Про самый мощный ракетный двигатель

Когда речь заходит (нечасто это бывает, но всё же) про мощнейшие ракетные двигатели, то некоторые люди вспоминают про американский F-1, устанавливавшийся на "Сатурн-5", другие — про советский РД-170, крепящийся к "Энергии", а кто-то и вовсе ничего не вспомнит. И "Сатурн", и "Энергия" — это 2 сверхтяжёлые ракеты, причём первая являлась лидером по выносимой полезной нагрузке, хотя РД-170 несколько мощнее F-1.

Однако двигатель твердотопливного бокового ускорителя "Спейс Шаттла" оставляет своих конкурентов далеко позади.


Для наглядности вот вам картинка:

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

Краткая анатомия "Шаттла". Упрощённо вся система состоит из 4-х элементов. Топливный бак содержит топливо и окислитель для работы трёх главных (маршевых) двигателей, расположенных в нижней части орбитера — ракетоплана, в котором находится полезная нагрузка и экипаж. К баку, помимо космического корабля, крепятся два ускорителя. Длина "Шаттла" составляет 56 метров. При первом запуске топливный бак был выкрашен в белый цвет, однако в последующих пусках его красить не стали — и так сойдёт в целях снижения массы системы и экономии денег. Так он приобрёл свой фирменный оранжевый цвет.

Так вот, именно двигатель, располагающийся в боковом бустере, и является самым мощным когда-либо созданным, развивавший тягу в 12,5 меганьютон! Для 99% людей это число, вероятно, ничего не значит. Для меня тоже. Поэтому погуглив, я стал писать пост дальше.


Тяга двигателя выражается в ньютонах. Если движок выдает 1 ньютон, то он способен придать объекту массой в 1 кг ускорение в 1 м/с^2. Снова сложности, снова гуглим, что такое ускорение.

Ускорение в 1 м/с^2 означает, что за каждую секунду скорость объекта будет увеличиваться на 1 м/с. То есть взяли литровую бутылку с водой (она имеет массу как раз в 1 кг), нацепили на неё двигатель, и она через секунду будет двигаться со скоростью 1 м/с, в следующую секунду 2 м/с, ещё через секунду — 3 м/с ну и так далее.

Таким образом, один бустер способен сдвинуть с места объект массой 12500 тонн! Да и не просто сдвинуть, а ещё и увеличивать его скорость на 1 м/с каждую секунду. 2 бустера обеспечивают уже 25,5 меганьютон тяги.

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

126 полёт "Шаттла". Астронавты летят ремонтировать телескоп "Хаббл". Стартовая масса всей системы около 2000 тонн. Всё это с лёгкостью поднимается двумя ускорителями. Вклад маршевых двигателей орбитера в общую тягу на данном этапе незначителен — всего около 5,3 меганьютон (по ~1,8 МН на каждый двигатель).

5 двигателей (2 бустера + 3 на ракетоплане) суммарно на старте выдают невероятные 31 меганьютон тяги — это даже больше, чем у 27-двигательной Falcon Heavy. Причём более 80% тяги обеспечивают двигатели боковых ускорителей.

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

Сочетание в одной системе и жидкостных (собственные двигатели орбитера; на гифке по центру), и твердотопливных движков, создаёт некоторые особенности старта. Первыми запускаются двигатели космического корабля. И только когда будет получен ответ о штатной их работе, тогда включатся боковые ускорители. Такая последовательность исходит из особенностей твердотопливных двигателей — после зажигания их невозможно выключить.

Несмотря на столь мощную двигательную установку, по грузоподъёмности "Шаттл" очень серьёзно проигрывал пятому "Сатурну" и "Энергии". Первая закидывала на орбиту аж 140 тонн (5 двигателей F-1 развивали на старте 33,5 МН тяги), вторая — около 100 тонн (4 двигателя РД-170 на старте давали 28,8 МН).

"Шаттл" же вывозил около 25 тонн. Вообще, его грузоподъёмность составляла около 90 тонн. Но в эти числа входит также масса космического корабля — где-то 68 тонн. "Шаттл", в отличие от "Энергии-Бурана", не может летать без орбитера, так как он является неотъемлемой частью ракеты. А "Энергия" вполне себе могла летать без Бурана, так как являлась полностью самостоятельной системой.


Отработанные бустеры отделялись на высоте 45 километров и на парашютах спускались в океан, где их подбирала специальная поисковая группа. Затем они доставлялись на завод-изготовитель для ремонта в целях повторного использования.

Исследователи космоса

16.3K поста46.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)