mpudalov
Как техдир должностные обязанности искал. Спойлер — нашел
Статья взята с моего канала на хабре: https://habr.com/ru/post/569614/
В прошлой статье я упоминал о четырёх уровнях осознанности техдира. Приведу эти 4 этапа, пройденные мной лично, ниже:
•Ответственность за программирование;
•Ответственность за технологическую часть продажи;
•Ответственность не только за тех. процессы (аналитика, тестирование, менеджмент – на выбор)
•Ответственность за полный цикл производства продукта, удерживая в фокусе внимания все связанные с производством процессы.
Следовательно мы видим перед собой картину, как юный технический директор растет в профессиональном плане. Происходит избавлении от различных проявлений неврастении в виде IT-фашизма или управленческой импотенции. Приходит осознание проф. обязанностей и зоны ответственности за цикл производства. Голова раскалывается и наступает жесткое интеллектуальное похмелье, а состояние лучше все визуализирует мемная картинка ниже.
Это очень сложный период. Количество вопросов растет, а ответы найти становится все сложнее. Подростковая IT-фантастика, вроде некогда популярной когда-то книги “Deadline” Тома ДеМарко может навредить, а Максима Дорофеева читать рановато. Вопросы, мучающие разум нашего техдира, намного проще и конкретнее. Например: “Какие у технического директора должностные инструкции и обязанности в зоне ответственности за полный производственный цикл? У всех они есть, а где же тогда мои? Обидно как-то…” Поэтому именно данную тему, хотелось бы затронуть сегодня.
Примечание автора:
Под должностными обязанностями я имею в виду их содержательную часть, а не форму. Если вы подходите к своему программисту, возомнившему себя специалистом широкого профиля и говорите что-то вроде “Вася, на фронтенд больше не лезь! Ты там 5 минут поработал – вся контора уже неделю чинит!” - то в этот момент вы очертили его должностные обязанности. И тут главное, чтобы он вас послушал. А нужна ли для этого специальная бумага в отделе кадров зависит от многих факторов.
Должностные обязанности
Главная проблема должностных обязанностей технического директора связана с тем, что как только ты пытаешься их струтурировать и внятно представить в виде текста, в результате обязательно получится непригодная ни к чему туалетная бумажка.
•Определение общих стратегий технического развития;
•Принятие глобальных технических решений;
•Внутренний технический арбитраж;
•Выбор технологий, которые будут использоваться в том или ином проекте;
•Оценка этих технологий в плане финансовых и временных затрат;
•Оценка длительности и трудоемкости проектов;
•Планирование и построение процессов разработки;
•Формирование команд разработчиков;
•Распределение задач между командами;
•Отслеживание продвижения проектов;
•Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
•Выбор и внедрение вспомогательных систем для разработки и администрации;
•Экспертные предложения по архитектуре или конкретным техническим решениям;
•Написание кода, обзоры кода, рефакторинг;
•Технический pre-sale ключевых проектов;
•Управление техническими рисками на проектах;
•Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании (CEO, COO, CIO и др.);
•Координация работы департаментов;
•Технические собеседования с новыми сотрудниками;
•Оценка продуктивности сотрудников и решение об уровне их зарплат;
•Обучение сотрудников;
•Формирование рабочей атмосферы в коллективе, мотивация сотрудников;
•Разборы полетов с тимлидами
Попытка конечно хорошая, но многовато для одного человека. Или выполнение всего перечня не обязательно? И что же конкретно должен выполнять наш техдир в рамках пунктов, описанных ниже
•Определение общих стратегий технического развития;
•Принятие глобальных технических решений;
•Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
•Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании?
По моему личному мнению, из списка только эти два пункта можно строго отнести к должности техдира (заменив при этом слово “общение” на слово “координация”) . Остальным можно и нужно заниматься при условии отсутствия данных специалистов.
Вывод: данный вариант – шляпа. Для отдела кадров сойдёт, конечно, но толку от такой должностной инструкции нет, потому что она ничего конкретно не объясняет. Непонятно какого конечного результата вы должны достигнуть, делая всё это. Так что если вы работаете в крупной корпорации или вам не важен результат по любой другой причине – на этом чтение статьи можете заканчивать и нести в отдел кадров полученный список :)
С остальными же продолжаем!
В другую крайность впадать тоже нельзя. Решить, что я теперь “отвечаю за всё” – прямой путь к выгоранию. Никто и никогда не сможет отвечать вообще за все, в том числе и техдир. Надо понимать, что сами по себе должностные инструкции не очень хорошо работают даже для линейных сотрудников. Есть такой термин – Итальянская забастовка. Суть ее в том, что сотрудники начинают эти самые инструкции исполнять до запятой. Эффект получается, как от ядерной бомбы. Однако есть одно НО, линейный сотрудник может себе позволит создавать иллюзию бурной деятельности до момента пока его не уволят, а техдир нет.
Я нашёл для себя следующее решение. Я определяю для себя три вещи:
1)Конечный продукт – то, за что я получаю зарплату (именно продукт).
2)Зоны ответственности – те вещи, без которых конечный продукт не получится и за которые я могу отвечать (пример: производственный процесс).
3)Фокус внимания – те вещи, без которых конечный продукт не получится, но я не могу за них отвечать напрямую (пример: стоимость техники).
При этом чем больше вы сможете из фокуса внимания переместить в зону ответственности – тем больше ваша система будет управляема. Главное не надорвитесь.
Итак, конечный продукт технического директора, который я определил для себя, выглядит следующим образом:
Себестоимость производства конечного продукта компании должна быть ниже, чем у прямых конкурентов производящих продукт того же качества.
И так, сразу отвечу на пару потенциальных вопросов.
1. Почему ниже? Пусть будет равна или даже несколько больше, всё равно ещё есть конечная стоимость, маркетинг, продажники – сбыть наш продукт их проблема.
Я действительно знаю конторы, где тащит хороший маркетинг и продажи при высокой себестоимости производства по вине техдира. Ну что тут скажешь – продажники молодцы, а техдир – нет. Можно ли быть стрёмным техдиром и получать зарплату? Можно, но зачем?
2. Почему только прямые конкуренты?
Если вы онлайн-кинотеатр, то как будете сравнивать производительность со своим косвенным конкурентом – кинотеатром обычным? Впрочем косвенных надо держать в поле зрения и помнить о них, это правда.
3. Почему себестоимость? Я технарь, я не хочу разбираться в деньгах.
Можно не разбираться, но понимать про них должен. Иначе – вон из профессии в тимлиды или даже разработчики. Потому что на уровне директора – вы оперируете деньгами и завязаны на них. Простой пример: тимлид может не задумываться при выборе стека технологий о средней стоимости разработчика на рынке. Техдир же обязан об этом думать.
Зоны ответственности
С конечным продуктом разобрались.
Теперь зоны ответственности:
1. Производственный процесс
1.1 Техническая часть производственного процесса (архитектура, стэк-технологий, инструменты, информационная безопасность).
1.2 Организационная часть производственного процесса (орг. структура, должностные инструкции, техники менеджмента).
2. Кадры, здесь зоны ответственности технического директора в том:
2.1 Чем люди работают;
2.2 Как люди работают;
2.3 Какие люди работают.
А вот что он делает в рамках реализации своей ответственности – зависит от конкретной ситуации. К примеру, если ваша компания состоит из 15 человек, и вы нанимаете по 2-3 человека в год, вы действительно собеседуете их лично. И этого может быть достаточно. Когда у вас 60 человек, то вы должны работать с HR’ом и тимлидами, передавая им свой опыт, своё виденье, выстраивая процессы и настраивая работу. Если у вас более 100 человек, тогда уже тимлиды и HR будут транслировать своё видение и опыт вам. Главное своевременно задать нужный вектор данного процесса
Тоже самое с производственным процессом. До 30 человек – я спокойно принимал все основные технические решение самостоятельно. Теперь у меня сидит целый отдел “ядерной” (от слова “ядро”) разработки.
Поговорим ещё о фокусе внимания. Что я держал в нём:
1. Клиентов;
2. Конкурентов (прямых и косвенных);
3. Всё, что касается технологических/организационных вопросов в моей сфере;
4. Уровень специалистов на рынке труда и их зарплаты;
5. Уровень подготовки в учебных учреждениях города.
6. И еще ряд специфических моментов, про которые вам неинтересно.)
Главный вопрос во всем этом деле – если мы ничего не можем напрямую с этим поделать, зачем нам про это знать? Реально, отдельная компания ведь не способна в одиночку повлиять на уровень подготовки студентов?
Или способна?)
То, что мы не можем за отвечать за данный процесс, не означает, что мы не можем влиять. К примеру, я несколько лет выступал экспертом WorldSkills по специальности “Дизайн и разработка”. Не знаю про средний уровень по городу - но то, что эта деятельность повлияла на программу подготовки нескольких техникумов – могу сказать точно.
Самое главное, что мы можем хотя бы частично переводить вещи из фокуса внимания в зону ответственности. Ярким примером является проект Smart Академия. Еще во время работы техдиром в компании “Умный мир”, я понял, что нам не подходят в достаточном количестве ни люди с рынка, ни выпускники учебных учреждений – нам пришлось взять процесс ввода в специальность в свои руки. Кстати, если кто-то на этом моменте пожелает плюнуть в ВУЗы или СУЗы, остановитесь. Дело в первую очередь не в качестве образования, а в том, что между получением образования и освоением профессии есть определенная разница. Там, где сохранился адекватный подход к стажировкам с вводом в специальность, всё более или менее нормально. А вот в Российском IT он не то что сохраниться, он выработаться не успел)))
Должны ли мы, как малые предприниматели, решать эту глобальную проблему? Нет, не должны. Но без этого, мы не решили бы свои задачи по росту, потому что 53 человека из 100 в компании – это выпускники Академии. А значит не надо ныть о падении образования, как это делают некоторые коллеги, а что-то придумывать. Вот мы и придумали – и сегодня Smart Академия самый мощный проект в Томске по вводу в IT.
Теперь, уже как директор компании Спутник – я иду дальше. Моя команда готова транслировать опыт коллегам. Я уверен, что в ближайшее время, вы увидите много толковых стажировочных программ от самых лучших компаний и проектов Томска.
Таким образом образуется супер крутой кейс. Решая собственную проблему, мы создаем новый сектор бизнеса.
Резюмируем
1. Определите ваш конечный продукт.
2. Определите за что вы должны отвечать, чтобы он получился (зоны ответственности).
3. Определите, какие внешние факторы на него влияют (фокус внимания).
Должностные обязанности – это то, что вам нужно делать, чтобы нести ответственность прямо здесь и прямо сейчас.
Со временем конечный продукт остается неизменным и может быть пересмотрен только в связи с какими-то фундаментальными изменениями. Зоны ответственности и фокус внимания – это рабочий инструмент, с которым вы системно работаете в рамках понимания конечного продукта.
А вот что вы делаете в рамках этих зон, то есть ваши должностные обязанности, зависит от многих факторов, например, таких как рост компании. То есть вы их должны регулярно пересматривать! Чтобы не оказалось случайно, что вы лично собеседуете всех 100 сотрудников компании. Вы тогда HR, а не техдир :)
И, конечно же, ищите мощные ходы, чтобы снизить влияние внешних факторов на вашу деятельность.
Кстати, приём с конечным продуктом хорош не только для директоров. Рекомендую проделать его со всеми работниками и внести конечный продукт в должностную инструкцию. В каком бы виде она у вас не существовала :)
Как ролевые игры помогли мне стать техническим директором
Как построить успешную IT-компанию, которая:
• Делает топовые проекты по производительности и безопасности?
• Работает на федеральном уровне и зарубежных рынках?
• Имеет одну из лучших систем организации труда?
• Подготовила сотню специалистов, которые вышли на IT-рынок?
Это все вещи, которые удались мне и моему партнёру. Конечно, простого ответа на заданные вопросы не существует (кто бы мог подумать! :)) Однако есть ряд правил, которые помогли нам добиться этих результатов. И я решил, что пора о них писать. Потому что невозможно слушать и читать ту ахинею, которую несут коучи, “Бизнес молодость” и прочие инфоцыгане.
Когда я слышу про коучинг…
Меня зовут Максим и я технологический предприниматель. То есть зарабатываю на том, что делаю вашу жизнь чуточку лучше, проще, удобней. Ну или повышаю чью-нибудь производительность труда.
Технологический предприниматель - это такой род деятельности, вроде призвания :) Неплохо бы иметь еще какую-нибудь профессию. И она у меня есть - я 10 лет проработал техническим директором в своей компании.
Что изменилось? Полгода назад в моей жизни произошло важное событие - я сменил должность и стал директором по развитию. Теперь я отвечаю не за релизы компании, а за то, чтобы этих релизов становилось больше :)
Итак, 10 лет я отработал техническим директором. 10 лет! Я начал работать до появления инстаграма, чтобы все понимали :)
Люди до появления инстаграма
В общем, работая техдиром, я прошел довольно длинный путь как специалист, как директор, как предприниматель. Когда-то нас было четверо. Сегодня под моим управлением около 100 человек.
За 10 лет я успел поучаствовать в самых разных проектах – от сайтов-визиток (да-да, когда я этим занимался ещё не было даже Landing Page) до цифровых платформ.
От интернет-магазина одежды, до угольной ГГИС. От нагрузки в полтора землекопа до онлайна в 10 000 человек. Когда-то давно нам хватало VPS для всех наших проектов на продакшене, сегодня мы управляем серверной группой на более чем 50 серверов.
Я могу делать почти всё – быть программистом (фронтенд и бэкенд), аналитиком, проджект менеджером, продакт-менеджером, тимлидом, техлидом, архитектором в конце концов… А самое главное я могу научить этому других людей, организовать их в группы и заставить их работать. Иначе какой же я директор? :)
И вот теперь - я директор по развитию. Я решил, что мне надо срочно писать, пока я ещё не забыл каково это – быть техдиром.
Тема, с которой я решил начать выбрана осознанно. Я настолько наладил бизнес, что я у меня появилась возможность заниматься хобби. И в августе 20го года я снова открыл клуб ролевых игр, как делал это 13 лет назад. Конечно же, эта статья в том числе и реклама клуба. Но не только! Поскольку именно с ролевого клуба я начался как управленец – про это я сейчас и расскажу.
Что значит быть техдиром?
Если мы говорим о предпринимательстве, а значит изначально малом бизнесе, то должность ты получаешь примерно следующим образом: “Так, кто у нас здесь больше всех шарит в программировании? Ты? Будешь техдиром!”
То есть часто выбирают просто самого матёрого программиста. Поэтому если компания не закрывается в первые три года, то у новоиспеченного директора может произойти эволюция взглядов. А именно:
Первый уровень: я отвечаю за программирование.Мне для того, чтобы дойти до 4го уровня потребовалось много лет –по моим расчётам около 7. Не могу сказать что это слишком медленно, поскольку очень много моих бывших коллег до этой истины вообще не доходят. Чаще всего люди прочно застревают на втором. У этого есть следующие причины:
Второй уровень: ого, я ещё участвую в продажах. От того, что я говорю и делаю - зависит продажа.
Третий уровень: ага, чтобы создавать продукт надо не только программировать, видимо надо отвечать ещё за что-нибудь (аналитика, тестирование, менеджмент) - иначе то, что я обещаю на продажах как тех. специалист и что потом получается - две большие разницы.
Четвертый уровень: ага, я видимо отвечаю за весь цикл производства продукта, а в фокусе внимания находится вообще всё, что с этим производством связано.
1. IT-фашизм. Всегда все проблемы можно скинуть на унтерменшей: тестеров,менеджеров, аналитиков, клиентов – нужное подчеркнуть. Все эти люди мешают чистокровным программистам сделать всё как надо. Таким способом технический директор может успокаивать себя годами и именно это будет останавливать его от того, чтобы взять контроль над чем-то кроме программирования.
2. Дикое IT. В отрасли сегодня очень много денег, часто попадают непрофильные клиенты или инвесторы, которые ничего не понимают в теме и не способны ничего проконтролировать. В таких случаях хищные IT-компании выжимают таких товарищей как тряпочку, а значит у технического директора и нет мотивации налаживать реально работающие производство и тем более отвечать за него. Достаточно создать “департамент отмазок”.
3. Управленческая импотенция. Директор - это в первую очередь про управления людьми. Естественно не каждый программист может и хочет это делать.
4. Семейный IT-бизнес. Компании размером до 15 человек могут работать вообще без технического директора. То, что так обозвали местного тимлида, который имеет долю в компании – по-человечески понятно, но к производственным процессам отношения не имеет.
Так вот, как только до нас доходит, что техдир отвечает за всю технологическую часть производства, включая анализ, контроль качества и управление – начинается работа по проектированию не только программной архитектуры, но и архитектуры всего производства. На самом деле, это реально очень похоже на программирование – у тебя есть различные объекты, которые ты должен сгруппировать и обеспечить их взаимодействие.
Ох уж эта нелегкая доля менеджера
И тут ты получаешь удар в голову – объектами, которыми ты управляешь являются живые люди: они имеют своё мнение по поводу того, что и как они должны делать. То есть во-первых, усложняется сам процесс проектирования, необходимо создавать систему исходя не только из её эффективности, но и из возможностей людей, которые тебе доступны. Во-вторых, ты должен ещё и защитить свой проект как перед другими директорами/собственниками/клиентами, так и перед рядовыми сотрудниками, которые потом по этому проекту будут работать. Ты должен всех замотивировать, учесть интересы людей или создать их. Это увлекательная, но очень сложная часть работы.
Причём здесь ролевые игры?
К сожалению, осознать свои задачи ещё не значит уметь их решать. Ну реально – вот ты занимаешься программированием, а теперь тебе людьми управлять. Мало того что для этого нужны определенные личные качества – они у тебя просто могут быть, но нужен ещё и опыт, специфические умения. Где их приобрести? На курсах коучей? “Бизнес молодость”? Не смешите меня :)
Лично я свои приобретал на ролевых играх и во время создания ролевого клуба. Вкратце расскажу, что такое ролевое движение и чем в нём можно заниматься.
Джейми Ланистер, косплей
Ролевики - это субкультура. Вроде панков, рокеров, неформалов или рэперов. Но только если вышеперечисленные товарищи объединяются по принципу любимой музыки, то ролевиков объединяет любовь к играм живого действия. То есть это такие игры, в которых ты играешь определенного персонажа, роль. Притом глубина игры может быть абсолютно разная и целиком зависит от выбранного персонажа. Вы можете играть в “третьего наёмника слева”, весело участвуя в сражениях и задорно гы-гыкая, а можете играть за какого-нибудь Джейми Ланнистера со сложным внутренним миром и длииииииной историей.
Способов поиграть, как и видов игр, есть много. Основные – это данжен, лангедок и полевая игра. Данжены вы могли наблюдать в “Теории большого взрыва”. Когда четыре задрота сидят за столом, кидают кубик и описывают свои действия друг другу.
Данжен. Самые известные в мире задроты играют в D&D
Лангедоки - это вещь посложнее, здесь люди уже одевают костюмы и реально отыгрывают роли. В основном, действуя в рамках одного помещения.
Лангедок. Игра по Чикаго 30х. Томск, 2009 год
Ну а полевая ролевая игра это уже совсем серьезно. Выезжаешь в лес на несколько дней и полностью погружаешься в роль. Тут тебе и боевка и интриги и погружение! Готовится надо где-то за полгода (если ты не говнарь). Те, кто едут боевыми ролями часто тренируются вместе ну или хотя бы организуют боевое слаживание. Но потом от этих нескольких дней впечатлений –на весь год!
Полевая игра. Ведьмак 2019 года, Новосибирск
Кстати совсем скоро в Томске пройдет боевой турнир по фехтованию между двумя клубами: «Черный Отряд» и «Химера»
Поэтому для того чтобы приезжать не толпой придурков, а бравыми ребятами люди и создают клубы, в которых вместе тренируются, обшиваются, готовятся к играм.
Итак, почему это всё весело определенному кругу лиц – думаю примерно понятно. Давайте теперь разберемся, что в этом полезного для техдира или любого другого управленца.
Понимание людей
Люди имеют определенные типажи и в рамках типажей действуют схожим образом. Думаю, этот простой житейский факт послужил созданию таких лженаучных теорий как гороскопы или соционика. К сожалению людей нельзя поделить ни на 12, ни на 16 независимых групп. Для того чтобы примерно понимать, что люди хотят и как они будут действовать, надо пронаблюдать как можно больше ситуаций, реальных кейсов. И тогда вы сможете строить более-менее реалистичные предположения и выбирать правильную линию поведения.
Однако вернёмся к типажам и схожим действиям. Развернём эту историю подробней. Я не ученый и, к большой моей радости, не психолог. Я понятия не имею как это всё называется по научному и наверняка где-то это описано. Мне не довелось читать этих умных книжек (кстати, может кто посоветует). Однако, представим что у нас с вами есть два человека: студент Петя и Иван Федорович.
Студент Петя – ролевик и играет в ролевую игру, где является главой клана эльфов. Его опыт ограничен школой/ВУЗом, а кроме как в эльфах он ни в чём не разбирается. Иван Федорович – директор реального завода, имеет огромный опыт, стальные яйца и мозги размером с Сатурн. Если у них схожие черты характера – то несмотря на огромную разницу между друг-другом в одинаковых ситуациях они будут действовать очень похоже. Да у Иван Федоровича будет лучше получатся, он просто умнее. Однако сама реакция будет одинаковая.
Так вот, для того чтобы начать разбираться в людях вы должны наблюдать массу жизненных ситуаций. При этот желательно от логического начала до логического конца. В реальной жизни на это уходят десятилетия. А если вы работаете сисадмином в каморке - то вы вообще этих ситуаций не видите и продолжаете разбираться только в роутерах и эльфах.
Именно этим и ценны для меня ролевые игры. Они позволяют в сжатом виде и очень быстро получить бесценный опыт. Если конечно мозгов хватит провести аналогии :) Зато теперь, когда я нахожусь на стратегической сессии – я не вижу принципиальных отличий от Лангедока. Поехал на трехдневную выставку – считай Полевая игра. Ну, а на работе вообще Данжен каждый день. И какая разница, что раньше меня окружали гномы и орки, а теперь директора и начальники отделов. Люди –всегда люди :)
Организационный опыт
Для того, чтобы люди делали что-то полезное их надо организовывать. Если вы рассчитываете, что для того, чтобы добиваться какого-то результата людям достаточно платить деньги – вы ошибаетесь. За деньги человек просто приходит на работу (и то кстати не каждый). Для того, чтобы человек на работе занимался тем, чем надо, а не тем чем хочется, вы должны:
1. Создать для него условия.
2. Объяснить ему, что надо делать.
3. Разработать критерии выполнения задачи.
4. Организовать контроль критериев.
5. Делегировать всё это на соответствующих сотрудников, с каждым из которых надо проделать первые четыре пункта и завязать их друг на друга, через различные организационные мероприятия.
6. Периодически мониторить эту систему из людей и чинить где надо.
И это я ещё работу с начальниками не описывал! Там вообще отдельная песня.
Ролевой клуб требует ровно того же. В нём есть всё – задачи снабжения, менеджмента, целеполагания, бюджетирования и т.д. Фактически хороший клуб – это полноценное некоммерческое предприятие. Только вы не платите людям заработную плату. И поверьте – для управленца это ни разу не плюс :) Потому что работать заставить всё равно надо. Иначе поедете на сезон говнарями :)
Уверенность в себе
Если вы занимаетесь управлением – рано или поздно вам придётся командовать людьми крупнее, старше, опытные, сильнее, агрессивнее – нужное подчеркнуть. И поверьте в этой ситуации вам пригодится ощущение того, что вы можете им накостылять арматурой :)
Боевое взаимодействия – очень важная составляющая ролевых игр. По сути –это разновидность контактного боя, при этом командного. Это самое замечательное! Ну нету боксерских боев толпа на толпу :) А ролевая боевка есть!
Умение быстро ориентироваться в ситуации, преодолевать себя, свои страхи - и страхи товарищей – строго необходимые качества для управленца.
Разберем простой пример. Изначально когда новички приходят на тренировку - они закрывают глаза блокируя удар. Ну понятно на тебя летит палка, пусть и мягкая. Требуется определенная работа над собой, для того чтобы научится держать глаза открытыми. И естественно, без этого ты не можешь эффективно блокировать удар.
То же самое происходит в проектах. У тебя есть дедлайн – линия смерти – за которой находятся такие вещи как завал проекта, кассовый разрыв, увольнения и прочие радости жизни. И есть команда разработчиков которая успевает “впритык”. Я очень часто наблюдал, как управленцы в этой ситуации “закрывают глаза”. Разработчики обещают всё успеть, клиент относится лояльно, деньги в кассе вроде есть… И управленец закрывает глаза, в том самым момент когда ему в лицо летит палка дедлайна.
Испытательный полигон
К примеру последние два лангедока, наглядно доказали, что решительные, быстрые действия - ключ к победе. Банальная истина? Возможно. Но только где граница - между быстротой и спешкой? Решительностью и безрассудность? Жесткостью и жестокостью? Поверьте, вы не захотите нащупывать эту границу путём проб и ошибок в реальном мире. А вот делать это в игре милое дело!
Итого
Конечно, вступив ролевой клуб вы не становитесь автоматически техническим директором. Для этого как минимум надо иметь ещё технические навыки :)
Однако давайте представим, что вы получаете:
1. Понимание людей, как и почему они действуют.
2. Организационный опыт.
3. Уверенность в себе.
И самое главное – огромный испытательный полигон, на котором можно относительно безопасно тестировать любые гипотезы и концепции. Ну и не забываем про горизонтальные коммуникации – в клуб ходит очень много толковых людей самых разных направлений. Иметь возможность быстро и в неформальной обстановке перетереть с предпринимателем, каратистом с чёрным поясом, сеньором разработчиком, менеджером академии, C#-программистом, маркетологом или поваром – бесценна.
Конечно, не каждый клуб подойдет для этого! А только специально подготовленный – присоединяйся – Клуб исторического фехтования «Черный Отряд»
Если понравилась статья, то обязательно ждем тебя на боевом турнире по историческому фехтованию, который состоится 5 июня в г. Томск – будет жарко!
P.S. Недавно завел инстаграм, там будут еще мысли и замечания по теме. Хотя иногда там посты про то, как мы в офисе стреляем из арбалета: http://instagram.com/mpudalov/













