На волне про 90-е
Я родилась в 89-м году в ЭССР, г. Таллинн.
Родители развелись, когда мне исполнился год и мама осталась одна с двумя детьми, в преддверии всего пиздеца 90-х, в республике (тогда ещё), которая к русским, мягко говоря, не очень дружелюбно была настроена.
В 91-92-м всё стало совсем печально. Мама выживала тем, что умела вязать и шить. Работала почтальоном, будучи в декрете со мной. По ночам вязала и шила на заказ.
В 1992 году было принято решение валить оттуда. В Таллине родители за трудовые заслуги получили квартиру в своё время. Было множество вариантов обмена квартиры, но бабушка убедила маму ехать в Крым. Ну, не одна же она будет и всё такое.
Продала мама квартиру и мы переехали в живописный Крым.
Бабушка звала нас из своих корыстных побуждений, как оказалось. В то время её предприятие раздвало сотрудникам квартиры, бабушке квартира была не положена, тк был свой дом. Когда мы приехали из Эстонии, нас оформили как-то - как беженцев что-ли, и квартиру бабушка получила.
Куда и выперла маму вместе с нами жить отдельно. Для понимания: угловая квартира в блочном НИКАК неотпаливаемом доме! Плитка на кухне была приклеена на какую-то смолу, окнонные рамы деревянные с трещинами - натурально ветер в них дул (мы их заклеивали и ватой утепляли (как и все в те годы).
Зато в Крыму выяснилось, что моя старшая сестра (её уже нет в живых, к сожалению), опережает программу школного обучения на год! Её перевели в старший на год класс, хотя в Таллинне она была хорошисткой, если не троечницей.
Меня определили в детский сад, который в скором времени закрылся. По сей день в селе нет детского сада. Всё на этапе строительства.
В 96-м я пошла в школу, а сестра перевелась в городской лицей.
Вот тут-то нас и застал весь пиздец. Сестра жила на квартире, мама собирала ей с собой продукты, плюс деньги давала. А зарплату не давали месяцами.
Мама работала на стройке мастером, если не ошибаюсь. Вахтами. Иногда и в ночные смены.
Я помню её, приходящую с работы, в грязи, с промокшими ногами, замерзжшую. А в квартире было не сильно теплее, чем на улице.
А ещё в те времена в Крыму отключали свет. Крымчан всегда очень "любили".
Выключали вечером, как раз, когда все с работы приходили. Включали по-разному. Иногда и утром.
Просто представьте, молодая женщина, которая целый день моталась по стройке (у неё на тот момент было около 80 человек в подчинении), приходит домой, где ждёт голодная дочь семилетняя, в квартире холодина и нет света!
У нас была керосиновая лампа, как у всех тогда. И керосин в бутылке.
Как-то мама отправила сестру на учёбу, отдала ей почти все оставшиеся деньги. А нам на ужин купила одну! селëдку и отварила картошку.
Селёдку почистила и... перепутала бутылки. Вместо масла, полила селёдку керосином.
Тогда я впервые увидела, как моя сильная мама рыдает. Как не мыла она эту рыбу, естественно, запах никуда не делся. И ели мы картошку без ничего.
Я её обнимала, пыталась успокоить. Ела картошку и плакала уже сама.
Потом появились китайские фонари, такие большие. В них иногда даже радио имелось. Стало гораздо светлее по вечерам.
А однажды,в почти полный мешок с сахаром нассала кошка. И ели мы этот сахар потом ещё полгода. Убрали основую ссанину и ели.
Потом понемногу всё стало налаживаться. В 99-м отец начал платить алименты.
"Но это уже совсем другая история" (С)