30

Кто стоит за "самокатами"? Кому выгодно?

Вывеска фирмы "Самокаты от Ашота"

Вывеска фирмы "Самокаты от Ашота"

В общем представлении россиян арендные электросамокаты принадлежат каким-то непонятным разным фирмам и по случайному стечению обстоятельств пока еще не зарегулированы законодательством и правилами. Большинство, если судить по опросам мнения - против электросамокатов, гонок на тротуарах из-за страха потерять здоровье или жизнь, ведь статистика по травмам и смертям от электроприводных ТС на тротуарах растет с каждым годом, да и статистика тут не нужна - мы видим все происходящее своими глазами каждый день на улицах городов. Так вот, жители пассивно надеются, что добрые депутаты, законодатели и администрации все-таки увидят проблему и что-то сделают. "Они просто еще не поняли и не знают. Они разберутся. Это все фирмы наглые какие-то виноваты, их ещё прижмут! Их запретят, не зря же обсуждают!" - верят граждане газетам и СМИ. Или вообще граждане ни о чем не думают и винят во всем инфантильных самокатчиков, которым вообще-то законодательно разрешили гонять по тротуарам (именно гонять, а не ездить) в 2022 году,  изменив ПДД под СИМ, о чем есть заметка "СИМ - волшебное слово" и мы про этот факт упомянем далее.

Для составления картины и хронологии событий мы будем использовать открытые источники информации, а выводы вы сделаете сами. Статья Форбс от 7 апреля 2022 года о проекте Вуш - ей ровно 3 года. Это отличная статья, прочитайте полностью, там много всего интересного. Так вот,  уже тогда в 2021 году прибыль одного этого представителя составляла около ДВУХ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. В 2024 выручка одного только Вуша 12 миллиардов, а прибыль - около 6 миллиардов. Цитата из статьи " в 2021 году стартап закрыл раунд на $25 млн с фондом «ВТБ Капитал Инвестиции» и «Открытием», а в начале 2022-го получил еще около 4 млрд рублей от «одной из банковских структур»."

К началу 2020-го Whoosh успел выйти по франшизе в три города России, а в течение сезона франчайзинговая сеть разрослась на 12 городов, включая Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск. Франчайзи покупали через Whoosh самокаты, а тот брал комиссию до 25% с их выручки. Правда, программа проработала недолго: к концу 2020-го Whoosh выкупил у партнеров все самокаты. «Мы не совпадали с франчайзи по идеологии, — объясняет Чуйко. — Зачастую они говорили: «В нашем городе не нужно больше четырех станций». А мы понимали, что нужно — только так можно превратить самокат из развлечения в транспорт». И они превратили! У них получилось аттракционы сделать транспортом, и в 2025 году мы получаем на наши жалобы отписки от администраций с опорой на внутренние документы, системы контроля и приложения этих самых фирм (чего только стоит ссылка администрации на чат-бот операторов аттракционов в официальном ответе).

«В сегменте кикшеринга выручка очень сильно растет, когда самокат перестают использовать только для катания в парке. Если электросамокаты в городе стоят каждые 200–300 метров, у человека формируется привычка перемещаться на них из точки А в точку Б». - нужно было наводнить города самокатами и выработать привычку у тех, кто пользуется. Также дать рекламу и вызов - смотрите, все катаются прогрессивно! Ну что же, и это получилось, видимо миллиардные прибыли играют какую-то роль. В феврале 2021 года стартап закрыл еще одну сделку, на $25 млн (около 1,9 млрд рублей) с паевым фондом «ВТБ Капитал Инвестиции» и банком «Открытие». Более 1 млрд рублей вложил последний — в форме кредита, выданного под залог долей основателей. Если кто не знает, ВТБ это и есть Открытие, они всегда были связаны. В 2025 году Открытие перестало существовать и перешло к ВТБ.

Форбс пишет "Вслед за инвесторами нишей кикшеринга заинтересовались власти: с весны 2021-го (это важно!) в городах то и дело ограничивали зоны движения и скорость электросамокатов. Самый острый характер ситуация приобрела в Санкт-Петербурге, говорит Чуйко. По его словам, катализатором введения ограничений в городе стали случаи наезда частных и прокатных электросамокатов на пешеходов. "  Почему нам важен 2021 год и почему даже при миллиардных прибылях и странном закрытии глаз на законность их на тротуарах -  возникали проблемы? Мешало законодательство: эти электромоторные ТС считались мопедами, их при желании власти и ГИБДД могли их изымать, накладывать штрафы, отправлять на штрафстоянки. Нахождение этих ТС не было законным на тротуарах - это запрещали тогдашние ПДД...

«Поездка на самокате по цене не сильно отличается от поездки на такси или каршеринге. При этом самокат стоит €1000, а машина — €5000-10 000, и обслуживать ее дороже. Соответственно, самокат сам по себе более прибыльный» - говорит представитель фирмы. Ну кто откажется от таких прибылей? Рентабельность - сумасшедшая, круче любого такси! Однако договориться со всеми пока не получалось - еще оставались местные власти, понимающие, что для электросамокатов нет места на тротуарах. В Казани «получилось довольно много зон с ограничениями», сетует Чуйко: «Но мы находимся в диалоге с местными властями и пытаемся найти лучшее решение». Самая сложная ситуация — отсутствие диалога, говорит предприниматель. По его словам, с такими сложностями сервис столкнулся в Томске. «Мы долго пытались общаться с властями и договориться о чём-то, подписать соглашение. Но никаких ответов не последовало: полиция просто без объяснения причин начала конфисковать наши самокаты как бесхозное имущество», — рассказывает он. В итоге Whoosh в августе 2021 года (это важно) пришлось уйти из города. Отметим, что подобный ход сделала администрация в Перми в 2024 году, и сейчас это единственный город в РФ без арендных электросамокатов. Томск и Казань наводнены электроТС.

Наступает 2022 год. Происходят очень крутые изменения в ПДД - вводится понятие СИМ.  СИМ становится полноправным участником пешеходного движения, ура! Пункт 1.2 ПДД дополнен понятием «Средство индивидуальной мобильности». Вводится пункт 24.1.  Как видно, СИМ не имеют привязки к мощности мотора – это исключает необходимость проверять их документы и дифференцировать их движение. При этом, согласно пункту 1.2 ПДД, СИМ не относятся к механическим транспортным средствам – то есть, в этом отношении они приравнены к велосипедам. К тому же пользователей СИМ четко отделили от пешеходов: теперь пешеходами считаются в том числе «лица, ведущие средство индивидуальной мобильности». СИМ - ЭТО ПЕШЕХОД!!! Обычный такой пешеход на электромоторном ТС со скоростью 20 - 70 км/ч... Столкновения ТЕБЯ и СИМ - это столкновение двух пешеходов по ПДД и юридически.  Причем это касается ВСЕХ таких ТС, независимо от права собственности. Что интересно, с вводом новых правил и СИМ - не произошло изменеий в плане жесткости контроля, все крайне неэффективно и смешно - минимум ответственности и воздушные наказания. Частные владельцы электромоторных ТС получили лигалайз и пешеходные права вместе со всеми случайно, чисто за компанию с основной целью. Ну кого и когда интересовали какие-то слепые, инвалиды, старики и недовольные пешеходы, не говоря уже о безопасности движения, когда ТАКИЕ БАБКИ и рентабельность?

Так кто же спонсор и выгодоприобретатель по этому вушному кейсу форбсовской статьи? Посмотрим открытую информацию о ВТБ. Основным акционером банка ВТБ является Правительство РФ, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 60,93 % акционерного капитала Группы.

Юрент поддерживают и финансируют:  ВЭБ.РФ - (Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»; до 2018 года — Внешэкономбанк; до 1988 года — Внешторгбанк СССР) — российская государственная корпорация развития, обеспечивающая финансирование социально-экономических проектов, главный институт развития России и МТС (АФК Система -структура Евтушенкова).

Яндекс с 2024 покупается и контролируется изнутри РФ и теперь это МКПАО «Яндекс» — основным владельцем стал ЗПИФ «Консорциум. Первый». В числе новых акционеров – «Лукойл», экс-топ-менеджер «Газпрома», венчурный инвестор и владелец ВК.  Чей Яндекс ?

Ну как? После такого разговоры об отмене и контроле по-другому воспринимаются? Это же официальная информация! Отпадут ли мечты о референдуме по отмене электросамокатов? Поможет ли Конституционный суд  с Верховным в итоге лестницы жалоб?  Кстати, вспоминается заметка, где я удивлялся отписке администрации по поводу электросамокатов: "остается вопрос, а зачем нужны все эти администрации, ГАИ, если все вопросы решаются только через чат-бот ООО "Ромашка" без обратной связи?  И что делать, если ООО "Ромашка" ездит по моим дорогам на своих аттракционах на мои налоги, мне это не нравится, а администрация с ними договорилась заранее на федеральном уровне? Ну, дойду я до АП и генпрокуратуры, мне там тоже ответят "иди в чат бот!" - тогда видимо останется только присягу давать Вушу и Юренту, и документы переделывать с гербом в виде самоката."  Теперь не удивляюсь.

Самокаты никогда не запретят на пешеходках по всей стране. Потому что это прогресс. Это путь в будущее. Так надо. Смиритесь. Спасибо Форбсу, он закрыл самокатный гештальт еще в 2022 году, таким образом все эти статьи в СМИ про "борьбу" с самокатами, "ограничения" и ежегодные "озабоченности" выглядят смешно. Как видим, электромоторные ТС на пешеходках могут зарегулировать только местные мэры своей волей с жителями, как в Перми или Бердске. Остальные города черпают "прогресс" полной ложкой.

(С) ДПС 2025

UPD:

Дополню про Пермь. Там зарешал не мэр, а депутаты. Это в Бердске вопрос с моторами на тротуарах лично решал мэр Семен Лапицкий, без фракции, коренной бердчанин.

Мэр Перми единорос Демкин выступает за самокаты и против всяких ограничений https://www.newsko.ru/news/nk-6633929.html. В марте 2024 года Пермская городская дума утвердила запрет парковки средств индивидуальной мобильности (СИМ) в центре города и на 38 основных улицах. У любых депутатов большие возможности - это местные законодатели. Пермская дума - не подконтрольна мэру и губеру, хотя 80% их состава - единая россия, вот что интересно и незабываемо. Радует, конечно, но тут что-то не то... Может, не договорились? Посмотрим в дальнейшем.

То есть запретить может совет депутатов своей волей, сама мэрия или губер. Или краевой суд. Много есть методов, если по людски решать этот вопрос, а не "прогрессивно".

Правила сообщества

Правила Пикабу

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества