Книга, которая никого не оставит равнодушным - «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН»
Привет, котята!
Вчера я закончила своё мысленное путешествие по абсурду и гротеску германской истории ХХ века. Сразу скажу, что глубокие познания в европейском прошлом - это вообще не про меня, поэтому во время чтения мне постоянно приходилось гуглить. И я совсем об этом не пожалела!
«Жестяной барабан» - это первое и ключевое произведение немецкого писателя Гюнтера Грасса, открывающее широко известную (в узких кругах) «Данцигскую трилогию». Вольный город Данциг - это Родина и писателя, и главного героя романа - маленького человека Оскара Мацерата.
Постер фильма "Жестяной барабан" 1979 г. взят из открытых источников.
Оскар начинает свой рассказ со знакомства его бабушки, Анны Бронски, и беглого поджигателя Йозефа Коляйчека, деда главного героя. Вместе с Оскаром мы листаем страницы семейного фотоальбома до того дня, пока сам герой не появляется на свет. Мальчик подчеркивает, что родился уже взрослым внутри, а потому все понимал и ничему не удивлялся.
Оскар ведёт нас через ужасные события ХХ века. Меня до сих пор удивляет, как автору удалось выразить общественное через личное, рассказать о войне все, не рассказывая ничего. Иногда кажется, что интимные переживания Оскара гораздо важнее, чем события вокруг него. Так и есть, и все же это совсем не так. «Жестяной барабан» похож на лабиринт кривых зеркал, в котором ты должен смотреть сквозь абсурдные отражения, чтобы найти дорогу к истине (или к своей мысли, которую ты примешь за истину).
Роман полон конкретики, но не рассказывает ничего конкретного. Характер главного героя понять невозможно, его поступки непредсказуемы и поддаются осмыслению с большим трудом. Я пыталась поймать Оскара, нарисовать для себя его облик, но когда мне казалось, что ответ уже близок, он ускользал прямо из моих рук.
Оскар казался мне сознательным и инфантильным, последовательным и безумным, равнодушным и участливым, прекрасным и уродливым. Он весь соткан из противоречий, он убегает от понимания на Атлантический вал, под четыре пахнущие прогорклым маслом юбки своей бабушки, в свой пресловутый бидермайер - максимально далеко от пытливого ума читателя. На протяжении всего романа Оскар очень сильно меняется, и при этом не меняется совсем.
Язык автора прекрасен, повествование пропитано гротеском, абсурдом и уродливостью. Некоторые сцены до сих пор вызывают приступы тошноты - одна только лошадиная голова, кишащая угрями, чего стоит! 🤮
В общем, книга точно стоит внимания каждого читателя, но понравится далеко не каждому. Я читала негативные отзывы на неё и с удивлением понимала, что в принципе я согласна с ними.
С этой книгой абсолютно все не так, существует множество причин ненавидеть ее. Но несмотря на них, «Жестяной барабан» все равно находит своего читателя.
Если вы любите гротеск в изобразительном искусстве, вас не пугают отвратительные сцены и герои за гранью понимания - вам точно стоит ознакомится с ней!