loginUzheZaniat

На Пикабу
поставил 2 плюса и 0 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
14 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Что стоит изучать в школе

Некоторое время назад мы обсуждали в узком кругу, что стоило бы изучать в школе. А сегодня я прочитал пост Россияне хотят, чтобы их детям преподавали ПДД и основы военной подготовки, а не религии и решил поделиться своими соображениями с широкой аудиторией Пикабу. Я тоже считаю, что ПДД стоило бы ввести в школьную программу, а религии - как факультатив. Что же еще стоит добавить, а что - выкинуть?


В начальной школе учат читать, писать и считать, эти знания люди используют каждый день, это знания, жизненно необходимые. В старшей школе учат более сложным вещам: всякие логарифмы и квадратные уравнения в математике, даты из истории, по литературе - произведения, которые взрослые писали для взрослых, при чем в реалиях прошлых веков. Эти знания пригождаются только тем, кто идет в ВУЗ по соответствующему профилю, причем непрофильные предметы можно смело забыть - больше никогда в жизни ими пользоваться не придется. Программу младшей школы (примерно до 5-го класса) менять смысла нет. Все мои предложения относятся к программе 6-го класса и далее.


Речь идет об общеобразовательной школе, в которую ходят 100% населения (по крайней мере с 6-го по 8-й (9-й) классы. Впрочем, когда я учился, абсолютное большинство училось до 11-го класса (тогда была 11-летка, не уверен, что все так и осталось, но не в этом суть). В районе 5-го класса ребенок или его родители и так понимают, на что он способен, и готовят (или не готовят) ребенка к дальнейшему обучению в зависимости от способностей (сужу по опыту своему и своих школьных знакомых). Однако школьник вынужден посещать все предметы, есть у него к ним интерес или нет. Часто выходит так, что кто собрался идти на гуманитария, не учит технарские предметы, и наоборот. В итоге изучение непрофильных предметов - пустая трата времени школьника.


Думаю, было бы правильнее потратить это время на те вещи, которые реально пригодятся в жизни. Например, сейчас большинство или имеет машину, или имеет родственников/знакомых с машиной, или просто может время от времени пользоваться услугами каршеринга. Однако для этого надо пройти обучение правилам дорожного движения и сдать экзамен. Почему бы не сделать это в школе? Права можно выдавать в 18 лет, если экзамен в школе сдан. Еще пример: незнание законов не освобождает от ответственности, а знание - зачастую наоборот. Не все попадают в передряги, требующие знания законов, но всем бы пригодилось иметь какое-то представление, что закон говорит о тех или иных жизненных ситуациях, в которых мы оказываемся. Почему бы не изучать юриспуденцию в школе? Это непростой предмет, сравнимый с той же математикой по сложности, но, в отличие от математики, он основан на глубоком понимании жизни. И может быть очень интересен при правильной подаче материала. Третий пункт, от которого у меня бомбит больше всего: здоровье. Абсолютно всем надо заботиться о своем организме: ему нужен осмотр, профилактика, а иногда и лечение. Однако медицины как предмета в школе нет - вместо этого биология про пестики и тычинки, интересные только будущим агрономам. Где логика?


Часто говорят: "Школа должна учить ребенка думать". Я с этим не согласен. Это все отговорки учителей на вопрос "почему в школе учат тому, что не нужно на практике". Умение думать не приносит пользу само по себе, пользу приносит владение конкретными знаниями и умениями. Более того, "умение думать" нельзя даже толком определить и проверить. Вот как бы вы организовали экзамен на "умение думать"? Как определить, что школьник 1 учился хорошо и научился думать, а школьник 2 - нет? Я предлагаю изучать только те предметы, которые имеют конкретные приложения и приносят конкретную пользу в жизни. Более того, по каждой теме каждого предмета должен быть тест/контрольная/экзамен. Например, изучаем надевание противогаза на ОБЖ - каждый должен сдать норматив на одевание на время. Вы сомневаетесь, надо ли абсолютно всем школьникам уметь надевать конкретную модель противогаза за контрольное время? Тогда может быть не стоит это и изучать? А лучше потратить время на что-то более полезное.


Немного погуглив, я нашел статистический сборник Индикаторы образования - 2016. В нем на 141-й странице есть такая очень интересная таблица:

Что стоит изучать в школе Школа, Религия, ПДД, ВУЗ, Образование, Медицина, Химия, Физика, Длиннопост

Это количество выпускников ВУЗов по тем или иным группам специальностей. Я сложил эти цифры (загнав таблицу в эксель) и посчитал, что, например, физика нужна для 106.2 тыс человек из 439 тыс всего выпустившихся, что составляет менее 25%. На одной из предыдущих страниц того статистического сборника написано, что около 80% школьников планируют продолжить обучение после школы. То есть где-то 20% школьников учат физику с химией в надежде поступить в ВУЗ или техникум соответствующего профиля. Зачем заставлять остальные 80%?


Было бы логично, кроме предметов, нужных для всех, выделить предметы, нужные только для выбравших определенное направление. Направления могут быть, например, такими: естественно-научное, гуманитарное, медицинское. В естественно-научном будут физика, геометрия, химия, черчение. В гуманитарном вместо них будут 2-й и 3-й иностранные языки, история живописи, история архитектуры, или что там еще этим гуманитариям нужно для профессии.


В общем, после затянувшегося вступления - та-дам - мои предложения по школьному курсу для школы в идеальном мире:


- Обучение правилам дорожного движения и вождению. Чтобы в школе сдать все экзамены, а на 18 лет выдали права. Кто не способен (дальтоник, например) - освобождение от вождения, как есть освобождение от физкультуры (ПДД пусть учат все, будет меньше тупых пешеходов).

- Обществознание - основы права. Какие есть законы (гражданский кодекс, уголовный и т.п.), примеры решения жизненных ситуаций по законам.

- Финансовая грамотность. Основы бух. учета на примере личных финансов. Банковские вклады, кредиты, ипотека, вот это все. Заодно изучить сопутствующую математику - она в финансах достаточно продвинутая: формулы, функции, экспоненты и логарифмы - если брать, например, расчет сложного процента или ипотеки.

- Метод слепой 10-пальцевой печати - очень пригодится тем, кто будет в жизни работать с компьютером, то есть по нашим временам практически всем.

- Продвинутый юзер ворда, экселя, фотошопа (их бесплатных аналогов)

- На уроках труда: починить розетку, прочистить туалет, поклеить обои, врезать дверную ручку.

- Русский язык: пишем личные письма, деловые сообщения, составляем резюме, сочиняем сообщения в блогах и на форумах (как основы журналистики).

- Биологию заменяем на медицину. Приемы оказания первой помощи. Лечение наиболее распространенных болезней. Как распознать инсульт у дедушки. Как понять, что хватит пить аспирин и пора к врачу. Как отличить медицину от гомеопатий всяких. Саму биологию с пестиками и тычинками оставляем для тех, кто выбрал медицинское/ветеринарное/сельскохозяйственное направление.

- Вместо ИЗО чтобы учили грамотно фотографировать и снимать видео.

- История должна преподаваться всем как элемент общего мировоззрения. Это очень важная дисциплина, а сейчас ее учат ну совсем никак. Ее должно быть больше и учить должны лучше. Для этого я предлагаю объединить ее с литературой. Так мы убиваем 2 зайцев: с одной стороны, погружаясь в книги, дети лучше поймут исторические моменты. С другой стороны, школьная литература сейчас мало кому интересна как развлекательное чтиво, а вот как иллюстрация к урокам истории - вполне годно, на мой взгляд.

- Психология семейной жизни и технические вопросы половых отношений - отчего залетают, как уберечься от нехороших болезней. Как планировать семейную жизнь, чтобы не разводиться через год.

- Физику, химию, астрономию, геометрию и математику сверх финансовых приложений изучать для выбравших естественно-научное направление. Гуманитарии вместо этого изучают 2-й и 3-й иностранные языки, историю живописи, историю архитектуры и все такое прочее - тут я не очень компетентен, чего бы им посоветовать.


Мы живем в светском, либеральном, демократическом государстве. И школа должна воспитывать соответствующее мировоззрение: разумный взгляд на мир, свободу от религиозных и политических догм. Школа должна дать понять, что проблемы надо решать с помощью разума, и давать примеры, как люди своим умом и знаниями побеждали других людей и объективные трудности. Кроме воспитания мировоззрения школа должна давать общий взгляд мироустройство, некий минимум, необходимый каждому.


Сейчас школа дает набор знаний, не имеющих приложения в жизни. Какой вывод можно из этого сделать на месте школьника? Что наука - бесполезное устройство пыток, имеющее целью угнетать нормальных людей и поощрять зубрилок. Что на самом деле все не так, как написано в учебниках, хочешь узнать как - иди куда-нибудь в другое место, а не в школу. Ну а если в школьную программу включат такие предметы, как шахматы и религию - это просто насилие через лишение детей свободы с целью потешить чье-то самолюбие.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!