1859

Ответ на пост «Русские и японцы»2

О взаимоотношениях советских людей и японцев на Сахалине после возвращения его в 45 году.

Отрывки из «Гражданское управление на Сахалине и Курильских островах 1945-1948 годах. Воспоминания.» Д.Н. Крюкова. 

О том, как в СССР церковников на госслужбу брали:

Как-то мы с Емельяновым и капитаном Жуйковым зашли в главный храм в Тойохаре ...на полу валяетс я бумага , статуэтки Будды.

Разыскал и священников , представились , спросили, почему к ним не заходят люди. Они удивились. Старший заявил:

- Нам известно, что в Советской стране религия запрещена, священников са жают в тюрьму!

Емельяно в с возмущением ответил:

- Да , у нас церковь отделена от государства. Выполнение религиозных обрядов необязательно, но кто хочет веровать в бога, тот верует. И у вас, вы знаете , в селах и городах храмы действуют, мы не запрещаем.

Священник ответил:

- Мы там не были и считали, что это ложные слухи

Емельяно в вспылил:

- Не будьте та к наивны. Эти слухи для того, чтобы восстановить японское население против нас. Это называется провокацией! Так что наведите порядок в храме и отправляйте в нем свою служб у и религиозные обряды для тех, кто будет посещать храм.

Один из священников спросил:

- А на что мы будем жить? Раньше получали зарплат у от государства и плату за обряды, теперь нам никто не хочет платить

Этот разговор заставил нас задуматься. ... Установили им заработную плату от губернаторства, дал и продовольственный паек.

О культурном досуге:

1.

До нашего прихода культурное обслуживание японского населения заключалось в посещении кино, музея и маленькой библиотеки. В Тойохаре , например , было до десятка частных кинозалов , четыре из них побогаче, но и оплат а за вход в них дороже . Кинопоказ шел беспрерывно. Никаких фойе нет. Зрители входя т и уходя т во время демонстрации. Двери с улицы ведут прямо в зал , сидений нет, смотря т стоя. Мы удивились: стоят десятки женщин в кинозал е до двух часов с детьми за спиной, и ни один из них не только не за плачет, а даже не вскрикнет . Мы показывали и японские, и советские фильмы. На советские образовались очереди. Видимо, свои присмотрелись . Тем более мы цены снизили раза в три.

2.

...Осмотрев город, мы поехали в комендатуру. Комендант решил угостить нас на славу. Уютная столовая, рядом хорошая кухня, на столе цветы. Кроме поваров, взял четырех бойцов для обслуживания. Чистота, повара и бойцы в каких-то немного странных белых коленкоровых халатах, на головах белые колпаки, но не плоские, а колышком. Мы все сели за хорошо сервированный стол. В бутылках виски, сакэ, наша водка. Пригласили за стол и мэра. Обед приготовлен вкусно.
Бойцы чинно подают нам одно за другим блюда, убирают опорожненные тарелки. Я заметил: когда бойцы подходят к губернатору и мэру, те как-то невольно отодвигаются и несколько испуганно смотрят на них. Думаю: что же они отравы, что ли, боятся? -  Но потом едят с удовольствием. Я прошу капитана Жуйкова выяснить у их переводчика, почему они как будто боятся бойцов? Оказалось, что на бойцах надеты немного переделанные под халаты балахоны, по-нашему саваны, в которых японцы сжигают мертвецов. Закончили  обед, я отозвал на кухню коменданта и сказал: «За обед спасибо, отличный, вкусный, но вот японских гостей ты напугал! Где ты достал эти халаты?» Он: «Это маскировочные плащи лыжных команд, мы их взяли на складе юнкерского училища». Я: «Это не плащи, а саваны для мертвецов». Он глаза вытаращил: «Не может быть?»...

Интересная книжка. Читайте.