Правило помехи справа. А может лучше - слева?
В свой самый первый приезд на Кипр мы с семьей решили взять автомобиль напрокат. Остров интересный, есть куда съездить и есть что посмотреть. Сказано- сделано. Выбрали подходящий нам автомобиль и договорились об оплате. Работник проката, передавая мне ключи, сказал:
- Помните, на Кипре есть три незыблемых правила: круг всегда главный, на турецкую территорию не заезжать и помеха справа.
С первыми двумя правилами более-менее все понятно. Круг главный - это и у нас главный. Турция - это их внутренние заморочки. А вот то с третьим пунктом я замешкался.
- Постойте, говорю, - вы наверное ошиблись! У вас же движение левостороннее, стало быть и помеха СЛЕВА?
- Нет, справа! - говорит.
Ну справа так справа. Как-то поначалу не задумывался я над этим постулатом. Ладно, откатали мы по острову вдоль и поперек без происшествий.
По приезду домой я начал задумываться, как же так получается - движение у них зеркальное, а правило помехи справа действует так же как и у нас. Подумал-подумал и сделал для себя кое-какие выводы. А ведь получается, что как раз наоборот! Это у НАС должно действовать правило "помеха СЛЕВА", а не у них. Но по каким-то неведомым мне причинам, в ПДД четко говорится о помехе справа. Давайте разбираться.
Вот посмотрите. Стандартная ситуация. Мы подъезжаем на красном автомобиле к перекрестку с равнозначными дорогами и хотим пересечь его прямо. Одновременно с нами подъезжает синий автомобиль с намерением пересечь перекресток в прямом направлении. Что мы делаем? Правильно - проезжаем перекресток первыми, ибо для синего автомобиля мы являемся помехой справа, что дает нам приоритет в движении:
Теперь давайте рассмотрим ситуацию на дорогах с левосторонним движением. На этот раз мы едем на машине с правым рулем по просторам Кипра и опять приближаемся к равнозначному перекрестку. И снова слева подъезжает этот синий автомобиль. Но мы же с вами помним, что нам сказал работник проката. Синяя машина нас пропускает, ведь мы для него - помеха справа. И мы снова проезжаем этот перекресток первыми:
Вы можете спросить - ну и что тут такого, просто идентичное правило. Соблюдай его и все будет ОК.
А вот теперь самое интересное. Давайте посмотрим на углы обзора с водительского места. Вот два автомобиля с левым рулем на традиционной для нас дороге с правосторонним движением:
Понятное дело, что ситуации бывают не только такими. Это просто как классический пример. Ведь перекрестки бывают, например, еще и такие:
При такой ситуации правило "помеха справа" вообще кажется абсурдным.
Поехали дальше. Совсем иная ситуация с обзором складывается на перекрестке с левосторонним движением и соответственно, праворульными автомобилями:
Тут все наоборот. Находясь в красной машине мы не видим синий автомобиль в полном объеме, поскольку руль у нас справа - стойка, пассажир и зеркало нам мешают. В то время как он видит нас отлично.
Стало быть, что? Логично предположить, что водитель синей машины в данной ситуации увидел нас чуть раньше, чем мы его - значит у него было больше времени для оценки ситуации, маневра и т.д. Исходя из этого он нас и пропустил, в полном соответствии с правилом "помеха справа". По-моему, это вполне логично, когда водитель с лучшим обзором пропускает автомобиль, для которого он может находиться в слепой зоне.
Посмотрите, какой обзор с водительского места. Совершенно очевидно, что обзор у водителя лучше влево, чем вправо:
Давайте разбираться, почему же так получилось - почему же у нас помеха тоже справа, а не слева.
Оказывается, в 1968-году была разработана и подписана "Венская конвенция о дорожном движении" — международный договор, который был заключён с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации правил дорожного движения. Изначально к конвенции присоединилось около 60 стран, включая СССР. Среди этого списка была и Великобритания и автоматом все ее праворульные колонии - Индия, Новая Зеландия, Австралия, Кипр и т.д. Очевидно, в то время никто особо не задумывался об локализации ПДД под свои особенности движения. Поэтому автоматически правило "помехи справа" и было принято как должное. Кстати говоря, Швеция до 1967-го года также имела левостороннее движение. Но подписав "Конвенцию" в 68-м, а через год- в 69-м поменяв движение, правило у них осталось.
Таким образом, все страны, за исключением самой Великобритании и остальных стран с левосторонним движением, продолжают пользоваться этим правилом, не задумываясь о его истоках.
Сразу скажу, что все написанное выше это лишь мои собственные догадки. Если у кого-то есть другое мнение на этот счет - давайте обсудим.
P.S. За картинки не бейте - рисовал как умел.