либо если хотят «хорошо» посидеть в ресторане. А это уже не «просто лобстеров принести». Скорее всего там будет и бутылочка вина и т.д.

Совершенно резонный вопрос был: мол, за что оставлять чай, за то что еду принесли? Почему не давать на чай кондукторам за подсказанную остановку и т.д.?
Опять же, упирается в то, с какой целью пришли в ресторан.
Кондуктор подскажет - его работа.
Консультант товар принесёт - его работа.
Официант еду вынесет и подскажет по меню - тоже его работа.
За все они получают з/п.
Но если вам кондуктор предложит прочесть новый выпуск газеты, или даст вашему ребёнку пару конфет, или же откроет люк, если вам будет жарко(т.е. будет чутким по отношению к вам) - можете оставить ему на чай:) жаль, что скорее всего наши кондукторы-пенсионеры скорее всего не поймут это и могут обидеться.

Если консультант вам помог выбрать именно «то, что вам надо было» да ещё и дешевле, чем вы планировали, затем даст свой личный номер телефона, на случай проблем с установкой техники, то и ему можно оставить на чай.
Так же и с парикмахерами. Посоветовал вам дешевый и качественный лак, или подарил новые заколки - круто!
По сути, чаевые оставляют за «вау-эффект», когда тебя приятно удивляют. По желанию:)

И напоследок - включённые 10%. Может я пока не разобрался в этом вопросе, но я резко против этого. Ни разу не видел заведения, чтобы ресторан отрабатывал «включенку».
Возможно это происходит от того, что тебе заранее сообщают, что мы вот такие охеренные, что как минимум 10% мы за свой «сервис» берём и это не обсуждается.
Если я не ошибаюсь, с юридической точки зрения, рестораны не имеют права этого делать и кажется можно на законных основаниях требовать убрать из счёта эти проценты. Поправьте, если не так.


Пишите любые вопросы за рестораны, отвечу другим постом, а пока буду писать вам то, с чего и начал, с «закулис ресторана» например, кто там мажет алкоголем края бокала, зачем разбавляют пиво(!) и что-нибудь интересное ещё...