306

Селедка, секс и революция

Серия История в карикатурах

Сегодняшняя карикатура выглядит очень скабрезной, хотя художник ничего пошлого не имел в виду.


Рисунок Михаила Черемных "Эрос и Меркурий" упреждался цитатой: "Наш торгпред в Норвегии т. А.М. Коллонтай поместила в журнале "Молодая Гвардия" статью о любви под названием "Дорогу крылатому Эросу".

"Т. КОЛЛОНТАЙ: – Селедки – дело не ароматичное, а натура у меня романтичная: вот и тянет меня на античное!..".


Сразу поясню, что о сегодняшних устойчивых ассоциациях между селедкой и сексом живший сто лет назад художник и понятия не имел. Все проще - в тогдашнем мире Норвегия считалась европейским Мухосраньском, невероятным захолустьем, где, кроме норвежской селедки, и нет ничего.


Вот, мол, товарища торгпреда, известную своим романтическим бэкграундом и уставшую от селедки, и потянуло на написание статей с античными названиями.


Меж тем статья Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу" стала, не побоюсь этого слова, этапным событием.


Но прежде надо пояснить одну нетривиальную вещь.


Первая в мире женщина-министр и первая в мире женщина-посол (это все Коллонтай) у нас почему-то считается адептом свободной любви и автором теории "стакана воды" - мол, переспать с другим человеком должно быть так же просто, как выпить стакан воды.

И почему-то в подтверждение обычно ссылаются как раз на эту статью про Эрос.


Это не совсем так, вернее - совсем не так.


Спору нет, монашкой Коллонтай не была, в ее бурной жизни было много романов, причем не только с мужчинами. Уже после революции много шуму наделал ее брак с народным комиссаром по морским делам РСФСР Павлом Дыбенко. Во-первых, это был первый гражданский, а не церковный, брак в Советской России. А во-вторых, муж был на 17 лет младше жены - ему 29, ей 46.

Но вот статья про Эрос здесь совершенно не в тему.


Потому что главный посыл статьи был скорее обратный - Коллонтай говорит о том, что после революции любовь в обществе исчезла, остался лишь гольный секс без обязательств:


"Перед грозным лицом великой мятежницы — революции — нежнокрылому Эросу («богу любви») пришлось пугливо исчезнуть с поверхности жизни. Для любовных «радостей и пыток» не было ни времени, ни избытка душевных сил. <...> Господином положения на время оказался несложный, естественный голос природы — биологический инстинкт воспроизводства, влечение двух половых особей. Мужчина и женщина легко, много легче прежнего, проще прежнего сходились и расходились. Сходились без больших душевных эмоций и расходились без слез и боли".


Но автор уверена - сейчас наступают времена, когда жизнь нормализуется. И тогда любовь вернется, а крылатый Эрос восторжествует над бескрылым.


"Теперь, когда революция в России одержала верх и укрепилась, когда атмосфера революционной схватки перестала поглощать человека целиком и без остатка, нежнокрылый Эрос, загнанный временно в терновник пренебрежения снова начинает предъявлять свои права. Он хмурится на осмелевший бескрылый Эрос — инстинкт воспроизводства, не прикрашенный чарами любви. Бескрылый Эрос перестает удовлетворять душевным запросам".

Статья наделала много шума и вызвала бурные дискуссии, в которых Коллонтай обвиняли в реакционности и в покушении на завоевания революции.


Однако тема сексуальной контрреволюции получила продолжение через два года, в 1925 году, и не где-нибудь, а на страницах "Правды".


24 марта 1925 года преемница Коллонтай на посту главы департамента деятельности среди женщин Центрального комитета партии, знаменитого "Женотдела", старая большевичка Софья Смидович выступила в "Правде" с большой статьей с показательным названием "О любви".

Софья Смидович в юности, во время учебы на педагогических курсах, 1890 г.


Статьей программной, где все называлось своими именами. Где прямым текстом говорилось о том, что сексуальная свобода завела общество в тупик, и с этим надо что-то делать:


"Каждый комсомолец-рабфаковец и очень еще юный, безусый мальчик может и должен удовлетворять свои половые стремления. Это почему-то считается неоспоримой истиной. Половое воздержание квалифицируется как мещанство.


Каждая комсомолка-рабфаковка, просто учащаяся, на которую при этом пал выбор того или другого мальчика-самца (откуда у нас на севере развились такие африканские страсти, судить не берусь), должна пойти ему навстречу, иначе она — мещанка, недостойная носить имя комсомолки, быть рабфаковкой, пролетарской студенткой. И наконец мы подходим к развязке, к третьей части этой своеобразной «трилогии».


Необходимое действующее лицо развязки — это врач, производивший «аборт», т. е. калечение физического организма юной матери и нанесение огромной травмы ее психике. <...> Бледное, истощенное лицо девочки, готовящейся стать матерью, с трогательным глубоким выражением глаз беременной женщины! В приемной комиссии по разрешению абортов в этих глазах вы можете прочесть не одну скорбную повесть комсомольской любви".

Софья Смидович с дочерью Татьяной. 1895 год.


Статья "О любви" произвела в обществе эффект разорвавшей бомбы. Редакцию "Правды" завалили письмами - в первую очередь женщины, комсомолки и коммунистки.


7 мая 1925 года газета даже дала подборку откликов на статью Смидович, где женщины говорили о наболевшем. Оставшаяся анонимной студентка писала:


«Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться, как к буржуазной идеологии».


По мнению студентки Рубцовой, распущенность часто провоцируют взрослые коммунисты, которые по умолчанию являются наставниками комсомольцев, они «рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена. <...> Муж моей подруги предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения».


В итоге в партии начались ожесточенные дискуссии, вспомнили, разумеется, и статью Коллонтай. От тех времен нам в наследство осталась фраза, которую сегодня назвали бы "мемом": «Она любила по Смидович, а он любил по Коллонтай».

Но в целом в отношении сексуальной свободы в Советской России начался консервативный переворот, который вскоре был закреплен несколькими громкими делами.


Так, много дискуссий вызвала и "кореньковщина" - по имени студента Московской горной академии Константина Коренькова, бросившего свою гражданскую жену, студентку той же академии Давидсон, третировавшего ее и доведшего в итоге девушку до самоубийства.


Но радикальное контрнаступление консерватизма в Советской России - это уже совсем другая история, которая случится позже. Мы же пока продолжим наше путешествие по 1923 году.

______________

Это статья из моего проекта "История в карикатурах", где я, разглядывая рисунки в "Крокодиле" столетней давности, пытаюсь рассказать, в чем там прикол и тем самым сложить мозаику  тогдашнего мира. Книжка про 1922 год написана, про 1923 год заканчиваю.


Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Лига историков

19.6K постов55.3K подписчик

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества