Мир мертвых в мифологии вайнахов

Всем гамарджоба)

Пока наслаждался прокрастинацией вместо того, чтобы пилить посты по Дюне, наткнулся на интересную статейку на Википедии, где рассказывается о чеченской мифологии. Строго говоря, эта мифология примерно идентичная у чеченцев, ингушей и бацбийцев (это православные чеченцы, живущие в Грузии).

До того, как вайнахи приняли ислам (13-15 века) и до того, как в этом регионе начало распространяться православие (11 век), вайнахи были язычниками-политеистами, то бишь, как и подавляющее большинство живших на Земле народов, поклонялись своему пантеону богов.

Я люблю изучать мифологию разных культур, так как иногда ее ЛОР бывает закрученнее и продуманнее любого топового фентези, взять хоть греческие мифы. Кроме того, иногда там можно найти такое, на что современная фантазия жителя 21 века бывает уже не способна)

В случае с чеченскими мифами, этим интересным открытием для меня стал мир Эл. Собственно говоря, это загробный мир, куда люди попадают после смерти. Такие миры можно найти во многих культурах, но мир Эл описан весьма интересно. Думаю, какая-нибудь фентези-вселенная знатно обогатилась бы таким нарративом. В общем, вот что мне удалось собрать по отрывочным кускам информации из разных источников (предупреждаю сразу, что-то из этого может быть ошибочным, не ручаюсь, источников нашел немного)

  1. В мире Эл не светит солнце. Ночью там светят далекие звезды, днем на небе появляется полная луна.

  2. В мире Эл вся земля сделана из серебра, все камни – из золота. Стало быть, днем лунный свет отражается от серебра, из-за чего вокруг все и видно.

  3. По этой земле в большом количестве ползают сармаки (драконы с телом змеи, изогнутыми назад рогами и китовыми хвостами) и прочие мифические существа.

  4. В мире Эл все его жители питаются за счет собирательства, на деревьях растет очень много разнообразных фруктов. Предположительно, когда дерево на Земле срубают, оно начинает расти в обратную сторону, под землю, пока не достигнет мира Эл.

  5. Как человек попадает в мир Эл после смерти: родственники должны привести тело в порядок, приодеть, причесать, вручить ему оружие (чтобы отбиваться от сармаков и прочих монстров, если решат докопаться) и большую сумку (чтоб собирать фрукты с деревьев). Хоронить людей под землей нельзя, потому что тогда твой родственник в мире Эл будет бездомным. Хоронить его надо в склепе, тогда у него появится крыша над головой. Обычно, в склепах хоронили представителей одного рода, чтобы после смерти они жили вместе. Для усопшего сооружают мягкое, удобное ложе (ему ж потом на нем спать всю вечность), оставляют его в склепе и проводят некий ритуал (какой точно – не нашел, речь о каком-то обряде), после чего точная копия этого склепа оказывается где-то в мире Эл, а усопший просыпается, выходит наружу и осматривает свои новые места обитания.

  6. Иногда родня приносит в склеп разную еду, типа хлеба, мяса и прочего, чтобы разнообразить рацион умершего (не все ж ему фруктами питаться).

  7. Живым вход в мир мертвых закрыт. Даже если уснуть в склепе рядом с умершим родственником, в мир Эл попадет только он, ты останешься на Земле. Однако, есть нюанс, об этом – в следующем пункте.

  8. В мир Эл можно попасть через потайной вход. Если найти в горе глубокую расщелину и пройти в нее, дойти со сердца горы, а оттуда – спуститься вниз, то можно выйти из точно такой же горы, но в мире Эл (правда, там она золотая). Но есть нюанс: выход охраняет некое антропоморфное существо женского пола. Оно не впускает живых в мир Эл и мертвых – на Землю, победить его в бою нельзя, но можно обмануть и пройти хитростью. Один из героев чеченских мифов, Боткий Шартка (хитроумный лекарь, трикстер) постоянно бегал туда-сюда между мирами как на проходном дворе и вытаскивал оттуда мертвых.

  9. Мир Эл почти всегда покрыт белым туманом.

  10. Царем мира Эл является бог Эштр. Когда мертвый просыпается в Эл, он должен явиться к Эштру и доложить о прибытии. Затем, Эштр рассказывает мертвому о его жизни и спрашивает по всяким спорным моментам (по тем, где человек таки накосячил), предоставляя возможность объясниться. По итогам такого «собеседования» Эштр назначает человеку работу, которую тот будет делать всю вечность напролет. Работают в мире Эл все без исключения, но сама работа зависит от того, как человек жил. Если был добрым, порядочным и смелым – будет там воином, колесничьим, дегустатором фруктов, судьей, разбирающим споры мертвых, в общем, устроится на теплое местечко. Если прожил жизнь аки скотина – будет убирать каки за сармаками, вытирать всем сапоги и выполнять прочую унизительную работу. Иногда за человека могут вступиться и замолвить словечко представители его рода, но если он накосячил особенно сильно, то весь род сильно потеряет в авторитете и уважении в мире Эл из-за одного мудилы.

  11. Иногда, можно договориться с одним из вайнахских богов (обычно – тем, который покровительствует конкретной группе людей: охотникам, невестам, младенцам и т.д.), чтобы они преградили твоему близкому путь в мир Эл и заставили его вернуться в мир живых. Это, как правило, возможно, когда близкий болен либо находится в агонии. Для этого также проводился некий обряд.

Собственно, от и все, что удалось найти) Весьма интересный ЛОР, наверняка, с глубокими философскими подтекстами, как это обычно бывает в языческих религиях, очень жаль, что с приходом монотеистических религий все эти мифы, как правило, забываются.

Если пост зашел – ставь лайк, пиши шо годнота, подписывайся на канал, дергай колокольчики, может поищу что-то интересное и в других национальных мифах)

Всем нахвамдис)

Мир мертвых в мифологии вайнахов Религия, Мифы, Жизнь после смерти, Смерть, Мир Мертвых, Чечня, Чеченцы, Вайнахи, Ингушетия, Эпос, Мифология, Текст, Длиннопост