Женский хор с античной мозаики
РИМСКАЯ МОЗАИКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ШКОЛЫ ПЕНИЯ
Эта цветная напольная мозаика с изображением хора девушек, исполняющих священные песнопения во время языческих религиозных церемоний, происходит из храма Дианы Тифатины близ Капуи, ныне базилика Сант-Анджело-ин-Формис, датируется II-III веком нашей эры и в настоящее время является частью коллекции музея Кампании в Капуе.
Это так называемая "Schola cantorum", средневековый термин, обозначающий школу пения или певцов, которые исполняли хоровую музыку во время священных церемоний, в данном случае литургические гимны Диане, богине охоты и леса, природы и сельского хозяйства, покровительнице целомудренных женщин. Целомудренные, а не девственницы, означают независимых женщин, не подчиняющихся мужьям-хозяевам.
На заднем плане изображена единственная мужская фигура, несомненно, мастера пения. Вся сцена кажется задуманной в рациональном порядке, в котором даже юные девы, расположенные в последних рядах, видны одинаково и полностью, словно их поставили на возвышения. Только одна дева кажется застигнутой врасплох, когда она пытается поправить что-то на уровне шеи правой рукой.
Эта мозаика также представляет значительную документальную ценность, поскольку дает нам представление об одежде учениц schola cantorum: все девушки одеты одинаково, и обувь у всех одна и та же. Прически соответствуют моде того времени: волосы, хорошо расчесанные, собраны одинаковым образом.
Римские школы духовного пения привели к созданию знаменитых хоровых школ христианства. Первая католическая школа пения была основана папой Сильвестром I около 335 года н. э., а первое достоверное упоминание об организованном органе певцов в Риме относится к папе Сергию I.
Мозаика из различных видов мрамора и стеклянной пасты была найдена под полом бенедиктинской базилики Сант-Анджело-ин-Формис, которая стоит у подножия горы Тифата, на остатках храма, посвященного Диане Тифатине. Руины языческого храма, обнаруженные в 1877 году, показывают, что план базилики повторяет ее периметр. Было найдено еще семь мозаик, которые были куплены непосредственно администрацией музея в 1880 году у частных лиц за 2 200 лир. К сожалению, их осталось только пять, потому что три другие были утрачены в результате воздушного налета 1943 года, который обрушил одно крыло музея. Это место, несомненно, было хорошо известно в римские времена, настолько, что на Tabula Peutingeriana оно обозначено символом здания как "ad diana".
Храм, посвященный богине Диане, обнаруженный археологом Де Францискисом в 1950-х годах, стал предметом последующих раскопок археологов Мореля и Зеви в 1970-х и Мелилло в 1993 году. Археологические исследования выявили два этапа строительства, первый из которых можно отнести к концу IV - началу III века до н. э., а второй - к императорскому периоду, когда были созданы мозаики. В надписи 387 года н. э. перечислены празднества в честь Дианы. Последнее воспоминание о богине - метрическая надпись V века н. э., в которой некий Дематий Лаэтус, вольноотпущенник, исполняет обет, поднося Диане прекрасную статую. После этого память о храме исчезает. Изменения в использовании не помешали памяти о богине остаться живой. Спустя столетия Лев Остиенсе и официальные документы использовали выражение "ad arcum Dianae" или "de monte Diana" для обозначения церкви Анджело.
Лига историков
15.6K постов52.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения