BookStore

На Пикабу
676 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 0 в горячем

Яндекс 360 или почему импортозамещение отстой

Яндекс 360 или почему импортозамещение отстой

Наверное, об сервисах Яндекса можно говорить бесконечно. Это настоящий реквием импортозамещению в его изначальном (я хотел бы на это надеяться) смысле. Каким-то непостижимым образом Яндекс умудряется извращать… Да почти все. Я не буду здесь углубляться в то, что, возможно, нравится-не нравится только мне. Рассмотрю именно Яндекс 360 в части максимально общих требований технического проекта.

Почему я стал рассматривать (среди прочих) и Яндекс 360? После того как Microsoft перестала работать в России, то и оплата Office 365 стала условно невозможной. И я решил поискать какую-нибудь альтернативу. Выбор пал на Яндекс 360. Я был готов, как мне казалось, ко всему. Но беспощадная отечественная реальность, как всегда, превзошла все самые смелые опасения.

Немного из определений. Возьму цитату из Вики «Яндекс 360 (ранее Яндекс.Коннект)— платформа, включающая в себя несколько сервисов для организации работы компании». Очевидно, что сервис, вроде бы, ориентирован на бизнес пользователей. И делают его не сантехники (хехе), а люди из тоже ИТ бизнеса (хихи). Как же я заблуждался.

Далее я буду сравнивать с Office 365, так как по цене сервисы похожи. Правда, это единственное сходство, но хоть что-то.

Как инженер, я в своих проектных действиях руководствуюсь гениальными (и это не ирония) советскими ГОСТами. Их сложно понять и принять упертым практикам, для которых документ техническое задание не более чем очередной бесполезный набор листков с предложениями. Но если задаться целью осмыслить, то… Впрочем, сегодня я не об этом.

Итак, максимально упростим 34 ГОСТ Разработка АС и сведем все к единственному. К опытной эксплуатации. ГОСТ сообщает нам о ней следующее «Опытную эксплуатацию АС проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик АС и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС..». Иными словами, в условиях опытной эксплуатации мы имеет одновременно две системы – старую и новую, и убеждаемся, что все работает как надо. Если нет, то будем устранять или отказываться.

Как это реализовано у Microsoft в их Office 365? Первое, что нужно предприятию, это SSO – единый вход, чтобы пользователи не путались в логинах-паролях. Для этого мы устанавливаем коннектор локальных Active Directory (все же это индустриальный стандарт, но вы можете покидать в меня линуксами) с Office 365. В настройках коннектора указываем как и кого синхронизировать. И получаем выбранный нами список пользователей в Office 365.

Второе. На период опытной эксплуатации нам надо обеспечить непрерывность доставки почтовых сообщений. То есть, независимо от того, в какой почтовой система – старой или новой – находится пользователь, он должен исправно получать почту. Для этого мы в настройках нашей почтовой системы указываем, что почта для нашего домена и несуществующего пользователя должна отправляться на почтовый сервер Office 365. В Office 365 указываем то же самое, но по отношению к нашему почтовому серверу. И назначаем какой МХ будет главный. Теперь почта ходит и туда и сюда.

Третье. Для выполнения переезда нам необходимо содержимое почтовых ящиков пользователей из старой системы загрузить в новую. У Microsoft есть несколько механизмов для этого. Это можно сделать непосредственно в Outlook руками самому пользователю или админ автоматизирует процесс оптом с помощью предоставленной Microsoft утилиты.

Непосредственно переезд. Пользователь запускает Outlook, на предложение логина вводит свой почтовый адрес и… И все. Дальше Outlook с помощью сервиса AutoDiscovery сам находит нужный почтовый сервер у Office 365, пользователь вводит свой рабочий пароль (магию с 2FA я тут сознательно пропущу) и получает работающую электронную почту. Как вариант, пока с пустым почтовым ящиком. В этом случае выполнятся процедура наполнения почтового ящика старой информацией. Которая никак не мешает получать новую корреспонденцию. Но заполнить ящик можно и до. И во время. И после.

Вот и все. По окончании опытной эксплуатации, если все нормально, старая почтовая система отключается и в Office 365 указывается, что теперь он – единственный. Отдельно замечу, что правила Outlook тоже нормально мигрируют. Но это к слову.

Какие у пользователя могут быть неудобства? Их всего два. Первое: надо перенастроить Outlook. Второе: надо подождать, пока почтовый ящик наполнится смыслом.

Как это реализовано у Яндекс 360? Наверное, самый точный ответ будет «никак». Но я не буду столь категоричен и скажу, что реализованное — «имитация».

Первое. Для использования синхронизации с Active Directory вам потребуется… Не, не Active Directory Federation Service. Он потребуется дальше. Вам потребуются деньги. Ведь данная штука будет работать только на тарифах Оптимальный и Расширенный (за 559 и 1399 руб в месяц соответственно) и об этом в самом конце.

Второе. Вот тут вам потребуется Active Directory Federation Service. Кто его настраивал, тот понимает. Но это лишь SSO.

Третье. Вам надо будет убедить пользователя залогиниться на портале Яндекса. А иначе будете создавать его профиль руками. SSO такое SSO. Не хотите руками? Тогда чуть усложним вам жизнь. Начинаем знакомство с утилитой YandexADSCIM. Там вы точно заорете «за что?!!!!».

Кстати, хотите 2FA в такой связке? Хехе. Да не, это возможно, но... Хехе.

Четвертое. Миграция. Вам надо будет дать Яндексу доступ к вашему тенанту в Office 365. Или ручками. Кстати, в буквальном смысле. Будете мышкой перетаскивать письма.

Пятое. Совместное использование двух почтовых систем. Тут вы обломаетесь. Нет такого у Яндекса 360. Вообще нет. Ни в каком виде. Настоящий харассмент и домашнее насилие «или только со мной или совсем без меня». Если у вас пользователей человек 200-300-500, то тут переживать не надо. Вас линчуют значительно раньше. Еще на стадии подключения "а какой вы сервер для отправки и получения указали?" -- Чееееее, б....."

И в завершение. Яндекс 360 обещает в тарифах за деньги техподдержку от человека. Что там за люди, но от ботов не отличаются. Толку от техподдержки будет ровно ноль. Тем более, что вся она проходит в чате. Кстати, меня там после 10 раз нажатия на «проблема не решена» тупо забанили. Ну, мне так показалось. Это был просто временный сбой. Ведь сбой, да? Вы хотите, чтобы вам позвонил специалист, выслушал проблему и дал подсказку? А в случае необходимости подключился к вам удаленно и поводил вас за руку? Не, Яндексу не до сантиментов. И когда мне при очередной проблеме с их почтовым сервером на полном серьезе техподдержка посоветовала воспользоваться сторонним почтовым сервером… Да, у меня тариф «Оптимальный». И пошел я на хер? В общем, я был только рад, что просто наискосок изучил этот замечательный сервис. Ведь при минимуме усилий пользоваться Office 365 все еще возможно. За 6$ в месяц. Плюс-минус.

PS. Традиционный совет в никуда. Яндекс, наймите на работу нормальных инженеров. Изучите пользователей. Определите целевую аудиторию и ее потребности. И вот тогда. Да, да, слышу, пошел я на хер...

Показать полностью
1

Вопрос знатокам

Как я понял, летчик-космонавт Алексей Леонов утверждал, что вот это фото Нила Амстронга сделано на Луне

А вот это фото Нила Амстронга сделано на Земле

А как понять где что снято? В чем отличия съемки на Земле и на Луне?

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!