КАКОЙ БИЗНЕС РАСТЕТ В КРИЗИС?
У мысли, вынесенной в заглавие этой статьи, - не просто глубокий, но и двойной смысл, позволяющий ответить на сакраментальный вопрос, - что делать с бизнесом в кризис? Ведь пока одни предприниматели в кризис переживают панику и убытки, другие - делают свою историю успеха...
Прежде всего, нужно разобраться, что происходит в кризис в трех основных сегментах товаров и услуг - для богатых, для среднего класса и для людей с уровнем доходов ниже среднего.
Многие экономисты и маркетологи сходятся на следующем: рынок "богатых" остается относительно стабилен; рынок "среднего класса" стремительно сокращается, его лихорадит; рынок "тех, у кого доходы ниже среднего" - растет!
Почему так?
Люди, которых принято считать богатыми, имеют, как правило хороший "запас прочности" и находятся в большом финансовом отрыве даже от среднего класса, который просто так не преодолеть. Многие из них могут потерять миллионы, а то и миллиарды, но при этом - не стать бедными. И поэтому они останутся верны своим привычкам. Вот только рынок, ориентированный на богатых, - достаточно узок. И конкуренция на нем высокая. И стартовые расходы для организации бизнеса - чрезвычайно высоки. Поэтому начинать работать сразу на нем - достаточно тяжело, что в кризис, что вне кризиса. В общем - это дело вкуса.
Рынок, ориентированный на средний класс, в обычное время весьма перспективен и охватывает широчайший сегмент товаров и услуг. Но кризис всегда бьет по среднему классу особенно сильно. Причем, не только (или даже не столько?) материально, сколько психологически. Доходы одних представителей среднего класса в кризис падают до состояния "бедности" по объективным причинам, но большинство - начинает сильно экономить просто из-за негативных ожиданий, страха за свое будущее.
Поэтому, в кризис рынок, ориентированный на людей с доходами "ниже среднего", начинает стремительно расти как раз за счет представителей среднего класса - либо бывших, либо напуганных. У самих же людей с доходами ниже среднего возможности кардинально понизить свое потребление - просто нет.
Соответственно, в кризис лучше всего растут именно бизнесы, ориентированные на тех, кто много тратить не собирается и экономит каждую копейку. И нужно помочь этим людям сэкономить!
Что это могут быть за бизнесы? Простор для новых идей - не ограничен. А несколько традиционных - могу подсказать:
- недорогие и самые необходимые продукты питания - есть и пить людям хочется всегда;
- бюджетный общепит - смотрите "пункт первый";
- аптеки - то, на чем большинство людей экономит в последнюю очередь;
- ремонт одежды, электроники, бытовой техники - то, что в лучшие годы просто выбросили, в кризис, скорее всего, будут пытаться отремонтировать;
- стоки и секонд-хенды - тут, думаю, и объяснять ничего особо не нужно;
- товары для детей - подгузники и ползунки - это то, на чем тоже мало кто станет экономить...
Понятно, что в ценовом сегменте "ниже среднего" тоже существует ожесточенная конкуренция и заработок на одной условной единице товара или услуги - значительно ниже, чем в других сегментах. Так что нужно сразу настраиваться работать "по площадям", привлекая массового клиента. Как это делать - это уже тема другого разговора...
Но я обещал рассказать еще о втором смысле фразы "в кризис всегда растут бизнесы для бедных". Дело в том, что кризис - это лучшее время начинать или расширять свой бизнес для предпринимателей, у которых не хватает стартового капитала. Кризис - это время особо широких возможностей. Аренда офисных и производственных площадей в это время - самая низкая, стоимость недвижимости в принципе - тоже. В это время проще всего найти себе квалифицированных специалистов, готовых работать на данном этапе за относительное скромное вознаграждение. Кроме того, можно неплохо сэкономить на оборудовании - в кризис легче находятся неплохие б/у варианты. Ну и конкуренция, как бы там ни было, но падает.
Понятно, что просто не будет. Но когда и кому в принципе в бизнесе бывает просто? Помните просто о том, что трудности делают нас только сильнее, и спешите использовать новые возможности. Ведь кризис - тоже не вечен...
Молодые предприниматели
2.5K поста15.8K подписчиков
Правила сообщества
Запрещены: флуд, спам, хамство...