Унициклы для урбан
Как и обещала, посвящу обзор унициклам для урбана.
Ещё прям совсем-совсем недавно это был один вид унициклов, на котором и в триал, и в стрит и во флэте покрутить. Только все три урбан-составляющих начали развиваться с невероятной скоростью, и чтобы делать всё более и более впечатляющие трюки, представители каждого из них стали подгонять уницикл под особенности своего катания. И пусть сейчас разница между этими унициклами минимальна, они всё ещё взаимозаменяемы, но эта разница уже заметна и в названиях моделей унициклов для урбана производители начали указывать специализацию.
Эта история творится на наших глазах! Давайте познакомимся с ней поближе.
Поехали!
Урбану как стилю всего около двадцати лет. О нём я рассказывала подробно вот здесь: УРБАН НА УНИЦИКЛЕ: ТРИАЛ, ФЛЭТЛАНД, СТРИТ
Мне не попадалась информация, где, когда и кем были придуманы первые урбаны (если найду, потом выпущу отдельной публикацией, мне самой интересно стало). С классикой всё понятно, она наследница первых, придуманных ещё в XIX веке унициклов. Мунициклы из классики по образу и подобию горных велосипедов додумал Крис Холм во второй половине 90-х прошлого века. История урбанов и роудов для меня потерялась в тумане… Но! Сначала точно появились маленькие крепенькие уники для прыжков по жести, потому что фристайлы от этого складывались, а муники были слишком тяжёлыми и неповоротливыми. Нарекли этих крепышей унициклами для триала, что крепко засело в умы одноколёсного сообщества и даже сейчас в народе все урбаны под одну гребёнку частенько называют триальниками, по крайней мере на русскоговорящих просторах.
Начнём с общих черт для всех урбанов.
Урбаны относятся к классу унициклов под экстрим, а значит их задача выдерживать огромные нагрузки от прыжков и всевозможных трюков, так что рама, обод и шатуны у них усиленные. Сёдла, особенно у последних топовых моделей, часто узкие, жёсткие – мягкими и удобными им быть незачем, урбанисты в них толком не сидят; у этих сёдел крепкий, чёткий и удобный для хвата передний и задний бамперы. Шатуны длинные, от 130 до 140 мм, чтобы «шаг» был шире, а значит лучше упор и легче поддерживать баланс. Диаметр колеса 19-20 дюймов, реже – 24, потому что он ощутимо неповоротливее и тяжелее. Экстремальные 24-ки даже подписывают обычно как муни, а не урбан, у них часто уже есть крепежи под тормоз. Их берут чаще те, кто не может определиться: «Прыгать или катать?» – а брать два уника под каждое из направлений нет желания или возможности. Кстати! В предыдущей публикации я говорила, что одна из отличительных черт экстрима от классики как раз в наличие тех самых крепежей под навеску, но у урбанов их нет, ибо незачем, так что я чуть-чуть дала маху.
Урбаны «кряжистые», «пузатые», что увеличивает их прыгучесть и стабильность, но делает медленнее и менее манёвренными, чем фристайловые, хотя они имеют аналогичный размер. Несмотря на свою внешнюю «пузатость», эти унициклы остаются очень легкими: урбанисты ведут борьбу за каждый лишний грамм, который может помешать прыгнуть выше и дальше, – но они таки тяжелее тоненьких и изящных фристайлов.
Теперь об общих тенденциях «в подгонке» урбанов под триал, стрит и флэт. Плюс-минус от райдера к райдеру, от производителя к производителю эти детали могут варьироваться.
В триале требуется максимальная стабильность, цепкость и хороший упор, потому что его основная суть – преодоление всевозможных препятствий. Для триала используют преимущественно колёса на широкой «злой» покрышке, что обеспечивает лучшее сцепление с покрытием. Также ставятся шатуны подлиннее, 137–140 мм, и широкие педали с шипами.
Для флэта нужны шатуны покороче: одно время думала, что 130 мм стали стандартом, но на последних моделях вижу шатуны длиннее. Педали широкие и цепкие, по чаще без шипов, чтобы легче было снять ногу во время трюка и просто меньше калечить ноги (шипы трындец как рвут кожу голени, там даже сильно бить не надо!). Часто, особенно для зала, покрышка заменяется на сликовую, ну или хотя бы просто не на такую «злую», ведь излишнее сцепление с покрытием может помешать выполнению элементов. Фристайловые покрышки при таких ударных нагрузках рвутся очень быстро, поэтому сликовая покрышка для флэта стойкая к боковым нагрузкам и к тому же шире фристайловой, чтобы быть более устойчивой.
Стрит – смесь триала и флэта в условиях городских улиц и скейт-парков, поэтому в зависимости от стиля каждого отдельного райдера – он больше триалит или трюкачит на ровном, – уницикл будет больше похож либо на триальник, либо на флэт. Однако однозначно, что стрит самый динамичный тип катания из урбана, часто требуется набрать разгон перед трюком, поэтому шатуны ставятся покороче.
Вот три красавца в рядочек, чтобы наглядней было. Специально подобрала те, у которых от производителя написано, для чего они: 19" Kris Holm Trials, 19" Nimbus Equinox Street, 20" Impact Sylph.
Добавлю о флэтах: есть одна тенденция, которая меня в своё время очень удивила.
В последнее время унициклы для флэта и фристайла стали жутко похожи – если не знать, на что смотреть, то можно запросто перепутать. У меня самой был такой случай: наткнулась на зальный ролик Ивара Кристенсона (Ivar Christenson, Instagram) и словила разрыв шаблона. Хорошо помню свои мысли: «Ээээ… Ивар крутит на фристайле?.. И он (*уник) выдерживает?.. Так, стоп, а что это он (*снова уник, а не Ивар) такой монструозный?.. Погодите-ка!!!» – и пошла приставать с вопросами к нашим ребятам, которые увлекаются урбаном, что за невидаль такая. Тогда-то меня и просветили, что я, муни-пони, отстала от жизни и теперь унициклы для флэта вот такие прикольные. А фристайлики, наоборот, стали более брутальными: на топовых моделях всё чаще стоят сёдла по типажу урбанов, шатуны не округлые и тонкие, то есть стандартные, а широкие и плоские, но по-прежнему короткие, ведь юркость и скорость краеугольный камень для фристайла. Вот так интересно получилось – урбанисты столько воевали, чтобы фристайлисты не лезли со своим балетом во флэт, а те взяли и обзавелись своими соревнованием «кто круче», то есть «X-стайлом», в довесок к своим привычным хореографическим танцам, и стали подтягивать фристайлы под новый трюковый дух и выросшие нагрузки. Как отличить: седло низко, покрышка широкая, шатуны длинные – это флэт; седло высоко, покрышка узкая, шатуны короткие – это фристайл.
В очередной раз повторю попугаем: урбаны лучше всего подходят для начинающих. Невысокие, легкие, но крепкие, и за счет сочетания диаметра колеса и длины шатунов, один оборот педалей больше напоминает естественный шаг человека. Однако из-за их цены новички чаще делают выбор в пользу гораздо более бюджетных моделей классики.
На этом у меня всё, в следующем обзоре расскажу о моих любимых горных унициклах.
Благодаря за внимание.
С уважением,
админ Одноколёсного дозора
Анастасия




Физкультура и Спорт
7.4K постов15.5K подписчиков
Правила сообщества
Допускается только спортивное поведение.
Аргументируйте свои слова в споре адекватно.
У каждого свой взгляд на спорт, уважайте его так же как и свои взгляды.
Во остальном свобода слова и самовыражения. Если это не нарушает правила сайта*