514
Лига историков

Водяные колеса Хамы или как их еще называют - нории Хамы

самая высокая из норий имеет диаметр 21 метр, а самая маленькая - 7 метров

самая высокая из норий имеет диаметр 21 метр, а самая маленькая - 7 метров

Водяные колеса Хамы, известные как нории Хамы, это последние оставшиеся в целости 17 древних водоподъемных машин, предназначенных для ирригации и водоснабжения. Они расположены вдоль реки Оронт в городе Хама, Сирия. Эти высокие водяные колеса оснащены коробчатыми отсеками для сбора воды, встроенными по ободу. Когда река течет, она толкает эти отсеки под воду, где они заполняются, а затем поднимаются наверх и выливаются в акведук, который поставляет воду в здания, сады и поля. В наше время они не обеспечивают водоснабжение и орошение, но почитаются как примеры передовой технологии прошлого и как туристический обьект.

Водяные колеса Хамы или как их еще называют - нории Хамы

Производительность норий Хамы составляет от 50 000 до 200 000 литров в час, в зависимости от размера нории.

Свидетельства указывают на то, что многие нории существовали в Хаме с конца XII века н.э. Конкретные даты создания известны только у двух самых больших колес: нория аль-Мухаммадия построенная в 1361 году н.э. и нория аль-Ма’мурийя построенная в 1453 году н.э.

Водяные колеса Хамы или как их еще называют - нории Хамы

Неясно, когда были построены первые водяные колеса в Хаме. Византийская мозаика из Апамеи, найденная недалеко от Хамы, изображает водяное колесо в городе и датируется 469 годом н. э.

По свидетельству средневекового писателя Якута который жил в 1225 году, несколько водяных колёс в Хаме существовали уже около 884 г. н.э. Однако ни одно из сохранившихся водяных колёс в Хаме не датируется ранее периода правления династии Айюбидов, основанной Салах ад-Дином примерно в 1171 году.

Водяные колеса Хамы или как их еще называют - нории Хамы

Нория аль-Мухаммадия самое большое колесо диаметром 21 метр, было построено в 1361 году н.э, чтобы снабжать водой Великую мечеть Хамы в одном километре от колеса, плюс питало еще и общественный хаммам. У колеса 120 отсеков для сбора воды, поднимающих 200 000 литров в час, елает один оборот за минуту. Оно было самым высоким водяным колесом почти 500 лет, пока в 1854 году не построили колесом Лакси 22,1 метра на острове Мэн

Колесо было построено в 1854 году для откачки воды из Глен-Муарской шахты промышленного комплекса Грейт-Лакси.

Колесо было построено в 1854 году для откачки воды из Глен-Муарской шахты промышленного комплекса Грейт-Лакси.

В 1900 году в Хаме насчитывалось более 50 действующих водяных колёс. В 1930 году в городе появились насосы на бензине/дизеле и количество норий началось сокращаться. Еще и Дамбу Растан построили в 1960 году, что снизило уровень воды в Оронте, останавливая работу норий на месяцы ежегодно. Простой приводил к высыханию, сжатию и растрескиванию дерева, увеличивая затраты на обслуживание. К 1970 году активных норий осталось восемь из 20, задкументированных. Шесть были восстановлены в 1977-1981 годах. В феврале 1982 года армия Хафеза аль-Асада атаковала Хаму, уничтожив около трети исторической части города. Нории пострадали несильно , а вот акведуки почти все были учнитожены. С 1990 по 2011 год проводились реставрационные работы и семь норий было восстановлено.

Несмотря на постоянные войны, стихийные бедствия и политические потрясения, 17 норий Хамы сохранились до наших дней. Некоторые из них были восстановлены в последние годы при поддержке местных властей и международных культурных организаций. Ведётся работа по включению норий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с их историческим значением и уникальностью.

Всем спасибо, кто прочитал. Подписывайтесь будет интересно.

Еще есть группа в вк https://vk.com/club230098140 - где статьи выходят чуть раньше, есть короткие посты, и просто исторические фотографии.

Так же сообщество в телеграме https://t.me/+Y-znwBrdDJlhMTIy тут выходит, дополнительный контент 18+ и самые кровавые и ужасные истории

Лига историков

19.4K поста55K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения