user5647576

user5647576

Король под горой
На Пикабу
поставил 17 плюсов и 0 минусов
103 рейтинг 1 подписчик 5 подписок 10 постов 0 в горячем

Загробная жизни гномов

«Прощай, великодушный вор, – сказал Торин. – Теперь я ухожу в чертоги ожидания восседать со своими праотцами до той поры, пока мир не обновится. Я сражён гоблинами. Так как я оставляю всё золото и серебро и ухожу туда, где оно мало ценится, я хочу, расставаясь с тобой, вернуть нашу дружбу и забрать назад свои слова и поступки у Ворот»

Загробная  жизни гномов Хоббит: Битва пяти воинств, Хоббит, Длиннопост

Этот отрывок, интересный мимолётным образом загробной жизни гномов (или, по крайней мере, гномьих верований о том, что произойдёт с ними после смерти) не имел совершенно никаких параллелей в Легендариуме, когда был записан впервые. Ничто иное не указывает настолько явно на пропасть, лежащую между первоначальной концепцией гномов, зафиксированной в «Книге утраченных сказаний» и гномами, показанными в «Хоббите» и «Властелине колец», как расхождение во мнениях по поводу их судьбы. С самого начала Легендариума расхождение судеб людей и эльфов было ключевой частью повествования: люди, которые умирают, уходят из этого мира и не возвращаются; их души также покидают Арду (мироздание), в то время как эльфы отправляются в Чертоги Мандоса в Валиноре, чтобы ждать там, пока не смогут реинкарнироваться. Первоначально гномы не подпадали ни под одну из этих категорий – встречающиеся порой в «Хоббите» упоминания «смертных людей» и указания на крайне долгую продолжительность жизни гномов (Траин ушёл сто лет назад, многие из отряда Даина были крепкими и бодрыми ветеранами войны, произошедшей задолго до его ухода, Торин и Балин вспоминают события, по отношению к которым 153-летный ворон слишком молод, чтобы пережить их лично, угроза эльфийского короля заточить Гандалва/Торина в тюрьму на сто лет, прежде чем вновь допросить его) свидетельствуют, что они не совсем смертны или, по крайней мере, продолжительность их жизни очень-очень превышает людской век. Как знают все читатели «Властелина колец», у Толкина были собственные определения смертного и бессмертного: «Смертные люди» «обречены умереть» (стихотворение о кольцах из «Властелина колец»), потому что у них конечный срок жизни, и в самом деле умирают просто от старости, в отличие от драконов (которые «живут… практически вечно, если только их не убьют» <…> и эльфов (на поле битвы «много полегло… прекрасных эльфов, которые могли бы ещё долгие века счастливо жить в своих лесах» <…>). Толкиновские эльфы «бессмертны», поскольку они не умирают от старости, болезни или естественных причин, хотя их можно убить; по словам Толкина в радиоинтервью 1965 г. Денису Геру, их жизненный цикл продолжается, пока эта планета пригодна для обитания, и, возможно, лучше бы было избрать «долговечный», а не «бессмертный», как большинство понимает этот термин. И даже будучи убиты, эльфы перерождаются с теми же самыми воспоминаниями, личностью и (предположительно) внешностью, так что смерть для них всего лишь временное состояние, перерыв в их «периодически повторяющемся долгожительстве» («Письма», с. 267 <цитата из Письма 208 в переводе С. Лихачёвой>).
Для гномов в «Хоббите» и последующих работах Толкин создаёт третий вариант. В текстах раннего Легендариума, в которых гномы играют относительно малую роль, не рассматривается вопрос, что происходит после смерти гномов, так что слова умирающего Торина (записанные в декабре 1932 или январе 1933 г.) – это первый раз, когда поднимается эта тема. Как это ни странно, через несколько лет (около 1937 г.), когда Толкин вставлял несколько отсылок к судьбе гномов в различные тексты, которые, как он полагал, должны стать составными частями «Сильмариллиона» (ср. «История Средиземья», V.167 и 202 и История Средиземья», IV.284), его комментарии откровенно противоречат тому, что уже было зафиксировано в «Хоббите» и вместо этого вторят «Книге утраченных сказаний» и «Квенте» 1930 г. Эти новые тексты Легендариума, написанные с эльфийской точки зрения, предполагают, что у гномов нет души, и они после смерти просто прекращают существовать:
«Но в карлах не обитает никакого духа, как в Детях Творца [т.е. эльфах и людях – примечание Дж. Рейтлиффа], и у них есть навык, но не искусство; они возвращаются в камень гор, из которого созданы» – «(Поздние») Анналы Белерианда», «История Средиземья», V.129 <Цитата в переводе Х. Фенрирсона и А. Кутузова>.
Схожие комментарии сделаны в «Ламмас» («История Средиземья», V.178), а «Квента Сильмариллион» 1937 г. соглашается с тем, что гномы «возвращаются под землю и становятся камнем гор, из которого были сотворены» <Цитата в переводе Ю. Понедельник> («История Средиземья», V.273). Очевидно, эта отсылка возвращает нас к древнескандинавским преданиям <…>, особенно к судьбе карлика Альвиса в «Старшей Эдде», который превращается в камень в конце «Речей Альвиса». Кроме того, очевидно, что это невозможно согласовать с предсмертными словами Торина, и прошло не так уж много времени до изменения текста «Квенты Сильмариллион», чтобы он гармонировал с концепцией, упомянутой в «Хоббите». Пересмотренный текст «КС» гласит:

Загробная  жизни гномов Хоббит: Битва пяти воинств, Хоббит, Длиннопост

«НОЛДОР ПОЛАГАЛИ, что в карлах не обитает никакой дух … и они возвращаются в камень гор, из которого они были созданы. ВСЕ ЖЕ НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО АУЛЭ ЗАБОТИТСЯ О НИХ И ЧТО ИЛУВАТАР ПРИМЕТ ЕГО РАБОТУ, ИБО ОН НЕ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ КАРЛЫ ПОГИБЛИ» – «История Средиземья», V.146; выделение моё <Дж Рейтлиффа; цитата в переводе Х. Фенрирсона и А. Кутузова>.
Это следует отметить как первый пример изменения более раннего Легендариума для того, чтобы тот соответствовал истории Бильбо; недавно опубликованная книга приобрела преимущество перед пока что неизданным материалом, история происхождения которого до тех пор пользовалось бóльшим уважением, точно так же как позже преимущество перед тем и другим приобретёт «Властелин колец», что потребует дальнейшей работы над «Хоббитом», ставшей Четвёртой и Пятой фазой (соответственно, «Хоббит» 1947 г. и «Хоббит» 1960 г.). Дальнейшее развитие идей, предполагаемых в предсмертной речи Торина, проявляется в Приложении A («Народ Дурина») «Властелина колец», где отмечается, что «странные истории» о происхождении гномов рассказывают «и эльдар, и сами гномы» («Властелин колец», 1108), одной из которых была идея, «что не существует женщин-гномов, и что гномы "прорастают из камня"» («Властелин колец», 1116) – так что то, что некогда было официальным утверждением, теперь отвергается как «глупое мнение» (там же). Кроме того, мы встречаем историю о Дурине Бессмертном (Дурин I), который перерождался пять раз (Дурин II–VI), причём ещё одно оставшееся перерождение только предстоит («Дурин VII и Последний»; «Властелин колец», 1108 и 1117); хотя каждое тело умирает, время, которое он проводит между жизнями, описывается как «сон» («До тех пор, пока Дурин вновь не восстанет ото сна» – «Властелин колец», 334).
Полного разъяснения слов Торина, если кто-либо в нём нуждался, пришлось ждать до «Поздней Квенты» [около 1951 г.], которая мастерски охватывает все предыдущие противоречащие друг другу точки зрения на этот вопрос и устанавливает между ними гармонию:
«…живут они [гномы] долго, далеко превосходя людей в долголетии, но все же не вечно. В давние дни нолдор считали, что, умирая, наугрим возвращаются в землю и камень, из коих вышли; но сами они в это не верят. Ибо говорят они, что Аулэ печется о них и собирает в Мандосе, в отдельных чертогах, и там они ожидают, но не в праздности, а совершенствуя мастерство и умножая знания. И Аулэ, как говорят они, встарь объявил Праотцам, что Илуватар принял у него плоды его страстного желания, и что Илуватар благословит их и в Конце даст место среди своих Детей. Тогда станут они служить Аулэ и помогать ему в восстановлении Арды после Последней Битвы».
– «История Средиземья», XI.204 <Цитата в переводе Ю. Понедельник>.
За исключением фразы о занятиях душ гномов в тот период, что начинается после их смерти – который, как мне кажется, следует мимолётным образам погружённых в труды «тёмных альвов» в некоторых скандинавских источниках, таких как «Прозаическая Эдда» Снорри – это полностью соответствует словам Торина и даёт окончательный ответ на вопрос, чего ожидают он и остальные гномы: задачу поистине достойную их мастерства, возможность отстроить заново мир (Арду Искажённую) таким, каким он должен был быть.

Показать полностью 1

Gifs по вселенной Толкина

Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Gifs по вселенной Толкина Властелин колец, Хоббит, Гифка, Длиннопост
Показать полностью 6

Почторы к фильму хоббит

Почторы к фильму хоббит Хоббит: Битва пяти воинств, Постер, Длиннопост
Почторы к фильму хоббит Хоббит: Битва пяти воинств, Постер, Длиннопост
Почторы к фильму хоббит Хоббит: Битва пяти воинств, Постер, Длиннопост
Показать полностью 3

Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза

Вы тоже заметили что цвет глаз у легалаза поменялся после событий хоббита

Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Как думаете с чем связана смена цвета глаз легалаза Хоббит, Хоббит: Битва пяти воинств, Леголас, Длиннопост
Показать полностью 5

ЛЕМБАС ПОДДЕРЖАЛ ФРОДО И СЭМА СИЛЬНЫМИ

«Наконец наступила ужасная ночь; и когда Капитаны Запада приблизились к краю живых земель, два странника погрузились в час полного отчаяния... Фродо сидел, положив голову между колен, руки устало свисали к земле, где его руки лежали слабо подергивающимися... хотя он был утомлен и находился под тенью страха, у Сэма еще оставалось немного сил.У лембасов было достоинство, без которого они давно бы легли умирать. Он не удовлетворял желания, и временами разум Сэма наполнялся воспоминаниями о еде и тоске по простому хлебу и мясу. И все же этот путевой хлеб эльфов обладал силой, которая возрастала по мере того, как путешественники полагались только на него и не смешивали его сочетали с другой пищей. Оно питало волю и давало силы выносить и овладевать сухожилиями и конечностями, превосходящими возможности смертного рода».

ЛЕМБАС ПОДДЕРЖАЛ ФРОДО И СЭМА СИЛЬНЫМИ Хоббит: Нежданное путешествие, Фильмы

Фили и Кили из фильма хоббит

Фили и Кили из фильма хоббит Фильмы, Хоббит: Нежданное путешествие, Длиннопост
Фили и Кили из фильма хоббит Фильмы, Хоббит: Нежданное путешествие, Длиннопост
Фили и Кили из фильма хоббит Фильмы, Хоббит: Нежданное путешествие, Длиннопост
Фили и Кили из фильма хоббит Фильмы, Хоббит: Нежданное путешествие, Длиннопост
Показать полностью 4

Дэвид Теннант британский актёр театра и кино на 54% британец

Дэвид Теннант  британский актёр театра и кино на 54% британец

Доктор кто Эдит

Отличная работа, все прочитано!