СДЭК - инструкция по применению

Проработал в этой транспортной компании некоторое количество времени и решил написать краткую инструкцию по взаимодействию с ней, дабы пикабушники, которые пользуются услугами СДЭКа или только планируют это сделать (чего я делать не рекомендую, но порой нет выбора), лучше понимали что да как.

Также я разберу некоторые моменты, которые больше всего бесят (как сотрудников. так и клиентов СДЭКа), а также как их можно обойти, чтоб сэкономить себе и другим людям время, которое, как известно, деньги.

Рабочий портал СДЭКа

Это то, в чем мы работаем. Многие сотрудники называют его просто "программой", но по факту это обычный сайт, который открывается в браузере. В общем-то, в наши дни это нормальное явление, но проблема в том, что выглядит рабочий портал СДЭКа как поделие школьника-дегенерата после пьяной вечеринки в подвале с бомжами: нелогичное расположение многих кнопок и окон, мелкий или плохо читаемый шрифт, отсутствие некоторых самых базовых функций и куча других косяков. Поэтому если вам кажется, что сотрудник СДЭКа сидит и просто так мышкой щелкает, то поверьте, это не так: даже такие примитивные вещи как выдача посылок сопровождаются некоторым количеством лишних телодвижений, которые требуется совершить, чтобы пройти всю процедуру. Про отправку посылок я вообще молчу: за откровенно ублюдскую форму отправки я готов уже лично поехать в главный офис СДЭКа и набить там морду тому придурку-программисту, который все это придумал и сделал... Да, со временем привыкаешь и многие вещи на автомате начинаешь прощёлкивать, но это время, время и еще раз время.

В конце поста приведу наглядный пример одной операции в рабочем портале СДЭКа, чтобы у вас было понимание того, на сколько там всё косо и убого сделано, но сейчас рассмотрим более важные вопросы.

Документы

Для получения или отправки посылок нужен паспорт или водительские права. Фото документа в телефоне не прокатит. И демонстрация своей странички на Госуслугах с серией и номером паспорта не прокатит. И ксерокопия документа не прокатит. Только физический оригинал документа, предъявленный сотруднику ПВЗ (пункт выдачи заказов), позволит вам получить свою посылку. Вас медленно обслуживают в ПВЗ? Будьте уверены, огромное количество всех задержек - это судорожные поиски паспорта (копание в сумках и карманах, беготня до машины, где лежат документы и т.д.). Поэтому чтобы избавить себя, сотрудника ПВЗ и других клиентов от бесполезных споров-разговоров, а также пустой траты времени и нервов - подключите СДЭК ID. Это первое и самое важное, что нужно сделать, если вы планируете взаимодействовать со СДЭКом.

Выполняется сия процедура в ПВЗ с помощью сотрудников, более того, в наши обязанности прямо входит предлагать людям помощь с подключением СДЭК ID, но времени на это обычно тупо нет: когда в очереди десяток человек топчется, никто не будет забивать ваши паспортные данные в журнал контрагентов, печатать анкету, ждать пока вы сверите все циферки и буковки и т.д. Поэтому лучше сделайте всё сами, где-нибудь в спокойной обстановке, например, дома. А не в очереди, где у вас за спиной куча народу и многие из них торопятся...

Ставим приложение СДЭКа на телефон, входим в него и первая же строчка вверху будет предложением подключить СДЭК ID. Тыкаем на нее, заполняем все поля, ждем некоторое время - и вуаля, документы для отправки и получения посылок больше не нужны! Вместо этого вам будет приходить код подтверждения (4 цифры). Бонусом идет возможность отправить за посылкой своего друга-брата-соседа-родственника: сообщите ему трек-номер и код подтверждения, после чего посылку ему выдадут без единого вопроса.

Еще один бонус - это избавление от подписывания документов. Обычно необходимо писать свое ФИО, ставить подпись и дату на накладной. Все это занимает время. Более того, если у вас не одна посылка, а несколько, то вам придется сделать это для каждой посылки. Умножьте это на количество людей в очереди (пенсионеры, судорожно ищущие свои очки, тоже процесс не ускоряют...) и поймете, почему выдача даже 3-4 посылок может растянуться на ощутимое количество времени: для каждого клиента, у которого нет СДЭК ID (а таких просто дофига), приходится печатать накладную и ждать, пока ее подпишут, в буквальном смысле тыкая человека носом у бумажку и подсказывая где что писать, чтобы ускорить процесс. Вообще, по опыту могу сказать, поиск посылки на складе может занять меньше времени, чем возня с бумажками, поэтому СДЭК ID - вещь обязательная для всех, кто ценит свое и чужое время.

Деньги

По возможности просите отправителя оплатить отправку. Во-первых, это дешевле. СДЭК любит, когда вы сразу оплачиваете их услуги. Разница может достигать 200-300 рублей, хотя с точки зрения простых людей это не очевидно. Ну какая, казалось бы, разница когда оплатят услуги транспортной компании - сразу или при получении посылки? Однако логика и СДЭК - вещи, как показала практика, несовместимые, поэтому просто помните, что если с вас требуют 900 рублей (условно) при выдаче посылки, то это только лишь потому, что отправитель поленился и не оплатил сразу отправку, тогда она легко могла бы обойтись в 700 рублей (опять-таки условно, многое зависит от тарифа, расстояния и т.д.). Во-вторых, это сэкономит время при получении посылки, ибо оплата вынуждает совершать лишние телодвижения. А как мы помним, рабочий портал СДЭКа бесконечно кривой и убогий, поэтому чем меньше действий придется с ним совершать сотруднику ПВЗ, тем быстрее для вас (и для нас) всё закончится.

Альтернативой служит оплата посылки через приложение СДЭКа на телефоне, но будьте осторожны, деньги могут прийти не сразу, а если не повезет, то вообще только на следующий день. Причем отменить операцию оплаты нельзя, поэтому, как уже говорилось выше, лучше сделать всё заранее, в спокойной домашней обстановке. А еще лучше - попросить отправителя оплатить всё сразу...

Разумеется, есть случаи, когда предварительная оплата не имеет смысла, особенно это касается одежды и прочих вещей, которые люди обычно хотят посмотреть, примерить и т.д. Или получение какого-то хрупкого груза, который может быть поврежден. В этом случае заранее не платите, но позаботьтесь о наличии нужной суммы на карте. И да, лучше всего именно карта, т.к. наличка - это всегда лишняя головная боль, особенно учитывая тот факт, что часто люди суют крупные купюры, в результате чего уже после нескольких таких человек размен в кассе кончается, что приводит к очередной задержке очереди из-за судорожных попыток найти сдачу с очередных 5 000 рублей.

Упаковка

Ад, погибель и Израиль в одном флаконе. Люди логично предполагают, что они дома спокойно упакуют все как следует, однако как уже говорилось выше, СДЭК и логика - понятия несовместимые. Поэтому умоляю, заклинаю вас, дорогие клиенты СДЭКа, пожалуйста, не упаковывайте свое барахло! Ибо согласно регламенту транспортной компании вы должны продемонстрировать груз сотруднику ПВЗ перед отправкой. Да, это тупо, да, это неудобно, да, это бесит, но таковы правила. Уверен, за пункт "показать содержимое посылки перед отправкой" давно уже приготовлен отдельный котел для того эффективного менеджера, который придумал это, но суть от этого не меняется: вам придется показывать то, что вы хотите отправить, иначе мы не примем у вас груз.

В идеале ваша посылка должна выглядеть следующим образом:

1) Прочная коробка. Не раскисшее и размокшее нечто, подобранное на ближайшей помойке и обмотанное старым тухлым скотчем, а что-нибудь более цивильное. В идеале - родная заводская упаковка, особенно если речь идет о каком-нибудь наборе из тарелок и чашек, тяжелом инструменте и т.д.

2) Между содержимым посылки и ее стенками должна быть пупырчатая пленка, мятая бумага и прочие амортизирующие материалы. Да, ваши посылки не будут специально топтать, но... Бывает всякое. Вообще, это то немногое, что в СДЭКе реально работает, по крайне мере, я ни разу не видел, чтобы кто-то из сотрудников или грузчиков небрежно расшвыривал пинками посылки по складу. Нет, обращаются с грузом нормально. Однако представьте себе мешок размером с человека, внутри которого свалены кучей посылки общей массой в десятки килограмм. Как ни крути, но при таком раскладе любой груз подвергается значительным нагрузкам, поэтому не скупитесь на упаковочный материал. Если отправляете что-то очевидно дорогое, например, смартфон, то даже при наличии родной коробки вас попросят дополнительно упаковать его, так что не удивляйтесь этому.

3) Не заклеивайте коробку, оставьте возможность свободного доступа внутрь. Это вот ключевой пункт. Чаще всего сотруднику достаточно осмотреть все своими глазами, копаться в вашем барахле у нас нет ни желания, ни (главное) времени. Поэтому если вы притащите открытую коробку с вашими старыми носками и покажете как вы их красиво уложили в коробку, то ковыряться в них никто не будет. Но вот если вы все это замотали в три слоя скотча и пленки, а затем притащили свою любовно упакованную посылку в ПВЗ, то придется вам все это распотрошить и показать содержимое коробки. Бред? Бред. Но таковы правила СДЭКа.

Также, не отходя от кассы, разберу некоторые вопросы.

Что делать, если у вас нет упаковочного материала? СДЭК вам его предоставит. Но помните, что всё, абсолютно всё стоит денег, начиная от коробок и заканчивая картонными вставками, которыми можно заполнить свободное пространство в коробке. Конечно, многие клиенты оставляют у нас упаковку и мы можем бесплатно дать человеку какую-нибудь старую коробку и набить ее мятой бумагой и прочим мусором, но в общем и целом подумать об упаковке лучше заранее, дабы не платить потом сотни рублей в ПВЗ.

Что делать, если у вас руки из задницы и вы не знаете как лучше упаковать посылку? Сотрудник ПВЗ обязан вам помочь это сделать. Но помните, именно "помочь", а не сделать всю работу за вас. Если вы притащите грязную чугунную наковальню весом в 50кг, то обматывать ее пупырчатой пленкой и скотчем вы будете сами. Да, сотрудник может вам помочь, это входит в его обязанности, но опять же, времени на помощь чаще всего тупо нет из-за большого количества людей, не говоря уж о том, что в ПВЗ часто идут работать девушки и женщины, которые физически не справятся с упаковкой тяжелого или габаритного груза.

Что делать, если вы не хотите платить за упаковку? Выберите другую транспортную компанию. Нет, серьезно. СДЭК вешает всё на своих сотрудников, поэтому если ваша драгоценная посылка приедет в раздавленном виде из-за плохой упаковки (или упомянутая выше чугунная наковальня раздавит другую посылку), то платить за всё это безобразие будет именно сотрудник, который принял ее, а не СДЭК как таковой. Поэтому если от вас требуют упаковать как следует даже что-то неубиваемое и вечное, то, скорее всего, перед вами человек, который уже оплатил из своего кармана чью-то посылку и теперь перестраховывается. Да, такое бывает нечасто, но - бывает.

Сюда же можно отнести различный тяжелый и габаритный груз: при превышении некоего лимита (который считается хрен пойми как) автоматически включается опция "обрешётка", которая ни разу не дешевая (в среднем +1 500 руб. к цене отправки), отменить которую сотрудник не может. Упомянутая выше чугунная наковальня вполне подходит под эти условия, поэтому даже если вы нашли эту наковальню у дедушки в сарае и кому-то хотите продать за тысячу-другую, то лучше откажитесь от этой идеи: чтобы ваш груз не повредил другой груз (или если его посчитают дорогим или хрупким), его запихнут в обрешетку. Что автоматом сделает дистанционную продажу всякого барахла не очень выгодным мероприятием.

Вообще, тяжелые и большие вещи СДЭКом лучше не отправлять, это сильно дорого может выйти, поищите другие транспортные компании, особенно если планируете регулярно отправлять что-то громоздкое или массивное. Не редки случаи, когда попытка отправить даже какую-нибудь не очень тяжелую, но большую деталь (например, от автомобиля - крыло, пороги, бампер и т.д.) через СДЭК приводила к тому, что сумма за доставку оказывалась дороже, чем сама деталь.

Авито

Авито пользуется услугами транспортных компаний для отправки всего того хлама, которым торгует народ. Поэтому если вы что-то продали через Авито и теперь вам нужно отправить это, то вы будете подчиняться не только правилам СДЭКа, но и правилам Авито. Например, Авито плевать хотел на СДЭК ID, вы обязаны принести с собой паспорт, если хотите отправить посылку. Также Авито оплачивает СДЭКу очень небольшой спектр упаковочного материала: коробки размеров XS, S, M, пакеты размеров А3 и А4... Собственно, на этом всё. Поэтому приготовьтесь к тому, что в ПВЗ вам придется доплатить за дополнительный упаковочный материал. Да-да, платить будете именно вы, а не тот, кому вы продали свое барахло. Как вы будете потом требовать с получателя деньги за упаковочный материал (пупырчатая пленка и т.д.) - это уже ваши проблемы. А если вы откажетесь упаковывать свое барахло, то вас завернет уже СДЭК (вернее, сотрудник ПВЗ), поскольку ваша посылка не соответствует регламентам упаковки самого СДЭКа.

В общем, отправители всякого барахла с Авито являются дополнительным источником головной боли для сотрудников ПВЗ, поскольку чаще всего люди не хотят платить за доп.упаковку и устраивают скандалы, на них приходится тратить время, время и еще раз время.

Отдельный привет передаю чудо-пользвателям, которые вместо полного ФИО пишут у себя в профиле несуществующие имена, ники и прочее непотребство - все это Авито автоматом вставляет в отправочную форму СДЭКа и все это нам приходится за вас вручную исправлять, переписывая недостающие данные из ваших паспортов.

Убогий рабочий портал СДЭКа

Возвращаясь к тому, с чего я начал пост... В качестве примера рассмотрим такую простую, казалось бы, операцию, как продажа пакета. Вы привыкли к тому, что купить пакет - это что-то легкое и простое? Ха-ха! Как бы не так! СДЭК приложил массу усилий к тому, чтобы помучить своих сотрудников и своих клиентов с помощью своего рабочего портала. Давайте я вам расскажу что нужно сделать, чтобы мы могли продать вам пакет:

1) Выбрать вкладку с заказами (да-да, внутри рабочего портала СДЭКа есть свои вкладки...).

2) Нажать кнопку "Продать".

3) Найти в длинном и корявом списке пакет (их всего три вида, но они находятся в разных местах списка и никакой разбивки по категориям там нет)

4) Указать количество товара и подтвердить продажу.

5) Нажать кнопку копирования номера заказа.

6) Окно закрывается, возвращаемся в список заказов.

7) Очищаем список заказов с помощью отдельной кнопки и вставляем в строку поиска номер из буфера обмена.

8) Нажимаем поиск, находим этот заказ.

9) Выделяем его мышкой.

10) Жмем кнопку оплаты.

11) Открывается окно оплаты. В нем выбираем нужный тип оплаты (наличные или карта), берем с человека деньги.

12) Уточняем нужен ли клиенту кассовый чек (потому как если этого не сделать сразу, потом вы уже этот чек не напечатаете) и жмем кнопку подтверждения оплаты.

13) Печатаем накладную, прикрепляем к ней степлером чек из банковского терминала (если оплата была по карте) или ставим ручкой или маркером специальную отметку, если оплата была наличными или по QR-коду.

14) Кладем накладную в специальный лоток, чтобы потом это все добавили в финансовый отчет.

15) Готово, вы великолепны! Пакет за 30 рублей продан!

--

И вот так в СДЭКе устроено абсолютно все: дебильные правила, огромное количество лишних телодвижений в рабочем портале и прочие непотребства иногда превращают визит в ПВЗ в незабываемое приключение, причем как для клиентов, так и для сотрудников СДЭКа...

В общем, как-то так. Надеюсь, читать было полезно и интересно.

P.S. А да, чуть не забыл. Зарплата. Сотрудники в зале получают целых 1 500 рублей в день (начинающие чуть меньше, опытные чуть больше), поэтому не стоит удивляться не самым квалифицированным и умным людям, которые вас обслуживают: за ~170 рублей в час не очень много желающих искать и таскать тяжелые и грязные посылки 9 часов подряд, а также выслушивать вопли недовольных клиентов и по миллиону раз в день говорить "предъявите документы, пожалуйста".

Другие записи об этом бренде ищите по тэгу СДЭК. Скидки и актуальные предложения для платформы СДЭК ищите в нашем купонном разделе. Там вы найдёте актуальные промокоды для CDEK.Shopping.