Ответ на пост «Как защитники детей превращаются в линчующую толпу»2
«А судьи кто?»
@Yarblackoff, я готов выступить в роли судьи и представить конструктивную критику.
Вот, почему, я считаю, что у меня есть такое право:
- Я на волонтерских началах занимаюсь помощью семьям, чьи дети столкнулись с травлей (буллингом), решаем проблему правовыми методами.
- Смог организовать команду волонтеров (среди них есть педагоги, психологи, юристы, предприниматели, люди других профессий), кто помогает мне в этом деле.
- Более 90 историй травли прошли через мою почту (а написавшие их люди получили от меня и моей команды консультации и помощь в составлении обращений администрации учебных заведений и в надзорные органы).
- Число людей, которые по моим рекомендациям решили проблему самостоятельно, еще больше. Вот пример такой истории: Ответ tablepedia в «История избиения в колледже»
- Просто помогаю людям, без финансового вознаграждения/сбора донатов.
- Не будет преувеличением сказать, что я практик с научным подходом. С единомышленниками я изучаю не только реальные истории, правовые аспекты, но и теорию, включая данные социологических и других исследований (как отечественные, так и зарубежные).
Несмотря на устоявшуюся практику призыва меня другими пикабушниками под посты о травле (вот пример), говорить буду от своего имени, а не от всего сообщества Пикабу.
Итак, почему я поставил минусы этому посту и предыдущему Вашему посту о травле.
Первое. В посте Буллинг - зло или подготовка ко взрослой жизни? Вы не даете определения буллингу/не обозначаете его ключевые признаки.
Более того, Вы смешиваете общепринятое понимание буллинга с агрессией, конкуренцией, давлением, насмешками и несправедливостью.
Во втором посте, на который я сейчас отвечаю, тоже не даете определение. Просто показываете, что родители называют этим словом всё: от нежелания других детей дружить с их ребенком до обычного отказа уступить в игре.
В итоге, Вы продвигаете идею закаляться, столкнувшись с буллингом, не определяя термин/позволяя трактовать его широко, за что Вас в том числе справедливо критикуют.
Вот характерные признаки травли (буллинга):
- намеренность (кидались предметами не вообще, а в конкретного ребенка),
- неоднократность (и отечественные, и зарубежные исследователи согласны, что это от 3-х инцидентов),
- физическое или психологическое насилие,
- неравенство сил,
- закрепленные роли агрессора/-ов и жертвы,
- (необязательный, но характерный признак травли) цель агрессоров – воздействие на статус (унизить или удержать в нижней части социальной иерархии).
И это решается не закалкой. Это вообще не проблема личности (жертвы), это проблема группы и социальных норм в ней, на этом уровне и нужно решать.
Второе. Ваши тезисы
- противоречат теории:
вот мы с единомышленником (школьным психологом и педагогом, на практике проверившей самые разные подходы, что делать в случае травли в школе) подготовили развернутую статью о природе травли, изучили исследования, а также указали на негативные долгосрочные последствия.
- противоречат жизненному опыту людей, написавших Вам комментарии (я обращаю внимание только на описанные ими истории, абстрагируясь от формы, в которой они свои ответы написали).
Пример 1. Пример 2. Пример 3.
- противоречат методическим рекомендациям для педагогов (мой любимый пример, интересное начинается с 20 страницы, где практика), что нужно делать в случае травли.
- противоречат законодательству РФ.
Сопровождаемые мной семьи писали обращения и в Министерства образования, и Уполномоченным по правам ребенка в регионе, в прокуратуру и даже в Администрацию Президента РФ. Везде мы находили поддержку, а педагогов, разделяющих похожие на Ваши взгляды, побуждали пересмотреть свой подход.
Кроме того, если ребенок в вашем лагере столкнулся с травлей, его семья запросто может подать иск о возмещении вреда здоровью несовершеннолетнего, материального и морального вреда, привлекая ваш лагерь в качестве соответчика (есть такое определение Верховного Суда РФ). И судебная практика такова, что при наличии правильно зафиксированных актов травли и полученного вреда, выиграют суд без проблем. Довод "характер закаляется только в борьбе" (с) не поможет Вам совершенно.
Ваш тезис "ключевая задача воспитания - не убрать из жизни ребёнка буллинг любой ценой, а научить его с этим справляться" (с) противоречит Федеральному закону №273-ФЗ "Об образовании в РФ".
Третье. А знаете, с чем сочетаются Ваши тезисы?
С часто встречающимся явлением, которому отечественная исследовательница буллинга Светлана Моторина (а еще она принимает активное участие в разработке антибуллингового законопроекта) посвятила книгу "Травля: со взрослыми согласовано".
И это реальная проблема в современном образовании. Многие педагоги (уверенные в себе, часто хорошие предметники, взрослые, которым дети, казалось бы, должны доверять) активно или пассивно поддерживают травлю.
"Дети сами должны разобраться", "в драке всегда виноваты обе стороны", "Вашему ребенку нужно научиться защищать себя" (при этом не учитывается, что ребенок легче каждого из трех задир, которые его регулярно донимают). Это если не брать примеры, где совсем мрак ("вы только посмотрите на Иванова, неопрятный, хнычет, друзей заводить не умеет") или даже так.
Вот люди негативно и среагировали.
Если Вы действительно горите своим делом, пересмотрите, пожалуйста, свои взгляды. Или уточните, где закалка уместна (никто не требует стерильности), а где травля и реально нужно взрослому решать проблему.
Оскорбления, пожелания плохого в Ваш адрес я, разумеется, не поддерживаю.
А вот идею организовать проверку процессов в вашем лагере поддерживаю. Не покидает ощущение, что есть проблемы с обеспечением безопасных условий для детей у вас.
Полностью спокойное обсуждение без выхода на эмоции, как и просили.