13

Молокане

Доброго всем времени суток. Вот тут я обещалась создать пост о молоканах
Путешественники. Родня 1ч
На фото мои родственники молокане. Это приблизительно 1933 год. Самой мелкой девчонке на этом фото сейчас 87 лет.

В этом посте речь пойдет о религиозном и в немалой степени финансовом протесте русского народа.
Все чаще мне приходится слышать фразу "Мой Бог меня рабом не называл" Все верно, я с этим абсолютно согласна. Возникает вопрос, почему у большей части населения нашей страны сложилось мнение, что христианство это религия рабов? В самой Библии такого нет. Бог сам не называет нас рабами. В библии есть упоминание и даже примеры с участием рабов. Это естественно, тогда был такой общественный строй. Есть образное сравнение с рабством, когда человек не свободен от какой-нибудь привычки, но нет призыва стать рабом, ни в физическом смысле, ни в духовном. В конце я приведу тексты из библии, которые это подтверждают. Желающие могут прочитать.
Понятно, что такая трактовка христианства не устраивает современных людей. Этим постом я хочу сообщить вам, что рабство никогда не устраивало русских людей. Еще со времен Никонианской реформы появились в народе раскольники. И дело там было не в примитивном двое или троеперстии. Опасность нововведений заключалась в том, что понятную веру превращали в религию на непонятном языке и с собственной трактовкой, сжигали книги. И кто знает, возможно там был другой вариант Евангелия. Именно тогда в православном служении добавили множество обрядов, по греческому образцу. Поп-батюшка вместо доверенного уважаемого человека, стал официальным лицом, представляющим власть. Корысть все больше начала проникать в церковь. При общей бедности людей, церковные требы становились непосильными. Естественно, это вызвало негативную реакцию в народе. Люди имели свое мнение на то, как им жить и как верить, перестали нести деньги в церковь, слушать и подчиняться церковным властям. С 1660-х годов это были старообрядцы, потом появились духоборы, приблизительно с 1785 года официальные власти уже заметили существование молокан.
Не было рабской покорности вере в русском народе. Многие умели сами размышлять, учились читать и составляли собственное мнение.
Молокане совсем отказались от выпивки, свинины, считают грехом любые наркотики
Из обрядов отменили - перестали поклоняться иконам, совершать крестное знамение, перестали носить крест, крестить младенцев и совершать сочетание в церкви. Вообще перестали считать авторитетом церковные власти.
Современное мнение, что пьянка естественна для русских, это ложь. Нормальные крепкие крестьяне может быть и выпивали по праздникам, но не спивались, как сейчас. Если человек становился инвалидом, не мог создать семью, ему помогали, он и мог выпивать постоянно. А большая часть крестьян должна была много работать и есстественно не пить. В те времена у людей существовали свои принципы. Основанные на христианстве, они сохраняли семьи, берегли человека от полной деградации в пьянке, наркотиках.
Хотелось бы услышать, что сейчас человек может противопоставить давлению со стороны? Вот этому всему "ты меня не уважаешь?" "ты отделяешься", "ты что лучше других?". Я знаю, что любой верующий и сейчас может твердо сказать "я верующий, я не пью" и его оставляют в покое. Так кто у нас сейчас отделяется и является саоего рода сектантом? Человек, который не пьет отделяется от общества или пьющий отделяется от здравого смысла? Почему нормальный человек должен оправдываться и придумывать себе какую-то болезнь, чтоб не пить? Может быть Россия в этом отношении поменялась не в лучшую сторону?
Молокане взяли на себя смелость заявить, что могут сами помолиться о своем ребенке, когда он родится, о сочитывающихся и о умерших. Они не побоялись и тогда, когда их за это начали преследовать.
1785 год, это время большей власти дворян над крестьянами. Была издана пожалованная грамота дворянам и горожанам.

В этой безнаказанности и возникло такое явление как Салтычиха.
Где расширяются права одних, естественно нарушаются права других. Поэтому понятно, почему пожалованная грамота крестьянам так и не дошла до крестьян. Их положение еще больше ухудшилось.
Различные конфессии духоборов, молокан, молокан-прыгунов, субботников возникли как протест против дворянских вольностей. Бывали случаи, когда молоканина наказывали за отказ кланяться.
Молокане по сути поставили себя вне закона. Их браки считались недействительными, в церковь же не заплатили. Детей не регистрировали, умерших не разрешали хоронить на обычных кладбищах. Тем не менее они предпочли уехать, но не оставить своей веры, своей свободы вероисповедания.
Здесь, в одном комментарии была высказана мысль, что можно было бы не уезжать. А я думаю, что и оставшиеся и перехавшие поступили правильно. Развитие общества невозможно сдержать. Новые технологии, новые понятия, слова - все это должно было появиться в нашем обществе. Иначе мы не были бы конкурентноспособны в западной цивилизации. При этом меняется язык, забываются песни, ритм жизни ускоряется. А молокане, во время своих скитаний, сохранили русскую старину. У них и сейчас можно послушать напевность русских песен вживую. Материалы собранные среди современных духоборов в Тульской области используют ансамбль Дмитрия Покровского и фольклорный ансамбль "Истоки".
После всех скитаний многие из молокан сейчас живут в Ставропольском крае и в Сальских степях.
К сожалению я не могу рассказать о жизни в молоканской деревне, я этого не видела. Мои родственники переехали в Нальчик и селились не кучно, а среди других людей. Какое-то время они все сохраняли веру, женились только на своих, русских молоканах. Но со временем молодёжь отошла от традиций. Война унесла многих. Мой дед погиб на войне. Отец с шести лет курил, не знаю с какого возраста пил. Бабушка осталась одна, воспитала четверых детей и уже она наставляла своих детей жить "по-современному". Была против многодетности. Она, вместе с двумя дочерьми, давила на мою мать, чтоб она не рожала много детей. Мой отец и его брат, как и их двоюродные братья спились. Мои родственники, кто дожил до 40 лет, это возраст молодежи в среде молокан, решили ограничиться посещениями собрания в воскресенье, совместными праздниками, похоронами и вкусной лапшой. К сожалению, у нас в Нальчике и лапшу уже катать некому, теперь просто покупают, старенькие все, а она вкусная. Больше их конфессия, ни на что в их жизни не влияет. Да, еще есть странная традиция, пить чай вначале и в конце трапезы. Говорят, так пища лучше усваивается, в свое время так спасались от голода.

Сейчас молоканская конфессия вымирает. Их осталось очень мало. Молодые родственники приезжают, послушают песни, как экзотику и едут назад в город жить как все. Практически молоканство осталось в закрытых поселках, деревнях.
На самом деле в вымирании молоканства нет ничего страшного. Все развивается, в вере бывают настолько кардинальные откровения, что конфессия в принципе становится другой. Проблема в том, что молокане, когда отказывались от православных обрядов, немного переборщили. Конечно, они могли сами молиться о детях, бланословлять новые семьи и провожать умерших. Но они заодно отказались и от крещения. Пришло время, этот вопрос стал актуальным, многие сами читали библию, а там написано, что нужно принимать крещение.
В 1867 году Никита Исаевич Воронин, потомственный молоканин принял крещение. Это считается началом русского евангельского движения. Многие из молокан приняли водное крещение и перешли к баптистам. Первые евангельские христиане баптисты, Павлов, Мазаев, Проханов, родом из молокан. Они уже более профессионально изучают библию, водят детей, сохраняют свою молодежь. Проводят курсы проповедников, сурдопереводчиков, различные музыкальные курсы, хоровые, народников, курсы по обучению игры на духовых инструментах, сейчас есть уже и богословские университеты. Это и на сегодняшний день вполне живая конфессия. Когда сейчас слышишь о верующих, как о старых, неграмотных бабках, смешно становится.
У молокан сейчас почти нет молодежи, поэтому все идет по старинке и в пении и в порядке служения. При этом они вполне мирно принимают баптистов, иногда используют их песни. Я как-то слышала такое мнение "Наши песни сложные, мы ваши баптистские можем спеть, а вы наши нет!" Не знаю существуют ли вообще ноты молоканских песен. Правда даже человек с музыкальным образованием затруднился бы спеть по-молокански. Это передаётся по наследству. В итоге, развитие русского протеста официальной церкви - старообрядцы - духоборы - молокане - баптисты. Есть еще молокане-прыгуны, субботники, пятидесятники, харизматы, но у них уже учение отличается. Кстати, часть моих родственников молокане-прыгуны. В определенное время на них "дух сходит" и они начинают подпрыгивать. То есть резко переступают с пятки на носок, не более того. Я сама это не видела, поэтому не буду об этом ничего говорить. Это больше похоже на пятидесятников или харизматов. У них тоже есть некие сверхъестественные проявления, в виде говорения на разных языках, какие-то видения, что-то слышат. На мой взгляд это уже психическое нарушение. Ничего подобного нет ни у баптистов, ни у молокан-постоянных.
Я не раз слышала "сказки", которые люди распространяют. О том, что сектанты в жертву детей или девушек приносят, о том, что выключают свет и групповухой занимаются. За 18 лет моего опыта среди баптистов, я такого не видела и даже намека ни на что подобное не было. Так же я уверена, что ничего подобного никогда не было среди молокан. Старичкам осталось только развлекаться на старости лет.
Если есть желание узнать как это вообще происходит, что человек куда-то приходит, по каким причинам тратит свое время и посему может отойти от веры, пишите. Я могу обо всем рассказать.

Ну и тексты из библии, которые на вполне понятном русском языке могли прочитать все грамотные, а неграмотные выучить и запомнить еще с 1818 года. Думаю, в то время когда была переведена библия на старославянском, ее тоже вполне понимали. Необходимость перевода на русский возникла потому что сам язык поменялся.
Кстати, именно православные власти больше всего противились переводу библии на русский. Знали, что их много людей может отойти от них.

Мы друзья для Бога.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (От Иоанна 15:14-15)

Одержимая говорила, что верующие рабы. Не самое авторитетное мнение на мой взгляд.
Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. (Деяния 16:16-17)


Чего точно нет в библии, так это требования подчиняться другому человеку как раб.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. (1Кор.7:21)
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. (1Кор.7:23)

Мы сыновья и дочери, но не рабы.
А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Гал.4:6-7)

О молоканах больше ничего сказать не могу. Могу рассказать о негативном влиянии родственников, но в таких случаях они поступали как обычные люди. Вера, верой, а совесть каждому надо иметь.

Автор поста оценил этот комментарий

В советские годы воще благодать была, молись дома и делов то, открытой веры нет и гонений тоже. Вот и растворились очередные сектанты, вся сила в протесте, верить красиво на людях, придумывать необычное. Как это исчезло исчезли люди пропагандирующее это течение.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
В советское время верующих как раз больше всего гоняли. Баптисты сидели до 1989 года. Не все, но есть и такое ответвление, незарегестрированных, которых сажали до упора, пока СССР не развалился. Я как раз с ними раньше общалась.
Молокане вообще ничего не пропагандировали. Они выходили из православия семьями. Если что и говорили, то в своей семье. Они со сути и учения четкого не имели. Нечто приблизительное, как каждый поймет, поэтому признаку как раз видно, что это не некие пришлые агенты, а выросли из своих и своими по сути и остались. У них русские песни записывали. Конфессия и сейчас существует, но их очень мало. Вы всерьез считаете, что ради показухи люди столько перенесли? Это можно было бы сказать об одном человеке, но не о 500тыс.- 1млн. человек. Такая приблизительная статистика нарисовалась к концу 19 века. Во время сталинских репрессий много народа уничтожили, но не всех. Молокане никуда не делись. Они и их потомки, просто стали баптистами. Прочитали, что нужно принимать крещение и перешли.
Автор поста оценил этот комментарий

Бла бля. Как всегда вместо изучения объективной информации басни типа раньше было лучше. Никто не пил, коты с собаку, собаки с корову, коровы как дома.

Мой Бог меня рабом не называл

Бля кто то не в курсе, что это такой перевод с греческого просто?
Корысть все больше начала проникать в церковь

Ага, нормально сидели, че начали то. Даже разбирать лениво такие наивно глупые вбросы.
А так да, каждая секта она самая самая, все другие дураки, а я молодец, это всегда приятно.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чего вам объективно не хватает в моем посте? Точных данных у меня нет. Их вообще "в природе" не существует. Молокан никто не пересчитывал, их просто старались уничтожить или выслать с глаз долой.
Я надеюсь никого ничем не задела в своем посте. Корысть, я думаю, вы и сами видите. Сейчас магазины стоят даже внутри православных церквей. Молокане не только не хотели платить за церковные требы, они отвергали саму связь между духовным благословением и деньгами. Это верно, как считаете? Баптисты и сейчас за это не платят.
0
Автор поста оценил этот комментарий

"Хотелось бы услышать, что сейчас человек может противопоставить давлению со стороны? Вот этому всему "ты меня не уважаешь?" "ты отделяешься", "ты что лучше других?". "


Легко. "Да, я лучше других, и уж точно лучше тебя, быдлана алкотного. Нахуй пошёл!"

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Что и за здоровье крестника не выпьешь? А за здоровье своих детей? А почтить память умерших?
Сарказм, если что.
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день! случайно наткнулась на вашу статью! мой дедушка был молоканин, сейчас жив его брат(87 лет), мы Богдановы! сейчас живем в г.Белгород. Дедушка я вся его многочисленная семья из х.Селим  Целинский район Ростовской области!))) они в 1920 годах бежали с одноименного села Селим в Турции(там начался геноцид)... много помню историй, и можно еще спросить у двоюродного дедушки про их веру! про родственников, - очень много бежали в Америку. С нашей фамилией!) дедушка мой - Богданов Тимофей Степанович, отца его звали - Богданов Степан Иванович, мама Богданова Мария. Фото есть.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Добрый день. Это очень хорошо, что память осталась. Запишите это. И в интеренет информацию загрузите, чтоб никуда не потерялась. Передайте своим детям и потом внукам.
Я не собираю книгу о всех молоканах вообще. Хотела знать больше о своих родственниках. О молоканах я написала как предысторию к своей автобиографической книге. Всё что смогла найти. Я знаю, что есть более полная информация у родственниках, но они мне не сочли нужным передать.
А у вас если всё это в ваших руках, тем более постарайтесь сохранить.
1
Автор поста оценил этот комментарий

В связи с текущими событиями в Карабахе залез узнать почему Арарат стал Турецким. Но больше всего удивила информация о молоканах.  Интересно было почитать.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Политика, сэр!
Во все времена были самостоятельно думающие люди. Это РПЦ хочет представить историю так, что все были под её пяткой. А сколько русских сбегали от помещиков, куда-нибудь в Сибирь на вольные хлеба? Это сейчас никто не знает. Но уж рабского мышления у всех точно не было.
Вам спасибо за отзыв.
Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, это медицинский факт. 2% которые отличают человека от других приматов - это неокортекс. Уберите его - и будет обычная горилла.

Банан обычный. 50% генома у человека и банана совпадают.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Наш мир и человек в том числе, не только материален. Есть еще духовная составляющая. Человек состоит из трёх частей - тела, души и духа.
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну почему не пью? Пью. Хочу - пью, не хочу - не пью. Животное, в общем.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну что ж вы так о себе?
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Это не мешает мне апеллировать к текстам из русскоязычных переводов Библии.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Так, для справки спросила. Очень хорошо, что вы не пьете и можете противостоять давлению со стороны. Уважаю!
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно нет. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Это текст из библии. Вы верующий?
показать ответы
0
Бармалей
Автор поста оценил этот комментарий
trade_master@mail.ru давайте
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
ссылка на мою книгу
https://proza.ru/2018/09/10/1714
0
Автор поста оценил этот комментарий
Хотим. Спасибо
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ссылка на мою книгу
https://proza.ru/2018/09/10/1714
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Саратовская область. Бабушка всегда говорила, что она молоканка, икон в доме не было, не крещеные, в церковь не ходили, моя мама, ее дочь, тоже не крещеная, всегда говорит, что она молоканка. Но все традиции забыты, всегда было интересно что это за вера.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Это были поборники веры, русские протестанты. Они детей не крестили, а кстили. Это древний вариант слова крестить. Там с водой ничего не связано было, просто молились.
Что и лапшу молоканскую не пробовали?
показать ответы
5
Бармалей
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое за интересный рассказ. Вы очень хороший рассказчик. Вас приятно читать.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Стараюсь. Кстати, у меня книга есть. Не навязываю, но если хотите ссылку кину.
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так человек - это на 98% животное, и только на 2% - культура и цивилизация.

А на 50% вообще банан!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я с вами не согласна. Нашим миром рулит идеология. Как ты будет себя психологически настраивать, и как будешь воспринимать себя и окружающее, так и будет. Оптимисты и пессисисты по разному видят одно и то же.
Какой еще банан?
показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий
Забыла ссылки в пост вставить, если кто подребней интересуется темой.
молокане Азербайджан
https://youtu.be/CMFTdJ0qy2o
водные молокане переход молокан в баптисты.
https://youtu.be/x6K0noomeBk
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Больше всего запомнилось: женщины вели басы, а мужчины по тенорам. Лет 50 не вспоминал, но это действительно удивительно
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я слышала только наших, нальчикских, там одни пожилые. Пели грубо, резко, неправильно, на мой взгляд не гармонично. Если в 40 начинаешь петь, тяжело научиться. Мне кажется если спеть хорошо, это будет сродни медитации. А в детстве когда слышала, это пение на меня давило.
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Но к величайшему сожалению это ещё раз исчезнувшая община
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
По идее вы должны были поддержать. Но это в современных реалиях трудно. Пение слишком протяжное, просто засыпаешь, когда слушаешь. Тут если аудиокнига медленно читается скорость на ютуб увеличиваешь, а такое слушать труднее, тем более самому повторить. Вера от этого не зависит. Это больше древняя русская культура. В пении, в лапше, в том что пили чай сначала, не перебивали друг друга, степенность была, уважение. Верить можно и петь или слушать более быстрые, понятные песни. Что-то уже успели записать на память. На ютуб много видео.
показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

Бог создал человека по образу и подобию(аксиома). Человек- раб Божий, следовательно: Бог-раб? 

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Рабство это поведение, жизненная ситуация, которая может измениться, а человек по образу, имеется в виду составляющие - душа, дух, тело, возможности и способности.
Никто же не станет утверждать, что человек по сути раб. Это не так, все это видят.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Так они пели не для эстрады. А для себя, вернее для сплочения общины. Про Нальчик не знаю. Скорее всего это чуть по другому расселение вышло
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Не подумайте, я не критикую. Все хорошо на своем месте.
Про их путешествия я раньше написала. Путешественники. Родня 1ч
0
Автор поста оценил этот комментарий
Все что помню напишу на почту
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Могу несколько фото кинуть как они по вечерам пили чай из самовара и пели псалмы
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Таких не знаю. Но вообще их много было. От 500тыс.ч. до 1млн. по разным данным, к концу 19 века.
Давайте фото. Хотите на почту, zikynita@mail.ru
или здесь. Я сама мало о родственниках знаю. Может быть так и найду родню. В Азербайджане есть молоканский совхоз Новиков. До сих пор оставили. Может там моя родня, а может однофамильцы.
показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
У меня дедушка из молокан. Карская община. Из Турции переехали в 1920 в Ростовскую область. Целинский район. Община исчезла. Но дедушка Моисей и бабушка Таня
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
А какая у них фамилия была? Мои Новиковы и Григорьевы. Они тоже жили какое-то время в Карсе.
показать ответы

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества