Учительская боль: ОЦЕНКИ
За неделю дистанционного обучения в средней школе учителя поставили два миллиона оценок. Эту статистику сегодня прислал Оперштаб Москвы по борьбе с сами-знаете-чем. Больше половины этих оценок – «отлично». Кажется, что это хорошая новость. Далее я попытаюсь обстоятельно, последовательно и с дурацкими картинками объяснить, почему это вообще нифига ни разу не так.
Школьные оценки существуют для того, чтобы ученик и родители понимали, в каком объёме деть освоил учебную программу. Можно вовремя понять, например, что с математикой у человека всё норм, а на географию и биологию надо подналечь, иначе вырастет не гармонично развитая личность, а плоскоземельщик-креационист.
У нас четырёхбальная система оценивания – от двух до пяти. С помощью этих оценок мы можем выделить 25% детей, которые знают программу лучше других и 25% детей, которым нужна реальная помощь в учёбе. И когда мы ставим пятёрки вот прям большей части учеников, мы не выделяем тех самых «настоящих отличников», которые реально освоили программу от начала и до конца.
И если б я был отличником, который пропалил, что для заветной пятёрки можно не напрягаться, а быть «середнячком», я бы прям забросил учёбу и полез в Тик-Ток, или где они там щас лазят.
Если у вас в отдельно взятой школе есть отдельно взятый класс, в котором больше половины всех выставленных оценок всегда пятёрки – скорее всего, это значит, что у вас есть действительно сильный класс с умными детьми. А если у вас такая фигня с оценками в целом здоровенном мегаполисе – значит, что-то не так или с программой, или с системой оценивания.
Мне приходилось общаться со специалистами в разработке тестов. Педагогические измерения – это тот ещё матан: хорошая контрольная, соответствующая современным требованиям, разрабатывается сложно, долго и дорого. Вследствие последнего пункта такие тесты чаще встречаются в корпоративном обучении и во всяком платном допобразовании, а не в школах.
Школьная же оценка довольно редко соответствует реальному содержимому башки учащегося. На отметку в журнале влияют настроение учителя, репутация ученика, случайность, предвзятость и так далее. Основной цели общего образования это на самом деле вообще никак не противоречит – ученикам предстоит жить в мире, где изворотливость, вежливость, хитрость, опыт и умение презентовать себя так же сильно влияют на оценку результата работы начальником или клиентом, как и собственно этот результат.
Ну а что вы хотели? Какой социум – такая и социализация, так сказать.
Но в этом случае не происходит дифференциации между теми учениками, которые реально знают предмет, и теми, кто всю дорогу получал оценки за филигранность техники пинания болта.
Но в МЭШ – электронные тесты. Вероятность получить оценку за красивые глазки в таких условиях реально ниже, чем при традиционном обучении. И довольно маловероятно, что эти электронные тексты не соответствуют учебным программам.
Вывод примерно такой: школьную программу надо усложнять. Это не значит, что нужно в восьмом классе учить детей основам матанализа. Более разумным путём кажется осовременивание того, что есть, плюс введение большого числа предметов, которые могут быть полезны при выборе профессии.
И в завершение - новость из недавнего прошлого: