Нужно ли читать Фрейда?
По профессии я врач-психотерапевт. Причём до того, как в 30 лет я решил пойти в эту область, я работал врачом общей практики, сдал американские врачебные экзамены и довольно много знал за пределами школьной программы по физике, математике (в добавок к профессиональным: биологии, медицине).
Я всегда был технарём, а не гуманитарием.
Когда в 30 лет я начал знакомиться с психотерапией, то обнаружил, что между её направлениями существует своеобразный междусобойчик.
Одна часть людей очень глупо и как-то даже гадко выступала против психоанализа и Фрейда. Мне, человеку на тот момент совершенно беспристрастному, было видно, что многие из этих нападок содержат элементарные логические ошибки.
Другая часть людей зачем-то постоянно ссылалась на Фрейда.
Студентам-физикам не приходит в голову начинать обучение с чтения трудов Ньютона или Эйнштейна. Хороший преподаватель может потравить байки из жизни великих учёных, но не более того. Читать в оригинале не будут даже почти современников: практически всегда найдутся люди с педагогическим талантом, которые смогут упростить концепцию и разложить её по полочкам.
Учебники для того и нужны, чтобы объяснять суть вопроса наиболее простым способом - ведь эти науки сложны - нужно упрощать понимание, а не усложнять.
В медицине, в физике, в химии... человечество нащупало разумно-правильный способ учиться. Решил задачу. Если решил неправильно - думаешь до тех пор, пока не поймёшь, как правильно. Есть объективный контроль.
Почему же в психоанализе все читают непонятные, замудрённые тома? Потом собираются и разбирают прочитанное. При этом каждый изначально понял текст по-своему - и после разбора, как правило, продолжил понимать его по-своему.
Так вот, среди замудрёных томов, Фрейд - ещё ничего.
Случайные куски из Грина:
Отсутствие объекта становится психически продуктивным лишь тогда, когда оно может быть отрицано без уничтожения самой способности к объектной связи.