Последний РАФик
Имя этого автомобиля в переводе с арабского означает «друг», а его тёзка – человек по фамилии Нишанов одно время возглавлял Совет Национальностей Верховного Совета СССР. По своей же аббревиатуре – RAF – он совпадал с аббревиатурой британских королевских ВВС (Royal Air Force), но поскольку в 50-х годах наш народ по еще не совсем старой памяти из иностранных языков знал, в основном, немецкий, на это совпадение никто не обращал внимания. На самом же деле такое название было всего лишь совпадением, и аббревиатура RAF по-латышски означала всего лишь Rīgas Autobusu Fabrika.
Служил он и в скорой помощи, и в милиции, и, главное, использовался в качестве маршрутного такси. Перестав выпускаться в 1997 году, он, тем не менее, кое-где еще выполняет свою нелегкую работу.
Впервые РАФик я увидал 12 июня 1980 года, когда мне было 8 лет. Тогда я подумал, что это случайно заехавшая в город заграничная машина. Почему я запомнил эту дату? Дело в том, что в этот день умер премьер-министр Японии Охира Масаёси, не выдержавший психологического удара, вызванного вотумом недоверия, вынесенным его кабинету 16 мая того же года. На 22 июня были назначены новые выборы в однопалатный японский парламент, но до выборов 70-летний Масаёси не дожил.
Когда после первого курса я из-за болезни опоздал на археологическую практику, я, выздоровев, поехал к месту раскопок своим ходом. И поехал я туда именно на РАФике. Шофёра-азербайджанца, который вёл этот РАФик, тоже звали Рафиком.
Были у РАФика и недостатки. Так, слишком тяжёлый двигатель, размещенный над передним мостом, создавал плохую развесовку – 55 % массы приходилось на передний мост, что вело к его повышенному износу и частым поломкам. По логике вещей, такой автомобиль должен был обладать передним приводом, но к началу 10-й пятилетки наш автопром ещё опасался пускать в серию переднеприводные маины. Кузов РАФа также отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами.
Несмотря на развал Советского Союза, Латвия продолжала экспортировать РАФ в страны СНГ. Спрос на него сохранялся до тех пор, пока не появилась ГАЗель. С августа 1996 года она стала поступать в таксопарки в качестве маршрутных такси. И хотя по комфорту она значительно уступала РАФику – слишком высокая ступенька, жёсткие неудобные сиденья – она быстро вытеснила РАФ. Дело в том, что именно в это время Ельцин призвал поддерживать отечественного производителя, и радые стараться таксопарки тут же отказались от закупок РАФа в пользу ГАЗели. В 1997 году сборка РАФов была прекращена, а в 1998 году Rīgas Autobusu Fabrika прекратила своё существование.
Приведённый на фото экземпляр до сих пор ездит по Алма-Ате. Его владелец пасётся у железндорожного вокзала, специализируясь на крупных группах приехавших в город, которые по своей численности не влезут в обычное такси.