Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»
(Читательский дневник.
ВНИМАНИЕ, могут быть СПОЙЛЕРЫ)
90-е годы, Крым, вокруг пансионата, недалеко от Феодосии.
Основные персонажи:
1) Артур, Сэм и Арнольд
Они комары, сосущие кровь. Сэм Саккер (Sucker переведи сам/-а) американец, прилетевший брать пробу у местных. Артур и Арнольд его сопровождают. Позже к ним присоединяется Арчибальд - сын божьей коровки и таракана. Осознав, какой жизни он избегал, Арчибальд умирает, как настоящий комар.
2) Папа и мальчик, бредущие в тумане по пляжу. Мы наблюдаем сцену взросления мальчика (посвящения во взрослую жизнь), когда ему открывается его Йа и его сущность. Они с отцом - навозные жуки (скарабеи). Их навозный шар – весь их мир, который они толкают, пока не умрут. Для них не существует ничего, кроме навоза и тумана вокруг.
3) Марина - летающая самка муравья. Инстинкты подсказали ей, что делать – обрезать крылья, вырыть нору и ждать своего самца. Появившийся из дальнего Магадана Николай, муравей-солдат, оплодотворил её и трагически погиб от удара об ступень лестницы. Марина родила от него семь яиц, из которых осталась одна дочь Наташа - остальных они съели.
4) Мотылёк Митя, который встречает мотылька Диму. Они беседуют о стремлении к свету и попадании во тьму. С Митей (при помощи Димы) происходят ментальные метаморфозы - поиски самого себя и борьба со своими инстинктами.
5) Максим и Никита, оказавшиеся конопляными клопами, загнавшимися и загнанными в огромный косяк. Их скурил Сэм.
6) Цикада Серёжа, который вполне мог остаться тараканом, но, прожив целую жизнь под землёй, всё же смог выбраться наружу, чтобы спеть последнюю песню о бесцельности жизни. Этот сюжет про него видел Митя.
7) Наташа, дочь Марины. Стала мухой, решив, что те живут лучше. Познакомилась с комарами, хотела улететь с Сэмом в Америку. Нечаянно убила Арчибальда. Погибла на липкой ленте.
Текст разделён на главы, и поначалу думаешь, что каждая следующая глава про нового персонажа, но нет - сюжетные линии уже объявленных персонажей продолжаются, наслаиваются и смешиваются друг с другом. Обособленно воспринимается только глава про конопляных клопов, которая вклинивается в середину повествования, ярко вспыхивает мрачным наркоманским сюром (или щёлкает как клоп в косяке), и далее упоминается только косвенно.
В романе есть такое понятие - " крутиться вокруг навозного шара". Независимо от того, кто ты на самом деле, мотылёк или навозный жук, у тебя есть инстинкты, которым многие, не задумываясь, подчиняются. Каждый живёт в своём мире, у каждого своя философия, потребности и убеждения.
Метафоры вроде простые, но всё это как-то грустно и сложно. Навозный шар представляет из себя "некие первичные условия человеческого бытия в мире, через которые и посредством которых человек живёт" (2). И чтобы твой навозный шар не загораживал тебе путь или просто не мешал жить, нужно пройти через многое. Большинство смиряется со своей судьбой насекомого – роет, сосёт кровь, катит в тумане навоз. Митя, единственный из всех персонажей, поборолся с собой. Мотылёк, который нашёл свет в себе и стал светлячком, научился поддерживать этот свет, победил свой труп и избавился от навозного шара. Несмотря на то, что все линии персонажей пересекаются между собой (эти связки-переходы очень интересно сделаны), Митя-Дима, поклонник стоика Марка Аврелия, имеет свою особую линию – отчасти поборов мимолётность жизни, он вернулся в начальную точку, но совсем другим.
Нет смысла задумываться над механизмом обращения человека в насекомого, это не важно. Мир людей и так плавно сливается с миром насекомых – описания быта и внешнего вида относится то к одному, то к другому, смешанно. Речевые обороты и сравнения также помогают этому смешению ("стараясь держать себя в лапках"). Под конец даже встречается "Iван Крилов" (привет Ивану Андреевичу) на бескозырке толстого рыжего муравья, смотрящего на стрекозу в телевизоре. Правда, эта басня остаётся без морали. (1)
Окружение тоже визуально подходит под оба мира – есть человеческая лавка, но она выглядит как огромная спичка, или ларёк, похожий на спичечный коробок.
Вид насекомого, к которому ты относишься, не обязательно определяется рождением. То, кто ты и как будешь жить, зависит от тебя. К тому же, окружающим тоже не очевидна твоя сущность – Митины крылья видны как длинный плащ, а брюшко Наташи - как блестящее зелёное платьице (кстати, я заметила, что почти каждый персонаж в какой-то момент смотрится в зеркало). Но если всё совсем плохо, то вместо человека-насекомого прохожий увидит только его навозный шар.
Причём и самому читателю не ясно, в каком виде сейчас перед ним персонаж - человека или насекомого, и на этом не делается специального акцента, ведь мы оцениваем персонажа именно по его поступкам и мыслям, не меняющимися в зависимости от облика. (2)
"Жизнь насекомых" – гротескный постмодернистский роман, затрагивающий множество тем и понятий – быт, политика, философия, жизнь и смерть. Политические настроения на фоне 90-х годов ощущаются за счёт противопоставления персонажа Сэма с другими комарами, особенно с Арчибальдом (2). Печальные отголоски советского прошлого – это поросший плющом Ленин, а взгляды и заискивания в сторону Запада выражаются в прекрасной фразе "слизывал рассол с американской гуманитарной сосиски".
Люди-насекомые живут в абсурдном мире, где "социальное выражается через биологическое", мире, который дополняется абсурдным задним планом – голосом репродуктора, газетными статьями, афишами (3). Сатирический тон сосуществует с мотивом трагичности существования, одиночества (неизбежного из-за субъективности восприятия) (3).
Жутковатый юмор Пелевина и основная проблематика романа заключается как раз в масштабности – мы привыкли считать человека венцом эволюции или творением по подобию Бога, но как ещё назвать всю нашу человеческую суету как не копошением насекомых?
Источники:
1 - Сочинение "Жизнь насекомых" (https://www.allsoch.ru/sochineniya/27607)
2 - Сочинение «Роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых"» https://www.allsoch.ru/sochineniya/27608
3 - А.П. Павленко, «Мир под маской гротеска в романе В. Пелевина "Жизнь насекомых"»
