6904

Про "глупые" правила в аэропорту2

Про "глупые" правила в аэропорту и из чего они родились.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Давайте начнем с того, что самолет - вещь хрупкая. Человек - вещь еще более хрупкая. Я например, не понимаю, для чего стандарты сертификации повысили для пассажирских кресел, чтобы они выдерживали 13G. Раньше было 9G.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Отдельные части человеческого тела выдерживают больше, конечно. Но на жизнеспособность организма тот факт, что лобные кости выдерживают до 200G, а зубы, например до 100G - влияет мало.

На этой жизнерадостной ноте давайте начнем рассуждать об этих глупых правилах в аэропорту, которые всех раздражают.

Углубимся в историю. До 60-х годов прошлого века досмотр на посадку в самолет практически не производился вообще. Как в поезде - билет показал, зашел и полетел. Так называемый «золотой век авиации».

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

С середины 1960-х начался период угонов воздушных судов с разными террористическими (ну или там национально-освободительными целями), который по-крупному закончился только 11 сентября 2001 года самым крупным угоном и терактом с более чем 2000 жертв, после чего гайки закрутили еще строже.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Итак, во-первых появились всякие RAF (Rote Armee Fraktion, террористы), ЯКА (Японская Красная Армия, террористы), ливийцы, палестинцы разных мастей, которые стали угонять самолеты, просто пронося огнестрельное оружие на борт с целью достижения каких-то целей - улететь из страны, добиться освобождения товарищей по борьбе из тюрьмы, громко заявить о себе и т.д.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм
Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

В результате в течение 70-х годов 20 века постепенно в мире сформировалась система личного досмотра с использованием рентгеновских аппаратов и металлодетекторов. Специальных людей для ощупывания еще не было.

Стоит отметить, что система сложилась не в один день и даже не в один год, поскольку продолжали угонять самолеты из аэропортов, где были значимые лакуны в безопасности. Например, знаменитый угон самолета Люфтганзы «Ландсхут» палестинскими террористами из НФОП (Народный Фронт Освобождения Палестины, террористы) произошел аж в октябре 1977 года.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Просто в аэропорту Мальорки не было внятных досмотровых процедур, поэтому на борт в косметичках пронесли 2 пистолета, 4 гранаты и бомбу. Очень безалаберные времена были. Ну и вообще, 1977 - это «Немецкая осень», причины и последствия которой Германия так и не пережила до сих пор.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Идем дальше. В это время багаж еще толком не проверяли, первичных процедур по досмотру на входе в аэропорт тоже не было. 80-е годы - настоящий расцвет «багажного терроризма». Когда багаж сдавался, а пассажир, сдавший багаж по каким-то причинам (ну мы понимаем по каким) - не являлся на посадку.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

В те времена практики контроля пассажиров (по головам) после регистрации и на посадке еще не было - выписали посадочный талон - иди себе куда хочешь. То есть зарегистрировался на рейс, сдал в багаж чемодан с бомбой (с таймером или устройством активации хитрее) и пошел себе дальше делать свои черные террористические дела.

За 80-е было три (ну я помню три, а кто-то щас еще 10 вспомнит) знаменитых случая багажного терроризма. При этом два из трех терактов были совершены ливийскими спецслужбами, а третий (хронологически первый) сикхскими сепаратистами.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Итак, первый случай - Рейс 182, Boeing 747 Air India, взорвался 23 июня 1985 года над Атлантическим Океаном. Погибли все 329 человек на борту (ну со взрывом на эшелоне немного опций, к сожалению). В переднем БГО в ходе полета произошел взрыв, в результате которого самолет моментально разрушился. Пилоты не успели даже передать сигнал бедствия.

В ходе расследования установили, что сикхский террорист Аммана Сингх зарегистрировался на рейс 182 в Торонто, сдал багаж, но не полетел.

Параллельно незадолго до взрыва в аэропорту Нарита в Токио произошел взрыв чемодана, который летел без пассажира хитрым маршрутом и должен был быть погружен на борт рейса Air India AI301 (еще один 747). В результате взрыва погибли двое работников аэропорта и четверо были ранены. На остатках чемодана позже нашли отпечатки другого сикхского борца за свободу ценой чужих жизней Лал Сингха.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Второй и самый известный случай из истории багажного терроризма - взрыв багажа на рейсе Pan-Am 21 декабря 1988 года над Локерби. Погибли все находившиеся на борту 259 человек и 11 человек на земле.

Рассказывать подробности про Локерби - как рассказывать, что Земля круглая, вода мокрая, а у астронавтов не должно быть татуировок. Ну в смысле очень известная, не требующая пояснений история.

В ходе расследования выяснили, что бомбу заложили в багаж без пассажира на борту ливийские спецслужбы.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Третий случай - снова багаж, 19 сентября 1989 года, рейс UT-772 из Нджамены в Париж, DC-10 взорвался в воздухе. Погибли все 170 человек на борту. Снова ливийские спецслужбы - так «наказали» Францию за помощь Чаду в ходе очередного конфликта с Муаммаром Каддафи.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Как отреагировали мировые авиационные власти разных стран на такие безобразия? Во-первых, багаж стали светить рентгеном, и при нахождении на рентгене чего-то подозрительно выглядящего - открывать чемоданы и досматривать.

Если не могут вскрыть чемодан по какой-то причине - когда вы в аэропорту «Пассажир Абдулла Аль-Джихади, следующий рейсом Париж-Нью-Йорк, пройдите на стойку регистрации» - это именно тот случай. Пока не проверят, что там так подозрительно выглядит - никто никуда не полетит.

Второе изменение - багаж не летает без пассажира. Любой багаж, даже уже досмотренный. То есть зарегистрировался, сдал багаж, потом передумал и уехал - при выходе на посадку посчитают по головам и чемодан этот выгрузят.

Ну и в целом эти правила без значительных изменений так и работали до 9/11.

А после наступил «дивный новый мир», в котором мы без значительных изменений (про каблуки, обувь на толстой подошве и жидкости будет чуть позже) находимся и сейчас.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Снимать всё металлосодержащее - на рентген. Верхняя одежда - на рентген. Ощупывание (да, это как раз шутка про 49,5 см). В аэропортах, которые могут это себе позволить - полные сканеры тела. Дополнительный досмотр тем, кто чем-то не понравился.

Все перечисленное удлинило досмотровые процедуры минимум вдвое, но что делать.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Особняком стоят досмотровые процедуры и прочие бесчеловечные забавы в аэропорту Бен-Гурион и отдельно авиакомпании Эль-Аль.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Отмечу только, что как-то у Израиля это отдельно стоящий аспект транспортной безопасности, который работает. Все что связано с автомобилями, автобусами и прочим - у них полный факап.

Теперь поговорим о каблуках, обуви и почему нас заставляют разуваться. 22 декабря 2001 года английский террорист Ричард Колвин Рид (также известный как член Аль-Каиды Абдель Рахим) попытался взорвать рейс 63 American Airlines, следовавший маршрутом из Парижа в Майами. На борту вместе с террористом было 197 человек, все выжили.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм
Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Рид пронес внутри подошв ботинок смесь пероксида ацетона и пентаэритриттетранитрата (мощное бризантное ВВ). При попытке поджечь в ходе полета фитиль террорист не преуспел (ВВ и фитиль отсырели, поскольку у Рида сильно потели ноги) и был обезврежен кабинным экипажем и пассажирами.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Получил впоследствии три пожизненных + 110 лет без права досрочного освобождения, сейчас сидит. Всего в потных ботинках было около 283 грамм взрывчатки - вполне достаточно для того, чтобы вызвать повреждение фюзеляжа, пожар и взрывную разгерметизацию на эшелоне.

В результате сначала США, а затем и все остальные страны ввели правило заставлять всех разуваться и обувь тоже на рентген. Впоследствии, с развитием газоанализаторов и сканеров в целом смягчили. Где-то заставляют разуваться до сих пор, где-то смотрят на толщину подошвы и если меньше сантиметра - машут «проходи». Короче - любите кроссовки на толстой подошве - разувайтесь.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

И last but not least - жидкости на борту. Спреи, кремы, вода и так далее. В августе 2006 года группа неравнодушных борцов с американским империализмом планировала взорвать рейсы из Великобритании в США. Сначала говорили об одном рейсе, потом о двенадцати, потом чуть ли не о двадцати. При этом история настолько мутная (неизвестно какими веществами хотели взорвать, механизм, количество исполнителей и т.д.) и вообще все это смахивает на операцию МИ-5 и МИ-6 - очень вовремя - в Англию как раз вовсю ехали гробы из Афганистана и Ирака, что есть определенные сомнения в этой истории. Но имеем что имеем.

Всего до 1 литра в емкостях по 100 милилитров. «Английские ученые» посчитали что такого количества недостаточно, чтобы проделать в самолете дырку.

Вроде все перечислил из значимых ограничений. Ну технику (всякие планшеты, телефоны и ноутбуки) мы достаем по понятным причинам. Все эти устройства достаточно велики, чтобы внутрь заложить взрывное устройство. Израильтяне вон, вообще в пейджеры взрывчатку запихали незаметно для функциональности.

Про "глупые" правила в аэропорту Длиннопост, Авиация, Авиационная безопасность, Аэропорт, Самолет, Терроризм

Надо наверно какие-то выводы сделать в завершении. А выводов или морали особо нет. Одни люди хотят убивать других людей. Одни делают это силой оружия и армии, другие взрывают всякую херню

Гражданская авиация как отрасль с повышенными рисками вынуждена реагировать. Поверьте, все эти досмотровые процедуры никому не впились. Поэтому устраивать шоу «я достану свою воду / телефон / ноутбук только когда меня попросят кровавые псы авиационной безопасности» - пожалуйста, не надо. Люди делают свою работу.

На этом хватит. Хороших перелетов всем вам и мягких посадок, и досмотров без нервов!