Серия «Бадаюсь со сбербанком за Домклик плюс»

8

Бадаюсь со Сбербанком за сохранение процентной ставке по ипотеки без "Домклик плюс". Часть 2. Пояснения камрадам

Судя по комментариям, камрадам необходимо немножко разжевать детали.

Главный документ, регулирующий условия дальневосточной ипотеки, регулируется постановлением правительства РФ от 7 декабря 2019 года N 1609

https://docs.cntd.ru/document/564004710

Выдержка, на которую, вероятно, ссылался сбербанк готовя свой договор:

«в случае незаключения заемщиком договоров личного страхования (страхования жизни, страхования от несчастного случая и болезни) и (или) страхования недвижимого имущества, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств заемщика по кредитному договору, а также при невыполнении заемщиком предусмотренных кредитным договором условий указанных договоров страхования. При этом размер процентной ставки не может быть увеличен более чем на 1 процентный пункт;»

То есть с точки зрения постановления правительства я должен:

  1. Застраховать предмет залога

  2. Застраховать жизнь титульного заемщика

  3. Соблюсти условия страхования

Что пишет в договоре сбербанк:

«В случае расторжения Договора об обслуживании пакета услуг «Дом клик Плюс» или отсутствия платы за обслуживание пакета услуг «Дом клик Плюс», процентная ставка по Кредиту может быть увеличена с даты, следующей за второй Платежной датой после дня получения Кредитором информации о расторжении Договора или отсутствии платы. Увеличение процентной ставки составит 1 процентный пункт……..»

Как это понимаю я:

Сбербанк, руководствуясь постановлением правительства говорит, что страхуйте жизнь у нас. Страхование жизни как раз входит в пакет «Домклик плюс».

Что думает ФАС

Определение №АК/104961/23 Определение о назначении дела № 07/01/11-53/2023

https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-finansovyh-rynkov/f5cb4b5d-d0b5-4166-82ae-0082b57429a4/

«Действуя в рамках договоренностей по реализации договоров страхования в пакете услуг «Домклик Плюс», предусматривающем снижение процентной ставки на ипотечное кредитование, ПАО Сбербанк и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» искажают конкурентные условия обращения страховых услуг, что приводит к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг.

При этом такое взаимодействие не соответствует требованиям Общих исключений и не может быть признано допустимым.

Таким образом, в действиях ПАО Сбербанк и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» усматриваются признаки нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении устного соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке страховых услуг.»

Выводы:

На основании определения ФАС, я хочу более не платить за бесполезный для меня набор сервисов «Домклик плюс». И сохранить ставку 2% за счет того, что страхование жизни я уже оформил в другой страховой компании.

Я готов идти в суд. В худшем случае я получу "юридическое образование" и пройду через этот путь потратив не слишком много денег. В лучшем случае я помогу себе и другим комрадам не желающим платить поборы банку.

Показать полностью
12

Бадаюсь со Сбербанком за сохранение процентной ставке по ипотеки без "Домклик плюс". Часть 1

Всем привет. Это мой первый полноценный пост на Пикабу, так что строго не судите, но тапочком кинуть можно… в сторону Сбера :)

История такая. Пару лет назад мы с женой решили вложить свободные деньги в бетон, тем более что по программе дальневосточной ипотеки под 2% - это можно сказать почти бесплатные деньги. А с учетом текущей инфляции…

В итоге 17.11.2023 мы с женой стали заемщиками по «Дальневосточной ипотеке» под 2% годовых в Сбербанке. Когда оформлял ипотеку, мне мягко, но настойчиво объяснили, что нужно подключить платный пакет услуг «Домклик плюс». По сути это было подано как условие получения/сохранения льготной ставки: хочешь 2% — оформляй пакет, не хочешь - ну… «можем и по-другому посчитать, под 3%».

С самого начала меня мучила мысль, что с подпиской «Домклик плюс» меня нагло налюбливают. И на третий год сотрудники Сбербанка и Домклика начали напоминать, что пакет то скоро закончится и если я не продлю «Домклик Плюс», то процент по ипотеке поднимут. То есть уже выданный кредит по госпрограмме под 2% внезапно становится заложником какого-то платного сервиса. Фактически: хочешь сохранить условия по ипотеке — продолжай платить за пакет. Иначе — штраф в виде повышения ставки.

И жил бы я так, да и платил почти по 30 тысяч в год ещё 18 лет. Но мне попалась новость со ссылкой на определение ФАС №АК/104961/23 по делу № 07/01/11-53/2023 от 17.01.2025.

https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-finansovyh-rynkov/f5cb4b5d-d0b5-4166-82ae-0082b57429a4/

Конечно, я ещё почитал законы и разъяснения регуляторов и понял, что меня, мягко говоря, держат за лоха:

  • Статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» прямо запрещает навязывать дополнительные услуги как условие получения основной.

  • Банк России в разъяснениях пишет, что нельзя ставить выдачу кредита, льготные условия или их сохранение в зависимость от покупки дополнительных платных услуг (кроме обязательных по закону, типа страхования залога). Пакет «Домклик Плюс» к обязательным, понятно, не относится.

  • ФАС уже разбирала похожую ситуацию: решением по делу № 07/01/11-53/2023 от 17.01.2025 действия Сбера по навязыванию «Домклик Плюс» при ипотеке признаны нарушением антимонопольного законодательства. (ссылка выше)

То есть регуляторы уже дали понять, что так делать нельзя, но на местах, судя по всему, продолжают делать вид, что «это просто такая опция, но без неё ставка может быть другой».

В итоге я написал официальную претензию в Сбербанк, в которой:

  • отказался от дальнейшего продления и использования «Домклик Плюс» по своему ипотечному договору;

  • потребовал прекратить продление пакета, отключить услугу и отменить автопродление;

  • потребовал письменно подтвердить, что отказ от пакета не приведет к росту процентной ставки и не изменит условия договора по Дальневосточной ипотеке;

  • попросил вернуть деньги, если к моменту рассмотрения претензии они успеют списать очередной платеж за продление;

  • отдельно указал, что в случае отказа или попытки поднять ставку буду жаловаться в Банк России, Роспотребнадзор, ФАС и, при необходимости, идти в суд.

Пока что сотрудники банка по телефону посылают меня для отключения подписки в приложение банка в котором, сюрприз, такой опции не предусмотрено. Ну или сходить в офис банка, который, снова сюрприз, не работает в день ответа и по совместительству день когда должно произойти автоматическое списание! Если будет желание читающих, то выложу запись разговора с сотрудниками банка, запикав персональную информацию.

В общем я решил пободаться с банком за свои права. Поэтому, если у кого-то есть практические советы:

  • на что обратить внимание в ответе банка,

  • какие формулировки важны для жалобы в Банк России/ФАС/Роспотребнадзор,

  • что лучше сразу собирать в качестве доказательств (скриншоты, записи разговоров и т.п.),

  • буду очень благодарен за комментарии.

Если тема откликнется, в следующих постах могу:

  • выложить выдержки из ответа Сбера (когда придет),

  • рассказать, что ответили регуляторы (если до них дойду),

  • описать пошагово, как я написал претензию и жалобы по навязанной мне услуге «Домклик плюс».

P.S.
Судя по комментариям камрадов, требуются дополнительные пояснения. Оформил постом.
Бадаюсь со Сбербанком за сохранение процентной ставке по ипотеки без "Домклик плюс". Часть 2. Пояснения камрадам

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!