23

SR-71. Как погиб один из "Черных дроздов"

SR-71. Как погиб один из "Черных дроздов" Авиация, Военная авиация, Истребитель, Военная техника, Военная история, Sr-71, Sr-71 Blackbird, Пилот, Вооружение, Самолет, Длиннопост

Кабина погибшего SR-71 теперь музейный экспонат

А знаете ли Вы, что в Музее авиации Сиэтла, штат Вашингтон можно посидеть в самой настоящей кабине пилота SR-71?

Номер SR-71, частью которого эта кабина некогда являлась – 17977

10 октября 1968 года около 10:00 SR-71 с номером 17977 готовился к взлёту с ВПП 14, авиабазы «Бил», Калифорния.

Стоя на взлётной полосе (длиной 3,6 км.), пилот Абе Кардонг получил от диспетчера разрешение на взлёт и перевёл рычаг управления двигателями в положение взлетного режима, заставив свою грозную машину начать движение на взлёт.

По мере увеличения тяги двигателей, поочерёдно зажглись характерными зелёными огнями и форсажные камеры.

Самолёт катился по взлётной полосе, набирая скорость.

Однако, далее, воздействие центробежной силы привело к подскоку колес, ставшему, в конечном итоге, причиной резкого выхода из строя тормозного устройства левого основного шасси.

Осколки тормозного устройства пробили нижнюю часть крыла, в котором находились баки, внутри которых было несколько тонн авиационного керосина.

Раскалённые струи пламени, вырывавшиеся из форсажной камеры, вызвали возгорание разлившегося топлива, превратив взлетную полосу за самолётом в бушующий огненный ад, распространяющийся со скоростью летящей кометы.

Получив по радиосвязи сообщение о неисправности в двигателе, сотрудники аэродромных служб сообщили пилотам о том, что за их самолётом разверзся огненный смерч.

К счастью, весь этот ужас произошёл до того, как самолёт развил достаточную для взлёта скорость.

Теоретически, длина участка полосы перед SR-71 была достаточной для того, чтобы «Дрозд» успел остановиться, плюс также должен был сработать многократно подтвердивший свою эффективность тормозной трос, установленный на конечном участке ВПП, единственное предназначение которого заключалось в том, чтобы обеспечить полную остановку самолёта.

Кардонг выпустил тормозной парашют, но он очень быстро оказался бесполезным, так как полыхающий за самолётом керосин быстро превратил его в пепел. Вследствие потери давления в шинах, все 6 колес быстро просели, проседание привело к поломке стоек шасси, после чего острый конус воздухозаборника, находившийся внутри гондолы двигателя врезался в бетонное покрытие ВПП и процарапал его, оставив глубокие борозды.

Кардонг направил самолёт к тормозному тросу, ставшему последней надеждой остановить попавший в беду SR-71. Однако, вместо того, чтобы зацепиться за трос, изготовленная из титана передняя кромка крыльевой гондолы прошла сквозь него, как нож сквозь масло.

По мере снижения скорости SR-71, языки пламени стали подбираться к кабине Оператора бортовых разведывательных систем, в которой сидел Джеймс Коглер.

Он принял решение катапультироваться и потянул на себя маленькую жёлтую ручку, находившуюся между его ног.

Джеймса выбросило из кабины, через мгновенье его парашют раскрылся и опустил его на находившееся рядом со взлётной полосой поле. При приземлении Коглер получил несколько царапин, синяков и компрессионные повреждения позвоночника, причиной которых стали перегрузки, действовавшие в момент аварийного покидания самолёта.

Впоследствии, после этой аварии он полностью выздоровел.

Абе Кардонг принял решение остаться за штурвалом своего погибающего самолёта, который в тот момент скользил животом по поверхности ВПП и, в конечном итоге, выехал на 304 метра за её пределы.

Длины взлётной полосы горящему «Дрозду» для остановки не хватило; полностью остановиться он смог только выехав за её пределы.

Сотрудники аэродромных служб подъехали к полыхающему самолёту и помогли Кардонгу выбраться из обломков погибшего SR-71.

Сам Кардонг не получил ни единой царапины.

Приехавшие аварийно-пожарные автомобили залили самолёт огнегасящим составом.

Залитый огнезащитной пеной, превратившийся в груду обломков, лишившийся задней кабины, некогда красавец-самолёт лежал на брюхе, полностью разбитый.

SR-71 №17977 не подлежал восстановлению и был списан, однако, все участники происшествия остались живы.

Сегодня отреставрированная передняя часть самолёта находится в Музее авиации Сиэтла, штат Вашингтон.

Кабина самолёта открыта, её фонарь поднят и SR-71 с номером 17977 как бы приглашает посетителей музея залезть внутрь и ощутить себя пилотом этой некогда грозной боевой машины.

На сегодняшний день это единственный SR-71, доступ в кабину которого открыт для всех желающих.

Авиация и Техника

11.2K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу