Полезные промпты для бизнеса
3 поста
3 поста
10 постов
Пару дней назад я нашёл свою первую публично опубликованную статью, которую написал более 5 лет назад
Через 2 года после того, как OpenAI выпустили документ "Improving Language Understanding by Generative Pre-Training" — то, что можно считать основой GPT-1
Тогда рассуждения об ИИ, с которым можно качественно общаться, воспринимались как что то далекое. Похоже на то, о чем рассуждал ещё Алан Тьюринг
А Siri и Google Assistant были вершиной публично доступных чат-ботов
Но прошло 5 лет, и ИИ агенты это уже данность. Они спокойно проходят не только тесты Тьюринга, но и вообще любые тесты
Мы уперлись в стену
GPT-5 показывает фундаментальное ограничение GPT моделей — мы близки к исчерпанию всех оцифрованных человеческих знаний, которые нужны моделям на стадии предобучения
Можно улучшать модели через мелкие улучшения изнутри, увеличивать reasoning tokens за счет роста вычислительных мощностей и структур сетей, но от этого подобные модели не перестанут быть next token prediction
Если привести аналогию, то модель "пытается познать мир", находясь внутри библиотеки. Но насколько большую библиотеку ты не создавай, по настоящему познавать мир через нее у модели не получится
Для познания мира мы, люди, используем совершенно другой механизм — любопытство.
И это — наше главное эволюционное преимущество, которое привело нас туда, где мы есть
«Откуда мы знаем, что существуют чёрные дыры, квазары, взрываются сверхновые и образовываются всевозможные химические элементы, из которых состоит наше тело и Земля? Ведь это невообразимо далеко и невероятно сложно»
«Мы это знаем благодаря телескопам и измерительным устройствам» — это плохое объяснение«Мы знаем, что существуют конкретные законы физики, мы проверили эти законы много раз, мы получили много информации о том, что эти законы соблюдаются и на Земле и за миллиарды километров, поэтому мы с хорошей точностью знаем что происходит при взрыве сверхновой» — это хорошее объяснение
Объяснения — это самый базовый элемент, который позволяет человечеству создавать новые знания
Которые создаются только таким способом
— Выдвинуть гипотезу — догадаться/предположить, что что-то устроено определённым образом
— Сделать действия — проверить гипотезу экспериментами
— Обработать данные — получить обратную связь от мира
— Сделать выводы — выбросить гипотезу, принять или доработатьА затем ждать лучшего объяснения
И да, это стандартный продуктовый подход через HADI циклы
И именно этот процесс привёл к созданию всего знания, всех инструментов в мире
Другого процесса создания знания не существует
Мы посадили ИИ в библиотеку, а ему нужна лаборатория
Текущие модели — отличные библиотекари. Они идеально пересказывают существующие знания, комбинируют их и даже делают инсайты на основе прочитанного
Но если мы хотим настоящий AGI, то он должен стать учёным. Он должен создавать новые знания
На планете менее 1% людей в определённый момент времени занимаются созданием знаний на границе неизвестного
Мы ограничены количеством мозгов и рук, которые способны выдвинуть гипотезу, проверить ее и сделать выводы
Вот где настоящее бутылочное горлышко роста знаний — не в данных, а в количестве мозгов и рук, способных выдвинуть и проверить гипотезу.
Для создания AGI нам нужно научить ИИ
Выдвигать гипотезы
Проверять их экспериментально
Делать выводы и, в идеале, делиться ими
Для этого ему понадобится доступ к нашему миру через сенсоры. И развитие робототехники — необходимый шаг
AGI = Модель + HADI циклы + Реальный мир
После того, как мы научим ИИ проходить HADI циклы, мы войдём в эру сингулярности знаний
Рост знаний будет ограничен только вычислительными мощностями, а не количеством любопытных людей на планете.
Вместо 1% человечества, которые генерируют знания, нам нужно будет создать ИИ-ученых, работающих 24/7
Это и будет состояние мира, близкого к настоящей сингулярности
почему то ссылка на подкаст недоступна, scam, но я все равно расскажу вам
💫 Начинается время безграничных возможностей
AI устраняет традиционные ограничения, позволяя небольшим и гибким командам вытеснять крупные и неповоротливые компании.
Бизнесу придется внедрять AI, иначе он быстро станет неактуальным.
Через 10 лет практически каждый человек будет умнее, чем умнейшие сегодня.
✨ Вместо количества сотрудников нужно растить «magic per employee»
Успешность компании больше не измеряется количеством персонала. Чем больше людей, тем выше операционные затраты на поддержание бизнеса. Маленькие компании с качественно выстроенными AI процессами могут тратить это время на изучение своих пользователей и на адаптацию к постоянно меняющимся трендам
💵 Еще одна проблема раздутого штата — их скрытые расходы
Большой штат всегда ведет за собой сложности в координации, усложненный найм и постоянные затраты на онбординг. Все это отвлекает от основной задачи компании — создания ценности для клиентов. Компактные команды лучше сохраняют фокус на клиенте и быстро принимают решения.
Фаундерам придется уделять максимум времени прямому взаимодействию с клиентами, регулярно вовлекая их и свою команду в развитие продукта. Компании, погруженные во внутреннюю бюрократию вместо клиентской ценности — не смогут конкурировать с маленькими и быстрыми конкурентами.
🕶 Реагируйте, а не предсказывайте
Теперь быстрое реагирование на изменения важнее, чем попытки предугадать будущее. Будущее сегодня слишком непредсказуемо.
Компании, плохо адаптирующиеся к изменениям, быстро потеряют свои позиции. Microsoft и Nvidia — хороший пример качественной адаптации, несмотря на их размеры
💞 AI как гениальный сотрудник
Воспринимайте AI как нового, сверхразумного и не ленивого сотрудника.
Вместо того чтобы разочаровываться в AI, стоит научиться работать с ним.
Практически любую бизнес задачу уже сейчас можно оптимизировать с помощью AI. А то, что нельзя оптимизировать сейчас, можно будет оптимизировать через пол года или год
✍️ Стройте бизнес модели на будущее
Можно не бояться, если ваша перспективная бизнес модель не сходится из-за высоких затрат на АИ компьютинг. За последние 3 года они упали в десятки раз, и пока останавливаться не собираются
🍭 Относитесь к AI с оптимизмом
Люди и основатели, которые с энтузиазмом используют AI как мощный драйвер изменений — точно добьются успеха. По сравнению с теми, кто продолжает игнорировать этот инструмент. Сейчас наступил идеальный момент, чтобы ускорять свой рост, проявлять смелость в инновациях и опережать конкурентов.
========
🎮 Как бы я действовал уже сегодня, если бы меня попросили сделать AI трансформацию внутри компании
1️⃣ Оценил бы бизнес модель, текущие задачи и штат компании. Отметил бы, что уже сейчас можно улучшить с помощью AI. Или что можно будет улучшить через пол года
2️⃣ Сократил бы внутренние барьеры и бюрократию, фокусируясь на быстром внедрении инноваций.
3️⃣ Выстроил бы процесс регулярного взаимодействия с клиентами, чтобы четко понимать их потребности и быстро реагировать на изменения. Сейчас это еще важнее, чем было недавно
4️⃣ Создал бы небольшие гибкие команды и в каждую команде бы выделил или добавил лидера в AI. Задача этого человека — нести AI знания внутрь своей команды и к каждой новой задаче задавать вопрос — а как мы можем решить ее быстро и с минимальными человекоресурсами
5️⃣ Постоянно проводил бы новые эксперименты и тестировал новые AI решения. И быстро бы интегрировал те решения, которые отлично себя показали
💯 Вывод
AI — это не просто технологический тренд, как блокчейн допустим, а критически важный повод полностью пересмотреть структуру, стратегию и принципы работы вашей компании
9 апреля, что было уже более 3 месяцев назад, Google анонсировал новый открытый протокол — Agent2Agent (A2A)
В дополнение к Model Context Protocol — это ещё один шаг в сторону координируемых ИИ-систем
Agent2Agent протокол решает одну простую проблему
Как заставить AI-агентов говорить на одном языке и работать вместе?
Небольшая сноска по поводу того, кто такие агенты, потому что сейчас агентами любят называть обычные автоматизации
Агент — это AI-сущность, которая должна:
— понимать задачу и условия выполнения
— принимать решения, чтобы добиться наилучшего исполнения
— общаться с другими агентами, чтобы прийти к своей цели
— работать независимо, как сотрудник
Что предложил и сделал Google?
По сути, создал язык и мессенджер для агентов.
Как людям нужны слова и способ связи, чтобы договориться — так и агентам нужен стандарт общения
У меня появилась аналогия с островами
Агенты без протокола — как жители разных островов
Каждый внутри своего острова как-то справляется. Но сейчас, чтобы выстроить взаимодействие с другими островами — нужно каждый раз договариваться с нуля
A2A протокол предлагает агентам общий язык и единый протокол работы.
И эффект у этого должен быть такой-же, какой сейчас дает нам интернет и английский язык
🏢 И еще одна простая аналогия на примере компании
Катя из HR нанимает людей
Дима из Legal проверяет договоры
Маша из Logistics заказывает доставку
Они общаются через Telegram на русском языке
В мире ИИ: Катя, Дима, Маша — это агенты
A2A — это их Telegram и русский язык. Если что-то из этого убрать в их коммуникации, то работа встанет
Как обстоят дела AI агентов сейчас — без A2A
⏺ Каждый агент живёт в изоляции
⏺ Все связи — ручные, через API и всякие автоматизации)
⏺ Нет общего языка, нет поиска друг друга
⏺ Всё держится на хрупком и дорогом коде
🔵 Общий язык и формат общения между агентами
🔵 Описание способностей AI-агента через AgentCard в виде JSON формата
🔵 Передача задач и их состояний (Task, Artifact)
🔵 Поддержка долгих задач, асинхронность, push-уведомления
🔵 Безопасность на уровне enterprise (OAuth, TLS, mTLS)
🔵 Поддержка фреймворков по типу LangChain, Genkit, LangGraph и тдтп
MCP — это стандарт, который помогает LLM-моделям подключаться к данным, ресурсам и внешним инструментам.
Он уже за пару месяцев успел закрепиться как стандарт ниши — OpenAI, Anthropic и многие другие строят совместимость с MCP
A2A решает другую задачу
Он позволяет агентам координировать действия между собой — не как "инструмент → вызов → результат", а как равноправные сущности, которые обмениваются задачами, артефактами и статусами.
MCP — это про «чем пользоваться»
A2A — это про «с кем и как взаимодействовать»
MCP соединяет агента с инструментом, A2A — с другими агентами.
И если всё будет развиваться так, как сейчас — мы получим масштабируемые экосистемы, где агенты умеют пользоваться ресурсами и договариваться друг с другом
☀️ Google также предоставили демо кейс — Найм разработчика c помощью AI агентнов
Пишем в Gemini — «Найди разработчика, можно удалённо, но с таймзоной около Pacific Bay»
Агент через A2A находит HR-агента
HR-агент возвращает список кандидатов
Зовется другой Агент — интервью-агент
Затем зовется агент для проверки background check кандидатов.
И на выходе получаем самого подходящего кандидата
И это все должно работать без Zapier, специальных API и других склеек / костылей
Больше автоматизации
Агенты сами находят друг друга, передают задачи, отслеживают статус.
Быстрее запуск и рост
Добавить нового агента должно быть очень быстро и просто
Меньше затрат
Меньше разработки и поддержки, так как есть единый стандарт
Гибкость
Хочешь заменить блок или протестировать нового подрядчика — просто меняешь агента
Понятно, что пока это все стадия "Для гиков", но уже движение есть. MCP понадобилось пол года, чтобы найти свою аудиторию. Для А2А уже прошло 3 месяца, и оно вроде как все еще расте
Сегодня 3 часа потратил на общение с ChatGPT + Claude, чтобы сформировать более твердое понимание своего продукта
И в процессе родилось 3 промпта к GPT, которые дали мне больше всего инсайтов по моему продукту. Опубликую их в серию
Подойдет практически любому бизнесу. Если попробуете, то много инсайтов получите
Валидируем идею через взгляд инвестора
📌 Чтобы понять, а как потенциальные инвесторы могли бы посмотреть на вашу идею или уже существующий продукт
Я хочу проверить свою идею с точки зрения инвестора.
Мой продукт – [описание], а целевая аудитория – [описание ICP из этого поста].
Оцени идею по этим 5 критериям
1️⃣ Рыночный спрос – действительно ли это большая проблема, которую хотят решить?
2️⃣ Конкурентное преимущество – чем этот продукт уникален?
3️⃣ Масштабируемость – может ли из этого вырасти что-то крупное или это узкая ниша?
4️⃣ Монетизация – как на этом зарабатываются деньги? Готовы ли пользователи платить?
5️⃣ Исполнение и риски – какие главные риски, которые могут убить этот продукт?
В конце поставь инвестиционный балл (1-10) и скажи, что нужно улучшить, чтобы получить 8+/10
Сегодня 3 часа потратил на общение с ChatGPT + Claude, чтобы сформировать более твердое понимание своего продукта
И в процессе родилось 3 промпта к GPT, которые дали мне больше всего инсайтов по моему продукту. Опубликую их в серию
Подойдет практически любому бизнесу. Если попробуете, то много инсайтов получите
Определяем Jobs to be Done ваших клиентов💫
Это задачи реального или потенциального клиента, которые он хочет решить
📌 Чтобы понять, какие существующие работы может закрывать твой продукт для клиентов
Я хочу лучше понять ключевые задачи пользователей через Jobs to be Done инструмент. Мой продукт – [описание продукта], моя аудитория – [описание ICP из этого поста].
Разбей их на три категории
1️⃣ Функциональные задачи (какую практическую работу выполняет продукт?)
2️⃣ Эмоциональные задачи (какие эмоции вызывают решение или нерешение проблемы?)
3️⃣ Социальные задачи (как решение проблемы меняет их статус, восприятие окружающими?)
Затем расставь приоритеты
✅ Какая работа самая болезненная? (Сила боли / Частотность)
✅ Где пользователи готовы платить?
✅ У какой задачи еще нет хорошего альтернативного решения?
Вот такой результат у меня получился на выходе, после того, как я ответы модели переложил в Miro
Эта же картинка была и в первом посте, потому что эти промпты дополняют друг друга
Сужает целевую аудиторию → точный маркетинг и правильные решения в продукте.
Фокусирует ценность → продукт решает реальные боли клиентов.
Избегает ошибок → не строим слишком широкий и бесполезный продукт.
Иногда LLM лучше понимаю промпты на английском, поэтому вот его вариант на английском
💬 Prompt
I want to understand the deepest Jobs to be Done (JTBD) for my target users. My product is [describe product] and my audience is [describe ICP].
Break down their JTBD into three categories:
1️⃣ Functional JTBD (What practical task does my product help them complete?)
2️⃣ Emotional JTBD (What emotions does solving this problem trigger for them?)
3️⃣ Social JTBD (How does solving this problem change how they are perceived by others?)
Then, prioritize them based on:
✅ What’s the most painful job?
✅ Where is the highest willingness to pay?
✅ What job still has't great alternative solution?
Сегодня 3 часа потратил на общение с ChatGPT + Claude, чтобы сформировать более твердое понимание своего продукта
И в процессе родилось 3 промпта к GPT, которые дали мне больше всего инсайтов по моему продукту. Опубликую их в серию
Подойдет практически любому бизнесу. Если попробуете, то много инсайтов получите
Определяем ICP — Ideal Customer Profile aka Идеальный профиль клиента
📌 Чтобы понять, кто именно наши лучшие клиенты и как выстроить продукт под них
Я работаю над [тип продукта], который помогает [целевой аудитории] решать [проблему]. Помоги мне определить мой ICP, используя Value Proposition Canvas
Структурируй так
1️⃣ Профиль клиента
• Jobs to be Done (JTBD) – какие ключевые задачи они пытаются решить?
• Боли – что мешает им достичь цели?
• Выгоды – чего они хотят достичь?
2️⃣ Ценностное предложение
• Основные функции продукта
• Что убирает боли клиентов?
• Что дает дополнительные выгоды?
Убедись, что ICP конкретный и фокусируется на самых прибыльных клиентах
Value Proposition Canvas — удобный инструмент визуализации проблем клиента и функций продукта
Вот такой результат у меня получился на выходе, после того, как я ответы модели переложил в Miro
Сужает целевую аудиторию → точный маркетинг и правильные решения в продукте
Фокусирует ценность → продукт решает реальные боли клиентов
Избегает ошибок → не строим слишком широкий и бесполезный продукт
Иногда LLM лучше понимаю промпты на английском, поэтому вот его вариант на английском
💬 Prompt
I’m working on a [product type] that helps [target audience] solve [problem].
Can you help me define my Ideal Customer Profile (ICP) using the Value Proposition Canvas?
Break it down into:
Customer Profile
🎯 Jobs to be Done (JTBD)
⚠️ Pains
💡 Gains
Value Proposition
🛠 Key product features
💊 Pain relievers
🚀 Gain creators
Make sure the ICP is specific and prioritizes the highest-value customers!
В продолжении серии постов про Claude Desktop MCP Servers
В этом посте расскажу про 2 из 4 серверов, с которыми постоянно работаю
Вот какие MCP сервера подключены у меня
🟢 TickTick — мой таск трекер (на чтение и на запись)
🟢 Notion (на чтение и на запись)
🟢 GitHub (на чтение и на запись)
🟢 Google Analytics 4 (только на чтение)
------------
------------
Все же знаю, что такое Notion?
Для тех ктонет — это такая супер мощная база знаний. У меня там хранится почти все, что нужно хранить и записывать, от регламентов до планов на жизнь.
У Notion есть официальный MCP, что устанавливается намного проще, чем кастомные через GitHub.
Я ему говорю, что и куда сегодня потратил, или где и сколько заработал. А он сам распределяет доход по категориям и создает теги, если нужно
Плюс, он еще сам спроектировал инструкцию для этой таблицы, чтобы другие участники могли изучить логику UTM меток.
И может редактировать, уточнять содержание или дописывать какие-то блоки по моей просьбе
Например, для поддержания актуальности своего гайда по ChatGPT я периодически запускаю его внутрь каждой главы и прошу сверить содержание с ситуацией на сегодня через DeepResearch.
Или прощу найти в огромном количестве текста точную строку, где находится эта цитата
Что мне нравится во всех кейсах с ноушеном, что возможности LLM, как и возможности Notion, ограничены лишь моей фантазией, поэтому я постоянно придумываю новые возможности их взаимодействия.
Может у вас тоже есть какие то идеи, как еще можно было бы использовать Notion + Claude Desktop? Или может уже используете?
В продолжении серии постов про Claude Desktop MCP Servers
В этом посте расскажу про первый из 4 серверов, с которыми работаю
🟢 TickTick — мой таск трекер (на чтение и на запись)
🟢 Notion (на чтение и на запись)
🟢 GitHub (на чтение и на запись)
🟢 Google Analytics 4 (только на чтение)
------------
------------
TickTick — это мой таск трекер. Типо ToDoist
Я пользуюсь им для ведения своих задач. Так как работаю я сам на себя, то трекер это важная часть моей жизни, который у меня в основном выглядит вот так
Первый MCP, с которого я начал свое изучение этой темы — Tick Tick MCP
Было интересно сделать себе мини ассистента
У меня есть чат в Claude Desktop, в контекст которого вгружена роль Claude в этом диалоге
Затем в этот чат я пишу, что я хочу, Claude сам понимает, хочу ли я обратиться к TickTick или просто спрашиваю что-то. Если из контекста он понимает, что нужно использовать TickTick, то он вызывает ту функцию, которую примерно определил
Ставить задачи, можно даже на конкретное время
Удалять задачи, переносить задачи
Добавлять описание задачам
Создавать / удалять проекты, группировать задачи по проектам
В среднем, каждый MCP умеет делать то, что в нем написали. И то, насколько богатое API есть у сервиса, к которому будет подключен наш MCP.
Разные энтузиасты могут написать различные MCP для одного и того же сервиса. И все они будут разного уровня глубины и проработки
Какие основные кейсы при работе с TickTick MCP есть у меня
Почти каждую неделю я планирую в воскресенье вечером. Этот процесс у меня в основном происходит внутри ChatGPT, чтобы он был в контексте моих планов
Затем, я закидываю получившийся план в Claude, и прошу поставить мне эти задачи на неделю через TickTick, например, через такой промпт
Вот мой список задач на неделю.
К каждой задаче поставь Start Date и End Date в течении следующих 7 дней, учитывая их приоритет.
Выполнение каждой задачи в этом списке в среднем должно занимать не больше 3 часов.
После каждой задачи ставь буфер в 40 минут. Для каждой задачи можешь примерно добавить Definition of Done
Учти, что сейчас я живу в Бангкоке, работаю в среднем с 12 дня до 10 вечера. Суббота и Воскресенье -- не нагружай меня больше чем на 4 часа работы
Старайся не допускать накладывания задач на уже существующие задачиСначала напиши список и скинь в чат, а затем, после моего аппрува, добавь в TickTick
Это самый частый кейс ⤴️
Иногда закидываю в него разовые задачи
Например, я в Spotify увидел, что недалеко от меня через 2 месяца будет концерт. Я скинул скрин в Claude и попросил, чтобы он собрал инфу о билетах и поставил напоминалку через пару недель
Он задействовал свой deep research и все собрал в задачу. Я потом просто перейду по ссылке и куплю
Или, например
Мне нужно купить новые кроссовки в диапазоне 200$, скорее всего найк
Поставь это в задачи, и перед этим проанализируй их модельный ряд, сравни с NB, PUMA и Adidas. Выбери топ 3 под мой запрос -- бег по городу, 5-6км в среднем. А затем глянь, есть ли они в Бангкоке
И оформи в задачу, чтобы я через неделю сгонял в магазин
---------
Пока на этом все
Такие черновые посты помогают мне написать большую статью
А вот тут в более удобном интерфейсе
o((>ω< ))o