Сравнение жизнь в Швейцарии и Германии. Где лучше жить?

Попытаюсь в данном повествовании объять необъятное и сравнить жизнь в Швейцарии и Германии, а также подвести итог стоит ли менять одну страну на другую, стоит ли вообще переезжать сюда. Особенно в свете последних событий этот вопрос может быть вполне интересен.


Для начала коротко представлюсь, чтобы было понятно кто я и имею ли я понятие о чём говорю: мне в этом году исполняется 40 лет, я врач-радиолог, работаю и проживаю в Швейцарии с июля 2019 года, до этого 8 лет (с 2011 года) работал также врачом и проживал в Германии. Женат, 2 детей. Подробнее обо мне и моём пути можно почитать в ранних постах.


Я буду писать на основе своего опыта. И, конечно же, как обычно буду рад дополнениям и альтернативным мнениям.


1. Цены

Притча во языцех всех повествований о Швейцарии. Да, цены, по сравнению с большинством стран остальной Европы и мира, тут в целом выше. Это касается практически всего, особенно бытовая химия (минимум раза в 1.5 - 2 по сравнению с Германией), лекарства (раза в 2), рестораны / общепит (также минимум раза в 2) и услуги (минимум раза в 1.5). Есть пара исключений: цены на топливо сравнимы с остальной Европой, а точнее соседними Германией / Италией / Францией, а может и в случае с Италией и Францией несколько ниже; электроника / бытовая техника, как ни странно, чуть дешевле, чем в Германии (например Apple, в чём можно убедиться сравнив немецкий и швейцарский сайты); электроэнергия (много ГЭС). На продукты питания цены либо равны, либо выше соседних стран и, особенно, Германии (уже писалось про закупочные туры к соседям). Одежда и обувь тоже дороже процентов на 30.


2. Стоимость жилья / аренды