Первое число: "Он всё потратил"

Пустой кошелёк лежал перед ней распахнутым. Всё, что запланировала, пришлось отменить. Так было уже не раз, но у неё оставалась робкая надежда на перемены. Однако пришло новое первое число, и опять всё сложилось, как прежде. Художник Николай Кошелев описал семейную сцену, которую и ему приходилось наблюдать – муж получил зарплату, и тут же всё потратил.

Первое число: "Он всё потратил" Кошелев, Картина, Художник, 19 век, Длиннопост

фрагмент картины Н. Кошелева


Во второй половине девятнадцатого века художественный вкус публики поменялся. Возник настоящий интерес к описанию быта, к сценам из семейной жизни, к тому, что окружало человека каждый день. Заказчики больше не хотели видеть помпезных полотен с античными героями. Пейзажи, бытовые зарисовки пользовались куда большим успехом.


Николай Кошелев знал о простых русских людях намного больше, чем иные Академики от живописи. Он был сыном крепостного, лично видел бедность и отчаяние, поэтому, когда ему удалось попасть в Императорскую Академию в Петербурге, о сюжетах для полотен не задумывался. Образы давно сложились в его голове в целостные замыслы. Оставалось только воплотить их в жизнь. В 1862 году он написал картину «Первое число, сцена из чиновничьего быта», за что сразу был отмечен Малой серебряной медалью. А было ему в ту пору только двадцать два года!


Картину оценили не только за мастерское исполнение, но и за удивительно точно подмеченный сюжет. Казалось бы, такой простой! Вот семья бедного чиновника, в тесной квартирке, буквально заставленной мебелью. Диван, колыбель, стол и даже дамский столик ютятся, тесно прижавшись друг к другу. Очевидно, что там едва ли больше двух комнат, на более просторные апартаменты у главы семьи нет денег.

Первое число: "Он всё потратил" Кошелев, Картина, Художник, 19 век, Длиннопост

"Первое число. Сцена из чиновничьего быта" Н. Кошелева


Муж, человек средних лет, крепко спит на диване. Судя по его небрежному виду, заснул он моментально, а до этого… до этого, очевидно, он много, где успел побывать. Потому что перед его молодой и печальной женой лежит абсолютно пустой кошелёк.


Женщина явно младше супруга. Она в простом домашнем платье присела возле колыбели и задумалась. О чем? Вероятно, представляя, что ждет их дальше. И мысли эти совсем не весёлые. Название картины говорит само за себя: «Первое число, сцена из чиновничьего быта». Первого числа (в изначальном варианте название звучало как "Двадцатое число") выдавали жалованье. А теперь от него ничего не осталось. "Он всё потратил", - мысленно повторяет про себя женщина, не понимая, как можно так поступить.


Попавшим в такое положение приходилось туго. Если жилье снимали, то приходилось или просить подождать с оплатой, или искать другой дом. Решить самостоятельно этот вопрос женщине с ребёнком было практически нереально. Оставалось надеяться на родных – вдруг они помогут? Или, в конце концов, заберут к себе? Разводы в середине XIX столетия всё ещё были редкими и добивались их сложно (вспомним "Анну Каренину"), но разъезжаться и жить отдельно многие уже начали.

Первое число: "Он всё потратил" Кошелев, Картина, Художник, 19 век, Длиннопост

кадр из фильма "Анна Каренина"


Картину Кошелева широко обсуждали. Надо же, приметил такое! В этом и был главный талант художника – увидеть то, мимо чего другие просто равнодушно проходили. Кстати, сам автор полотна тогда жил очень скромно, и вполне мог оказаться соседом такого вот легкомысленного чиновника, которого изобразил на картине.


Но с 1863 года дела Кошелева стали улучшаться. У него купили несколько работ, затем он вступил в артель художников, возглавляемую Крамским, получил заказ на иллюстрирование «Русской истории в картинах», а позже трудился над росписью Храма Христа Спасителя. С 1878 года он стал профессором Академии художеств. Сын крепостного сделал прекрасную карьеру!

Первое число: "Он всё потратил" Кошелев, Картина, Художник, 19 век, Длиннопост

автопортрет Н. Кошелева


Он написал еще множество работ, преподавал, а затем воплотил свою давнюю мечту – совершил длительную поездку по европейским городам, чтобы лично увидеть полотна великих мастеров, о которых прежде только слышал. В 1880-е он написал портрет императрицы Марии Федоровны, который очень высоко оценили за доброту и теплоту, которые художнику удалось передать. Это был не парадный портрет, а скорее домашний, для близких.


Художника Николая Кошелева не стало 23 октября 1918 года в Петрограде. Большая часть его работ хранится в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее.


Автор: Ника Марш

Источник

Лига искусствоведов

439 постов2K подписчика

Добавить пост