Пестряк - самый странны персонаж Игры престолов

В книгах серии «Песнь Льда и Огня» полным-полно персонажей, которые не появляются в сериале - например мейстер-прохиндей Марвин или принцесса одичалых Вель. Одним из самых странных персонажей в книгах является Пестряк. Пестряк – это шут, который прислуживает Станнису Баратеону в Драконьем камне. Пестряк проводит много времени с дочерью Станниса Ширен и поет ей странные песни про тени и море. В этом Пестряк больше походит на пророка Утонувшего бога, чем на шута. А еще он имеет прямое отношение к белым ходокам, Безднякам (аналогу лавкрафтовских Глубоководных) и серой хвори.


Примерно двадцать лет назад в Штормовом Пределе жил лорд Стеффон Баратеон со своей женой Кассаной и тремя сыновьями, Робертом, Станнисом и Ренли. Король Эйрис Таргариен, который тогда правил Семью Королевствами, отправил Стеффона через Узкое море на поиски жены для принца Рейгара. Стеффон подходящей жены не нашел, но нашел удивительного мальчишку-раба, лицо которого было покрыто татуировками в "красно-зеленую клетку".

Мальчик был умен и ловок, умел жонглировать и шутить и пел песни на четырех разных языках. Стеффон решил забрать раба с собой, но на обратном пути его корабль попал в бурю и пошел ко дну вместе со Стеффоном, Кассаной и сотней моряков из их войска.


Через день волны прибили их трупы к берегу Штормового предела. Через два дня на берегу появился и Пестряк – голый, холодный и «вывалянный в морском песке».


В отличие от собратьев по несчастью, Пестряк очнулся, но был навсегда сломлен. Парень больше не шутил и не веселился. Он казался полным безумцем, нес всякие бредни, постоянно дергался и дрожал. Кое-кто даже хотел избавить его от страданий. Мейстер Крессен заступился за шута, но даже он не был уверен, что Пестряк был ему за это благодарен.


В «Битве королей» Пестряк живет на Драконьем камне и служит принцессе Ширен. Печальная и одинокая девочка сильно привязана к Пестряку и называет его Пеструшкой. Он – ее единственный друг в унылом и сером Драконьем камне.


Несмотря на дружбу с принцессой, Пестряк кажется жутковатым. Он не говорит, а лишь поет странные песни о «подводном мире», рыбах, русалках и тенях. Он противопоставляет «подводный мир» миру на суше. «Здесь мы едим рыбу, а на дне морском рыбы едят нас», - говорит он.


В той же главе он падает на землю и комментирует: «А на дне морском ты падаешь вверх» (вероятно, подразумевая, что так всплывают трупы).


В сознании Пестряка море неразрывно связано со смертью.


Некоторые из его песен представляются глупой болтовней, в других же спрятаны настоящие пророчества. В «Буре мечей» он поет: «Кровь дурака, и кровь короля, и кровь из девичьего лона – брачные цепи не хуже скуют, чем крепкие цепи закона».


Эти строки описывают Красную свадьбу, где дурак – это Эйгон Фрей (полоумный персонаж, который отсутствует в сериале), король - Робб Старк, девица - Рослин Фрей, окровавленная в брачную ночь, а заключенные в цепи гости и жених – Эдмур Талли и другие выжившие пленники Фреев. Как видите, Пестряк очень точно предсказал будущее.


И это не единственное его пророчество. «На дне морском всегда стоит лето. Русалки вплетают водяные цветы в свои косы и носят платья из серебристых водорослей», - поет Пестряк. В книгах на королевской свадьбе Санса одета в серебряное платье, а в её волосах спрятан яд, которым Оленна убивает Джоффри. Может, Пестряка и правда посетило видение о скорой смерти короля?

Ну а сиру Давосу Пестряк поет следующее: «На дне морском от огня идет не дым, а пузырьки, а пламя там зеленое, синее и черное». Судя по всему, шут предупреждает Давоса о том, что ждет его в битве при Черноводной (зеленый дикий огонь среди черного дыма и синего моря).

Ещё Пестряк часто упоминает о том, что «тени собрались и пляшут» и «не уйдут отсюда». Наверное, он имеет в виду теней, рожденных Мелисандрой, однако это может быть отсылкой к белым ходокам, которые в книгах именуются «тенями».


Также Пестряк упоминает армию мертвецов: «Мертвые пляшут в темноте».

Так откуда же Пестряк знает про тьму и смерть, про море и будущее? Ответ один - он каким-то образом связан с Утонувшим богом. Неизвестно, как Пестряк пережил кораблекрушение, которое убило всех остальных, кто был на борту.

Мартин пишет: «Никто так и не узнал, как провел Пестряк эти два дня». Когда море выбросило Пестряка на берег, его плоть была «холодной». Он был мертвее мертвого, а потом «прокашлялся водой и сел».

Его воскрешение похоже на ритуал посвящения Железнорожденных. Верующие в Утонувшего бога сознательно топятся, а потом «воскресают», чтобы доказать свою веру.

Пестряк живет далеко от Железнорожденных, но его песни совершенно точно связаны с их религией. Железнорожденные верят, что после смерти они отправятся в «водные залы Утонувшего бога» и будут вечно пировать там с русалками. Честно говоря, похоже на Вальгаллу по версии Губки Боба.


Пестряк тоже рассказывает о подводных пирах с русалками - он говорит, что русалки дуют в раковины, словно в рог.


Яра Грейджой повторяет то же самое - что «в залах Утонувшего бога русалки трубят в морские раковины».


Выходит, Пестряк знает об Утонувшем боге и жизни после смерти слишком много. Он постоянно говорит о подводном мире, и он фактически прошел ритуал Железнорожденных, а значит, стал посланником Утонувшего бога.


Согласно одной популярной теории, Пестряк все-таки утонул во время кораблекрушения, а потом попал в залы Утонувшего бога, был им воскрешен и послан проповедовать в Вестерос. Нет, ну а что? У каждого уважающего себя бога должен быть полуживой последователь среди людей. Берик Дондаррион был воскрешен Владыкой Света - Р'глором, Трехглазый ворон и Холодные руки служат Старым богам, белые ходоки поднимают вихтов для служения неведомому Великому Иному. Проще говоря, в Вестеросе есть огненный зомби, ледяные зомби и зомби, созданные древними богами, то есть силами самой природы… так почему бы Пестряку не стать водяным зомби и не служить Утонувшему богу?


В книгах есть персонаж по имени Эйрон Грейджой, он же Мокроголовый. Он утверждает, что является пророком Утонувшего бога.


По его собственным рассказам, Эйрон умер и побывал в водных залах, а затем воскрес. Но Мокроголовый никогда не имел видений и не произносил пророчеств. Он вообще никак не связан с магией. Его вера больше похожа на защитный механизм, призванный завуалировать последствия тяжелого детства. А вот Пестряк утонул и воскрес по-настоящему, и его история куда страшнее и темнее истории Мокроголового. Посмотрите на Трехглазого ворона, Холодные руки и Берика. Они изуродованы, морально и физически. Прикоснувшись к своим божествам, они частично потеряли себя. Берик плохо помнит, как жил до первой смерти, а Трехглазый ворон вообще скорее дерево, чем человек.


То же самое произошло и с Пестряком – «море отняло у него этот дар вместе с доброй половиной рассудка и всей его памятью». Он был наделен силой Утонувшего бога, но вместе с тем забыл, кем он был до кораблекрушения. Пестряк отлично подходит на роль представителя Утонувшего бога в Вестеросе, а его история прекрасно вписывается в механику мира «Игры престолов» - в частности, в концепцию о жертвоприношении.


Персонажи без конца твердят, что «только смертью можно заплатить за жизнь». Например, Дейенерис обменяла жизнь своего нерожденного ребенка на жизнь кхала Дрого. Сотня моряков Баратеона пошла на дно вместе с Пестряком, а Железнорожденные как раз считают всех утопленников жертвой Утонувшему богу.


Скорее всего, их жизни и стали платой за воскрешение Пестряка.


Смотрите, все складывается! Утонувшему богу понадобился проповедник, а кораблекрушение пришлось как нельзя кстати. Правда, до конца непонятно, какой дар получил от своего бога Пестряк и какая у него цель. Может, он предупреждает жителей Вестероса о темных силах, которые таятся в глубинах океана, а может, и сам является их частью. К примеру, Мелисандра считает шута «опасным». «Я много раз видела его в пламени: вокруг него черепа, и его губы красны от крови», - говорит она.


А красный жрец Моккоро утверждает, что Утонувший бог – это «демон», раб божества белых ходоков. Так значит, Пестряк действует на стороне мертвых?


В «Танце с драконами» Джон Сноу планирует наступление на Суровый Дом, чтобы помочь одичалым сразиться с ходоками и вихтами. Когда встает вопрос о том, кто поведет отряд, Пестряк говорит: «Я поведу его!.. Мы пойдем в поход // В море и обратно, // В глубине скакать // На морском коньке».


Но мы помним, что в песнях Пестряка море неизменно сулит погибель всем живым, а значит, шут хочет отвести людей на верную смерть. А вот его обещание вернуться обратно можно рассматривать как намек на воскрешение – что, собственно, и происходит (одичалые в Суровом Доме погибают, а потом становятся вихтами). А еще Пестряк обещает, что «русалки будут дуть в раковины в честь нашего прибытия» - точно так же, как члены Ночного Дозора дуют в рог, сигнализируя об атаке ходоков.


В общем и целом, слова Пестряка, скорее всего, предвещают резню в Суровом Доме, которая в книгах еще не произошла. Там персонажи все еще говорят о «мертвецах в лесах» и «мертвецах в воде».


Возможно, Пестряк, еще сыграет свою роль в грядущих событиях. Но что бы по версии книг ни случилось в Суровом доме, ясно одно – Пестряк произносит слова «мы» и «наши» так, будто он считает мертвецов своими собратьями, а значит, Мелисандра и Моккоро были правы.


Помимо этого, Пестряк может быть связан с другой «разновидностью» зла в Вестеросе, так называемыми Бездняками. Ни для кого не секрет, что Джордж Мартин является большим поклонником творчества Говарда Филлипса Лавкрафта, который мастерски писал всякие мифы об ужасах из космоса и внеземных божествах. В «Песни Льда и Огня» Мартин часто ссылается на труды Лавкрафта, особенно при описании заброшенных восточных городов – К’дата, Каркосы и Ленга. Один из рассказов Лавкрафта, «Тень над Иннсмутом», повествует о Глубоководных – рыбоподобных существах, которые живут среди людей. Предположительно, аналогичные существа присутствуют и в «Песни Льда и Огня» и зовутся Бездняками.


А еще здесь есть некие «хлюпари» - водяные, которые «смешиваются» с людьми.

Кроме того, кое-где в Вестеросе живут создания с перепончатыми пальцами и рыбьими глазами, крайне похожие на персонажей Лавкрафта.


Мы знаем, что когда-то Бездняки возводили в Вестеросе постройки, включая Морской трон Железнорожденных, а Утонувший бог, по преданиям, является отцом Бездняков.

Этих существ нельзя не связать с Пестряком, ведь после того, как шут утонул, он якобы «встретил русалку, которая научила его дышать под водой в обмен на его семя».

Также Пестряк сообщает, что «в море люди берут в жены рыб».


Может быть, Бездняки хотят создать новый вид существ, скрещиваясь с людьми, а Пестряк им в этом помогает? В таком случае, отношения Пестряка и Ширен выглядят мрачновато. В «Танце с драконами» шут берет девочку за руку и поет ей: «Прочь, прочь. Пойдем со мной на дно моря, прочь, прочь, прочь».


И это не единственная возможная угроза. В детстве Ширен заболела серой хворью – заразным недугом, который уплотняет кожу и окрашивает ее в серый цвет.


С развитием недуга кожа полностью деревенеет, а больной теряет рассудок, превращается в камень и в конце концов погибает. У детей есть шанс исцелиться от серой хвори, и Ширен в этом плане повезло – она отделалась лишь большой отметиной на лице.

Но в том же «Танце с драконами» Вель говорит, что Ширен «нечиста», то есть ее серая хворь «дремлет, но может пробудиться вновь».


Может ли Ширен заразить кого-нибудь своей хворью? В сериале принцесса была сожжена Мелисандрой и уже никого не заразит, но в книгах она все еще жива, и ее смерть может быть другой. Возможно, она погибнет от серой хвори, а может, Пестряк будет каким-то образом виновен в ее смерти.


Считается, что влажный и холодный климат способствует распространению серой хвори. А еще эта болезнь известна как «проклятие принца Гарина».


Гарин был ройнарским принцем, попавшим под влияние «магии воды». По преданиям, Гарин был «воскрешен из его водяной могилы» чтобы стать Скрытым Господином, который распространить серую хворь через «серые поцелуи».


Проще говоря, хворь связана с магией воды и персонажем, который «восстал из водяной могилы». На эту роль отлично подходит Пестряк – он владеет своего рода магией, и он побывал на морском дне.


А теперь вспомним слова Мелисандры. В своих видениях красная жрица видит шута в окружении черепов. То есть если серая хворь Ширен пробудится, есть шанс, что Пестряк вмешается и поможет ее распространить. Скажем, если Мелисандра все-таки попытается сжечь единственного друга Пестряка, тот потеряет остатки рассудка и начнет кусать всех вокруг (отсюда кровь на губах), провоцируя эпидемию хвори. И так исполнится пророчество Мелисандры о пробуждении каменного дракона (то есть серой хвори).


А на то, что хворь все-таки пробудится, указывают повторяющиеся сны Ширен о том, как ее съедают каменные драконы.


Так что маленькая печальная девочка и шут из Драконьего камня могут не только погибнуть в страшных мучениях, но и стать причиной повального распространения серой хвори в Вестеросе.

Если подвести итог, выходит, что у нас есть целых три теории о будущем Пестряка, и все они ужасны. Пестряк может присоединиться к армии мертвых, отправить Ширен к Безднякам для опытов или пробудить в ней серую хворь. Все три варианта отвратительны, однако они дают отличное представление о магии в мире «Игры престолов». Эта магия – темная, никаких вам «рассечь воздух и взмахнуть» (отсылка к Гарри Поттеру и заклинанию левитации – прим. пер.), боги награждают смертных своими дарами, но требуют в ответ чудовищную плату. И их мощь растет. «Древние силы пробуждаются, тени приходят в движение. Грядет век чудес и ужасов, век богов и героев». И мы, несомненно, увидим все это в «Ветрах зимы».


Если у вас есть предположения о том, что случится с Пестряком в новой книге, напишите об этом в комментариях. А на этом у меня все. Если вам понравился этот выпуск, то не забудьте оценить его, подписаться на мой канал и нажать на колокольчик. Спасибо за внимание. Пока.