2617

Общественный транспорт и иностранец

Проводится голосование на ачивку: https://pikabu.ru/surveys.php?id=vFx7rHGEyoaw

В Англии нет маршруток. Может, звучит смешно, но я с трудом привык к ним. Для меня они были источником стресса, страха и повышенной частоты сердцебиения.


Первые дни, когда мы приехали, нам помогала Любовь Сердечная, ездила с нами в маршрутке. Но потом нам пришлось это делать самим. Я помню тот страх перед первым разом (первой сотней раз), когда я сидел в маршрутке один. Это было похоже на то чувство когда ты маленький и стоишь в очереди в супермаркете и вдруг мама говорит “Стой тут, я щас еще возьму лимонный сок”. 2 минуты ее нет, а ты все ближе и ближе к кассиру… Но… “я знаю что делать! Мааамаааааа!” Omfg…


Я не знал нужных слов и когда надо их говорить. Я мог вспомнить цитаты из литературы как “Блажен, кто с молоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел”, но это не очень помогало. Я был уже и не особо молод, и еще не созрел, и даже не блажен. Оказавшись в маршрутке один, я понял, что облажался.


На самом деле, маршрутка - более удобная вещь чем автобус, - ты ведь можешь попросить остановиться в любом месте (кроме “здесь”, что огорчало.). Но если ты знаешь мало названий городских локаций, (в начале, в стрессовой ситуации, я мог вспомнить только “библиотека”, но их не так уж много) и очень плохо произносишь те, которые знаешь (прерркэрастрак!) и еще с трудом добавляешь к ним предлог с правильным окончанием (к?, в? около? Библиотек...а?...у?...оейем??? Сколько тысяч фунтов я уже потратил на образование…?), то пользоваться маршруткой тяжело. Особенно когда водитель в ответ что-то спрашивает, а ты слышишь только “'щхъжэфюуйка??”


Но, к счастью, сильнее чем “тяжело” есть “категорически необходимо” или “пешком 2 часа”, и поэтому я пользовался маршрутками.


В автобусе все просто: ты отдаешь деньги, ждешь своей остановки и выходишь сказав “thank you!” или “спасибо!” водителю. В России все так же, как и в Англии, только иногда надо съедать свой билет. А в маршрутке надо не только сказать водителю где ты хочешь выйти, но еще и постоянно передавать деньги от людей сидящих на сидениях позади, которые говорят “будьте добры”, и отдают горсть монеток не дожидаясь информации о том, добрый ты или нет. Передо мной всегда сидели не добрые почему-то... Надо внимательно смотреть на дорогу (тогда еще незнакомого) города, если конечно, окно чистое, и оно не прикрыто вывеской со всеми станциями метро; и на 30 секунд заранее сказать (или кричать, как велено на объявлениях “кричите громче, водитель глухой”) за/до/у какого городского объекта тебе хотелось бы выйти. Когда я понял, что пора выйти, я искал на улице какое-то здание, название которого я знал. Если не знал, то последний рывок всегда был студенческой стратегией: “бери латинское или английское слово и добавляй -ка в конце”. Supermarket-ка, все понятно будет... Нет? Нет.


Меня научили в детстве, что кричать публично - очень плохо, и я никак не мог заставить себя это делать. И еще я не хотел всем показывать, что я не только иностранец, а иностранец, который часто просыпал уроки фонетики. Поэтому я всегда старался сидеть ближе к водителю, или в кабине. О, кабина - это эльдорадо просто! Удобно, дорога видна, не надо кричать, не задеваешь лица окружающих рюкзаком, и не надо передавать деньги вперед и слышать “сами передавайте водителю”. Кабина… Редкое-редкое удовольствие.

Почему же не было ролевых игр про маршрутку на уроках в универе!? Были ролевые игры с покупкой капусты и все… Так я бы знал как выйти в нужном месте, что окошко не надо открывать, что уступать место женщине, которой меньше 60 - ужасное оскорбление и как стоять и гнуться в три погибели без травмы в спине.


Я быстро придумал несколько стратегий выживания в маршрутке:

1. Надеяться, что другой человек попросит остановиться там, где и мне надо

2. Огорчаться, что не было, и ждать следующей остановки, потом обратно идти пешком

3. Ждать объекта, название которого я знал


Долгое время я мог сказать только “у метро” и “за мостом” потому что я жил около моста и ездил только на метро Невский Проспект (какое-то время я экспериментировал с “через 20 метров”, но это срабатывало только иногда). Когда не было ни моста, ни метро, ни пассажиров желающих выйти, - я просто сидел молча, стесняясь, как испуганный беспомощный малыш, и ехал дальше, носом к стеклу, лихорадочно стараясь запомнить дорогу обратно. Иногда я оказывался очень далеко от квартиры на Садовой 123 и тогда не было гугл-мапс, было только бумажный-мапс, огромный такой, который сразу выдавал меня как нездешнего, и как нелепого человека, когда я фрустрировано старался правильно складывать карту обратно. Иногда, я по-прежнему радуюсь когда я еду куда-то и вижу мост. Мост is life. Мост is love.

Все это, конечно, если дожидаясь маршрутку, я успевал за 5 секунд прочитать вывеску с маршрутом. Сколько раз я грустно смотрел на быстро отъезжающую маршрутку, которая оказалась моей... Но поздно оказалась.


Были, конечно, и другие варианты кроме маршрутки. Можно остановить машину и договориться о цене пока за машиной строится очередь других такси, а то вдруг тебе первый не понравится. И за ними еще строится целая пробка недовольных водителей, кричащих на тебя незнакомые, но понятные по контексту слова. Ну и дальше деловые переговоры с таксистом:

“Skol’ko stoit ezdit’ do bara’ Tsinik?”

“А это ‘де?”

*fck... Liam, where is it? Isakiyevski ploshad?”

“Isakee-yevskee ploshad”

“Э?”

“И-са-к-и-евский…”

“А, понял. Поехали”

“A skol’ko stoit’, pozhaluista?”

“А сколько дашь?”

Эх, твоя взяла, таксист…

“Ummm… 200 rublei?”


Тут могло произойти несколько вариантов:

1. Ты мало предлагал, таксист обижается и уезжает, оставляя только новые матерные слова

2. Ты попал в цену, но таксист говорит “давайте четыреста”

3. Он сразу говорит “поехали” и ты понимаешь, что ты слишком много предлагал.


И если таксист не спросил дальше “дорогу покажешь?”, а сказал “поехали”, то значит договор заключен и можно сесть в машину. Таксисты часто открывали переднюю дверь, что всегда расстраивало меня. В маршрутке передное сиденье - прекрасное место а в такси - нет. Надо общаться, водители всегда курили, словно они ждали пассажира, чтобы прикурить, и там невозможно тайно пристегнуться. В такси нельзя было пристегиваться, не обидев водителя. Не было уведомления яндекс-такси “в согласии с законом Российской Федерации, мы просим Вас пристегнуться”. Был только закон такси и таксист - есть закон.


И иногда надо было много разговаривать... Я не люблю разговоры с незнакомыми людьми (но выбрал изучение и преподавание языка как карьеру Мммолодец, Крэйг!) обычно первый вопрос был “А Вы откуда?” потом “Что тут делаете?” потом им становилось скучно и они начинали мне рассказывать о себе. Это мне нравилось: я мог сидеть, слушать и узнавать новые слова. На самом деле, такие семинары от таксистов очень помогали мне совершенствовать мой русский.


Ну вот...


Мое любимое средство передвижения - метро. Едешь быстро, без пробок, цена проезда в 100 раз меньше, читаешь там книгу или урок русского от Людмилы Вербицкой, или просто стоишь и думаешь о вопросах жизни, как например “а бывают ли вообще свободные места?” Единственный страшный момент в метро, это когда жетон не проходит и ты застреваешь между турникетом и толпой других пассажиров. In those moments, I knew what it was to fear.

У вас очень красивое метро, особенно Маяковского, Спортивная и почему-то Автово, около которого я жил в 2003 (fun fact! В 2014 году издание The Guardian включило «Автово» в список 12 самых красивых станций метро в мире!). Станции метро - живые музеи, в которых отражается красота великого прошлого, как свет от их элегантных люстр отражается от изящного, блестящего мрамора, и как голоса пассажиров от высочайших потолков (или как крики сотрудника метро, который ругает меня за то, что я сижу на эскалаторе).


Правда, мрамор в метро не радует когда он покрывает пол и идет дождь или снег или снежный дождь. Тогда он становится скользким как лёд. Если ты живым доскользишь до входа, тебя ждет следующее испытание в виде огромных-до-невозможности сногсшибательных (во всех смыслах) дверей. Давно можно было установить автоматические раздвижные двери, но видимо в совете общественного транспорта произошел такой разговор:

“Так, директор, как мы оформим внешний вид нового метро?”

“Мраморный пол!”

“Но у нас очень мокрая погода. Может лучше нескользящий пол?”

“Это город герой Санкт-Петербург! И героям - мрамор! Это будет великолепно!”

“Хорошо, конечно, конечно. А размер двери?”

“Гммм… 9 метров высоты! Они будут тоже героическими!”

“Господин директор, пожилым людям и детям будет тяжело их открыть. Может раздвижные двери? Чтобы люди не падали?”

“Если упадут, то наши граждане подойдут помочь. Будет усиление общественного духа!”


В Лондоне метро имеет подходящее название - The Tube. Хотя я наших инженеров тоже уважаю (мы же первые придумали!), они правда построили тоннель для грызунов. Но там ходить неприятно и я чувствую себя как крыса в трубе. Все очень функционально, и в нем мало выражений художественного нрава моего народа. А петербургское метро - не просто функциональный способ передвигаться, а подземный дворец доступный всем. (Если вы москвич/ка, я испытываю похожие чувства и насчет вашего метро! Оно тоже великолепно. Не нажимайте “unfollow”, пожалуйста!)


И в метро можно стать ближе к русским: ходишь с ними бок о бок, тоже торопишься на работу или встречу. Правда, иногда бывает слишком близко, особенно в час пик, или “час шпрот” когда временно отменяются концепции “очередь” и “личное пространство”. Хотя там мало возможностей для разговора, кроме тех моментов когда кто-то теплым дыханием шепчет в ухо “извините, вы на следующей выходите?” Все-таки в этом всем есть важный социальный опыт.


Кстати, может кто-то знает: плакаты на эскалаторе, на которых всегда есть фотки котов - они там пока кто-то не купил место для рекламы или сотрудники отдела маркетинга и плакатов очень любят котиков?


И еще мне нравится интеллигентный голос Быкова, который больше похож на аудиоэкскурсию в хорошем музее, чем на инструкции для пассажиров метро. Мне кажется, что его любовь и уважение к городу слышно и пассажирам. “Осторожно, двери закрываются” - он произносит как будто это нежное и искреннее высказывание героя русской классики “Свобода? Зачем свобода? Счастие только в том, чтобы любить и желать, думать ее желаниями, ее мыслями, то есть никакой свободы, — вот это счастье! Так что, друг прелестный, осторожно… Двери закрываются”

Общественный транспорт и иностранец
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
319
Автор поста оценил этот комментарий

Станция Автово, если кому интересно

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (58)
46
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо тебе, мил человек, как раз хотел гуглить.
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
А я уже
101
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (13)
44
Автор поста оценил этот комментарий

лол))

раскрыть ветку (7)
23
Автор поста оценил этот комментарий
С маршрутками у меня точно такие же чувства! Вы не одиноки!
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
О, этот ужас, смешанный с гордостью, когда у тебя только 5000 одной купюрой!
11
Автор поста оценил этот комментарий

пожалуйста напишите пост об английских предрассудках, что то вроде того как у нас в России плюют три раза через левое плечо что бы не сглазить.

раскрыть ветку (2)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Hmmmmmmmm... Ok, I'll think!))

7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Поддерживаю.



Мне кажется, россияне многих превосходят по количеству предрассудков и суеверий. «Не свисти - денег не будет», «присядем на дорожку», чёрная кошка дорогу перешла, встал не с той ноги... Нету на западе такого

11
Автор поста оценил этот комментарий
"...выбрал изучение и преподавание языка как карьеру Мммолодец, Крэйг!"
Не найдя ни единой ошибки, начал подозревать, чо вы собираетесь преподавать русский. На филфаке СПбГУ.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

)))))))))))))))))))))))))))))))))

10
Автор поста оценил этот комментарий

А я бычок подниму, горький дым затяну

Покурю и полезу домо-ой

Не жалейте меня, я прекрасно живу

Только кушать охота порой

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Привет, сосед)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Привет, привет))
ещё комментарий
Автор поста оценил этот комментарий

и я, но ездить в толпах людей брр. только авто

37
Автор поста оценил этот комментарий
Ну днём не все так по-дворцовому)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
38
Автор поста оценил этот комментарий
У меня случился диссонанс при первой поездке. Как такая красота может называться Автово.
раскрыть ветку (8)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Я не знаю станций Питерского метро, поэтому подумал что в слове Автово Крейг очепятался и там какое то другое созвучное название.
раскрыть ветку (1)
28
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, он единственный человек на пикабу, который никогда не очепятывается и следит чтоб не было ошибок)

2
Автор поста оценил этот комментарий
У меня случился диссонанс от убогости зелёной ветки. Как в забугорье. Бетон, краска, железо. Ничего лишнего или украшающего
раскрыть ветку (5)
11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Учитывая, какими темпами строится питерское метро сейчас, большинство жителей уже согласны даже на нью-йоркский или лондонский вариант с отделкой в стиле "общественный сортир". Лишь бы строили.
В Красносельском районе метро так и нет, зато появилось много новых жилых комплексов, из-за чего сейчас толпа народа, превосходящая по численности население Исландии, каждое утро штурмует наземный транспорт и станции в соседнем Кировской районе, где живет еще столько же людей.
Шутки про запрыгивание в вагон с разбега, чтобы утрамбовать стоящих у дверей, - это нихуя не шутки.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
У вас метро строится... Нам вторую линию 20 лет обещали. Последний раз к еврокубку были обещания.
А недавно сказали - хер вам
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Екб?

0
Автор поста оценил этот комментарий

в нашем районе аэропорт появится быстрей новой станции метро, вангую )))
И зачем пытались отстроить Лахта центр на Охте, когда у них здесь все в двойном шоколаде - развязка на ЗСД личная, яхт-клуб, а теперь еще и аэропорт в 15-25 минутах езды

0
Автор поста оценил этот комментарий

Дануда. Одна Маяковская чего стоит.

Там в основном нижняя часть метро этим грешит, что, в общем-то, объяснимо историей строительства.

11
Автор поста оценил этот комментарий
Эмм.. Но там же нет окон. И дело не в "днем или не днем"...
20
Автор поста оценил этот комментарий

Да хули блять интересного. Я больше 10 лет прожил на Ветеранов. "Поезд следует только до станции Автово", сука. "Поезд дальше не пойдёт, освободите вагоны.".

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Как я тебя понимаю, мне до Ленинского.

4
Автор поста оценил этот комментарий
На этой станции в районе касс необычная акустика из-за формы зала.
4
Автор поста оценил этот комментарий
Нифига себе... надо съездить посмотреть
3
Автор поста оценил этот комментарий

Станция Автово почему-то выглядит сильно лучше именно на фотках (нет, понятно, почему: экспозиция, контраст, цветкор), но в жизни я ездил добрых пару лет мимо и только когда увидел вот такую фотку, решил поглядеть более пристально и такой: ага... колонны, потолок... Автово!

5
Автор поста оценил этот комментарий
Только что вернулся из Питера.
Ну что сказать. В Питере можно ездить только на том, что передвигается по рельсам. Метро и трамвай. Даже троллейбусы могут менять маршруты, остановки или не ходить совсем.
Жил на васильевском острове и чёртов час не мог доехать до порта на том же острове. Потому что либо изменён маршрут, либо просто не пришёл, либо с этой остановки такой вообще не ходит. 2гис, яндекс и гугл показывают разные маршруты и все 3 врут. В конце концов пришёл на остановку за 41 (вроде) автобусом, но там такого нет, зато есть 42. Решил уже сесть и посмотреть куда меня это приведёт. Внутри погуглил маршрут и таки хотя бы до метро меня привёз он. Там хоть до залива дошёл.
А уж в центр уехать... 1 день автобусов и троллейбусов вообще не было. 2й день 7ка не поехал в центр. 3й день 7ка поехал в центр. Как это работает я так и не понял. И уж если мы были в шоке, то что уж говорить о бедных иностранцах в Питере
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

"Жил на васильевском острове и чёртов час не мог доехать до порта на том же острове"

Не знаю, как в других городах, но в Питере коммунальные службы очень любят копать летом, даже если копали здесь же в прошлом году. Меняются все маршруты, кроме метро. Так что и трамвай тут не поможет.

Информирование бывает, но на сайтах питерского транспорта, о которых приезжие и не знают.

Яндекс транспорт до сих пор пускает фантомные трамваи/басы и т.п.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Так оно и есть. Бегал по остановкам в надежде увидеть транспорт, а его не было.
Автобус этот ещё. "Мы в центр не едем" сказали пассажирам и довезли до василеочтровской станции метро. А в другой раз нормально довезли.
Дичь)
В ддругих городах даже если копают, то маршруты не меняются так радикально
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Дай угадаю. Мосты небось разводили по какому—то поводу. Таким образом васька от центра отрезается полностью. И автобусам там просто неоткуда взяться. Только метро.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не угадал. Мосты на месте стояли всё время
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну значит это эпичный момент ремонта первой линии и строительства метро на большом
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ого! Красота! Хорошо бы хоть раз в жизни метро своими глазами увидеть...
раскрыть ветку (8)
17
Автор поста оценил этот комментарий
В реальности еще красивее. На фото эти колонны обычно выглядят стальными или каменными, но на самом деле они хрустальные
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Но не все...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не все, а вот те резные на заднем плане. Остальные в каменной плитке
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хм. А в чем проблема?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Живу в мухосранске без шансов хоть раз отсюда выбраться.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В прошлом году в Казани побывал, специально в метро спустился, проехал пару остановок туда-обратно.
до этого метро только в кино видел.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
В Казанском метро есть интересные станции, только почему-то там полумрак, видимо, экономят на освещении.
Автор поста оценил этот комментарий
Наверное, просто нет желания.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Шикарно. У нас пока одна ветка, и все поскромнее.
раскрыть ветку (7)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Самара?)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Омск?

раскрыть ветку (1)
12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Одна ветка, а ее станция.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ё-бург?
0
Автор поста оценил этот комментарий
А, да, и маршруток нет. Совсем. Так и живём. Ждём метробусы.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Везет же некоторым. А у нас почти одни маршрутки
0
Автор поста оценил этот комментарий
Автово в спб находится?
раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Да

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества