16

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль"

Samson Mk II RWS - мульти-платформа повышеной выживаемости

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль" Оружие, Израиль, Боевой модуль, Видео, Длиннопост

Дополнительная защита экипажа обеспечивается в запатентованной внутрикорпусной перезарядке. Что же для техники , геометрия низкого силуэта Samson Mk II позволяет

легко разместить защитную броню, уровня STANAG от 1 до 4


Характеристики:

1 Общий боевой вес(исключая дополнительную защиту брони) - ± 1500 кг

2 Оружие (частичный список)


• Главное вооружение

• 25-мм пушка M242

• 30-мм пушка Mk44

• 2A42 30-мм пушка


• Вторичное вооружение

• 7,62-мм пулемет

• Автоматическая гранатометная установка 40 мм (AGL)


• (опционально)

• Пусковая установка с противотанковым управлением (ПТУР)

• Дымовой гранатомет (SGL)


3 Углы подъема  -  -20º до +70º


Samson NL RWS - Нелетальная дистанционная оружейная станция

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль" Оружие, Израиль, Боевой модуль, Видео, Длиннопост

Разнообразие нелетального оружия для различных видов беспорядков. Не требует масштабных модификаций транспортных средств для установки системы. Операторская станция внутри средства передвижения


Характеристики:


1 Комплект оружия  несмертельного действия и эффективная дальность действия


• Главное вооружение

• Дальнодействующее акустическое устройство Sound Blaster ~ 1000 м

• Гранатомет с дымовыми или слезоточивыми гранатами ~ 125-800 м

• Ксенон-ослепитель ~ 100 м

• Импульсный (кинетический) гранатомет ~ 50 м

• Улучшенный  40-миллиметровый импульсный гранатомет ~ 50 м


• Вторичное вооружение

• Снайперская винтовка калибра 0.22 ~ 50 м


2 Наблюдение

Электрооптический прицел (EOS), включающий дневную камеру, тепловую камеру и лазерный дальномер


3 Углы подъема - -20º до +60º

Samson Dual RWS - мульти-платформа двойного оружия повышеной выживаемости и смертоносности

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль" Оружие, Израиль, Боевой модуль, Видео, Длиннопост

Одновременно монтируется два основных и вторичных вооружения. Включает пусковую установку с противотанковым управлением (ПТУР). Высокая производительность днем и ночью в неблагоприятных условиях. Двуосная стабилизация и открытая архитектура


Характеристики:


1 Оружие (частичный список)


• Главное вооружение (одно из следующих)

• 12,7 мм

• 14,5 мм

• Автоматическая гранатометная установка 40 мм (AGL)

• Разнообразие орудий среднего калибра (по желанию)


• Вторичное вооружение (одно из следующих)

• 40 мм (AGL)

• 5,56 мм

• 7,62 мм

• 12,7 мм


• (опционально)

• Пусковая установка с противотанковым управлением (ПТУР)

• Дымовой гранатомет (SGL)


2 Углы подъема - -20º до +60º


Samson Mk I RWS - проверенный в боях боевой модуль с дистанционным управлением

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль" Оружие, Израиль, Боевой модуль, Видео, Длиннопост

Полностью тестированный, серийно выпускаемый, используемый по всему миру.

Проверенная совместимость с любыми 6×6 или 8×8 бронированными автомобилями (AFV).

Более экономичное использование , чем пилотируемая башня.


Характеристики:


1 Общий боевой вес - ± 1600 кг


2 Оружие (частичный список)


• Главное вооружение

• 25-мм пушка M242

• 30-мм пушка Mk44

• 2A42 30-мм пушка


• Вторичное вооружение

• 7,62-мм пулемет


• (опционально)

• Пусковая установка с противотанковым управлением (ПТУР)

• Дымовой гранатомет (SGL)

Samson Mini RWS - Компактный стабилизированный боевой модуль с дистанционным управлением

"Самсон" - серия боевых модулей с дистанционным управлением от израильского концерна "Рафаэль" Оружие, Израиль, Боевой модуль, Видео, Длиннопост

Очень низкий центр тяжести улучшает стабильность транспортного средства. Дополнительная защита мультисенсорного прицела от баллистики. Внешние интерфейсы - открытая архитектура.


Характеристики:


2 Общий боевой вес (исключая основное оружие, боеприпасы и баллистическая защита) ~ 200 кг


2 Оружие (частичный список)


• Главное вооружение

• 5,56 мм

• 7,62 мм

• 12,7 мм

• 14,5 мм

• Автоматическая гранатометная установка 40 мм (AGL)


• (опционально)

• Дымовой гранатомет (SGL)

Дубликаты не найдены

+1

противотанковое управление оно такое....

+1

Рафаэло, вместо тысячи слов ))))

+1
У него в башне WALL-E сидит?
Похожие посты
313

Израильская контрабанда: Б-17

В комментариях к статье про ВПК Израиля проскользнула тема контрабанды Б-17 из США в Израиль во время первой Арабо-Израильской. Эта история выделяется даже на фоне обычного ближневосточного эпика.


Итак, весна 48-го, США хоть и признали Израиль, но все еще держат его под оружейным эмбарго. Эл Швиммер, ветеран американских ВВС и инженер в Lockheed соглашается помочь евреям закупить боевые самолеты в США. Конечно же он не пошел к знакомому прапорщику, а воспользовался тем, что американцы разоружили и распродали значительную часть своих старых бомбардировщиков частным фирмам для использования в качестве грузовых и пассажирских самолетов.

Израильская контрабанда: Б-17 Cat_cat, История, Израиль, Контрабанда, Самолет, США, Авиация, Оружие, Длиннопост

Эл Швиммер


Эл покупает 4 Б-17 за 15к $ штука. Первый был почти в идеальном состоянии, т.к. снимался в каком-то военном фильме, а вот 3 остальных были "кастрированы". 2 бомбера использовались в качестве грузовиков и им просто срезали пулеметные точки, чтобы не мешались, а один служил для аэрофотосъемки и у него осталась только носовая гондола.

Израильская контрабанда: Б-17 Cat_cat, История, Израиль, Контрабанда, Самолет, США, Авиация, Оружие, Длиннопост

Б-17


Дело осталось за малым - нужно всего лишь тайно переправить 4 стратегических бомбардировщика через Атлантический океан в Чехословакию, где самолеты уже приведут в божеский вид и отправят дальше в Израиль. При этом экипажи собраны с миру по нитке, часть пилотов впервые видит свои самолеты, вместо груза бомб в самолетах куча военной контрабанды... Что же может пойти не так?


1 самолет (киношный) из-за тяжелых погодных условий вынужден сесть в Канаде (sic!), там экипаж штрафуют за нарушение воздушного пространства и контрабанду оружия на астрономическую сумму в 100$ и отпускают восвояси. Дальше он летит на Азорские острова и там ребят принимает португальская полиция по американскому запросу.


3 других самолета летели иным маршрутом. Сначала из Майами в Пуэрто-Рико, а уже потом на Азорские острова (между этими точками 21 час полета, а топлива у Б 17 было на 24 часа, лол). Ну а дальше от Азорских островов до Чехии уже не так страшно. Изюминкой полета можно считать то, что пилотировал одну из "крепостей" некий вдрабадан пьяный полковник.

Во время полета из одного самолета чуть не выпал штурман, провалившийся в люк для фотосъемки, но его умудрились втянуть обратно.

Короче, было весело. Почему эти 3 самолета не арестовали на Азорах - я хз, возможно дело в залете в Канаду первого борта и оттуда американцы узнали о бомберах-путешественниках.


В итоге все 3 оставшихся бомбардировщика добрались до авиабазы Жатец в Чехословакии, которую чехи выделили евреям для их операций по контрабанде.

Израильская контрабанда: Б-17 Cat_cat, История, Израиль, Контрабанда, Самолет, США, Авиация, Оружие, Длиннопост

Очень интересно сложилась судьба Эла Швиммера. Когда история с контрабандой всплыла, чувака отправили под суд в США за нарушение закона о нейтралитете. Он был лишен гражданства (точнее избирательных прав, там все сложно), воинского звания и всех ветеранских выплат, оштрафован, но не был помещен под арест. Деваться некуда и Эл умотал в Израиль, где ему, в благодарность за помощь во время войны, помогли открыть свое дело - маааленький авиаремонтный заводик, который уже через 10 лет вырос в огромную корпорацию - «Израильская аэрокосмическая промышленность» («Таасия авирит», IAI). Сейчас IAI является одним из крупнейших производителей БПЛА в мире с годовым оборотом под 4 млрд $, короче, чел к успеху пришел, да.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_126969

Автор: Александр Соцкий (@adikob).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581918

Личный хештег автора в ВК - #Соцкий@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 2
127

Бекаа-82. Часть 1. История

С подачи Минобороны в соцсетях начался месяц историй про сирийско-израильские войны и роль советского ПВО, так что я решил заново опубликовать написанную больше года назад статью про операцию Арцав-19 и действия авиации в Первую Ливанскую войну.


... Утром 9 июня 1982 года на всех авиабазах Израиля десятки людей в серо-зеленых несгорающих комбинезонах с окаменевшими лицами повторяют один и тот же полумистический ритуал. Получают боевую задачу. Изучают данные фотосъемки. Согласовывают действия с товарищами, проверяют карты, таблицы связи. Молча вынимают из карманов всё лишнее, что может навредить, если ТАМ что-то пойдёт не так. И снимают погоны, на всякий случай. Каждый хорошо понимает, чем ЭТОТ день может для них закончиться.


Проверяют бомбы, ракеты, топливо, масло, все … Кто-то прячет за привычными действиями нервозность. Кто-то спокоен и сконцентрирован только на цели.

Запуск двигателя … Последний взгляд – на питание, гидравлику. Повторить «Бадах» (прим. РЛЭ на иврите). Проверить радио. Проверить приборы. Затянуть ремни.


В конце концов, когда кабина захлопывалась, каждый из них остался наедине со своими демонами. Старики, ветераны Войны Судного дня, видели лица своих друзей, однажды взлетевших, но так и не вернувшихся. Молодые – хотели доказать, что они достойны лететь в одном строю со стариками. Кто-то думал о тех, кто остался дома. Кто-то думал о ждущих их сирийских зенитках. Кто-то читал молитву. Как всё пройдёт? До войны в штабе ВВС рассчитали, что на одну батарею придется положить один самолёт. Кто не вернётся на этот раз?


Наконец – взлет. Отпустили тормоза, начали разбег … Ручка чуть вперед, самолет набирает скорость и плавно отрывается от земли. Всё. Ненужные мысли разом улетучились – стало не до них.


Люди в серо-зеленых несгорающих комбинезонах остались один на один со своим вечным врагом.


***


В давние времена одному итальянскому генералу пришла в голову идея – если взять тысячу бомбардировщиков, поднять их в воздух и сбросить бомбы на вражеские города, их экономические и логистические центры – враг непременно сдастся, и победа в войне будет неминуема. Звали этого генерала Джулио Дуэ.


В том или ином виде все воюющие страны Второй Мировой пытались воплотить эту идею – сразу, как только научились массово строить бомбардировщики, способные поднять достаточно серьёзную бомбовую нагрузку. У кого-то получалось лучше, кому-то было не до постройки тяжелых четырёхмоторных монстров, но пытались все. И когда первые бомбы упали на землю, встал вопрос -а как с этими монстрами бороться?


Истребители стали вооружаться пушками большего калибра. Появились специализированные войска ПВО, радары, самолеты, предназначенные для перехвата целей на больших высотах. В конце концов, появились целые линии ПВО длиной в десятки километров. А бомбардировщики в ответ стали быстрее, и ощетинились стволами пушек и пулемётов.


В общем, началась борьба между возможностью атаковать и возможностью эту атаку предотвратить.


Первыми и самыми простыми наземными средствами ПВО были зенитные орудия, переделанные из разного рода полевых пушек. Против относительно медлительных машин начала второй большой войны они были достаточно хороши, но с увеличением скорости и высоты бомбардировщика их эффективность падала – при том, что на малых высотах они продолжали быть убийственно эффективными. Требовалось что-то новое.


В пламени конца Второй мировой войны немцы создали новый тип оружия – зенитную ракету. Не от хорошей жизни — они отчаянно искавшие способ борьбы с американскими и английскими «коробками» тяжелых бомбардировщиков, сметавших целые города. А уже после войны этим оружием достаточно быстро обзавелись и американцы, и СССР.

Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост

Вассерфаль, первая зенитная ракета (фото-Википедия)


Первые ракеты обладали массой ограничений – на максимальную перегрузку цели, на область применения, и подходили в основном для борьбы с неповоротливыми ядерными бомбовозами. Но постепенно ракеты совершенствовались, и основной их целью становились не проигравшие конкуренцию баллистическим ракетам «стратеги», а новый класс целей – истребитель-бомбардировщик. Быстрый, маневренный, способный уклониться от ракеты и почти моментально изменить высоту полета. Самолёт ушел с больших высот.


С его появлением непосредственно поражение противника осталось основной, но далеко не единственной задачей ЗРК. Наличие ракет ПВО вынуждало авиацию уходить на малые высоты (где вовсю работала ствольная зенитная артиллерия) и сильно снижало точность бомбометания — потому, что летящий в тебя телеграфный столб очень нервирует и отвлекает от основной задачи.


«Большое» противостояние зенитной ракеты и самолета началось во Вьетнаме. Американцы поначалу попытались применить там тактику «больших батальонов» - т.е. действовали крупными группами «Тадов» (F-105) под прикрытием «Фантомов». Проблема была в том, что самолеты у американцев начали неприлично быстро заканчиваться. С этим надо было что-то делать, и в ход пошли различные ухищрения – средства РЭБ, новые тактики, специализированные эскадрильи прорыва ПВО («Дикие ласки»), противорадарные ракеты, и прочее – прочее. Хотя основные потери американцы несли не от ракет, а от все той же TripleA – ствольной артиллерии времен Второй мировой, на малые высоты (на которых AAA наиболее эффективна) американцев загнали как раз ракеты.

Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост

F-105 на подходе к цели


Следующий раунд противостояния случился на Ближнем Востоке. В 70-м году прибытие советских «туристов» смогло очень и очень сильно затруднить действия ВВС Израиля – они хоть и потеряли всего 5 самолетов, но операции над Египтом пришлось свести практически к нулю. В 73-м просчеты израильского руководства в начале войны привели к тяжелейшим потерям – за три дня из строя вышли почти 80 (из 400 имевшихся в наличии) самолетов, при этом значительная часть была потеряна безвозвратно. Обстоятельства боев с советскими зенитчиками в 70-м и кошмара 73-го заслуживают отдельного цикла статей, но сейчас речь не об этом.


Война 73-го года отправила командование ВВС Израиля и летчиков в нокдаун. Привычная картина мира (горящие арабские аэродромы, горящие арабские МиГи, горящие арабские задницы) погибла в разрывах ракет «Квадратов» и шквальном огне «Шилок». Некоторые эскадрильи «Скайхоков» и «Фантомов» потеряли до трети самолетов, и их летчики чувствовали себя так, как будто им на голову рухнуло небо. Про небо — это цитата одного из лётчиков.


Здесь надо понимать ещё один момент. Для Израиля (раз уж мы говорим о нем) ВВС – это не просто род войск. Это элита. Это мечта любого подростка. Долгое время их и воспринимали как некую «волшебную палочку», способную решать любую проблему.


Соответственно, до половины оборонного бюджета уходила на летчиков.

Нельзя сказать, что проблемы начала войны 73-го года были внезапны - было несколько достаточно изящных планов уничтожения арабской системы ПВО – предполагалось, что сначала ВВС в течение 1-2 дней расправится с ракетными комплексами, а потом сметет арабские армии на земле. Проблема в том, что этих нескольких дней у них не было – в итоге спасать страну пришлось в условиях противодействия чуть более чем дееспособной ПВО и бардака в штабах с соответствующим результатом.

Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост

Сирийские солдаты фотографируются с результатами плохого планирования


В общем, все то, что произошло в 82-м году – прямое следствие тяжелых потерь Войны Судного дня. Рассматривать события в Ливане в отрыве от тяжелых потерь первых дней Войны Судного – примерно то же, что рассматривать причины Второй мировой войны в отрыве от Первой.


Уже после 74-го начались серьезные структурные изменения. Из тех, которые касались именно задач SEAD (т.е. подавления ПВО), можно отметить следующие:


• Реорганизация разведки ВВС. Фактически, уже с 74-го года было понимание, что нужно стремиться к работе «в режиме реального времени». Из него вытекал следующий пункт


• Увеличение роли беспилотной авиации – фактически, существенную долю задач разведки перенесли на БПЛА – в основном наиболее опасную. Мне несколько раз встречалась информация о том, что в 82-м году беспилотники использовались также в качестве носителя средств РЭБ/РТР, но с уверенностью об этом говорить сложно. Технически такая возможность вполне существовала.


• Огромное количество новых разработок в области радиоэлектронной борьбы. Возможности ВВС в 73-м и 82-м отличались как два разных мира. Можно уверенно сказать, что это была наиболее эволюционировавшая с 73-го года область.


• Подготовка летчиков. После 73-го года «фокус внимания» ВВС окончательно переместился с небес на землю. Для многих летчиков «поколения Войны Судного дня» основной целью было сбить вражеский самолет. Отбомбиться – да, хорошо, но «задачей для настоящих мужчин» считался именно воздушный бой. После 73-го года такое восприятие начало меняться.


Отбор на летный курс существенно ужесточили. Хотя, казалось бы, куда еще дальше? Искали наиболее психологически устойчивых и твердых кандидатов. Некоторый комизм был в том, что многие молодые израильтяне, не прошедшие отбор в летный состав, уходили служить в различный спецназ, столь высоки были требования к летчикам.


• Появление нового, управляемого оружия.


• Обучение борьбы с ЗРК на всех этапах подготовки летчика – в летной школе, на курсах боевого применения, в эскадрилье. Многие из тех задач, которые стали «классическими» для послевоенного поколения, до 73-го года были второстепенными. Например — защита собственных аэродромов.

Для имитации арабских ЗРК было создано целое наземное подразделение и несколько специальных «площадок» в пустыне Негев. Важно было научиться работать в режиме реального времени, и научиться можно было только на «живом» примере. Классическим способом преодоления ПВО того времени была отправка достаточно большого количества самолетов с неуправляемым бомбами и противорадарными ракетами. Сам этот способ порождал несколько проблем:


1) Разведка. Обнаружение позиций ЗРК возможно двумя основными способами – при помощи авиаразведки (более точное) и средств радиотехнической разведки (менее точное). В обоих случаях, аппарат, проводящий разведку, подвергается существенной опасности.

2) Подход к цели. Выход к цели на больших высотах подставляет ударную группу под ракеты ПВО и лишает фактора внезапности, на малых высотах – группа попадает под огонь ПЗРК и ствольной артиллерии.

3) Подтверждение успешности атаки. Для того, чтобы гарантированно уничтожить цель, нужно было отправить не одно, а 2-3 звена, что существенно увеличивало нагрузку на ударную авиацию.


Именно возможность перераспределять задачи ударных звеньев непосредственно в воздухе стали одной из главных «фишек» израильтян в 82 году – фактически, благодаря беспилотникам с телекамерами, за действиями ударной авиации стало возможно наблюдать «в режиме реального времени» - с точки зрения управления авиацией это было настоящей революцией. Это не избавляло от неразберихи целиком и полностью, но существенно повышало эффективность.


Другой революцией были средства РЭБ – в Войну Судного дня они были представлены главным образом наземными станциями и вертолетами постановки помех («Катеф»), а те же диполи нередко возили в воздушных тормозах. В 82-м году все это казалось смешной архаикой – ВВС обзавелись специализированными самолетами (на базе 707 Боинга и «Аравы»), вертолетами, подвесными контейнерами и кучей других вещей, многие из которых до сих пор неизвестны. В итоге, они просто парализовали работу наземных и авиационных РЛС сирийцев.


И это только самое важное – появились управляемые бомбы, новые ракеты, и огромное множество других интересных штук. Как правило – американского производства, но существенно доработанных в самом Израиле. Почему доработанных? «Из коробки» с точки зрения израильтян они были весьма паршивы, а после своего рода «напилинга» – ничего, можно успешно воевать. Одним из ярких примеров такого рода доработок были новые «Маверики» и проект Purple fist. В общем, в течение 9 лет огромное количество людей в ВВС было одержимо идеей реванша за 73-й год. Мало кто сомневался, что такой случай представится. В итоге, так и получилось.


Иногда говорят, что в основе каждой большой победы лежит болезненное поражение. Бекаа-82 - не исключение. Сегодня мы поговорим об одном таком.


Многие люди по неизвестной мне причине пребывают в уверенности, что евреи всегда побеждали арабов. Легко и непринужденно. “Арабы не вояки” говорят они. Мне всегда казалось, что Гиват-ха-Тахмошет, Карамэ, Китайская ферма и Долина слез, доказали обратное. Но нет. Приведем еще один пример.


7 июня 1973 года, на второй день Войны Судного дня, примерно 40 экипажей смешанной ударной группы трех израильских эскадрилий “Фантомов” (201, 69 и 107й) подняли в воздух свои самолеты. Задача казалась простой - избавиться от нескольких батарей сирийских “Квадратов”, осложняющих жизнь израильским штурмовикам - “Скайхокам” на Голанах.


План был такой - на малых высотах подойти к батареям, набрать высоту, обнаружить позиции ЗРК, отбомбиться и уйти. Но, как водится, гладко было на бумаге. Из-за тотального бардака начала войны, вертолеты РЭБ остались на Синае, а эскадрилью ложных целей - беспилотников просто забыли (!) предупредить об изменившемся времени атаки - в итоге они отстрелялись в никуда. Для полного счастья, маршрут ударных групп пролегал через узел сирийской ствольной ПВО одной из бронетанковых дивизий.


Но самое главное выяснилось уже на месте. Израильские пилоты с удивлением обнаружили, что предполагаемые позиции батарей ЗРК просто - напросто ПУСТЫ. Да, за ночь мобильные “Квадраты” сумели переместиться существенно ближе к линии фронта.


Операция закончилась катастрофой. Два “Фантома” были сбиты на подходе к цели. Два - над целью. Два - при отходе от цели. Что характерно, все - “Шилками” или ствольной артиллерией. Ситуация в какой-то момент стала настолько критической, что один из штурманов “Фантома” просто катапультировал себя при близком разрыве ракеты - что характерно, пилот довел поврежденный самолет на аэродром. Через 10 дней он погиб на Синае - возможно, штурману стоило катапультировать их обоих.


Шесть “Фантомов” превратились в факелы на земле. Десять других - тяжело повреждены и не могут лететь. Еще дюжина - быстро вернулась в строй. Девять человек, летчики и штурманы, меняют офицерское общежитие на карцер сирийской тюрьмы.


Двое, лучшие из лучших, погибли.


Результат операции? Выведен из строя один (!) дивизион С-75.

Провал? Провал. Как так получилось?


Ответ просто - операцию просто-напросто чудовищно плохо спланировали. Впопыхах и на фоне зарождающейся паники на самом верху системы принятия решений. Начавшиеся в процессе выполнения проблемы только усугубили ситуацию. Первая волна “Фантомов” пошла, не попала, потому что целевой батареи не было на месте, а данные фоторазведки просто отсутствовали. В итоге один не попал, другого сбили по дороге, а третий сбросил бомбы не туда, потому что думал не так, как надо было. И так далее.


Проблемы были во всем - начиная с разведки (в день операции стояла низкая облачность - при подготовке маршрутов руководствовались фотосъемкой предыдущего дня), и заканчивая отказом отдать инициативу в планировании в эскадрильи. Штаб ВВС отступил от привычного подхода “с нас задача - с вас решение” в пользу «я начальник, я так вижу». Результат не замедлил проявиться.


Собственно говоря, провал этой операции (называлась они “Дугман-5”) и лег в основу многих из тех процессов, которые привели к реформам и грандиозному успеху 82-го года. Если бы тот налет удался - возможно, ВВС почивали бы на лаврах еще довольно долго.


Кстати. А как вообще в те времена боролись с ЗРК?


С того момента как американцы во Вьетнаме поняли, что ракеты создают слишком много проблем, они начали придумывать средства борьбы с ними. В ход пошли разные тактические ухищрения, специализированные эскадрильи борьбы с ЗРК, средства РЭБ и так далее. И вся эта война становилась все хитрее и хитрее.


Так сложилось, что в разработке ЗРК лидировал СССР, а в авиации лидировали США. Не всегда, не везде (в СССР, например, была масса весьма совершенных авиационных средств РЭБ и отличных самолетов), но в большинстве ситуаций это было верно.


Собственно, подход к уничтожению ПВО в 70-х выглядел следующим образом:

1) Обнаружить местонахождения комплекса и идентифицировать его. Как правило, эту задачу возлагали на самолеты фоторазведки и чуть позже – на беспилотники и средства РТР.

2) Атаковать цель – одним или несколькими звеньями истребителей-бомбардировщиков.

3) Подтвердить результат атаки средствами из п.1, при необходимости повторить.


Понятно, что противник - не дурак, что свои батареи ЗРК в такой ситуации он будет всячески защищать – в ход пойдет зенитная артиллерия, расчеты ПЗРК, оборудованные ложные позиции, и так далее. Вообще ЗРК (и пусковые, и станции наведения) найти не всегда просто - он, зараза такая, часто не излучает и может быть хорошо спрятан.


Вообще, у защищающейся стороны в такой ситуации есть только одна проблема – инициатива будет гарантированно на стороне противника – именно он будет решать, где и когда нанести удар. Это заставляет обороняющихся держать существенный наряд сил в постоянной боевой готовности, что в целом тоже не здорово.


А дальше начинаются чистой воды шахматы. Потому что, еще раз, бойцы ПВО не будут ждать, когда к ним прилетит волшебник в самолете с пятиконечной (или шестиконечной) звездой и кинет на них бомбу. Противник тоже жить хочет и будет всячески мешать себя уничтожить.


Задача авиации – прорваться к ЗРК/охраняемому объекту и уничтожить их. Задача ПВО – не дать им этого сделать, и по возможности – сбить атакующего.


В начале 70-х было два основных подхода – или работать на малых высотах, пользуясь внезапностью, или на средних, под прикрытием помех. Оба способа имели свои плюсы и минусы.


Главный плюс малых высот – внезапность удара и малое время нахождения в зоне поражения. Минус – самолет на таких высотах представляет собой фантастически хорошую цель для ствольной зенитной артиллерии.


На бОльших высотах все несколько иначе. Самолет недосягаем для эффективного огня орудий ПВО с земли – но представляет собой отличную цель для ракет. Можно надеяться на средства РЭБ и зенитные маневры – но будут ли они эффективны.


До начала Войны Судного дня основным способом атаки позиций ПВО был подход на малых высотах с последующим ударом с кабрирования (методы «Кела» и «Хатаф»). «Шилки» и ЗСУ 2-23 внесли большие коррективы в этот план. Стало понятно, что малые высоты стали смертельно опасными для ударной авиации. Средние и большие высоты уверенно перекрывались ЗРК – «Квадратами», С-75 и С-125, огромное количество которых было поставлено арабам Советским Союзом.


Проблема? Проблема.


Во время Войны Судного дня израильтяне для ее решения часто применяли сложные и смешанные тактики – часть самолетов демонстративной группы постоянно держала расчеты арабских ЗРК в постоянной готовности, часть – блокировала аэродромы истребителей. Первая волна самолетов с кабрирования бомбила позиции ствольной артиллерии, чтобы заставить их расчеты «пригнуть головы» и дать возможность второй волне прорваться к цели. Тут в ход шли противорадарные ракеты, кластерные бомбы и прочие средства уничтожения себе подобных.

Получалось очень так себе.


Кстати о противорадарных ракетах. Вопреки расхожему мнению, их основной целью являлось не столько поражение постов РЛС, сколько отвлечение их расчетов на собственное выживание. Расчет станции наведения ЗРК тоже хочет жить, когда в него летит ракета - и часто выключает радар. Или использует иные способы противодействия.


Короче, на каждое действие есть свое противодействие. Как я уже писал, после Войны Судного дня, в которой израильтяне понесли большие потери от действий ЗРК, стало понятно, что подходе к борьбе с ПВО надо менять – потому что еще одной такой войны ВВС могут не потянуть - а тысяч самолетов, как у американцев, у них нет.


В 74-м разобрались в произошедшем. В 75-м начали думать, что делать. Выводы весьма и весьма делают честь израильтянам. Они в итоге пришли к одному очень грамотному выводу.


При помощи отдельных, даже самых совершенных средств, войну не выиграть. При помощи одних только новых тактик - тоже. Управляемые бомбы, ракеты, подвесные контейнеры - все они не гарантируют победы. Новые самолеты, сколько угодно хорошие, при бездарном применении - просто мишень (иранцы и саудиты это уверенно доказали и не собираются останавливаться).


Ты можешь обладать лучшими платформами - но для победы нужна интеграция всех систем в одну. Потому что только когда подготовленные пилоты получат новое оружие, новые самолеты, когда наводить их на цель будут в режиме реального времени - тогда они будут практически непобедимы.


В общем, со скучной но необходимой теорией на сегодня закончили пора поговорить о заклятых друзьях израильтян - сирийцах. О том, как они собирались воевать. И об одном фундаментальном различии между ними и израильтянами - возможно, самом важном и определяющим.


До этого момента мы говорили в основном об Израиле и авиации - но рассказ об арабо-израильских войнах без подробного упоминания арабов это как свадьба без невесты - или немного странно, или вообще противоестественно. Или как реконструкция Второй мировой без немцев, тоже то еще извращение.


Я не хочу вдаваться в детальное описание каждого комплекса, стоявшего на вооружении сирийской армии - я в первую очередь хочу описать несколько основных закономерностей, с ней связанных.


Во-первых, сирийская армия (и в особенности - авиация и ПВО) комплектовались достаточно разнородными по стране - производителю комплексами, что отличало ее, например, от советской армии. Ещё её отличало то, что комплектовалась она отборными арабами, но это частности. Например, на вооружении сирийцев Ми-24 (не успели повоевать в Ливане) успешно соседствовали с франуцзскими “Газелями”, которые ухитрились стать наиболее “проблемным” для израильтян сирийским летательным аппаратом в той войне. Инструктора в Сирии тоже были из разных стран, в основном социалистических, не только из СССР.


Во-вторых, Союз как правило не поставлял арабам самую современную технику. Надо сказать, что американцы тоже не рвались давать Израилю лучшее оружие. Проблема в том, что израильтяне придумали достаточно хитрый способ убедить американцев - они просто начинали делать свое вооружение сопоставимого качества, чему есть море примеров, здесь и мертворожденный проект заменителя F-16 “Лави”, и “Пайтоны” с “Шафрирами”, и много других менее известных платформ и систем.


Сирийцы так делать не могли - а потому получали устаревшие приблизительно на 5-30 лет комплексы. Были исключения - например, МиГ-25 сирийцы получили одними из первых, но и тут не обошлось без подвоха - именно несовершенное экспортное БРЭО в реальных боях стоило им 2 самолетов.


С знаменитыми “Квадратами” и РЛС была похожая история. В принципе, наверное, комплексы были неплохие. Проблема в том, что они имели крайне паршивую помехоустойчивость, и в серьезной обстановке работать просто не могли. Но тут есть один очень важный момент.


Никто тогда толком не знал, какие возможности есть у израильтян. Никто не предполагал, что они окажутся в чем-то грамотнее американцев. Никто не предполагал, что сирийцам уже тогда нужно поставлять лучшее, что было в Союзе. Возможно, тогда были — бы хоть какие-то шансы.


Собственно, на начало 82-го года у сирийцев было около сотни советских радиолокационных станций, в основном - не самых современных. В Ливане основными были П-12, П-15 и П-14Ф. Из них только П-15 (“Тропа-М” 59-го года первых модификаций) имела сколь-нибудь пристойную помехозащищенность. Из станций РТР были простые и достаточно понятные не обремененному навыками пользователю ПОСТ-3М - тоже к тому моменту устаревшие и не вполне пригодные для сопровождения большого числа целей. Тем не менее надо отметить, что первыми в ходе операции 8-9 июня были выбиты именно обзорные РЛС, дававшие сирийцам представление о ситуации в небе над Ливаном. С их потерей последние практически ослепли - даже последовавший удар по КП истребителей под Баальбеком не нанес сирийцам такого вреда. Но об этом тоже потом.

Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост

РЛС П-15, рабочая лошадка сирийских РТВ


Некоторый эффект имели станции РЭП Р-386 (“Терек”) и Р-381 (“Таран”) - несмотря на то, что израильские источники часто пишут о том, что связь самолетов с КП обладала высокой помехозащищенностью, летчики часто говорили об обратном. Особенно много проблем “глушилки” создавала “Фантомам” и “Скайхоком” второй и третьей ударных групп, но об этом мы поговорим позже. Вообще, сирийцы конкретно так пытались подавить каналы наведения истребителей с Е-2 и земли - повторюсь, некоторый эффект от этих действий был.


Вообще, в части аппаратуры была та ещё сборная солянка, что при не самой высокой квалификации конечных пользователей и некотором бардаке с восточным колоритом сводила конечный эффект к нулю.


Что касается непосредственно зенитно-ракетных дивизионов, тот тут ситуация подобная. Экспортные “Квадраты” первых модификаций, С-75, С-125. Все эти комплексы были прекрасно знакомы израильтянам, захватывались ими (по частям и целиком) и ничего нового для них не представляли. Израильтяне отлично знали их возможности, уязвимости, частоты работы и так далее.


Израильская же техника для сирийцев была “терра инкогнита” - они до последнего момента вообще не понимали, с чем вообще столкнутся. Здесь должны были помочь советники - но они, скорее всего, тоже слабо представляли возможности противника.


Пожалуй, наихудшая ситуация для сирийцев сложилась в части самолетов - почти сотне новых F-15 и F-16 они могли противопоставить одну (!) эскадрилью МиГ-23МС (крайне слабый самолет с ужасным БРЭО, большими лапками и небольшой полезностью) и МФ (уже чуть лучше, но до F-16 и МЛД ещё далеко). Плюс все эти модификации были экспортными - с понятно урезанными возможностями БРЭО. Понятно, что большинство из них в бою представляли собой потенциальную мишень.


Основу истребительной авиации сирийцев составляли … все те же МиГ-21 различных модификаций, в основном МФ. В 73-м году это был хороший самолет. В 82-м он безнадежно устарел и часто переходил в разряд вышеупомянутой пилотируемой мишени.


Но самым главным недостатком сирийских вооруженных сил было другое. В отличие от израильтян, у них не было той самой системы, интеграции платформ между собой. Каждый дивизион воевал сам по себе. Связь между батареями отсутствовала. Общее представление об обстановке было утрачено практически сразу после начала операции.


По идее, в решении и этой проблемы должны были помочь советники, в огромных количествах направленные в братскую арабскую республику. По идее, если бы им удалось наладить сопряжение комплексов, выстроить взаимодействие между дивизионами, заставить наконец арабов маневрировать, как им это неплохо удавалось в 73-м году, донести до них угрозу дронов … все могло сложиться и не так плохо.


У меня есть только одно объяснение на этот счет. Большинство в контингенте советников в частях ПВО составляли выходцы из войск ПВО СССР, при этом работать они были вынуждены в основном с комплексами ПВО армии, а это несколько другая истории и другая “философия” ведения войны. Ну и плюс советские ветераны практически открытым текстом говорили, что множество советников были не самыми грамотными, а самыми политически надежными. Ну и это не удивительно …


Подводя итог - сирийские вооруженные силы были оснащены по последнему слову советской экспортной техники, с весьма посредственными характеристиками и крайне паршивой помехозащищенностью. Сирийцы, в отличие от израильтян, сковывали инициативу "на местах" и даже близко не имели сложившейся в ВВС Земли обетованной культуры открытости и признания ошибок. Зато очень любили очковтирательство.

Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост
Бекаа-82. Часть 1. История Cat_cat, История, Израиль, Война, Оружие, Сирия, Палестино-Израильский конфликт, Длиннопост

К чему это привело - начнем рассказывать в следующей части.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_24239

Автор: Артём Наливайко. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581115

Личный хештег автора в ВК - #Наливайко@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 6
328

История одного танка: М4 Sherman

Сегодня я намерен рассказать вам об одном из известных в мире танков. Он был везде: от холодных лесов Канады и Северной Европы, до жарких джунглей Вьетнама и арабских пустынь. Его вооружение со временем менялось: от 75мм пушки, которая мало пугала вражеские танки, до устрашающего своей мощью 105мм орудия, способного уничтожать даже гораздо более современных противников, нежели он. Встречайте, американский М4 Sherman!


Его разработка и появление напрямую связаны со Второй Мировой войной, которая стимулировала развитие танкостроения во всех странах - участницах войны. И США не стало исключением.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Стюарт патрулирует пустынные территории, Алам-эль-Халфа, Египет

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Справа — М3 Ли, слева — британская модификация М3 Грант, отличавшийся от Ли конструкцией башни.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Ну, вы поняли, насколько странным считается М3 Ли


Африка, 1941 год. Вовсю идут сражения с частями Роммеля, наглядно показавшие абсолютную неэффективность Стюартов, которые на тот являлись наиболее мощными танками Армии США. Огневая мощь их заключалась в 37мм-орудии, которое обеспечивало паритет с немецкими Pz.I и Pz.II, но не более того. В срочном порядке велась разработка танка, который должен был "залатать дыру" в войсках и скомпенсировать потери.


Было найдено временное решение. Им стал M3 Lee: огромный, бронированный, вооружённый 75мм орудием М3, расположенным в спонсоне (!!), напоминающем о первых танках, и пушкой от Стюарта в башне. Если что, под спонсоном подразумевается расположение орудия не по центру корпуса, а с какой-то одной стороны, в данном случае, слева. Позже советские танкисты прозвали его "гробом на семерых братьев", что как бы намекает... Их начали выпускать, отправлять в Африку, они принимали участие в боях. Вскоре уже и ему нашлась замена. В феврале 1942 года начали выпускать первые М4.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

М4А1 в Италии, 1944 год

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

М4А1 с укреплёнными на нём сетками, предназначенными для защиты от фаустпатронов


М4 Sherman имеет такую же базу и орудие, что и его предшественник. Однако теперь пушка находилась в башне, что позволяло увеличить эффективность танка. Простые и дешёвые в изготовлении, Шерманы выпускались в огромном количестве — больше производилось только "тридцатьчетвёрок". Это позволяло танкистам выигрывать в сражениях с более технологичной и мощной, но меньшей по численности техникой нацистской Германии.


Но это не значило, что танк никто не собирается улучшать. Модификации М4 отличались от исходного более толстой броней (М4А3Е2 Джамбо, броня которого доходила до 152мм), более мощным орудием: сначала 76мм М1А1, а потом и 76мм М1А2, отличавшееся большей длиной ствола, и, как следствие, большей скоростью полёта снаряда. Но модифицировались не только орудие и броня — начиная с М4А3Е8 у Шермана появилась улучшенная подвеска. Выпускались специальные машины на его базе, такие как Sherman Crab (машина для разминирования), M4 Dozer (с прикрепленным к лобовой детали бульдозерным отвалом), мостоукладчики и т.д.


Если сравнивать вооружение М4 с его советским конкурентом,Т-34, то можно заметить, что они очень похожи. Орудие 75мм М3 было сопоставимо с Ф-34, а 76мм М1А1 и М1А2 — с основным вооружением Т-34-85, пушкой ЗиС-С-53. На этом я пока что остановлюсь, так как сравнение М4 и Т-34 - тема, достойная отдельной статьи.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

M4A3E2 Jumbo, в данном случае, вооружённый орудием М1А1

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

М4А3Е8 с модифицированной подвеской и орудием М1А2

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Sherman Crab. Во время работы трала башню необходимо было разворачивать на 180 градусов

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

М4 Dozer, переделанный из М4А2

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Прототип огнемётного танка Т68 на базе М4А3Е2, в серию не пошёл.


Также американцы поставляли свои М4 британцам, которые, не будь дураками, решили улучшить их. Результатом работы туманного английского гения стал Sherman Firefly, являющийся, на мой взгляд, одним из самых мощных танков антигитлеровской коалиции, уступая разве что советскому ИС-2.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Firefly, готовый уничтожать Тигров...

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

...или же, наоборот, им помогать.


Что из себя представлял этот, в переводе с английского, "Светлячок"?

Это был стандартный М4, обычно модификации А2, в переоборудованную башню которого была установлена британская длинноствольная 17фунтовая пушка. Её снаряд мог пробить "Тигра" в лоб с километра, не говоря уж о менее бронированных Pz.III и Pz.IV . Неудивительно, что немцы, признавая их мощь, старались на поле боя вывести их из строя в первую очередь.


Прошла Вторая Мировая, взят Рейхстаг, мир раскололся на два блока...а что Шерманы? А Шерманы служат мобильными носителями демократии.

Они успешно противостояли Т-34-85 и, порой, даже танкам Т-55 коммунистических армий Северной Кореи и Вьетнама. Преимущественно, это были М4А3Е2 Джамбо и М4А3Е8, некоторые из которых навсегда остались в ан(н)алах истории, раскрашенные тигровыми узорами, которые были предназначены для устрашения противника.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Примерно так раскрашивали Шерманы во времена Корейской Войны

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Прочистка орудия, Корея, 1951 год.


Однако, они уже были устаревшими, и более современные американские танки M48, М60 превосходили их на голову как по вооружению, так и по бронированию, манёвренности. Казалось, на этом нелёгкая боевая история Шерманов должна была бы закончиться, а они сами - отправиться на переплавку, занять своё место на складах или, в лучшем случае, в музеях. И это был бы весьма логичный конец.


Но в 1947 году случилось то, что, на первый взгляд, никак не связано с историей танка М4 - постановлением ООН было создано государство Израиль. Возмущённая ущемлениями прав арабского населения, проживавшего на данных территориях, Лига арабских государств объявила Израилю войну, намереваясь стереть его с лица земли. Но что-то пошло не так, и евреи не только выстояли, но и сами пошли в наступление. Это веселье окончилось лишь через 2 года соглашением о прекращении огня. Однако, было ясно, что арабы не сдадутся просто так. Израиль готовился к новой войне.


А причём тут Шерманы? Ответ прост.

Они пылились на складах Израильских ВС, и было решено их использовать в боях. Танки вывезли из ангаров на свет, и провели с ними последнюю в их истории модификацию: в них установили французские 105-миллиметровые орудия.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

M51 Isherman на учениях в пустыне Негев. Юг Израиля, если что.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

А это чудо изготовили египтяне. М4 с башней от АМХ-13. На фоне виден флаг Израиля, так как сей пепелац был захвачен в ходе Шестидневной войны и помещён в музей.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Немного приуныл, но по-прежнему готов сражаться против арабов.


Теперь это были не М4, а M51 Isherman или, как альтернативное название, Super Sherman.

Вдумайтесь, внезапно танк времён Второй Мировой стал таким же мощным, как и ОБТ 60-ых годов. Теперь израильская армия обзавелась простыми, неприхотливыми, но в то же время эффективными танками. И они сослужили свою службу в войне Судного Дня, отстреливая многочисленную технику противника. Но, к сожалению, они несли большие потери. Причиной были как выстрелы противника (арабы иногда попадали в противника вообще-то), так и банальный износ техники. 10-15 лет службы - это вам не шутки. Большинство М51 было снято с вооружения сразу после войны, а им на замену, как и в американской армии, пришли М48 и М60, а позже - Меркавы.


М4 же отправились в музеи, и до сих пор осталось их немалое количество. Некоторые из них — в исправном состоянии, такие танки принимают участие в парадах и реконструкциях.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

М4А3Е8 и M51 Isherman в бронетанковом музее в Кубинке.

История одного танка: М4 Sherman Cat_cat, История, Оружие, Танки, США, Израиль, Корея, Война, Длиннопост

Танкист поставит лайк, натурал пройдёт мимо.


М4 Sherman - танк с долгой историей. Он видел и отступления, и торжественные парады. Он был везде, где только ездил танк. Он заслуживает того, чтобы остаться в памяти людей.


Источник: Cat_Cat. Автор: Ринат Федулов.

Личный хештег автора в ВК - #Федулов@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 18
35

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

По плану это должно было стать очередной блистательной победой израильской армии. Разгромить лагерь палестинских боевиков, захватить или уничтожить их лидеров и уйти к своим. Если бы все пошло по плану — мало кто узнал бы имя Ясира Арафата «в мировом масштабе». Однако результат вышел совсем иным.


Казнить нельзя помиловать


Формально после войны 1967 года между Израилем и Иорданией действовал режим прекращения огня, который обе стороны старались хоть как-то соблюдать. Однако, кроме правительственных войск в долине реки Иордан находились также поселения беженцев. Палестинцам было глубоко плевать на все соглашения, и вскоре на границе начали происходить регулярные стычки сил ЦАХАЛ и пытающихся проникнуть в Израиль боевиков.


Бывало, что при этом их поддерживали огнём с иорданской стороны — в армии короля Хуссейна также было много палестинцев, да и просто сочувствующих идеям джихада. С другой стороны, координация у палестинцев тоже хромала на обе ноги. Множество мелких «полевых командиров» действовали на свой страх и риск, зачастую сражаясь и между собой, и с «более правительственными» частями. Но их было много, и время от времени кому-то все же удавалось добраться до заклятого врага.


Восемнадцатого марта израильский школьный автобус в Южном Негеве подорвался на мине. При взрыве погибли учитель и сопровождавший школьников врач, двадцать восемь детей получили ранения.


Согласно полученным данным, ответственность за эту операцию несла ФАТХ, которой руководил бывший инженер-строитель Ясир Арафат.


Штаб ФАТХ находился на иорданской территории, в небольшом поселении Караме. Это не было особенным секретом — министр обороны Израиля Моше Даян уже несколько лет мечтал о спецоперации в долине реки Иордан и просил разрешить ему провести рейд силами десантников и спецназа.

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

В конце 1967 года была даже назначена дата, но затем «как-то так сложилось», что операция все откладывалась и переносилась — как по внешнеполитическим, так и по внутренним причинам. «Снаружи» против рейда на иорданскую территорию возражали США, внутри же шли разборки уже между фракциями в правительстве.


Прекратить дебаты «нападать-не нападать» заставил только взрыв мины под автобусом.


Броня крепка и танки наши быстры


Операция, получившая название «Тофет», должна была стать первым серьезным делом для Хаима Бар-Лева в роли начальника штаба ЦАХАЛ. План предусматривал, что 7-я танковая бригада полковника Гонена захватит мост Аленби, переправится через него и отрежет Караме с юга. Второй «клешнёй», наступавшей через мост Дамья, должна была стать 80-я резервистская бригада Иорданской долины полковника Эйтана. Основную задачу — блокировать Караме с востока и взять его штурмом — поручили десантниками из 35-й вдбр полковника Мата.


Хотя Бар-Лев имел немалый военный опыт, нахождение на отчасти «политической» должности не добавляло ему спокойствия. В приложении к приказам было отдельно прописано, что войска должны принять «строгие меры», чтобы в ходе их действий не пострадали женщины, дети и старики. Главным противником были назначены боевики ФАТХ. Что касается частей иорданской армии, то предполагалось, что иорданцы либо не вмешаются, либо не будут представлять серьёзной угрозы.


В крайнем случае — наши ВВС и танки сметут их с лица земли!


Увы, если с уверенностью в своих силах у многих командиров ЦАХАЛ было всё хорошо, то вот с разведданными — не очень. Так, командир десантников Дани Мат очень удивился, увидев на месте обещанной «маленькой деревни» большое поселение, в котором было примерно пять тысяч домов. Другого полковника — Рафаля Эйтана — комбат танкистов пытался предупредить, что земля на иорданской стороне иногда превращается в непроходимую трясину. Увы, Эйтан был одним из наиболее ярых сторонников операции и проигнорировал все предупреждения.

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

На самом деле Бар-Лев мог бы меньше беспокоиться о «мирных жителях» — большинство иорданских крестьян уже давно сбежали из долины из-за постоянных перестрелок, переходящих в артиллерийско-миномётную дуэль. Зато численность палестинских боевиков была заметно больше, чем предполагала разведка.


Главное же — израильские приготовления, особенно призыв резервистов для развёртывания, не остались незамеченными иорданцами, которые вовсе не намеревались позволять ЦАХАЛ спокойно резвиться на своей территории. По приказу короля Хуссейна на хребте, окружающем долину, расположились части иорданской армии — порядка сотни танков М-60 и 80 артиллерийских орудий.


Но грязи… таки немного боятся


В ночь на 21 марта над долиной прошёл дождь. К рассвету тучи ещё не полностью рассеялись, и везущие десантников транспортные вертолёты вместо горной гряды, через которую надо было перелететь, увидели перед собой облачную стену. На предложение повернуть назад командир десанта отреагировал в стиле: «да скорее мир перевернётся», но набор высоты до гарантированно безопасного уровня занял довольно много драгоценных минут.

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

По плану предполагалось, что к моменту высадки самолёты Хель ха-Авир (ВВС Израиля) разбросают над целями листовки, призывающие иорданцев не вмешиваться, а боевиков ФАТХ — «по-хорошему» сдаваться. Но в результате получилось, что противник оказался заранее предупреждён и был готов к бою.


Впрочем, согласно палестинской версии, Ясир Арафат ещё ночью обратился к жителям деревни — точнее, к собравшимся в ней боевикам — с призывом: «Сражаться до последнего вздоха, с честью и храбростью!» («караме» по-арабски — честь). Впрочем, к тому моменту, когда рядом с поселением начали садиться израильские вертолёты, чтобы блокировать пути отхода, самого Арафата в деревне уже не оказалось. Он «чудесным образом» был перенесён на соседний холм и руководил битвой оттуда. Зато воодушевлённые им бойцы ФАТХ действительно сражались отчаянно — именно в Караме были отмечены действия смертников, взрывавших себя вместе с израильтянами.


Седьмая танковая бригада вступила в бой с иорданскими частями сразу после пересечения моста Аленби. Хотя тяжёлые «центурионы», как и предсказывалось, вязли в грязи, танкистам и следовавшим за ними основным силам 35-й вдбр всё же удалось выйти на соединение с десантниками в Караме.


Более того, вскоре они даже попытались контратаковать оставшиеся у мостов заслоны.


Хуже пришлось 80-й бригаде — мост Дамья, через который она переправлялась, был значительно дальше от Караме, а сопротивление иорданцев только возрастало. Более того, вскоре они даже начали пытаться контратаковать оставшиеся у мостов заслоны. Кроме того, мост Дамья не был достаточно широк, чтобы по нему могли пройти «центурионы», а строительство временного моста завершилось лишь через несколько часов. Между тем, старые «шерманы» 268-го танкового батальона имели мало шансов на успешный бой с иорданскими «паттонами» — тем более превосходящими их численно.


Атаки с воздуха также не принесли желанного перелома в битве. Иорданцы хорошо врылись в землю и замаскировали позиции артиллерии — даже после бомбёжки они продолжали стрелять. При этом ответным огнём с земли был сбит истребитель-бомбардировщик «Дассо Ураган».

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

К 11:00 израильскому командованию стало понятно, что «всё пошло совсем не так» — вместо лихого налёта и полицейской операции по зачистке десантники вели жестокое сражение в городе, а силы поддержки завязли в боях с иорданской армией и уже понесли серьёзные потери. Армия короля Хуссейна неожиданно проявила себя стойким и умелым противником. Иорданцы не только сумели организовать систему противотанковой обороны, но и отлично действовали артиллерией — инженерное подразделение, которое должно было построить понтонный мост в районе моста Абдуллы, попало под обстрел иорданской артиллерии, потеряв три крана, семь грузовиков, а также понеся потери в личном составе.


Сложившуюся ситуацию сочли настолько тяжёлой, что командование ЦАХАЛ решило пренебречь правилом «коней на переправе не меняют». Командующий операцией Узи Наркис был отстранён, а руководить её дальнейшим ходом — а точнее, её прекращением — поставили опытного танкиста Исраэля Таля.


Но если в само́м злосчастном поселении было достаточно просто приказать десантникам прекратить дальнейшее продвижение и начать отход (попутно взрывая здания на захваченном участке), то за его пределами всё было гораздо сложнее. Часть вырвавшейся вперёд и подбитой техники находилась в зоне огня иорданцев, которых так и не удалось подавить. Даже эвакуация раненых проходила с большим трудом. Однако самым «больным» стал вопрос об экипаже одного из подбитых «центурионов». Танк не загорелся, но было ясно, что попытка прорваться к нему будет стоить очень дорого. Как вспоминал впоследствии командир 7-й бригады, на вопрос, можно ли их вытащить, он честно заявил, что ему для этого необходим ещё один танковый батальон. К этому моменту из 44 задействованных в операции израильских танков 27 уже были уничтожены или подбиты.


В итоге «недосягаемый» танк достался иорданцам, а трое солдат оказались в статусе «пропавших без вести» — крайне редкий и болезненный случай для ЦАХАЛ. Тело одного из них было возвращено Иорданией через неделю после сражения.


Махнём не глядя!


Обе стороны довольно громогласно заявили о своей победе. Израильтяне достигли заявленной цели, разгромив базу ФАТХ, убив при этом примерно полторы сотни боевиков и ещё 141 человека взяв в плен. Однако у иорданской армии доказательства триумфа над «непобедимыми евреями» оказались куда более зримыми. На их территории осталось два подбитых «центуриона», два сгоревших танка («центурион» и «шерман»), два французских пушечных броневика AML-90 и несколько бронетранспортёров.

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

Фото с королём Иордании, который осматривал трофейную технику, появились на страницах многих мировых СМИ. Но главным победителем всё же стал… Ясир Арафат. После «битвы за Караме» приток добровольцев (и денег) в его организацию увеличился в десятки раз, что позволило ему стать главой палестинского сопротивления. Впрочем, для этого потребовался ещё один этап.

Битва при Караме, или Как закалялась Организация освобождения Палестины Длиннопост, История, Война, Оружие, Израиль, Палестина, Ближний Восток

Заполучившие «головокружение от победы» лидеры радикальных палестинских фракций начали открыто призывать к восстанию против «неправильной» династии. Итогом стал «Чёрный сентябрь» — когда армия Иордании развернула собственное наступление на «лагеря беженцев».


В общем, «Восток — дело тонкое!»


Источник

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: