Может ли человек с комплексным ПТСР добиться в жизни успеха?
Для ЛЛ - да, может, если его в юности извлекли из психотравмирующей ситуации.
Клиническая иллюстрация
Больная 18 лет. С раннего детства она находилась в тяжелой семейной обстановке. Отец - инвалид первой группы с начала Великой Отечественной войны: в результате ранений он полностью ослеп, лишился правой руки, страдает травматической энцефалопатией. Мать - инвалид второй группы в связи со значительной потерей зрения; страдает тяжелым гастритом и стенокардией. Оба старших брата обследуемой вспыльчивые, раздражительные, служат в армии.
Обстановка дома всегда была крайне напряженной из-за "тяжелого" характера отца и того, что родители слепые. Отец подозрителен, постоянно боится ограбления, "правдоискатель", требует беспрекословного подчинения себе, редко выходит из дома, мало общается с другими слепыми. Всегда требовал, чтобы немедленно дочь шла после школы домой и в качестве поводыря ходила с родителями по магазинам, а потом выполняла все домашние работы. Без дочери родители не выходят из дома, поэтому она почти все время проводит с ними.
В дошкольном возрасте девочка была общительной, ласковой, послушной. В школу пошла с 7 лет, училась всегда хорошо. С 8-9-летнего возраста родители стали предъявлять к девочке более высокие требования, чем раньше, постепенно заставляя ее выполнять всю домашнюю работу и резко ограничивая контакты со сверстниками. Родители учили ее сторониться людей, ибо последние якобы обязательно принесут девочке вред, учили ее быть скрытной, малоразговорчивой и осторожной.
Постепенно дочь становилась более замкнутой, молчаливой, стеснительной, незаметной в классе. Зная особенности жизни девочки, педагоги и одноклассники старались ей помочь, не перегружать ее общественной работой, не фиксировать внимания на неприятностях дома. Молчаливость и замкнутость нарастали, хотя девочка никогда не теряла интереса к общению, "душой всегда тянулась к людям".
С 10-12-летнего возраста все чаще появлялось сниженное настроение, невротические моргания, усилилось недоверие к людям, старалась никому не показывать как ей трудно живется. Много читала, усиленно занималась приготовлением школьных занятий, кругозор был ограничен тем, что узнавала из книг и телевизионных передач.
В 13-14-летнем возрасте все более переживала свою изоляцию от сверстников, временами становилась раздражительной и плаксивой. Когда девочке было 15-16 лет, обстановка дома несколько улучшилась. Девочка постепенно становилась более общительной, откровенной, требовала, чтобы родители оказывали на нее меньшее давление и не мешали ей общаться со сверстниками.
В 16-17-летнем возрасте в ее характере, однако, еще сохраняются некоторая отгороженность, замкнутость. В 18-летнем возрасте поступила учиться в техникум; обследованная в 20 лет, она не обнаруживала псевдошизоидности.
Для 14 больных с астеническим вариантом патохарактерологического формирования личности невротические нарушения были более свойственны, они были больше выражены и постоянно обнаруживались в картине болезни.
Для стадии характерологических изменений было типичным постепенное и медленное нарастание астенических форм поведения: робости, нерешительности, застенчивости, обостренного стремления избежать психологического напряжения, обусловленного неблагоприятной ситуацией (по мере нарастания этих личностных изменений усиливалось желание избегать всяких трудностей и состояний психологического напряжения, не обязательно связанного с психотравмирующими ситуациями).
Эти дети и подростки выглядели забитыми, несчастными, они находились в постоянном ожидании конфликтов в семье и в школе. Пассивные реакции протеста (патохарактерологический мутизм) были частым проявлением их характерологических изменений и соседствовали с невротическими расстройствами. Так же как и все изученные пациенты с разными вариантами патохарактерологического формирования личности, они испытывали стойкую привязанность к тем людям, которые к ним хорошо относились, и выраженную неприязнь - к тем, кто унижал и подавлял их (в первую очередь к алкоголику-отцу).
Именно у детей и подростков с астеническим формированием личности и отмечался "синдром избиваемого ребенка", но без агрессивности и имитации антисоциального поведения родителей. Этот синдром проявлялся в том, что дети жили в постоянном ожидании наказания, конфликтов, избиений. Из-за этого наши пациенты боялись приходить домой, большую часть времени проводили на улице или у родственников и случайных знакомых. Им негде и некогда было готовить домашние задания. Бывали и другие неблагоприятные ситуации.
У большинства пациентов с астеническим формированием характера, обусловленного хронической неблагоприятной ситуацией, имелись невыраженные, но все-таки определяемые черты психической незрелости, не достигавшие выраженной степени синдрома психического инфантилизма, но способствовавшие возникновению астенических форм поведения.
К концу подросткового - началу юношеского возраста эти черты психической незрелости, как правило, сглаживались, личность становилась более зрелой. В этом же периоде усиливались честолюбивые амбиции этих лиц: они стремились быть первыми во всем, добиваться своего "места под солнцем", чтобы не оказаться в положении своих отцов, которых они ненавидели и презирали (как и все то, что напоминало им об отцах). Обследованные в 17-18-летнем возрасте с помощью ММРI, они обнаруживали гармонизацию личностных свойств, которая выявлялась и клинически.
У нас в Лиге психотерапии в августе 2024 года 106 добровольцев выложили результаты своего тестирования по MMPI. Я проинтерпретировала каждый ))
Ответ на пост «Я никого не люблю»
Кому любопытно, сочетание высокой 2, 7, 0 шкалы и низкой 9 даёт основания предполагать тормозимые личностные черты в характере, которые могут быть сглажены другими характерологическими особенностями (высокая 3, 4, 5).
Однако среди этих пациентов было три человека с неблагоприятным вариантом течения. Под влиянием скандалов в семье, безнадзорности и деспотизма отцов эти подростки перестали учиться, сошлись с "плохой компанией"; будучи слабовольными и подчиняемыми, они начали курить (из подражания), иногда злоупотреблять алкоголем. В ПТУ они также не удержались.
Астенические формы поведения у них нарастали, усиливались колебания настроения, возрастал интерес к алкоголю - ко времени обследования в 18-19-летнем возрасте эти трое представляли из себя личностей с астеническими свойствами и чертами неустойчивости, а также с признаками хронического алкоголизма.
Напомню, я цитирую работу:
https://magazine.mospsy.ru/nomer11/s02.shtml
Московский психологический журнал. №11
Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Михаил Буянов.
Начало здесь
МКБ-11 в четыре раза толще, чем МКБ-10
Продолжение здесь
Суть идей М.И. Буянова:
После того, как мы рассмотрели общие закономерности динамики патохарактерологического формирования личности тормозимого типа у изученного контингента, переходим к анализу конкретных вариантов указанного формирования личности.
Наибольшей по численности была группа подростков (18 мужского пола и 4 женского пола) с патохарактерологическим формированием личности псевдошизоидного типа, т. е. с достаточно стойким изменением поведения с преобладанием замкнутости, избирательной общительности и других черт, внешне напоминающих те, которые бывают при шизоидной конституции, но обусловленных воздействием хронических неблагоприятных социальных условий.
Анализ изученного материала позволяет выделить несколько ведущих механизмов появления псевдошизоидных форм поведения: 1) закрепление реакций протеста; 2) культивирование соответствующих форм поведения; 3) искусственная изоляция.
Становление псевдошизоидных форм поведения проходило три этапа. На первом (возраст 10-12 лет) отмечаются отдельные характерологические и главным образом патохарактерологические реакции в ответ на неблагоприятную ситуацию. Психогенный характер возникающих псевдошизоидных форм поведения на этом этапе особенно отчетливо выступает на фоне отсутствия в преморбиде шизоидных свойств личности.
В отличие от детей и подростков с конституциональными шизоидными чертами характера у изученных лиц отсутствуют эмоциональная холодность, парадоксальная эмоциональность, ускорение интеллектуального созревания и другие свойства, традиционно относимые к шизоидным и являющиеся следствием искаженного развития центральной нервной системы.
На втором этапе (12-16 лет) нарастают замкнутость, молчаливость, отгороженность от социальной микросреды. Производственные формы контактов, как правило, не нарушаются (в отличие от шизоидной психопатии). Усиливается переживание своего необычного социального статуса, иногда отмечаются периоды (до 5-8 дней) субдепрессивного состояния, психологически понятного и связанного с неблагоприятной ситуацией. Появляются компенсаторные реакции в виде фантазирования и усиленных занятий чем-либо.
Психопатологически основные механизмы появления псевдошизоидного поведения у этих лиц могут быть квалифицированы как сверхценные переживания и идеи; у многих пациентов возникали и другие сверхценные идеи преимущественно ипохондрического содержания. Однако последние носили очень нестойкий характер и были связаны по времени появления и фабуле с заболеваниями у близких людей.
Третий этап (примерно 16-18 лет) характеризовался сглаживанием псевдошизоидных форм поведения. Молодые люди и девушки становились более общительными, исчезали свойственные им ранее робость, застенчивость, усиливались тенденции преодолевать факторы, мешавшие этим людям реализовывать тягу к общению.
"Жизненный стиль" становился более оптимистическим и активным, уменьшилась интравертированность, расширялся круг интересов и форм контактов. Девушки начинали интересоваться сверстниками, следить за своей внешностью.
Знаменитая актриса Фаина Григорьевна Раневская (1896-1984) с раннего детства и до своего последнего часа сильно заикалась. Это было неврозоподобное расстройство речи. В отрочестве она очень переживала заикание, которое мешало ей общаться. Поэтому девушка казалась малообщительной и замкнутой. Но в 15-16 лет она решила не обращать на заикание никакого внимания и вести себя так, словно его нет. Благодаря этому будущая актриса раскрепостилась, характер выравнялся; на сцене никогда не заикалась, а в обыденной жизни заикание было постоянным и весьма заметным.
Играя новую роль, Раневская словно надевала новую маску, в которой не было места заиканию. Она рассказывала мне, что точно так же обстояло дело и у известного артиста Иллариона Николаевича Певцова (1879-1934), с которым она была в свое время дружна.
Более независимое отношение к родителям, стремление приобрести материальную независимость, умение показать свою самостоятельность постепенно меняли отношение к больным: родители начинали относиться к ним как к взрослым и уменьшали свои деспотические требования.
Регредиентная динамика псевдошизоидных свойств характера заканчивалась к юношескому периоду, хотя склонность давать реакции с псевдошизоидным поведением у некоторых этих лиц исчезала не до конца. На всех этапах патохарактерологического формирования личности псевдошизоидного типа у наших пациентов имела место психологическая понятность поведения (несмотря на - нередко - карикатурную заостренность его), а также парциальность пограничных расстройств: псевдошизоидные формы поведения появлялись преимущественно в психотравмирующих ситуациях.
Важным признаком была также их обратимость (более или менее быстрая): после изъятия больного на достаточно длительное время из неблагоприятной ситуации патология поведения, как правило, уменьшалась. Особенно благотворное влияние оказывало на этих лиц помещение в психотерапевтический стационар, в котором купировались не только указанные формы поведения, но и другие (невротического уровня) расстройства, бывшие, впрочем, нетипичными для этих пациентов.
Конец цитаты.
Другие произведения автора есть на его сайте https://m-buyanov.ru/proizvedeniya.php


Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.