Здравствуйте, товарищи! Сразу оговорюсь: я не профессиональный автослесарь, среднеспециальных консерваториев не кончал, по жизни проектирую метро и тоннели (в частности - ПОС), а для отдохнуть иногда корчую амтомобили.
Собственно, возникла необходимость "ператрахнУть" переднюю подвеску мазды 3 первого поколения (BK). Конкретно - замена амортизаторов (в сборе: пружины, опоры, подшипники, пыльники-отбойники), рычагов (в сборе: сайлентблоки и шаровые опоры) и стоек стабилизатора.
Задача, вроде, не сложная. Возможные подводные камни - закисшие наглухо болтовые соединения и, как следствие, срезанные болты и сорванные резьбы, но, как говорит Елена Васильевна
Однако, меня ждал сюрприз от предыдущих вмешательств в тонкую душевную организацию подвески сего детища японо-американских инженеров. Ибо увидел я вот что... (Тут должна быть фотка того, что я увидел, но грешен: сначала поленился идти за телефоном, а потом збЫ/Ил. Поэтому будет изображение из интернетов того, как быть должно и описание буквами, как было).
Вот такую картину я должен был увидеть в стандартной ситуации (фото не моё, нагуглено в инторнетах). К несчастью, вместо прекрасной шестигранной головки клеммного болта (на фото обведена красным) который обжимает клемму поворотного кулака на стойке амортизатора, я увидел корявые горбыли застарелого сварного шва.
Уточню: при предыдущем вмешательстве в данный узел некие рукожопы при попытке открутить клеммный болт либо срезали с него головку в процессе приложения неимоверных усилий, либо просто спилили его болгарометром дабы не возиться. Сие было бы нормально, если бы в последствии огрызок болта был удалён и заменён новым или б/у-шным, но целым. Однако рукожопы оставили этот коитус мне, за что им огромное
Ребята Рукожопы просто смонтировали всё в зад, обжалии клемму струбциной и обварили "пенёк" болта на клемму.
В первую голову, при помощи того же болгарометра, только меньше но другого я срезал "горбатую горку" сварки, зачистил поверхность клеммной колодки до, как мне показалось, проступившего силуэта болта (я ошибся, это был не только лишь болт, но ешё и мал-мало сварных "соплей"). Далее при помощи самого нежного инструмента для ремонта амтомобиля (а именно - молотка) и зубила были слегка разведены клеммные колодки и удалён амортизатор в сборе. Теперь, освободив поле для деятельности и ещё не зная, что болт не свободен (физкульт привет тов. Кипелову и с прошедшим его) я приступил к искоренению последствий рукожопства в отдельно взятой машине. Из моей коллекции метизов была подобрана подходящая гайка и наварена на направляющую болта, торчащую из резьбовой клеммной колодки.
(Фото снова из интернетов)
Радостно вооружившись трещёткой (для непричаснтых - это такой гаечный ключ с храповиковым механизмом что бы в одну сторону крутить, а в обратную прокручиваться) я поднажал, с прицелом прокрутить болт и... наваренная гайка осталась у меня в руках вместе с ключом.
сказал я, варить меня никто не учил, кроме интернета и опыта - сына ошибок трудных, наверное, плохо приварил. Микроэпопея повторилась: гайка, тщательная сварка, трещётка, усилие - срыв по сварке. Шьёрт побьери! Снова: гайка, очень тщательная сварка, трещётка, усилие - срыв. Шайтанама! Всё повторилось, только сварка была очень-очень тщательная (гайка светилась почти белым светом - красиво, как маленькое послеполуденное солнце). Как Вы уже, наверное, догадались, всё закончилось очередным срывом.
сказал я снова, и начал что-то подозревать (ну, туповат да, не с первого раза схватываю). Полез смотреть на подрезанную клеммную колодку, подбодрил животворящим молотком и зубилом, и мои опасения подтвердились: сварка была глубже наружной поверхности клеммы.
ещё раз сказал я и, примерно пополам, перерезал болт через паз клеммы. После этого трюк с привариванием гайки провернулся с первого раза и с приемлимым усилием. Отпиленный мной кусок болта почти легко выкрутился вперёд. С оставшейся безрезьбовой частью болта мы приступили к торгу и сошлись на двадцати минутах избиения молотком через выколотку. Из них 19 упирались сварочные "сопли" и разросшаяся между болтом и клеммой коррозия (перекаленный сваркой металл корродирует с упорством и скоростью достойными лучшего применения).
Итак, старый, доставшийся в подарок от рукожопов, болт удалён, и мы переходим ко второй части повествования.
Исходя из бессердечной суки - формальной логики, мне теперь нужен новый болт. Ну, хотя бы целый. В куче бывших в употреблении, болта необходимой длины не оказалось. По резьбе - да (она, к слову, М12х1,25), а вот по длине - нет. Лезем в каталог:
Рубли белорусские, если что. На день написания курс к американскому рублю 3 к 1 не в пользу нашего... Ну и сроки, скажем прямо, нереальные.
Итого имеем, оцинкованный болтик М12х1,25 длиной 55 мм, класса прочности 8 стоимостью в 10 американских рублей - жадность, как она есть. Причём жадность не перекупов, хотя и их тоже, а хитропопых маленьких японцев. Вот тут я чё-то приуныл, а мы переходим к заключительной части.
О пользе заимствования чужих идей
Справедливости ради, пользе конкретно для меня в именно этом случае, но всё же...
Сижу я, значит, унываю (ибо в интернетах по аналогам данного болта информации чуть менее, чем никакой) и тут внезапно вспоминаю про южных корейцев, кои в пору 90-х и нулевых безбожно передирали у японцев всё, до чего могли дотянуться. И сейчас дерут, но уже изрядно разбавляют собственным. Не всегда на пользу, но кто я такой что бы их осуждать. Кстати, в самом факте заимствования чужих идей и разработок ничего плохого я не вижу, лишь бы оно у тебя потом работало. Посмотрите, вон, на Древнеримскую империю, хотя, сейчас не об этом. Двигаем в каталог хуюндай/киа и видим следующую картину:
Тот же самый болт, в том самом узле (сопряжение кулака и стойки, узел конструктивно другой, но суть та же) только почти в 10 раз дешевле. И класс прочности, кстати, уже 10 а не 8. С - смекалочка!
Мораль: не будьте рукожопами и рассматривайте различные варианты развития событий.
P. S. На место южнокорейский болт встал как родной.