ЛиАЗ-5256. На пенсии жизнь только начинается (2000-е,2010-е)
Привет! Продолжаем прошлый пост. В наступивший 21 век завод ЛиАЗ вошел с моделью 5256, которой производился 15 лет, но конструкция которого брала начало еще 10 годами ранее (см. прежние посты). На рубеже веков казалось что этот автобус, выпуск которого за 15 лет составил чуть больше 4-х тысяч штук в общем-то так и не состоялся как массовый, он не заменит ни ЛиАЗ-677, которых тогда еще были тысячи, ни тем более Икарус, ответом которому его задумывали, а заменой всему этому будут б/у-шные немцы времен Холодной войны. Но все-таки производство продолжалось.
В основном автобусы покупали Москва (наряду с Ikarus) и Подмосковье (наряду с б/у немцами). Именно для Москвы была версия 5256.25 с двигателем Caterpillar 3116 и АКПП ZF - пусть двигатель дорогой, зато автобус недорогой. Этакая полуиномарка. В 2000-м году Москва решила сделать свои автобусы единого внешнего вида - выбрали схему "белый автобус с зелеными полосами". Соответственно ЛиАЗ стали так красить на конвейере, а потом эта схема окраски стала стандартной для всех автобусов, если заказчик не доплатил за иной цвет.
В августе того же 2000-го года произошло очень важное для завода событие - его приобрел небезызвестный Олег Дерипаска, создающий автомобильный холдинг Руспромавто, и куда из автобусных заводов вошли еще ПАЗ, ГолАЗ, а затем и КАвЗ. В этом холдинге ЛиАЗ соответственно занял нишу производителя больших городских автобусов, а на ПАЗе и ГолАЗе, где были свои планы по выпуску больших городских автобусов их соответственно свернули. И наконец-то производство ЛиАЗ-5256 начало набирать обороты.
Помимо Москвы и Подмосковья начались поставки в Санкт-Петербург, Казань и другие города. Была создана модификация 5256.36 - с двигателем ЯМЗ-236. Вынужденно, тк для городского автобуса трясучая и рычащая ярославская шестерка подходила слабо, зато автобус с ней был намного дешевле чем с Caterpillar, и намного надежней чем с КамАЗом. Последний в начале 2000-х загонял сторонним производителям откровенный брак, не сгодившийся на своем конвейере. Хотя может потом исправился, по крайней мере в Тюмени в 2005-м была куплена большая партия ЛиАЗ-5256.45 с камазовским движком и автоматом Voith. У самого ЛиАЗа еще с 90-х тоже были немалые проблемы с качеством сборки и окраски, естественно их старались решить. Какая-никакая была конкуренция с недавно появившимся НефАЗом, МАЗом, да и Ikarus и ЛАЗ тогда еще не ушли в небытие. Появились и новые модификации:
Страшненький, правда? Потому вскоре появился такой же внутри, но более ладный внешне междугородник ЛиАЗ-5256.33. Кстати междугородные ЛиАЗы делались на Голицынском автобусном заводе (ГолАЗ). Вот такая внутрихолдинговая кооперация.
В 2002-м правительство Москвы заказало наконец сочлененную версию ЛиАЗ-5256 - на замену Ikarus-280, поставки которых подошли к концу (подробнее http://pikabu.ru/story/gorodskie_avtobusyi_ikarus_280_296340...) Опытную гармошку ЛиАЗ-6220 сделали лет за 10 до того, но её время пришло только в 2003-м. Получился ЛиАЗ-6212 с двигателем Caterpillar-3126 и АКПП Voith Diva 863. Двигатель был расположен на привычном месте - в заднем свесе, и приводил ось прицепа. Хотя что тут было прицепом?
Этими гармошками стали заменять Икарусы. Обратите внимание на подновленную внешность. Такой вариант применялся в 2003-2004 годах, и был не особо удачен - и визуально и качественно. Поэтому в 2005-м появился другой, более ладный вариант с высоким лобовым стеклом от междугородника:
Была попытка и наставить 5256-му рога - сделать его троллейбусом. Эпизодически этим занимались разные предприятия в 90-х, используя кузова от 5256, с 2002-го серийным изготовлением троллейбусов на базе ЛиАЗ занялся Московский троллейбусно-ремонтный завод, а в 2007-м к выпуску готовых рогатых приступил и сам ЛиАЗ. Модель называлась ЛиАЗ-5280.
Выпускались троллейбусы не только на базе модели 5256, но и 5293, и 5292. К сожалению производство троллейбусов на ЛиАЗе прекратилось в 2012-м, из-за медленного но верного сокращения троллейбусной сети в стране.
Экспериментальный трехосный вариант городского автобуса - тоже на базе 5256. В серию не пошел из-за технологических сложностей. 2004-2005 г.
Кстати фото салонов: это стандартный 5256 почти такой же как был в 80-е, 90-е, такие сидения можно было заказать года до 2007-го, а может и позже.
А такой салон автобус получил 2007-м примерно году. Могут быть чуть иные пластиковые сидения, так и поручни старого типа.
А вот это уже и не 5256 а 5293 - у него сниженная передняя часть. До середины это низкопольный автобус, после - высокопольный. Он дешевле и проще низкопольных по всей длине автобусов. И на мой взгляд удобнее. Внешне совершенно ничем от 5256 не отличается. Выпускается с 2006 года.
Надо сказать полностью низкопольный ЛиАЗ-5292 был представлен еше в 2003-м, серийный выпуск начался с 2005-го. Но это уже другая модель и другая история)
В 2010-е годы ЛиАЗ-5256 сменил поставщика импортных двигателей - место Caterpillar занял американский же Cummins. Принято считать Caterpillar более надежными, но он не укладывался в Евро-4. КамАЗ-740 и тем более ЯМЗ-236 к началу 2010-х тоже уже не ставили. Более доступной альтернативой Cummins выступает новый продукт ЯМЗ - модель 5362 (этот двигатель освоили по лицензии Renault). Еще один вариант - с двигателем Cummins, работающим на сжатом газе.
В этом автобусе сложно разглядеть черты предка тридцатилетней давности, но тем не менее они есть) Окна на резинках были доступны для заказа еще совсем недавно...
Время ЛиАЗ-5256 подходит к концу - высокопольная модель уже не подходит для перевозки инвалидов и детских колясок в больших городах, а малым городам небольно по карману, да и велика. В конце 2000-х - начале 2010-х 5256 был основной продукцией завода - выпускали по нескольку тысяч машин, ныне выпускают только десятки единиц. На фото ЛиАЗ-5256 2016 года непосредственно после сборки на заводе. Старый московский окрас начала 2000-х так и остался базовым.
Ну вот на этом и закончу. Инфа с Википедии, Drive2 (https://www.drive2.ru/users/usernamedetector/)
Фото: fotobus.msk.ru, transphoto.ru, drive2 и журнал За рулем.