Конструкция уницикла, или его составные части
Сегодня я раскрою суть своих слов о том, что одна из прелестей уницикла в его максимально простой конструкции, которая требует минимальный уход.
Публикация, возможно, будет интересна тем, кого не отпускает мысль собрать уницикл самостоятельно.
Признаюсь, я плохо разбираюсь в данной теме: вот в чём, в чём, а в технической части я прям анекдотическая девочка-девочка («Хорошая деталь – розовая деталь!»), а своими руками хорошо только по клавиатуре стучу. Я стараюсь даже своему веЛосю лишний раз самостоятельно цепь не чистить, не смазывать и тросики не подтягивать, что довольно простой минимум по уходу за велосипедом, а ведь ему ещё иногда надо прокачивать тормоза и обслуживать амортизаторы... Каким же облегчением для меня в своё время стал уницикл, у которого из ухода, считай, только поддержание давления в камере!..
Чтобы обзор не был совсем поверхностным, я попросила помочь в его составлении Дмитрия Мокроусова. Дмитрий спас этот обзор от пустословия, за что ему огромная благодарность!
Отдельная благодарность моему давнему соавтору, с коим мы писали цикл о скорости уницикла, за рецензию и помощь с причёсыванием текста в читабельный вид.
Итак, давайте разберём простую конструкцию уницикла по запчастям.
Поехали!
Конструкция уницикла довольно проста:
• колесо;
• шатуны;
• педали;
• вилообразная рама;
• подседельный штырь;
• зажим подседельного штыря;
• седло.
Все составляющие можно условно разделить на две группы – уникальные для уницикла и общие с велосипедом. Однако чем больше развивается унициклинг, тем больше появляется отличий, связанных с особенностями одноколёсников.
Начнём с обзора общих деталей.
У уницикла и велосипеда есть несколько взаимозаменяемых деталей:
1. Педали;
2. Зажим подседельного штыря;
3. Составляющие колеса (обод и флиппер, спицы и ниппели, покрышка и камера).
ПЕДАЛИ
Велосипедные педали на уницикл встают как родные. На классике, особенно на бюджетных моделях, вполне себе могут стоять обычные (они же прогулочные), а вот для экстримов потребуются усиленные педали для BMX или горных велосипедов (они же топталки).
Есть ли вообще разница между уни- и велопедалями?
– Почти несущественная: топталки для унициклов от производителей в среднем весят 300–400 граммов, а велосипедные – 400–500 граммов (речь о среднем ценовом сегменте). Имеют ли эти граммы значение, решать только вам.
Что касается выбора конкретных педалей – тут вопрос в том, как и где вы катаете. Для серьёзных катаний обычно достаточно просто купить педали подороже с металлическими шипами, а если педали разваливаются или активно убиваются, то целиком металлические и с промышленными, а не насыпными подшипниками.
Контактные педали на уницикл поставить можно, но это почти самоубийственный акт для всех, чей уровень владения унициклом ниже уровня Бог. А так, да, находятся редкие отчаянные, которые с ними ездят. Надо иметь безукоризненную чуйку и хорошую изворотливость, чтобы вовремя выдернуть ногу в случае чего…
Как залезать и слазить с уницикла с контактами.
Дальше начинаются пляски с бубном и оговорки.
ЗАЖИМ ПОДСЕДЕЛЬНОГО ШТЫРЯ
На классическую модель уницикла легко можно приспособить одинарные велосипедные зажимы. Ходовые у унициклов хомуты – это 25.4, 28.6 и 31.8 миллиметров по внутреннему диаметру. А вот для экстримов такой трюк будет проделать сложнее, ведь им нужны двойные зажимы, где оба кольца с одинаковым внутренним диаметром.
– Мы в Алматы как-то все окрестные спортивные магазины облазили и не нашли подходящий двойной зажим, хотя город ни разу не маленький и велосипедизм у нас популярен.
От себя добавлю, что зажимы с эксцентриком, который позволяет руками ослабить или затянуть хомут без использования дополнительных инструментов, на уницикле в разы удобнее.
– Не знаю, только я или многие унициклисты так делают, но высоту седла меняю довольно часто под разные покатушки или при желании изобразить прыжки. Например, по асфальту приятнее ехать с высокой посадкой, и главное – при этом на колени меньше нагрузка, а вот на бездорожье между пахом и седлом нужен хороший запас, чтобы амортизировать ногами на кочках.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОЛЕСА
или обод и флиппер, спицы и ниппели, покрышка и камера
Спицы, ниппели, флипперы и камеры у двух- и одноколёсных педальных коней идентичные. Только сразу оговорка: это если речь идёт о колёсах от 16 до 29 дюймов, ведь колёса больших диаметров у велосипедов не в ходу. Подумайте об этом, если соберетесь брать дорожный уницикл (роуд) 32” и 36”, потому что эти детали будет найти сложнее, когда понадобятся.
За ободом для классики можно сходить в веломагазин и взять велосипедную одностенную алюминиевую конструкцию 17–19 мм шириной (для фристайлов, правда, уже под нагрузки нужно двухстенную). А вот для экстримов нужны двух- трёхстенные и желательно, шириной 42–47 мм (у велосипедов, насколько мне известно, ширина ободьев заканчивается где-то на 23 мм для колёс под даунхилл). Иногда встречаются не алюминиевые, а карбоновые ободья для роудов.
Не стоит бояться ободьев с отверстиями по внутренней части: эти дырки никак не влияют на ударопрочность обода, но зато позволяют сделать его легче. Сор и вода через эти отверстия внутрь колеса не проникают, потому что их плотно закупоривает флиппер и камера, даже если она приспущена.
Спицевание униколеса никак не отличается от велоколеса – те же 3–4 креста из 32-х (классика) или же 36-х (экстримы) спиц в зависимости от стиля, под который собирается колесо.
Вслед за ободом у экстримов на расширение пошла и покрышка: от 2,5 дюймов на урбанах и роудах до 3–4,9 дюймов на муниках. Велосипедная для BMX и MTB всё ещё лихо сядет на урбаны и муники соответственно, однако родная уницикловая покрышка будет шире, особенно если модель из новинок, старые-то были один в один как велосипедные.
– Лично у меня на мунике стоит велосипедная 2,5 с средней агрессивностью протектора и прекрасно служит, но у меня и уник старой линейки.
Заморачиваться о ширине камеры в этом случае не надо, она любая нужного диаметра встанет, как влитая.
Рисунок протектора покрышки выбирается соответственно стилю и типу катания, в котором используется уницикл. Внизу публикации дам ссылки на цикл о видах одноколёсников, а в моём профиле можно ещё глянуть цикл о направлениях катаниях в нашем виде спорта.
Теперь о том, что у уницикла уникальное.
РАМА
В первую очередь уникальна, конечно, рама.
По форме она напоминает прямую жесткую (ригидную) вилку велосипеда, и, к слову, именно из расширенных вилок велосипеда умельцы собирают самодельные унициклы. Для закрепления колеса в раме есть чашечки-хомуты, которые фиксируют всю конструкцию в одно целое с помощью болтов. В чашечки, между ними и втулкой, встают специальные подшипники, часто продаваемые вместе со втулкой, особенно, если она какая-нибудь нестандартная, и именно подшипники позволяют втулке колеса свободно вертеться внутри хомута при этом надёжно, без люфтов.
– Ответ на опережение: нет, у унициклов не бывает рам с амортизаторами, потому что это сильно гасит энергию педалирования. Но, да, и такие унициклы умельцы пытались собрать.
Рамы бывают с квадратными и покатыми плечами.
Если это не трюковый уницикл, которому часто ставят ногу на эти самые плечи, то лучше выбирать покатый вариант. На средних колёсах (муни), у которых уголки рамы при педалировнии ходят как раз напротив самой широкой части голени и колена, это наиболее актуально, на мой взгляд.
– У моего муника 26” квадратные ушки, и на ведущей ноге в сезон постоянно небольшой синяк, потому что часто налетаю на этот уголок при попытке поучить трюки или поскакать по сложным буеракам.
На плечиках рам трюковых унициклов иногда бывает специальное шершавое покрытие, которое предотвращает соскальзывание стопы при выполнении элементов на них (видела такое на фристайлах, про урбаны не уверена).
У унициклов от бренда «Nimbus» бывают очень затейливые рамы. Остальные бренды придерживаются двух указанных выше вариантов.
У рам роудов и муников есть специальные крепления под тормоз: либо ободной, либо дисковый. Ободные на более дешёвых моделях, а дисковые, соответственно, на дорогих. Часть унициклов продаётся уже сразу с тормозом, но далеко не все, потому что тормоз по-прежнему считается опциональной навеской. (Покажу фото и расскажу о тормозе в следующей публикации.)
Если на раме нет крепления под тормоз, то он ставится через адаптер, который встаёт вместо одной из чашек подшипников. Диск можно поставить как на втулку с нужными креплениями, так и на соответствующие шатуны.
Больше о раме мне добавить нечего, разве только то, что хорошая рама – это лёгкая рама из крепких сплавов.
– А, нет, есть! Ибо снова предвижу вопрос…
Карбоновые рамы на унициклы существуют в паре эксклюзивных вариантов (сейчас даже не смогла найти иллюстрации, лишь упоминая, что карбон используется в том числе), в основном для дорожных. Это вариант для тех, кто хочет, чтобы роуд был «роднёй» шоссейника, а не туринга. С учётом того, насколько уницикл падучая конструкция, а карбон всё же уязвимее алюминия и он дороже, не думаю, что такие рамы в унициклинге станут сильно популярны, если инженеры не придумают, как сделать карбон крепче.
СЕДЛО
Второе важное отличие – седло.
Из-за особенностей посадки и для удобства седло уницикла длиннее, шире, мягче велосипедного, обычно изогнуто в вертикальной плоскости и, что отличает его больше всего, оно оснащено удобной для хвата пластиковой накладкой (клювом) спереди и вспомогательной по задней линии.
Иначе эти пластиковые вставки называют бамперами или хватами. Клюв необходим для придерживания уницикла при езде по кочками и для выполнения самых разных трюков, хотя задний хват для выполнения трюков тоже частенько используют. Кроме того, оба бампера защищают мягкую часть седла от быстрого изнашивания при неизбежно частых падениях уницикла, особенно в экстремальных видах катания или в начале обучения. Более выраженные и объёмные хваты имеют сёдла для экстремальных видов, а у прогулочных дешёвых моделей классики могут быть почти символическими. Бамперам живётся несладко, они одними из первых теряют товарный вид, но их можно поменять, правда, не всегда хваты взаимозаменяемы между разными производителями.
Седло бюджетного прогулочного уницикла:
Ещё о сёдлах: между собой сёдла унициклов различаются по толщине, ширине в талии, наличию/отсутствию анатомической выемки по центру, выраженности переднего и заднего бамперов и по изогнутости в вертикальной плоскости. Для урбанов и отчасти муников часто выбирают максимально прямые, с узкой талией жёсткие сёдла, с которыми удобнее рулить и выполнять трюки.
Пример седла урбана:
Уже как-то говорила, но повторюсь: ширина талии седла, то есть самой узкой центральной части, влияет на управляемость, и чем она меньше, тем точнее манёвры. Любители дальних заездов выбирают сёдла чуть шире и толще, за счёт чего улучшается амортизация, со средним изгибом, чтобы на пах сильно не давило, но помогало поддерживать посадку.
Цирковые артисты и некоторые игроки в уни-баскетбол и хоккей предпочитают маленькие сёдла с хорошо выраженным анатомическим изгибом, который лучше фиксирует райдера в седле, но такой изгиб вреден для кровообращения в паху, потому что из-за него седло сильно передавливает мягкие ткани. Вредны и сильно мягкие сёдла по той же причине: об этом всегда надо помнить любителям дальних заездов, старающихся максимально облегчить жизнь своего седалища; однако не могу не упомянуть, что для мягкости бывают чехлы с силиконовой вставкой. На классике, особенно на прогулочных, очень часто стоят простые маленькие сёдла со средним изгибом.
Несколько вариантов сёдел под дальние заезды:
Не так давно появились сёдла вот такой формы – оценили их экстремалы, которым до этого хорошо зашло седло Zero:
Само седло Zero и его чуть более мягкая и щадящая версия Fusion One, или разницу поймёшь только пятой точкой…
– У меня есть предположение, но пока не доводилось проверить опытным путём, что более прямые сёдла подходят не только тем, кто любит и хорошо крутит стоя, но и тем, кто ездит с опорой на вынос (именно опорой, а не просто придерживается), а ещё вернее – на короткий вынос (Т-бар). (Последнее обосновать не могу, но мне так кажется.)
Посадка с выносом напоминает велосипедную: наездник значительно наклонён вперёд, поэтому нет нужды в изгибе седла, чтобы было легче держать корпус прямо и давать при этом в педали больше усилий, наоборот, сильный изгиб мешает нормально отдать вес вперёд на Т-бар, да ещё и при такой посадке давит на гениталии.
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ
Из-за особенности седла неизбежным стало отличие также и подседельного штыря, а точнее его головки, чтобы закрепить такой «нестандарт». Есть штыри, чья головка совместима только с определённым типом сёдел, например с Zero (см. на фото последний в ряде).
Длина подседельных штырей в стандарте 35–40 сантиметров, однако у прогулочных/учебных унициклов бывают «огрызки» короче, из-за чего длинноногим людям невозможно выставить высоту седла под себя и приходится ездить, подпирая уши коленями. Ходовые диаметры – 22,2, 25,4 и 27,2 миллиметра.
– И снова ответ на опережение: подселённые штыри с амортизаторами на унициклы не ставят по той же причине, по которой нет и таких рам.
ШАТУНЫ
Ещё у уницикла и велосипеда разные шатуны.
Различаются они:
1) отсутствием крепления под звезду – цепи у стандартных унициклов нет, ну и звезда ни к чему. Зато бывают шатуны с креплением под тормозной диск, например из линейки «Kris Holm» (см. на фото). В целом принципиальное устройство не особо отличается: если взять велосипедные шатуны с совпадающим креплением и спилить у них крепеж под звезду, то они прекрасно встанут и на уницикл.
2) наличием вариантов с креплением педалей на разной длине шатуна («Kris Holm» на 2 разъёма (см. выше) или «Nimbus VCX +» на 3 разъема для педалей).
3) разнообразной длиной шатунов: для уницикла под разные задачи встречаются как совсем короткие (75 мм) шатуны, так и очень длинные (150 мм). Между ними переходных вариантов ещё штук пять.
У унициклов главная функциональная характеристика для шатунов– отношение их длины к диаметру колеса. Плюс так же, как и у велосипедов, вес шатунов имеет первостатейное значение – чем легче, тем лучше.
Стандартные шатуны короткие (около 100 миллиметров плюс – минус), округлые, тонкие, изящные и, конечно, лёгкие – их используют на классической модели уницикла. Исключением сейчас становятся фристайлы, на которые стали ставить шатуны по типу следующей категории, но тоже короткие.
Шатуны под экстремальные виды – широкие, плоские и имеют рёбра жёсткости и визуально похожи на шатуны от BMX.
ВТУЛКА
И последняя деталь уницикла вообще и отличающая его от велосипеда в частности – это втулка.
Втулка одноколёсника похожа на втулку переднего колеса велосипеда с той разницей, что имеет штыри для крепления шатунов.
У стандартных унициклов она бывает простая и с возможностью поставить на неё тормозной диск. Ещё есть вариант улучшенной втулки с фривилом (с механизмом свободного хода) или планетарная (с передачей).
Начиная с верхнего левого угла – простая, рядом – с возможностью поставить тормозной диск, левый нижний угол – фривил, рядом – планетарная:
Для нестандартного уницикла типа «жираф» нужна втулка со звёздочкой под цепную передачу. А у некоторых нестандартов, например ультимейтов и лунициклов, вообще ни втулок, ни нормальных шатунов. О нестандартных унициклах я писала вот здесь: Виды унициклов. Нестандартные
Есть три варианта крепежа втулка-шатун:
а) квадрат – самый дешёвый вариант, наименьшая площадь соприкосновения посадочных поверхностей. Из-за низкого качества стальных шатунов достаточно быстро разбалтывается и выходит из строя. Ставится на недорогие модели.
Не нашла нормальную иллюстрацию такой втулки, так что сразу фото, на котором это крепление сорвано:
б) крепление ISIS – достаточно старый велосипедный формат с 10-конечной звездой. В разы прочнее и лучше держит посадку. Полностью совпадает с аналогичным форматом на велосипедных каретках. Используется на униках начиная со среднего ценового диапазона.
в) Q-axle – формат крепления, разработанный фирмой QX в 2002 году как замена ISIS. Отличается в лучшую сторону лёгкостью. Так же есть отличие в креплении шатунов на такую ось – шатун не притягивается с торца к оси болтом, а затягивается двумя болтами на самом шатуне, что позволяется быстро менять шатуны без использования специальных съёмников и других инструментов, обходясь одним шестигранником.
Ну что, обзор деталей одноколёсника закончен. Добавьте ко всему вышеперечисленному горстку гаек, болтов и шайбочек – и вот он, собственно, весь уницикл.
Процесс сборки учебного уницикла:
О СТОИМОСТИ
При сборке и переоборудовании «половинчика» самая дорогая часть, конечно, колесо, потому что это не только визуальная половина одноколёсника, но и половина его стоимости.
Стоимость складывается из цен на втулку, обод и покрышку плюс добавьте сюда «мелкую россыпь» из спиц, камеры и флиппера.
– Не могу не упомянуть, что планетарные втулки превосходят по цене унициклы в полной сборке вместе с дополнительной навеской.
Если смотреть в целом, самой дорогой самостоятельной запчастью выходит рама, а самые доступные – педали.
«По вкусу» и для увеличения КПД на муники и роуды можно ещё добавить навеску. Я сделаю про навеску и варианты модернизации втулки отдельный пост, а то в этом уже и так километры текста.
Цены на запчасти и унициклы можно посмотреть здесь www.runicycle.com или здесь www.polovinkin.online
МАНУАЛ ПО УХОДУ ЗА УНИЦИКЛОМ
Вытащила из памяти вообще всё из того, что действительно может понадобиться делать с унициклом, если это не касается откровенно сломанных деталей, например, порванной рамы, лопнувшего обода, сорванных штырей втулки, посыпавшихся подшипников и так далее.
• Поддержание давления в колесе
Сколько конкретно, надо смотреть в указаниях от производителя покрышки, ибо у всех колёс по-разному. Например, у урбанов максимально допустимое давление может быть от 3,45 до 5,86 бар у разных моделей: что рабочее давление для одной, к чертям разорвёт другую. Ещё разное давление может понадобиться под разные цели. Так, новичкам легче учиться на приспущенном колесе, оно же лучше гребёт по сыпучим поверхностям; для асфальта и паркета нужно накачивать почти под максимум, а на бездорожье и для трюков чуть меньше, чтобы и не добивать до обода на прыжках, и не прокалывать колесо об камни и колючки.
– Я себе давление подгоняю с помощью волшебного метода пальпации и ещё более чудесного метода проб и ошибок. Через некоторое время находишь своё оптимальное давление, на котором удобно.
Кстати! Иногда давление в колесе имеет решающее значение для удобства катания, и если вдруг на унике до жути неудобно или как-то совсем не едется по новому рельефу, стоит попробовать «поиграть с воздухом», особенно новичкам. Мы так в прошлом году на фестивале «вылечили» одну девочку, которая раньше по горам никогда не ездила: человек натурально страдал, превозмогая каждый новый метр, и часто соскакивала с уницикла, из-за чего плелась в хвосте и всех задерживала. А чуть поменяли давление в колесе – так она спокойно поехала, ещё и в средину колоны перебралась.
• Регулировать высоту седла
Какой бы замечательный ни был зажим подседельного штыря, но седло всё же будет потихоньку проваливаться в раму. Плюс под разные заезды, под разные виды трюков («изящные» из фристайла или «брутальные» из урбана) часто требуется сменить высоту седла, так что этот пункт нисколько про уход, сколько про функциональное использование.
• Проверять натяжение болтов, особенно под седлом
Наиболее актуально для свежекупленных унициклов первое время и для фристайлов, урбанов и муников постоянно. У последней тройки это важно, потому что в этих видах катания за седло очень часто дёргают, давят, уник постоянно роняют… В общем, нагрузка на крепления нешуточная, и бывает, что болты из-за этого начинают раскручиваться.
Важно! Болты должны быть хорошо затянуты, но не перетянуты. У перетянутых болтов выше риск срыва, а передавленное железо больше подвергается эрозии, могут появиться микротрещины, которые в конечном итоге приведут к тому, что рама или пластик седла могут лопнуть. Даже железо устаёт, если на него сильно давить! Это, к слову, касается и подседельного зажима, который тоже нельзя утягивать по самое не хочу.
• Проверять натяжение спиц
Сами спицы и их натяжение влияют на жёсткость колеса и, соответственно, на качество езды. Со временем натяжение по чуть-чуть ослабевает, потому что спицы и ниппели немного деформируются, что может привести либо к искривлению колеса, либо к лопнувшим спицам из-за неравномерно распределённой нагрузки. Проверять, «не заиграли ли струны», стоит раз в сезон всем, а любителям жести каждые один-два месяца. Также перетянуть все спицы может потребоваться после искривления обода, если он погнулся из-за чрезмерного механического воздействия.
– Я, вот, на спицы в какой-то момент забила и схлопотала в прошлом году небольшую восьмёрочку. Но в целом моему мунику за 7 лет что-либо делать со спицами довелось дважды: первый раз году так на третьем катания просто подтянуть, а второй раз, когда мне правили то злополучное искривление в полях.
• Проверять педали на люфты
Топталки и на велосипедах сильно изнашиваются, а на униках нагрузка ещё больше плюс в трюковых направлениях или у новичков уник на них часто падает.
– Я меняла педали дважды. Сначала с пластиковых учебных на нормальные шипастые топталки, но продешевила. Когда запарилась бегать в мастерскую, чтобы их подтягивали, купила другие ,подороже: теперь езжу и радуюсь – у них за три года только пара шипов выпала и лишь раз пришлось одной педальке ось подтянуть.
• Убирать «цепки» на бамперах
От частых падений, особенно об асфальт, на бамперах могут появляться зацепы, сколы, углубления. Сколы и углубления не так страшны, а вот об зацепки можно поранить руки, при особом таланте – даже порвать одежду, так что их необходимо аккуратно срезать и защищать место среза шкуркой. Чем лучше пластик хватов, тем меньше вероятность появления этой проблемы.
• Прокручивать покрышку относительно обода
Раз или два в сезон стоит немного изменять положение покрышки относительно обода, то есть прокрутить её вокруг колеса. Делать это стоит потому, что 90% унициклистов делают маунты и трюки с одной удобной ноги, она же шоколадная. Из-за этого при фиксированной передаче во время старта асфальта постоянно касается одна и таже сторона резины, из-за чего она в этом месте быстрее стачивается и в конечном итоге рвётся. Нехитрые манипуляции с прокручиванием позволят покрышке прослужить дольше.
МИНИМАЛЬНАЯ «АПТЕЧКА» УНИЦИКЛА:
• набор для латки проколов в камере (шкурка, заплатки, клей);
• перебортовочные лопатки;
• насос;
• желательно – набор шестигранников или хотя бы шестигранник 5,0 и гаечные ключи по конструкции.
Дополнительно для людей с руками:
• Съёмник шатунов;
• Спицевой ключ.
ОТСТУПЛЕНИЕ:
Пока писала этот пост, поняла, что моя классификация унициклов уже устарела и работает только с «приписками». Запарилась дописывать «кроме фристайлов», сильно уж они изменились в последнее время.
Теперь между фристайлами и урбанами больше сходства, чем между другой классикой и фристайлами и другими экстримами и урбанами. Надо среди стандартных унициклов выделять классику, трюковые и… хм… «экстримами» роуды и муники без урбанов уже просто так не назовёшь, «ездовыми» тоже, потому что в классике сидят прогулочные и трековые.
Ох уж этот юный развивающийся спорт!..
Только всё по полочкам разложишь, как он «отрастит» себе ещё чего-нибудь! Уф! Теперь буду сидеть, думать, как правильно всё это классифицировать.
На этом у меня всё, благодарю за внимание!
Учитывая, насколько огромным получился пост, ещё и аплодирую тем, кто смог дочитать до конца.
Цикл о видах одноколёсников:
Виды унициклов – здесь общая классификация и обзор типов классики.
НАПРАВЛЕНИЯ, СТИЛИ И ТИПЫ КАТАНИЯ В УНИЦИКЛИНГЕ – обобщающий обзор из цикла о многообразии унициклинга как спорта.
С уважением,
админ Одноколёсного дозора
Анастасия