78

«Август». Отзыв неслужившего

Сначала байка. Это важно.

Где-то в 2000 году, как раз когда Евгений Витальевич Миронов потел в белорусских лесах в гимнастёрке капитана Алёхина, Сергей Витальевич Безруков пришёл пробоваться на роль в «Бригаде».


Продюсер Валерий Петрович Тодоровский решил проверить его техничность и попросил пустить слезу из левого глаза посередине второго абзаца реплики героя. И дал незнакомый текст.

Первый абзац — глаза Безрукова лучатся весельем.

Начало второго — ничто не предвещает печали.

Середина второго абзаца — по левой щеке Безрукова течёт слеза. Тодоровский в шоке от уровня актёрской школы.

Так вот, ребята, всё пропало. Школа проёбана.

Не буду делать вид, что разбираюсь в технике времён ВОВ, орденах, моделях MP и ППШ и тонкостях работы СМЕРШ. Изложу исключительно впечатления от художественного произведения.

При этом технически к фильму миллиард вопросов — но они будут в самом конце. Сперва о хорошем.

Кологривый — хорош.

Все кадры в посте взяты из трейлера

Все кадры в посте взяты из трейлера

Лучшая роль фильма, и она на удивление близка к образу ст. лейтенанта Таманцева из романа.

С одной стороны — лучезарный пиздодуй, с другой — профессиональный следопыт и волкодав.

Подъебнуть командира, наебать командование, пострелять с двух рук — везде верю.

Никита сделал всё, что мог. Если и есть вопросы к Таманцеву — то только сценарно-постановочные.

Со вторым членом команды — Табаковым-младшим — всё хуже. Он идеально (визуально) подходил на роль «Малыша» Блинова до того момента, как открыл рот.

В фильме Блинов — максимально тупорылый персонаж, который позорит гордые звания москвича (что приятно) и советского офицера (что неприемлемо).

Основная функция Блинова в кино — спасение сценариста. Именно Блинову как младшему в группе Таманцев и Алёхин пересказывают все сюжетные вопросы, которые не может показать и объяснить сценарист.

Например, Таманцев именно Блинову объясняет, почему в лес надо идти без документов и погон, хотя это понятно даже нормальному пятикласснику.

Что же с командиром группы?

Если «Момент истины» — книга прежде всего об Алёхине и Таманцеве, то в фильме «Август» Алёхина просто нет.

Нет у смершевцев главного. Есть Сергей Безруков, который выполняет функцию соединительной ткани. Должен кто-то озвучивать реплики капитана — вот Безруков это и делает как талантливый актёр озвучания программы «Куклы», и всё.

При этом в фильме дважды, и очень долго, по полминуты минимум, режиссёр показывает крупным планом его ГЛАЗА.

Оба раза вроде как Алёхин должен заплакать. Но второй раз получается плохо, поскольку капитан с больной головой лежит на спине.

А в первый раз получается плохо, поскольку это нахрен не нужно и неуместно. Что хотели показать этим режиссёры, кроме демонстрации навыков Безрукова, — неясно.

Роль Павла Васильевича в поимке группы КАО не раскрыта. Определить супесь на лопатке ближе к финалу — мало. Безруков не руководит, не принимает решений, не устраивает подчинённым разборы полётов (это важно!) и не стоит за них горой перед руководством (ещё важнее!!! в романе это подчёркивается!!!!)

Это же касается подполковника Полякова, который в книге — мегаруководитель, а тут просто чувак с конъюнктивитом.

Авторы пытаются дать экскурс в довоенную жизнь капитана Алёхина, намекнув на его жену и хворую дочку. На мой взгляд, гораздо лучше парадоксальность судьбы Алёхина (агроном-смершевец) подчёркивала бы романная линия с огрызком огурца, брошенного в лесу.

Но нет линии огурца в «Августе». И ладно бы её просто не было, но Таманцев находит огрызок и уже через 10 секунд о нём забывает навсегда.

Да блин, я ж о хорошем обещал, да?

Экшен в фильме — неплохой. В первой половине.

Этого действительно не хватало в экранизации 2000 года.

Вот тут товарищу не понравилась открывающая сцена с задержанием. Не могу спорить — наверное, и правда неправдоподобно, не те акценты, непрофессиональные действия.

Но меня эта сцена вовлекла, погрузила в фильм. Я ещё рад был обмануться.

Кроме того, этим эпизодом сценарист решает понятную задачу (помимо собственно погружения и знакомства с героями).

В романе много историй, не связанных с поиском рации, но раскрывающих работу СМЕРШ. Проверка семьи с ребёнком — одна из таких историй. Другая — бабка-обходчица на вокзале.

В фильме эти эпизоды привязаны к операции «Неман». Это недостоверно, но в итоге получается цельное полотно — иначе эти историйки пришлось бы выкинуть, а они показывают коварство и вездесущесть врага.

Стреляют, повторюсь, бодро и даже почти по делу (везде, кроме финала, где просто херня какая-то, взрывы фур с арбузами, гранатомёты и так далее).

Операторская картинка тоже красивая — тепло, лето, зелень. Женщин почти нет, ну так война это мужское дело.

Один раз показывают даже стрельбу по-македонски в полёте в слоу-мо.

Чтобы вы понимали — слоу-мо не были удостоены даже ГЛАЗА БЕЗРУКОВА.

А теперь МОМЕНТ ИСТИНЫ

Господа, это пиздец. Плыли-плыли, а на берегу обосрались.

Если до финала фильм ещё старался, как пятилетка на стуле, с выражением читал нам картавые стишки, то тут уже просто — «Да ну нахуй, буду проституткой».

Отказать. Ферботен.

До «Августа» я задавался вопросом: переиграет ли ученик Табакова Сергей Безруков ученика Табакова Евгения Миронова в ключевой сцене «Комендантский патруль».

Авторы решили вопрос радикально: сцены как таковой в фильме просто нет. Нет внутреннего монолога, нет клоунады Алёхина, нет саспенса.

Да, в фильме 2000 года Миронов театрален и, кажется, пережимает с придурковатостью.

Но смена его дебильного взгляда на взгляд изучающий — работает. И мимика Миронова, и его закадровый голос, и даже операторская работа доносят нужные смыслы: война это и путь обмана, и борьба интеллектов, и борьба яиц, и много чего ещё.

Не буду рассказывать, как переписали развязку авторы «Августа», — не хочу прикасаться к этому говну даже трёхметровой палкой. Сцены просто нет.

Держите картинку охуевшего от этого Кологривого, а точнее — старлея Таманцева.

После сцены, которой нет, в финале начинаются уж совсем вольные фантазии сценариста, никак не связанные с романом и даже со здравым смыслом.

Тоже не хочу описывать.

Завершается всё глазами Безрукова, видом Шиловичского леса и РОК, БЛЯДЬ, МУЗЫКОЙ, с гитаркой и ударными, под которую идут титры.

Пик пошлости покорён, нахуй. Джомолунгма, ебать её в рот.

ТЕПЕРЬ ВОПРОСЫ (спойлер алёрт)

  1. Капитан СМЕРШ в возрасте 50+ (Безруков) — это нормально?

  2. Подполковник СМЕРШ, который сильно моложе капитана (Воробьёв), — это как?!

  3. (мегаважно) Наступательная операция по прорыву фронта реально должна начинаться по сигналу из леса от какой-то рации, которая даже не рация командования, а просто рация каких-то диверсантов? Авторов, блядь, Зоя Кудря покусала, сценаристка «Ликвидации»?

  4. (супермегаважно) Уже после начала наступления реально можно захватить чужую шпионскую рацию, скомандовать по этой рации отбой и отменить наступление на три тыщи человек? Получается, один какой-то левый радист-полицай командует парой полков?!? Что за бред?!??

  5. Немецкие солдаты реально выглядят при засаде в зелёнке как коммандос? (Вот тут без сарказма, я и правда не знаю. Может, это исторический факт. Пикрелейтед.)

6. Зачем Кологривого заставили кричать через простынь? Это аллюзия на что-то? Нахрен вообще нужны его непонятные флэшбеки про семью, если они остаются непонятными?

7. Реально ли бензобак старенького грузовичка может от выстрела взорваться, как жунгли в Apocalypse Now!? Этот штамп уже подзаебал где-то.

8. Куда дели кучу кадров из трейлера? Снова сделают из невошедшего говносериал?

9. До миллиарда вопросов не дотянул, но вы можете добавлять вопросы в комменты — вдруг кто ответит.

По сумме впечатлений и объёму полученных эмоций 750 рублей считаю окупленными.

Всё о кино

30.6K постов63.6K подписчиков

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.