17

Почему мы суеверны

Все мы слышали о великолепных опытах Павлова. Тогда великий ученый изучал появление у собак условного рефлекса. Павлов включал звон колокольчика(и некоторые другие сигналы),а следом давал пищу,вырабатывалась слюна. Через какой-то количество повторений вырабатывание слюны происходило  даже без пищи(подавался только сигнал). На самом деле,очень известный опыт,в котором мы можем наблюдать пример ассоциативного обучения. Каждый повтор звонок предвещал появление еды,поэтому в мозгу собаки возникла ассоциация: звонок-еда.  Замечу,что  для появления условного рефлекса невероятно важно,чтобы сигнал подавался раньше,чем еда,а иначе(даже через 500)повторов ассоциации не возникнет.

Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост
Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост

Павлов был не единственным,кто изучал механизмы ассоциативной памяти.  Примерно в то же время в Нью-Йорке Эдвард Торндайк помещал кошек в специально сконструированные клетки-головоломки. В такой клетке была дверь,которая открывалась, если изнутри дернуть за веревочку. При этом за клеткой лежала еда. Торндайк доказал,что кошки способны дергать за веревочку,выбираться из клетки и добираться до еды.

Интересной особенностью является то,что учителя в данной ситуации больше мешали кошкам понять,как выбраться из клетки. Был важен именно самостоятельный опыт методом "проб и ошибок".  И опять в опыте Торндайка мы наблюдаем ассоциативное обучение.

Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост
Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост

Был еще такой выдающийся психолог Беррес Фредерик Скиннер. По всем законом гениальности он тоже сконструировал проблемный ящик имени себя. В такой ящик помещался,например,голубь. В ящике была кнопка,при нажатии на которую животное  автоматически получало либо награду(еду),либо наказание. Скиннер заметил,что иногда голуби повторяли то или иное действие.(поворачивались на месте,например). Оказалось,что эти действия не совсем случайны. Голуби всегда пытались повторять те действия,которые в предыдущих повторах предшествовали получению еды.

Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост
Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост

Голуби в опыте Скиннера повторяли одни и те же действия,будто верили,что это гарантировало им получения награды. Ничего не напоминает?

Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост
Почему мы суеверны Биология, Нейробиология, Суеверия, Мозг, Ученые, Условный рефлекс, Павлов, Собака павлова, История, Длиннопост

Да,поведение голубей отчетливо напоминают явление наличия,например, у спортсменов или болельщиков различных талисманов,ритуальных действий. Черная кошка тоже очень яркий пример.

Еще один интересный случай произошел в 1986 году в Кембридже. Студенты-психологи решили провести эксперимент. На протяжении долгого времени каждый раз,когда их преподаватель во время занятий стоял у правой части подиума  или уходил к правой части,они  зевали,роняли карандаши. В итоге,это привело к тому,что этот преподаватель все свои следующие лекции стоял исключительно у левого края.

Вот такие вот интересные истории.