1602

Как справиться с легким буллингом, пост-инструкция (версия 12.2024)4

Буду благодарен, если поможете поднять пост в топ.
Также предлагаю добавить пост в сохраненные и подписаться, так вам будет проще скинуть эту инструкцию знакомым, если узнаете, что их дети столкнулись с травлей в школе.

Вообще пришла в голову идея сравнить стратегию противостояния травле с игрой "Камень, ножницы, бумага", где на каждое действие оппонентов (задир и, в ряде случаев, сотрудников школы, которые активно или пассивно поддерживают травлю) находится эффективное противодействие.
Прим.: "Буллинг" и "травля" – синонимы, но я предпочитаю чаще использовать "буллинг", потому что, по моим ощущениям, для пострадавших это более спокойное слово.

Для ЛЛ оформили концепцию в виде картинки:

На всякий случай, прокомментирую:
• Обращения ("бумага") – при правовом подходе это наш основной инструмент на первом этапе, когда мы только узнали, что ребенок подвергается травле.
В этом посте-инструкции ему будет уделено особое внимание.
• Травля ("камень") – систематичные действия задиры (или группы задир), обзывательства, угрозы, толчки, понижение статуса и другое. Отдельные удары, захваты с имитацией удушения или болевых приемов (в общем, всё то, про что желающие избежать скандала сотрудники школы любят говорить: "Ну, это дети так играют") тоже сюда.
• Законная скрытая аудиозапись. Читаем (и сохраняем, много где пригодится) этот пост: Стратагема скрытой аудиозаписи
Важно: это касается только АУДИОзаписи, и не распространяется в полном объеме на видеозапись (с ними более сложная история, не факт, что получится приобщить как доказательство, если дойдет до суда; аудиозапись в этом плане надежнее).
• Угрозы и ложные обвинения. Иногда случается так, что сотрудники школы (или родители задир) начинают давить на родителя пострадавшего ребенка. "А мы скажем, что ничего не было", "А мы скажем, что это Ваш ребенок сам всех задирает", "Вас еще на учет в полиции поставят", "Вы ничего не добьетесь, и вообще, мамаша, если такая скандальная, не хотите сменить школу?"
Довольно стрессово всё это слушать (на что и расчет), если у Вас нет большого опыта решения конфликтов. Но если Вы научились записывать это скрытно на диктофон, получаете большое преимущество.
• СКР расшифровывается как Следственный Комитет России. Скажу за себя: если бы я счел, что есть угроза жизни и здоровью ребенка (вообще, а не прямо сейчас его калечат), звонил бы в первую очередь в СКР, уже потом в полицию.
Распространенное заблуждение, что Следственный Комитет занимается только тяжкими преступлениями. На самом деле, в их компетенции очень широкий спектр вопросов (в том числе ст. 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; ст. 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных прав; ст. 293 УК РФ Халатность и много чего еще).
Угрозы жизни, здоровью и половой неприкосновенности несовершеннолетних у них в приоритете. При этом практика показывает, что возможностей у них побольше, чем у полиции.
Еще одно распространенное заблуждение (как оказалось): некоторые боятся вызывать полицию или звонить в СК, потому что "сочтут ложным вызовом".
Да, чаще такие опасения встречаются при столкновении с домашним насилием. Но когда ребенок пострадал от другого ребенка ("да они так играются"), тоже может быть неуверенность, обращаться или не обращаться.
Просто знайте, что наказание за заведомо ложный вызов (при этом нужно доказать, что Вы заранее знали, что вызов ложный) всего 1000-1500 руб. (ст. 19.13 КоАП РФ). Кроме заведомо ложных сообщений об акте терроризма (это уже статья Уголовного кодекса), но это не наш случай.
А вот заведомо ложный донос (когда вы намеренно пишите заявление, указывая, что невиновный человек что-то незаконное сделал) – уже уголовная статья. Не путайте, пожалуйста.
• Вооруженное или безоружное нападение, нанесение побоев, серьезных травм и иной реальный треш, который бывает в школах, или риск этого (мы назвали это "ножницы").
Тут без колебаний вызывайте СКР или полицию, или и тех, и тех. Даже если Ваша обычная реакция на жесткую стрессовую ситуацию "замри" типа. (Кстати, знать Вашу реакцию на стресс очень полезно, позволяет чуть лучше реагировать.)
Добавлю, что "ножницы" - это не просто классика из "камень, ножницы, бумага", а эпизод из реальной истории, где я консультировал (история без согласия на публикацию + родитель там сама разрулила), когда особенный ребенок сначала угрожал одноклассникам, что будет кидать в них ножницы, если ему что-то не нравится, а потом действительно принес их в школу. К счастью, благодаря поднятому родителем шуму – к ребенку было повышенное внимание со стороны взрослых, и ЧП не допустили.

Переходим непосредственно к Инструкции, как справиться с легкой травлей.
За основу возьмем этот комментарий одного из пользователей Пикабу.

1. Психологическая поддержка ребенка

Самый опасный враг (когда нет прямого насилия, угрожающего жизни и здоровью) – ощущение социальной изолированности. Именно с этим фактором связаны самые сложные последствия (в том числе случаи, когда жертва травли совершает *роскомнадзор*).

Поэтому в первую очередь Ваши действия должны быть направлены на то, чтобы Ваш ребенок не чувствовал, что он один на один с проблемой.

Ваше сообщение ребенку (если Вы решаете проблему правовыми методами, как я и рекомендую):
"Сын/дочь, мы с тобой. Аккуратно мы рядом. За тебя, солнце, всех порвем, но не переживай, сделаем это интеллигентно".

Если же ребенок закрыт и у вас нет полной информации обо всех актах травли (а подозрения есть, что было что-то еще) продолжаем:
"Когда захочешь, в любое время можешь всё-всё рассказать или мне, или маме, мы не осудим и готовы тебя поддержать. [Прим. Ч.: И, правда, будьте готовы. Помните, что доверительные отношения – вещь хрупкая, достаточно будет, если ребенок только одному из супругов расскажет. Если попросит не рассказывать другому родителю, не подводите ребенка. Понятно, что не все родители одинаково хладнокровно могут воспринимать информацию в таких ситуациях.]
Но с кем-то поделиться, сын/дочь, нужно. Не хочешь с нами, вот есть хороший психолог, который никому не расскажет.
И вообще я знаю очень много людей, готовых тебе помочь".

Как-то так, только Вашими словами и с поправкой на особенности отношений с ребенком.

Ну, и само собой, если ребенок вам с супругом ничего не рассказал, вы отвели его к психологу (личный прием лучше, чем разговор по телефону; можно по отзывам выбрать наиболее подходящего в вашем городе), НЕ пытайтесь сделать психолога вашим шпионом.
Уважайте право ребенка на секреты.
Впрочем, хороший психолог вам и сам не расскажет, но в случае серьезных рисков даст общие рекомендации/общую оценку, насколько всё плохо.

1.1. Итак, если есть возможность попасть к психологу, сделайте это.
Мой опыт показывает, что лучше всего справляются с ситуацией те ребята, которые посещали ВНЕшкольного психолога.
Но и родительская поддержка (без давления) очень важна.

Если условия не позволяют попасть к хорошему психологу лично, попробуйте следующий бесплатный вариант:
горячая линия проекта травлинет.рф 8 (800) 500-44-14 (с пн по пт с 10 ч. до 20 ч. МСК)
Там отвечают хорошие психологи.
Минусы: дозвониться сложно, волонтеров не хватает.

Есть еще службы психологической помощи, в т. ч. государственные, но я не могу их рекомендовать, так как не знаю качества работы их специалистов.

1.2. Если ребенок замкнут, не вините себя.
И, конечно, не вините за это ребенка.
Считайте это просто важным сообщением, что вам в будущем нужно поработать над укреплением доверительных отношений.
Начните смотреть ютуб-каналы на эту тему, возможно, найдете подходящие статьи или литературу, и без спешки деликатно будете работать в этом направлении.

Скорее всего, в будущем с командой подготовим пост, где более подробно разберем, что делать.

1.3. Настойчиво рекомендую не оскорблять задир (не только лично, но и дома). Вообще старайтесь сохранять хладнокровие.
Почему это важно:
Во всех постах я рекомендую детям, столкнувшимся с травлей, решая проблему правовыми методами быть вежливыми. Это дает лучшие результаты.
Вас и вашего ребенка нельзя будет обвинить: "сам спровоцировал", "он первый обзывался" и так далее.
И даже когда задир привлекут к ответственности (в любой форме), если ваша сторона была вежлива, проблема не сделает для них личным делом. Вас будут рассматривать как серьезное Препятствие (реакция "тронешь этого – будут огромные проблемы, нафиг надо"), а не Вызов (реакция "он еще и издевался, несправедливо получилось, что меня наказали, а он теперь меня оскорбляет, надо отомстить").
Соответственно, если ребенок за Вами повторит (назовет злодеев, скажем, уродами), это может привести к усложнению ситуации. Оно Вам не надо.

Да и просто. У ребенка сейчас и так стресс, ему нужен островок спокойствия в этой буре эмоций и переживаний, будьте этим островком, а не дополнительным источником бури.
Тем более, что сотрясание воздуха не помогает, а хладнокровные последовательные действия еще как.

1.4. И несколько рекомендаций о том, как общаться с ребенком.
Говорите с ребенком прямо, но тактично. Словно срываете пластырь.
"Да, такое случается", "Мы это так не оставим" и "Есть огромное количество людей, которые готовы тебя поддержать" (тут на нас можете ссылаться).
Пожалуйста, не делайте попыток "подсластить пилюлю" и любым способом успокоить ребенка. Он и так сейчас в уязвимом положении, не усугубляйте ситуацию закладыванием нездоровых установок, типа "Все будет хорошо" (самая большая ложь в мире; кроме того, для здорового личностного развития всё и не должно быть хорошо, некоторый стресс в жизни необходим), "Добро всегда побеждает" (неправда, побеждает более настойчивая активная сторона, действующая более точно и мудро, готовая не останавливаться, если удача в какой-то момент оказалась на стороне оппонента), "Я не дам тебя в обиду" (вы не можете это гарантировать, тогда как ребенок будет рассчитывать на это и, когда столкнется с тем, что его все-таки обидели, в большей степени почувствует потерю опоры).

2. Сбор информации

Когда успокоились и немного успокоили ребенка, собираем всю информацию, что получается. Кто задействован в травле, есть ли другие жертвы травли, как реагируют сотрудники школы, вспоминаем, известны ли нам такие случаи в этой школе и как их решали, кто из сотрудников школы выглядит наиболее надежным взрослым, способным решить эту проблему. И так далее.

Эту информацию мы будем использовать, когда будем писать официальные обращения.

2.1. Если какую-то информацию не нашли, значит, действуем исходя из неполной информации.
К счастью, предлагаемая стратегия позволяет это сделать.

2.2. Если не уверены в своих силах или в способности увидеть все риски, можете поделиться всей информацией с моей командой (ко мне присоединились волонтеры, в т. ч. с опытом работы в школе). Почта bat9955@rambler.ru (есть в шапке профиля, если потеряете).
Без имен и точного названия школы, просто напишите ваш населенный пункт (стратегия в крупном мегаполисе и небольшом селе может отличаться) и ситуацию.
Постараемся вам помочь, опыт большой.

Вообще, в большинстве случаев, когда родители мне пишут, получается так, что я просто привожу в систему то, что они и так знали/понимали.
Может, какие-то частности уточняю, даю моральную поддержку, а дальше они сами решают проблему.
С высокой вероятностью, если Вы нам напишете, будет так же.

3. Готовим письменное обращение на имя директора школы

Предлагаю для использования этот шаблон обращения:
Образец обращения на имя директора школы, в департамент образования и Рособрнадзор
(на случай, если со ссылкой на Google диск что-то случится, текст этого образца обращения я продублирую в закрепленном комментарии).

• Отредактируйте всё, что написано синим.
В том числе исправьте "дочь"/"моя дочь" в обращении на "сын"/"мой сын", если нужно.
• Вместо "Комитета по образованию Санкт-Петербурга" укажите "В Департамент образования *вашего региона*" (или Комитет, или Министерство образования региона, загуглите, убедитесь на их сайте, что ведомство занимается в том числе школьным образованием, а не исключительно вузами, например).
• Убедитесь, что указали все реальные акты травли.
Важно: пишите только правду. На ровном месте создадите себе проблемы, если укажете, что у Вашего ребенка, например, вымогали деньги, а на самом деле такого не было.
• Перепроверьте весь текст, убедитесь, что изменили везде цвет шрифта на черный.

Примечание: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки = Рособрнадзор.
Копию обращения для них можно отправить на e-mail: pochta@obrnadzor.gov.ru

3.1. Прикрепляю картинки, где подробно объясняется логика обращения.

3.2. Добавлю, что есть варианты не отправлять копии сразу в Департамент образования вашего региона и Рособрнадзор.
В частности, если оцениваете травлю как довольно слабую (может, Вам даже неловко за задиру, вреда реального никакого, просто ребенок с проблемами в социализации) или хотите быть уверенными, что у классного руководителя не будет проблем (только не надо стесняться и делать выбор между безопасностью своего ребенка и психологическим комфортом учителя в пользу учителя).
Просто официальное обращение на имя директора школы, чтобы зафиксировать факт.

Компромиссные варианты: отправить копию только в Департамент образования вашего региона, но не в Рособрнадзор.
Или же не отправлять письмо даже в Департамент образования вашего региона, но позвонить им, объяснить ситуацию, попросить совета, как быть.
(Практика показывает, что они после такого звонка от родителя тут же звонят в школу и доносят до директора, что важно заняться этим вопросом.)
В общем, смотрите сами, как запущена ситуация, сколько пострадавших детей, есть ли доверие к школе в этом плане.

Имейте ввиду, что просто наличие официального обращения и отправленные копии в надзорные органы часто дают сотрудникам школы доп. ресурс, чтобы более жестко взяться за ситуацию. Вместо "да никто же не жалуется на Васю" получается "даже в Москву уже жалуются, мама, папа Васи, нужно срочно что-то решать".

3.3. Если же проблема гораздо глубже, акты травли представляют опасность для здоровья детей, дополнительно пишем в Следственный комитет России.

3.4. Напоминаю, что эффективность таких обращений проверена на практике.

4. Относим обращение в двух экземплярах в школу (секретарю)

На своей копии получаем штамп о входящей корреспонденции (если не знаете, что это такое, пожалуйста, погуглите).

4.1. Готовимся к возможной беседе с директором школы сразу, если он/она будет свободен в это время.

5. Заранее готовимся к скрытой аудиозаписи разговоров

Согласно позиции Верховного Суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18) у Вас есть законное право без предупреждения другой стороны записывать ваш разговор на диктофон, если вы участник обсуждения (а не просто слушатель).

Знаю случаи, когда это помогало родителям/активистам, которым я советовал так делать.

ПОДРОБНЕЕ (обязательно прочтите! Есть ситуации, когда записывать незаконно) здесь:
Стратагема скрытой аудиозаписи | Пикабу

6. Что еще можно сделать?

6.1. Хотите больше вариантов и, например, понимания, как поддержать ребенка?
Свяжитесь с волонтерами травлинет.рф (там не только психологи, но и юристы, и педагоги).
У них и рекомендации хорошей литературы есть (как для родителей и детей, так и для педагогов), и систематизированные правовые акты, на которые можно ссылаться в юридическом аспекте, и большой опыт.

6.2. Хотите больше рычагов давления на школу?
Запишите ребенка к неврологу (в отличие от психиатра тут на учет не ставят, да и не нужен вам психиатр/психотерапевт). Жалобы на проблемы со сном, тревожность. Полученное мед. освидетельствование можно в будущем как серьезное преимущество использовать.
(Если сейчас травля легкая, но в будущем допускаете, что может быть и физическое насилие, эта рекомендация особенно актуальна. Дает вашей стороне больше возможностей.)

6.3. Твердо держитесь позиции, что отказываетесь воспринимать ситуацию как игру между подростками или конфликт между отдельными учащимися. Это именно буллинг и речь идет о необеспечении безопасности (в том числе психологической) в школе. И если педагогические работники не могут оперативно взять ситуацию под контроль и заняться комплексным решением проблемы, Вы обратитесь в надзорные органы, вплоть до Министерства просвещения Российской Федерации, и инициируете проверку соответствия педагогических процессов в школе действующему законодательству.
На предложение перевестись, если Вас что-то не устраивает (хорошо, что Вы записываете разговоры), можете озвучивать вариант, что предлагающий, возможно, сам захочет в другую школу перейти, если проверка обнаружит нарушения в педагогических процессах, а также нарушения прав учащихся.

6.4. Также мне нравится совет одной из мам: в случае если организована встреча с родителями хулиганов, напрямую с родителями не разговаривать, разговор именно с представителями школы, и своего ребенка на такие встречи не брать.

Все в том же ключе подходим к вопросу: это не проблема межличностного конфликта, это проблема необеспечения безопасности в школе.

В итоге, администрация школы быстро поймет, что единственный способ не получить проблем для карьер и внимания проверяющих органов – сделать так, чтобы Вашего ребенка не трогали.
И будут воздействовать уже на детей-буллеров и их родителей.

Да, ребенка в классе любить от этого мгновенно не начнут. Кстати, как и при любых других сценариях (хоть в секцию бокса запишете, хоть сами в школе начнете преподавать, хоть он начнет вкусняшки для одноклассников ежедневно приносить), но трогать физически перестанут, остальные виды травли уменьшатся.
А уже потом на основе этого фундамента, последовательно требуя от администрации школы комплексного подхода, включающего привлечения психолога для работы с классом, и с учителем, которому строго-настрого укажут не игнорировать любые признаки травли, потихоньку углы сгладятся.

Если ребенок будет вежлив, не будет нарушать некоторые принципы коммуникации (не начнет даже минимально злоупотреблять тем, что родители могут надавить на школу; будет сохранять ставшую ей известной личную информацию других ребят в тайне (не поддерживает слухи, никого не обсуждает, не сдаёт учителям учащихся (даже случайно)), есть хорошие шансы, что все понемногу наладится и даже уважать начнут.

6.5. Чтобы развить успех, время от времени посещайте школу и интересуйтесь, какие меры дальше планируют реализовать педагогические работники и психолог.
Легкая травля убирается, когда проводят игры на сплочение команды и помогают задирам найти иные (отличные от травли) конструктивные способы удовлетворения своей потребности в значимости.

6.6. Также мне нравится совет от кое-кого из комментаторов: в будущем как родителю самому выступать с инициативой проведения мероприятий на сплочение.
В крупных городах, в частности, для этого много возможностей. Спортивные веровочные курсы, специально организованные квесты, различные игры, где победить можно только сплоченной командой, и так далее.

(Еще одна интересная тема для поста в будущем. Опубликуем, когда соберем достаточно реальных примеров.)



Помните, это Ваш ребенок и у Вас есть полное право его защищать (в т. ч. требовать по закону порядка в учебном заведении).
Отнеситесь к этому серьезно (а еще спокойно и при этом решительно), и ребенок вырастет с чувством защищенности и большей уверенностью в себе.

85
Автор поста оценил этот комментарий

Образец обращения на имя директора школы, в департамент образования и Рособрнадзор
(на случай, если со ссылкой на Google диск что-то случится)

Директору МБОУ “ХХХЦ школа”
Петрову Петру Петровичу

Копия:
В Комитет по образованию Санкт-Петербурга


В Федеральную службу по надзору
в сфере образования и науки


Ивановой Александры Александровны

my-e-mail@yandex.ru

+7 (9хх) ххх-хх-хх



ОБРАЩЕНИЕ.


Я, Иванова Александра Александровна, являюсь родителем Ивановой А.А., ученицы такого-то класса такой-то школы такого-то города такой-то области. В настоящее время мы столкнулись с травлей моей дочери со стороны учащихся класса.


Акты травли включают в себя:

- оскорбления,

- толчки,

- иные обесценивающие высказывания, направленные на умаление чести и достоинства моей дочери,

- выставление моего ребенка изгоем (регулярные высказывания “фу, изгой”),

а также вовлечение в процесс травли других детей.


Тренд негативный (количество актов травли возрастает).


Считаю такое положение дел недопустимым.

Исключаю возможность трактовать такие действия учеников как "игру"/"детскую игру".



Принимая во внимание возможные риски для здоровья в условиях усиливающейся травли, нарушение прав моей дочери на получение образования в безопасных для здоровья (в т. ч. психологического) условиях (Ст. 28, п.6 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации"), нарушение конституционных прав моей дочери на честь и достоинство (Ст. 21 Конституции РФ), закрепленную в статьях 2, 12.1 и 28 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации" обязанность образовательной организации заниматься организацией воспитания (как деятельности, направленной на развитие личности, в т. ч. формирование у обучающихся принятых в российском обществе правил и норм поведения) и тот факт, что решение проблемы буллинга требует комплексного подхода, включающего вовлечение в процесс психолога,



1. ТРЕБУЮ


1.1. Считать это обращение официальным уведомлением об актах буллинга (травли) в таком-то классе такой-то школы.

1.2. Принять срочные меры, направленные на предотвращение дальнейших актов буллинга в классе в отношении моего ребенка.

1.3. Провести проверку, установить всех причастных к травле и дать письменную оценку деятельности учеников класса, направленную на травлю других обучающихся, с точки зрения соответствия Уставу школы и общесоциальным нормам.



2. ПРОШУ



2.1. Составить план исчерпывающих мер, направленных на обеспечение безопасности обучения (в первую очередь, на предотвращение актов буллинга) в классе в среднесрочной перспективе, предполагающий задействование психолога, с указанием ответственных лиц.

2.2. Сообщить мне о всех принятых мерах (пп. 1.1., 2.1. настоящего обращения), результатах проверки и письменной оценки актов травли учеников класса (п. 1.3. настоящего обращения) и составленном плане мер, направленных на обеспечение безопасности обучения (в первую очередь, на предотвращение актов буллинга) в классе в среднесрочной перспективе (п. 2.1. настоящего обращения), на электронную почту my-e-mail@yandex.ru в сроки, установленные законом (ФЗ № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").



Оставляю за собой право переслать полученный ответ в Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Минпросвещения РФ в случаях, если сочту ответ неудовлетворительным, либо недостаточно полным.

Также оставляю за собой право обратиться в надзорные органы с инициацией проведения проверки образовательных процессов в случае, если срочные меры против травли не будут приняты и мой ребенок вновь столкнется с актами буллинга в ближайшее время.



05.12.2024 /Иванова Александра Александровна/

показать ответы
17
Автор поста оценил этот комментарий

@PikuBiku, прочитал Ваш пост.
Напишите мне на почту bat9955@rambler.ru
На 95 % уверен, что сможем Вашей семье помочь.

Автор поста оценил этот комментарий

При таких условиях не хочется быть публичным человеком. П -- политкорректность ((

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

В каждой игре свои правила, с которыми нужно считаться.

Автор поста оценил этот комментарий

Гнобят тех, кто позволяет себя гнобить. Если нечисть знает что будет размен, будет искать другую жертву. Тех, кто будет просто ныть и загибаться. Так было в нашем весёлом детстве, я пошел в первый класс в 90м и так примерно обстоит дело сейчас. У нас с первого по пятый класс было все тихо, даже не дрались, потом кому то в бошку епанула моча и из класса оставили человек 5, остальных набрали хрен пойми откуда. Драки каждый день, попытки загнобить, попытки ставить на деньги. Веселые 90е, пацаны пытались косить под бандюков. Кое кто в свои 14 уехал на малолетку. Нужно всегда бить в ответ, в идеале заниматься спортом. Сделал вывод. Боулинг был, есть и будет. Ребенка надо готовить к противодействию. С ребенком начал заниматься с момента как он начал ходить. Объяснял как себя вести при наезде. Ставил удары. Купил детскую грушу на пружине, гантели, гирьку. С 5 лет отдал на единоборства. В первом классе у них появился дите незаменимого специалиста и начал бычить. Получил в бубен и притих. На перемене подтянулись соплеменники с параллельного класса. Пока до стайной охоты не дошли, полезли раз на раз. Тоже выхватили. Специалист кидался и на других, а они и не знали как себя вести при наезде. Просто ныли. Недоработка родителей. Отожратый одноклассник, весом чуть не в два раза больше начал бычить, тоже получил в рог, при этом пол класса орали разъезд чушпаны и пыялу. Были стычки во дворе с пацанами постарше, гопотой и юными бесценными специалистами. Продолжает заниматься, говорит хочет стать мастером спорта, стараюсь с ним постоянно общаться, вроде доверяет, время от времени смотрю телефон, а у них сейчас немалый процент общения в телефоне, в том числе наезды, забивание стрелок и прочее, вмешаюсь если не будет вывозить, будет наезд старшаков, взрослых, толпой или с аргументами. Пока вывозит сам.

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Обсуждали в комментариях под прошлыми постами.
И я согласен с человеком, который заметил, что у детей очень разные данные в плане физических габаритов: на физкультуре, когда в ряд становятся, разница между самым высоким и самым низким может быть в 1,5 раза. Ну, переключились с вашего ребенка на ребенка, что ниже, или на девочку, травля в классе не исчезла. Разве это норм? Не каждого можно научить отпор давать. А, может и не переключились, а большую толпу собрали.

А сколько психологических травм люди из такого детства выносят?
Я пару раз в неделю проверяю теги "травля" и "травля в школе" (может, где школьник просит совета, не знает, что делать), и вижу, что полно пикабушников, которые признают, что такое пережитая в детстве травля наложила на них свой отпечаток.

Нет смысла считать травлю в школах нормой, даже если это "в природе человека".
Ничему здоровому это не учит. Хотите закалять характер и уметь драться - идите в спорт, постановка ударов, спарринги на любой выбор, даже с противником поопытнее и сильнее, контролируемый тренером прогресс. В отличие от того, что вынесешь из хаотичного противостояния травле: получишь травму, травмируешь другого, ожесточишься, сломаешься, присоединишься к задирам.
Я очень люблю спорт, но как системное решение проблемы с буллингом он устарел.

Кроме того, независимо от предрасположенности к спорту любому ребенку пригодится подготовка уметь решать свои проблемы и отстаивать права юридическим путём.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

В тексте замечена опечатка: жертва травли совершает *роскомнадзор*. О чём идёт речь?

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Это не опечатка.
Это распространенный в Рунете эвфемизм суицида.

показать ответы
24
Автор поста оценил этот комментарий

@Ch0rnayaGolubika,
@valency,
@Whitneiy,
@c260yt,
@glukin6,
@user5473222,
@Mari.anna,
@Arina.K,
@Sdertfuji,
@atsetilsalitsil,

на прошлых выходных не смог опубликовать (был занят по личным причинам), публикую сегодня.

4
Автор поста оценил этот комментарий

День добрый, прошу меня извинить, но я к вам обращаюсь на первый взгляд по противоположному вопросу. Свекровь работает в школе учителем, у нее классное руководство и в прошлом году к ним пришел мальчик. С первых уроков он начал себя вести так, как будто больше нет детей в классе, перебивает учителя, половину урока разговаривает, рассуждает не в тему, не дает другим слушать, переспрашивает одно и тоже по 100 раз, задает глупые вопросы. Это на каждом уроке на разных предметах. Учителя уже воют, дети злятся и соответственно после урока на нем отрываются. Мальчик исподтишка толкает ребят, провоцирует, в потом бежит жаловаться учителям, которые уже ему не верят, жалуется маме, та забрасывает сообщениями классную по ночам. Причем они сменили уже третью школу. И во всех якобы ребенка буллят. Мама за все время пришла один раз поговорить с психологом, т.к. в школе все понимают, что проблема именно с ребенком, а не с остальными детьми. Ушла она недовольная, т.к. не ожидала, что в плохом поведении обвинят ее сына. Родители написали коллективное письмо директору с жалобами на этого ученика. Из последнего - ребенок повадился громко пускать газы в классе, причем все это надменно комментирует: мол нюхайте, что естественно, не безобразно и т.п. Отсюда вопрос, как с этим по уму справиться? Учебный процесс нарушается, дети не усваивают программу, а ученик и не думает себя вести адекватно.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте.

Я полагаю, в 2025 году (с увеличением числа волонтеров из действующих педагогов и когда у меня будет больше свободного времени) мы займемся проработкой таких случаев.
Сейчас могу лишь порекомендовать задать этот вопросов в Лиге педагогов, а также ознакомиться с материалами для педагогов на сайте травлинет.рф
Ссылки на их материалы в открытом доступе:
portal.gnezdo.live/school
травлинет.рф/informacija_dlja_specialistov

Можете написать волонтерам травлинет, думаю, они могут сориентировать, если у них есть материалы на эту тему.

показать ответы
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да, вполне получилось. В этом и заключается вся прелесть насилия - многие хотят его раздавать, но вот получать желающих гораздо меньше:)


Расплачивался и до сих пор плачу отношением к жизни, своей и чужой. В широком понимании слова.

Социализацией - с такими жизненными понятиями, скажем так, не все согласны. Близкие отношения - целая история.


Мне в конечном итоге повезло не сторчаться и не мотаться по зонам. Как то так...

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Звучит буквально как реклама моего (правового) подхода к решению проблемы.

Есть предложение. Можете написать свою историю (честно, можно даже от анонима, но тогда через время), где укажете, как решали проблемы с травлей, и как это на Вас сказалось (про близкие отношения, ощущаемые проблемы с социализацией). Только пинганите меня в истории, если согласитесь.

А я буду на Вашу историю иногда ссылаться, если кто-то будет особенно активно настаивать, что насилие - это самый лучший способ справиться с задирами в школе.
Дети любят, когда с ними разговаривают честно. Ваша история может кому-то помочь.

показать ответы
8
Автор поста оценил этот комментарий

Какие у Вас ожидания от действий администрации школы?
Насколько серьезно хотите наказать обидчиков?
Насколько Ваш ребенок уязвим к встречным обвинениям в реальных правонарушениях (сам кого-то буллил, бил, оскорблял, такого плана)?

Видео скопируйте на комп и в папку на Яндекс.диск.
Добавьте приложение к обращению, где будет ссылка на Яндекс.диск.
Ссылка текстом и QR-код, найдете в сети сервисы, где сделать ссылку в виде QR-кода.

Если нужна поддержка (моральная, например), напишите нам на почту bat9955@rambler.ru
Свободный волонтер подключится.
Также прошу продолжать держать нас в курсе, как решится ситуация.
В переписке здесь или по почте.

Рассмотрите вариант завтра первым делом отправиться в травмпункт (я бы жестко к ситуации подошел, но решение за вами), затем в СМЭ платно (можно сразу в СМЭ, в любом случае сумму можно взыскать в суде), зафиксировать следы побоев и параллельно с подачей обращения в школу написать обращение в Следственный Комитет РФ (в следственное управление СК вашего района).
Ребенка временно на больничный. Пусть не видит начало суеты.

Если бьют лежачего толпой, есть риск, что просто жалобы директору (а травля еще длительная, у задир есть чувство безнаказанности) хулиганов не испугают.
Могут попытаться надавить на ребенка еще. Или даже еще раз напасть.
Тем более не могу исключать, что директор больше пытается скрыть акты травли, чем решить их оперативно.

А вот участие в деле СКР поменяет ситуацию радикально.
Прогнозирую, будут писать и звонить, чтобы отозвали обращение.

Дайте знать, что прочитали.

И поддержите сына.
Это сейчас очень важно. Ребенок чувствует обиду и одиночество, и это ранит сильнее, чем просто побои. Объясните, что будете его защищать. Да мы всем Пикабу за него вступимся, если нужно (только не согласовав со мной, не публикуйте точное название школы, знаю я наших пикабушников, по пути еще пару школ снесут, начав предъявлять претензии, тут нужна аккуратность). Но хватит и моей команды.
Жду от Вас новостей.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Хм. Ладно. Школу уже назвали.
Уважаемые пикабушники, пожалуйста, доверьтесь мне как координатору и ничего не предпринимайте.

--
СМЭ - это судебно-медицинская экспертиза, погуглите, где её делают в вашем городе.

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: Личные данные, подлежащие удалению
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Какие у Вас ожидания от действий администрации школы?
Насколько серьезно хотите наказать обидчиков?
Насколько Ваш ребенок уязвим к встречным обвинениям в реальных правонарушениях (сам кого-то буллил, бил, оскорблял, такого плана)?

Видео скопируйте на комп и в папку на Яндекс.диск.
Добавьте приложение к обращению, где будет ссылка на Яндекс.диск.
Ссылка текстом и QR-код, найдете в сети сервисы, где сделать ссылку в виде QR-кода.

Если нужна поддержка (моральная, например), напишите нам на почту bat9955@rambler.ru
Свободный волонтер подключится.
Также прошу продолжать держать нас в курсе, как решится ситуация.
В переписке здесь или по почте.

Рассмотрите вариант завтра первым делом отправиться в травмпункт (я бы жестко к ситуации подошел, но решение за вами), затем в СМЭ платно (можно сразу в СМЭ, в любом случае сумму можно взыскать в суде), зафиксировать следы побоев и параллельно с подачей обращения в школу написать обращение в Следственный Комитет РФ (в следственное управление СК вашего района).
Ребенка временно на больничный. Пусть не видит начало суеты.

Если бьют лежачего толпой, есть риск, что просто жалобы директору (а травля еще длительная, у задир есть чувство безнаказанности) хулиганов не испугают.
Могут попытаться надавить на ребенка еще. Или даже еще раз напасть.
Тем более не могу исключать, что директор больше пытается скрыть акты травли, чем решить их оперативно.

А вот участие в деле СКР поменяет ситуацию радикально.
Прогнозирую, будут писать и звонить, чтобы отозвали обращение.

Дайте знать, что прочитали.

И поддержите сына.
Это сейчас очень важно. Ребенок чувствует обиду и одиночество, и это ранит сильнее, чем просто побои. Объясните, что будете его защищать. Да мы всем Пикабу за него вступимся, если нужно (только не согласовав со мной, не публикуйте точное название школы, знаю я наших пикабушников, по пути еще пару школ снесут, начав предъявлять претензии, тут нужна аккуратность). Но хватит и моей команды.
Жду от Вас новостей.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

"столкнулись с травлей моей дочери со стороны учащихся класса."

точка? а где ФИО агрессоров?

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

По ситуации.

Можно написать, разумеется.

Я в ряде случаев предлагаю вообще не писать.
В случае легкого буллинга педагогические сотрудники сами могут это установить, возможно, чьи-то фамилии мы не знаем и проведут профилактические беседы не только с теми, кого бы мы указали.
В случае тяжелого буллинга (с побоями/тем, что у взрослых считается мелким хулиганством (КоАП РФ)/хулиганством (УК РФ)) установление причастных – уже задача даже не школы, а ПДН.

Понятное дело, при опросе фамилии называем.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий
Дать молоток ребенку. Дать указание реьенку ёбнуть молотком по лбу зачинщику травли, остальное-наша проблема. Все. А вашими записульками по факту можно только жопу вытереть.
раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Вот пример истории, где люди по такой стратегии сами решают проблемы с травлей (в данном случае от учителя):
#comment_330976019

Вот примеры историй, где я консультировал и быстро пришли к положительному результату:
Истории про буллинг в школе должны заканчиваться ТАК (первые 3 истории от Человека из Кемерова)

И это только те, что я опубликовал.
Всё прекрасно работает.

Вот пример Вашей истории:
74.ru/text/incidents/2024/09/16/74092547

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а реально ли как-то повлиять на учителей, которые «орут»? Ребенок не всегда может объяснить, что именно случилось - 6класс - пока просто говорит «опять орала, я боюсь»


При этом про другого учителя: эта не орала, а наоборот с улыбочкой говорила гадости, это было даже неприятнее.


При этом это происходит не всегда в отношении моего ребенка, но даже наблюдать за таким обращением - мне кажется травматично?


Но криминала нет, вот так общаются учителя, но это же не нормально?

Мне кажется это безвыходная ситуация, и ребёнок в заложниках у учителей(постоянно такое ощущение)

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитайте этот пост
Ответ на пост «Целенаправленная травля родителя и ребёнка пед составом школы»

Если будут аудиозаписи и медзаключение от детского невролога (обратитесь с жалобами на нарушение сна, проблемы концентрации в учебе, попросите указать в причинах реакцию на повышенный голос учителя в школе; довольно часто врачи идут навстречу), ваши шансы очень даже неплохие. Можно попросить дать оценку такому педагогическому подходу, по крайней мере, и соответствия его Уставу школы, ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", должностной инструкции учителя, Письму Минпросвещения России № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 г. "О методических рекомендациях" по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, другим правовым актам. (Последнее предложение можете использовать в обращении. Если подтвердится наличие крика, то определенно будет несоответствие многим из положений того же ФЗ "Об образовании".)

Автор поста оценил этот комментарий

О как! А без эвфемизмов никак? ...для тех, кто не в курсе. Суицид вместо самоубийства, а вместо суицида ещё и эвфемизм. Зачем это? Чтобы не затронуть чьи-то нежные чувства?

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Типа того.
Мои посты читают в том числе и несовершеннолетние (делаю такой вывод на основании того, что они иногда пишут на почту).
И я не заинтересован в критике в духе: "Зачем Вы пишете о суицидах в тексте, который в т. ч. ориентирован на школьников?"
Приходится искать баланс.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

@ChelovkzKemerova, пожалуйста, посмотрите письмо на почте at9955, московский шестиклассник

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Одну букву забыли:
почта bat9955@rambler.ru (письма пока нет)

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: Личные данные, подлежащие удалению
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

@Moderator555, @Kot163 про номер школы в этом комментарии (2 абзац 1 предложение).
Его комментарий: #comment_337988951

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В этом посте еще ссылки на полезные материалы найдете:
Ответ родителю, чей ребенок столкнулся с травлей (буллингом)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Уточню, что школа может принять нормативный акт, что телефоны использовать ученикам нельзя (на взрослых это не распространяется). Диктофоны запретить не получится.

0
Автор поста оценил этот комментарий

В школе где учатся мои дети задиры - дети учителей директора и всяких там работников. Когда я пришла в школу поговорить на меня там просто орали сыпая обвинения на моих детей. Теперь собирают от других родителей кляузы, годиться даже если обозвала и не важно в ответ или нет.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чем выше статус оппонента, или чем больше у него связей, тем раньше нужно писать сразу на максимальный верх с указанием этих деталей.
Я бы рекомендовал направить обращение в Администрацию Президента РФ, это сильно осложнит реализацию плана директора и компании. (Спустят до Управления образования или до регионального Минобразования, сами еще позвоните, чтобы установить с ними контакт, и получите хорошие возможности отстоять права своих детей.)
Копию обращения направьте Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка (не региональному, а сразу в Москву). Те тоже умеют так озадачить директора школы, что он/она начинают искать компромиссное решение.

Второе, что можете сделать, - отправлять детей в школу с включенными диктофонами, положенными в пенал.
Несмотря на то, что это законно (если дети в 3 классе и старше, и скрытая запись идет на диктофон, а не на телефон, это я с учетом всех тонкостей законодательства в сфере образования) проинструктируйте их стараться не попадаться.
Любое предвзятое отношение со стороны педработников, зафиксированное на запись, может Вам в будущем помочь. Или запись поведения их детей.

А на случай, если всё же с диктофоном попадутся, заранее подготовьте обращение на имя директора с правовыми основаниями (текст курсивом отредактируйте под свою ситуацию):

Являюсь родителем (законным представителем) несовершеннолетнего ребенка, обучающегося в образовательном учреждении (школе).

У нас появились основания полагать, что ранее в образовательном учреждении были нарушены права моего ребенка и что он столкнулся с травлей (буллингом), выражающейся в том числе в физических нападениях. Также считаем, что были нарушены мои права как родителя на получение информации, касающейся дел ребенка в школе (данные права следуют из ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»).

В связи с этими обстоятельствами мы приняли решение дать ребенку с собой включенный диктофон для скрытой аудиозаписи образовательных процессов, участником которых он является.

Принимая это решение мы руководствовались следующими правовыми нормами:

- Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Школа — это общественное место, не содержащее каких-либо личных, семейных или коммерческих тайн.

- Согласно ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», родитель вправе знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания.  Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит об обязанности бюджетной организации обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.

- Из позиции Верховного Суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18) следует право гражданина РФ не предупреждать о фиксации путем аудиозаписи коммуникаций, касающихся его дел, когда он является непосредственным участником этих коммуникаций.

- Важно заметить, что используемое устройство (диктофон) относится к находящимся в свободном обороте и не относится к устройствам, запрещенным ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).

- Мы убедились, что используемое устройство не производит никаких шумов или иных технических помех и не будет мешать образовательному процессу.

- Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

- Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся по сравнению с установленным законодательством об образовании, а также принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.


--
Сразу полученные таким образом свидетельства школе не предъявляйте.
Правоохранительным или надзорным органам можете пересылать расшифровки текста и вырезанные соответствующие фрагменты аудиозаписи (обычно это для них самый оптимальный вариант, из моей практики). По запросу будьте готовы предоставить всю аудиозапись.
Сопровождайте отправку этих материалов сопровождающим текстом, что свидетельства были получены в соответствии с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18.
Публиковать эти записи не можете. Пересылать третьим лицам не можете (можно юристу, с которым у Вас заключен договор, если такой будет).
Школа не может принять локальный нормативный акт, запрещающий такую запись (в этом случае напишите мне на почту, сориентирую по плану действий, или опубликую до этого историю, как мы с этим вопросом в Рособрнадзор обращались, тогда можете по рекомендациям в посте сориентироваться).

Разговоры с сотрудниками школы (на встречах или по телефону) тоже записывайте.
Тут можете на телефон спокойно.
Требование заходить в кабинет, оставив вещи/телефоны снаружи, незаконно (пару раз встречал такие ситуации на практике). Даже, если уверяют, что есть соответствующие нормативные акты (вряд ли есть, если есть, они тоже незаконны).

Успехов.

Или рассмотрите вариант сменить школу, если нет ресурса бороться.
Не каждый холм стоит, чтобы за него биться насмерть.

показать ответы
0
Excommunicado
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день.

Написал и сегодня жена отнесла в школу. г. Краснодар.

Там ей заявили, что я не вправе это всё требовать)))

Я им конечно не верю

@ChelovkzKemerova

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пишите обращение в Рособрнадзор, копия: в администрацию города, в территориальную КДНиЗП. (Отправьте через электронные приемные. Сегодня пятница, в воскресенье вечером хорошее время для отправки)

Опишите кратко ситуацию (столкнулись с травлей, то, что это травля, следует из того, что акты агрессии соответствуют всем ключевым признакам травли (буллинга): намеренность, неоднократность, физическое или психологическое насилие, неравенство сил), отнесли обращение (см. Приложение 1) в школу, там принять его отказались (да? если нет, то пишите "приняли с формулировкой") с формулировкой: "Вы не вправе этого требовать", что считаю нарушением Федеральных законов N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Опасаюсь, что с таким отношением не будет также проведена должная работа по обеспечению безопасных условий для обучающихся, как того требует Закон об образовании.

Прошу:
Принять экстренные меры по обеспечению безопасных условий в школе такой-то для физического и психологического здоровья обучающихся, а также оперативного прекращения травли в отношении обучающихся.

Приложение 1. Обращение в школу в связи с травлей.

Дата Подпись /Расшифровка/

Приложение 1.
(тут текст отнесенного приложения)

0
Автор поста оценил этот комментарий

В шаблоне, кажется, ошибка:
2.2. Сообщить мне о всех принятых мерах (пп. 1.1., 2.1. 1.2 настоящего обращения),

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы правы, полагаю. Завтра на свежую голову прочитаю еще раз и подумаю, как исправить.

0
Автор поста оценил этот комментарий

@user11777019, видел Ваш пост (меня тегнул @privetpokakaesh до того, как пост снесли).


Напишите на имя Бастрыкина обращение, описав ситуацию и указав, что в числе противоправных действий в отношении несовершеннолетнего есть признаки ст. 213 УК РФ (Хулиганство) и ст. 163 УК РФ (Вымогательство).

Просите принять меры и взять ситуацию под личный контроль.
Приложение: скриншоты, что у Вас есть.

Укажите еще

Копия:
в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки

в Администрацию города *ваш город*

директору школы такой-то
(я так понял, ученики из школы)

--
Это подследственность не СК РФ. Но лучше в ПДН, которые должны этим делом заниматься, от СК придет письмо, чем от физического лица, а то будут как прокуратура говорить, что "это же дети". Также изучите посты у меня в профиле и напишите на почту Ьаt9955@rambler.ru

Консультируем бесплатно, но в последнее время можем отвечать неоперативно, очень много задач.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Добрый день.
Подскажите как с Вами связаться? Хотела с Вами проконсультироваться.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте.
Напишите на почту bat9955@rambler.ru, если еще не сделали это.

Правда, я сейчас в поездке, отвечаю неоперативно.
Тем не менее всё решим.

0
Автор поста оценил этот комментарий

@ChelovkzKemerova, здравствуйте, работает ли эта же стратегия в колледже? Дети там сначала несовершеннолетние, а выпускаются уже после 18 лет. Что, если буллинг в отношении совершеннолетнего? Также написала на почту проекта

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, работает.
Мой самый первый опыт такого рода помощи обучающимся был именно в колледже. Еще до Пикабу и до того, как я решил, что могу масштабировать это.

Закон об образовании (N 273-ФЗ) един для всех образовательных учреждений, от детсадов до университетов, школы и колледжи сюда же.

Но могут быть свои нюансы.
Так, например, нужно посмотреть, от кого лучше писать обращения.
(Я бы рекомендовал именно от родителя (нужно уточнить, требуется ли в таком случае доверенность на представление интересов совершеннолетнего), или подписывать и родителю, и совершеннолетнему студенту (получится коллективное обращение), чтобы снизить административное давление на обучающегося.)
А еще за правонарушения задир проще привлекать к ответственности. При этом речь может идти и об уголовной ответственности (ст. 213 УК РФ (Хулиганство), например), значит, напугать оппонентов еще проще будет. Или реально наказать, если будут упорствовать.

Только не забывайте, что прекратить травлю – требует одного объема ресурсов (небольшого или среднего), а привлечь к ответственности уже другого объема ресурсов и времени (от среднего до очень большого). Тут смотрите сами.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Город Москва. 9 класс. 15 лет. На протяжении 2 лет она его гнобила, понижала самооценку, всё время ему говорила, что он 2 и лучше не будет, не переведет в другой класс. Наши все разговоры она передавала ему перед всем классом, унижала. К сожалению, я узнала это уже поздно (только сейчас), когда он потерялся, хотел покончить с жизнью. Попал в кризисный центр, там пролежал 28 дней. И даже сейчас они говорят что он все это не правильно понимал. Учитель математики. Записей у нас нет. Только выписка из кризисного центра.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите на е-мэйл.
Я попробую найти для вашей истории волонтера сопровождения, сам не смогу взять.

И это сложная история, просто так в комментариях тоже не готов взяться проконсультировать. Нужно запрашивать имеющиеся документы, медзаключения, возможно, личную информацию.

Могу только сказать, что учитывая всю сложность ситуации (запущенность, желание или даже попытку суицида), сценарий остаться на повторное обучение не самый плохой. Может быть, вообще стоит остаток года посвятить восстановлению, а вернуться к обучению после летних каникул. Тут Вам нужно консультироваться с врачами.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день, а если буллинг довел ребенка до кризисного центра? Записей нет, сейчас его перевели к другому преподавателю математики, но из-за того, что была травля на протяжении 2 лет, он по оценкам скатился на 2, и они из-за этого хотят его оставить на 2 год. Что в этом случае делать? Заключение с больницы есть, и там написано, что из-за проблем в классе и учителем математики.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите на почту bat9955@rambler.ru
Укажите город, возраст ребенка и агрессоров, все ключевые обстоятельства.
Будем предметно разбираться.

Какой класс еще укажите, не в каждом можно оставить на 2 год без согласия родителей (согласие не требуется в 4, 9 и 11 классах).

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день.
на дворе 2026 год, подскажите пожалуйста, у Вас появилась какая то реальная база по таким случаям ? У Вас очень много постов о травле детей и методах их защиты.
Но когда появляется подобный ребенок? И весь педагогический состав школы вынужден целыми днями заполнять отчетность о поведении неуравновешенного ребенка, из-за заявления в надзорные органы, составленному по Вашему шаблону, а не заниматься изучением школьной программы. Что делать в таком случае ?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Уточните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под "базой"?
Если набор подобных документов, которые сейчас спрашивают при проверках:
https://sh3-enisejsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32..., то да.

Как только будет свободное время, закончу начатый пост и выложу полезные для учителей документы.
--

В этой истории (как и во многих других) педагогический состав не испытывал даже близко подобного дискомфорта и работал в нормальных условиях, если бы сразу при первых обращениях родителей соцпедагоги и администрация школы занялись проблемой, как и должны были.
Или если бы еще до этого занимались профилактикой (как тоже, в целом, должны были), сейчас бы не требовалось заниматься "тушением пожаров".

0
Автор поста оценил этот комментарий

Если школа решит "воевать" с жертвой, к каким действиям готовиться?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Если чувствуете себя уверенными в своих силах (есть опыт достижения целей через обращения, четкие доказательства или знакомые юристы/подкованные коллеги), то можете самостоятельно, опираясь на эти материалы:
Ответ родителю, чей ребенок столкнулся с травлей (буллингом)
(Там целая подборка - от рекомендаций конкретных действий и поведения на встрече со школой до материалов, на основе которых можно составить собственную папку-памятку с аргументами и ссылками на положения в законе.)

Если будете чувствовать себя неуверенно, пишите на почту bat9955@rambler.ru
А там по ситуации - если будут свободные волонтеры и сложная ситуация у вас, возьмем на полное сопровождение (но всё равно материалы изучать придется, и на встречу со школой мы с Вами не пойдем, однако обращения поможем подготовить, тактические советы дадим) или на частичное сопровождение (Вы пишете, как идут дела, волонтер отмечает ключевые моменты, чуть корректирует, если видит тревожные признаки, включается больше).

0
Автор поста оценил этот комментарий
Подскажите пожалуйста, я упустила. Много ли случаев, когда реально помогли официальные разбирательства таким образом, чтобы по итогу счастливый конец? Ведь мало написать письмо и отнести его в школу, надо и дальше пошагово действовать правильно, добиваться. Скорее всего там палки в колеса будут ставить все.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению, загружен.
Пока просто скопирую 2 фрагмента по этому поводу:

1. Почему технология работает:
педагогические сотрудники (а я напоминаю, что согласно закону, обеспечение безопасных условий для обучения – их зона ответственности), кто не является Профессионалами с большой буквы, обычные люди. А людям свойственно идти по пути наименьшего сопротивления.
Заниматься воспитанием и эффективным воздействием на задир и хулиганов, безусловно, сложно: они сопротивляются, кстати, их родители часто тоже.
Задача же родителей, чей ребенок столкнулся с травлей, сводится к тому, чтобы оказалось, что заняться поведением хулиганов в школе стало путем наименьшего сопротивления для педагогов. Бездействовать и закрывать глаза на издевательства одних детей над другими больше не получится.
Всё в полном соответствии с законодательством РФ и Законом об образовании, в частности. (Ссылки на конкретные положения в законе можете найти в этом посте.)
(пост-инструкция) Ссылки на статьи закона, если ваш ребенок столкнулся с буллингом и предстоит разговор с администрацией школы

Но дело не только в законе. Дело также в том, что эксперты, изучающие природу травли, убеждены, что именно позиция учителей – ключевой фактор, есть травля в классе или нет. Системное решение проблемы буллинга обязательно подразумевает грамотные действия педагогического коллектива.

Также напомню, что разговаривать напрямую с родителями задир – стратегия малоэффективная.
У вас нет с ними специальных регламентированных законом отношений, а с учебным заведением есть.

2. О нашей стратегии в широком смысле

Если на всех уровнях:
- подготовка,
- заявление,
- скрытая аудиозапись всех разговоров со школой, включая телефонные,
- подтверждение зафиксированными свидетельствами (может, фото испорченных вещей есть или скриншоты угроз в соцсецтях),
- защита своей позиции на встрече в школе (в 90 % случаев приглашают на Совет профилактики или подобное мероприятие),
- следование иным рекомендациям, что найдете в присланных материалах,
все сделаете хорошо, шансы на успешное решение проблемы будут высокими.

Администрация школы только разведет руками, поймёт, что у них просто нет варианта (который в иных случаях им выгоднее) продавить родителей пострадавшего ребенка и начнет работать с задирами и педагогом.

--
В общем, если всё сделать достаточно грамотно (хотя бы на 4 из 5 баллов), и нет каких-то экстремальных обстоятельств (вроде жесткого травмирующего опыта, который переводит травлю из легкой в тяжелую, сопряженного с жесткими унижениями или причинением вреда здоровью), то ваши шансы стремятся к 95-100 %.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Очень вовремя нашла этот пост. Узнала вчера, что мою дочь травят одноклассники, я в растерянности, куда идти, что делать, нет четкого понимания, кроме как писать гневные письма родителям. Да это и не помогает. К сожалению, права свои защищать тоже надо учиться
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Держите еще несколько ссылок:
Как правильно писать обращения в различные ведомства (полезный длиннопост)
- полезный пост для желающих научиться защищать свои права.

Самая распространенная ошибка при отстаивании своих прав – ждать справедливости
- тут длиннопост про то, как к защите своих прав следует относиться (немного мотивации, немного для того, чтобы "разложить по полочкам")

Ответ родителю, чей ребенок столкнулся с травлей (буллингом)
- пост с ссылками на другие полезные материалы (если ожидаете, что школа будет сопротивляться, мол, ничего не было, и нужно будет отстаивать свою позицию; для максимальной подготовки).

--
Спасибо, что подписались.

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

В шаблоне, кажется, ошибка:
2.2. Сообщить мне о всех принятых мерах (пп. 1.1., 2.1. 1.2 настоящего обращения),

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь не смогу исправить.
В самом шаблоне https://docs.google.com/document/d/1AKGvNf76Hw_1_FMDjD2WyFgj...
исправил на более простую формулировку:

2.2. Сообщить мне о результатах проверки и принятых мерах, а также составленный план мер, направленных на обеспечение безопасности обучения (в первую очередь, на предотвращение актов буллинга) в классе в среднесрочной перспективе, на электронную почту my-e-mail@yandex.ru в сроки, установленные законом (ФЗ № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

0
Автор поста оценил этот комментарий

В последнем случае проблема что ему 16 уже) А если до 14 то ты можешь убивать, издеваться, жечь заживо, насиловать 6тилеток и тебе абсолютно ничего за это не будет, так как самый гуманный суд) таких случаев намного намного больше. И будет. Пока возраст уголовки не опустят до 11 хотя бы.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

У Вас, кажется, некорректные данные.

В последней истории ребенку с молотком было 13 на момент инцидента.
https://ngs.ru/text/incidents/2024/09/16/74095850

Это 16 сентября случилось, а не 16 лет (примерно понял, откуда взялось число 16).

Нет такого, что ничего не будет.
Даже за то, что в 10 лет отправил другого 10илетку в больницу можно по № 120-ФЗ на 30 суток уехать в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей). А уж безнаказанность при сексуальном насилии - еще больший миф, также в психбольницу положат, чтобы от социума изолировать. Ну, или правоохранители в том городе сами нуждаются в проверке.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Дело в том, что никаких фиксированных доказательств нет, все происходит в отсутствии взрослых. И после заявления и заверения директором, что так это не оставит, психолог и педагоги стали манипулировать, давить и стыдить ребёнка в школе. То бишь совершенно обратное помощи.
Никто ничего не видит, я преувеличиваю, а ребёнок наговаривает.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

В качестве доказательств можете прикрепить обращения в разные периоды (если были), можете цитировать педагогов (если в устной беседе обсуждали уже ситуацию и педсотрудники показали не самые эффективные психологические установки, вроде "это дети, сами разберутся").

Если школа и все родители занимают контрпозицию, важно подчеркнуть, что вы 2 стороны с разными точками зрения, а не так, что у школы есть право выносить решение, кто прав, кто не прав (так как образовательное учреждение является заинтересованной стороной в такой ситуации). Важно понимать, что, к сожалению, у школы есть мотив скрыть факт травли (можно спросить, какие санкции ждут школу, если это подтвердится официально).
Также правота не может быть установлена большинством голосов.

Есть сигнал, его нужно отработать.
Игнорирование таких сигналов приводит к негативным долгосрочным последствиям.

Можете заверить участников мероприятия, что с этого момента гораздо серьезнее отнесетесь к фиксации актов травли, если они вновь будут иметь место быть, вплоть до привлечения прокуратуры и Уполномоченного по правам ребенка.
(По факту Ваш арсенал – скрытая аудиозапись, в том числе ребенок может записывать сам, в том числе скрытая аудиозапись медиации, где Ваш ребенок и задиры в присутствии психолога обсуждают ситуации (90 %, что они косвенно подтвердят те или иные события), измерение психологической атмосферы в классе (в идеале психологом от Управления образования, а не школьным, этого сложно, но можно добиться), или наличие от 2-х свидетелей, прямо подтверждающих, что были отдельные инциденты. Но вслух Вы это не говорите, не давайте им преимущество и время на подготовку.)

0
Автор поста оценил этот комментарий
Дело в том, что никаких фиксированных доказательств нет, все происходит в отсутствии взрослых. И после заявления и заверения директором, что так это не оставит, психолог и педагоги стали манипулировать, давить и стыдить ребёнка в школе. То бишь совершенно обратное помощи.
Никто ничего не видит, я преувеличиваю, а ребёнок наговаривает.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите на почту конкретику.
Подумаем, как можно показать, что заявленное имеет место быть.

1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня уже все готово, благодарю. Я Вами научена.))
И уже второе обращение понесу. Я просто надеялась услышать, что-то типа: разговаривать не надо, шлите лесом, школа перекладывает ответственность)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Школа действительно перекладывает.
Но у того, кто может говорить прямо и приводить доводы, преимущество.
Если не будут слушать, просто фиксируйте себе отдельные фразы участников на бумаге (такое внимание к деталям напрягает), записывайте всё скрыто на диктофон и правильно подпишите протокол ("частично согласна", "с протоколом не согласна" или "согласна" – Ваша позиция должна быть очевидна)

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за ответ
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Полезные посты для подготовки папки с памяткой и речи:

Буллинг: почему это проблема общая, а не детская?

(пост-инструкция) Ссылки на статьи закона, если ваш ребенок столкнулся с буллингом и предстоит разговор с администрацией школы

https://drive.google.com/file/d/1dpYmw2Fb3T6pcjlcp8K-hiG9Zws...
«Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах». Первая половина (теория) не очень информативна, практическая часть (с 20 страницы, глава "Ошибки взрослых" и дальше) весьма полезна.
Можете говорить, что эти метод. рекомендации одобрены на уровне Министерства образования в ряде регионов.

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
У нас подано обращение директору (больше года оскорбления, толчки, унижение), состоялся разговор.
Директор с психологом хотят собрать всех родителей с детьми и нас в том числе, чтобы я еще и выступила(чтобы "не было сломаного телефона"). Якобы "глаза в глаза" все решит.

Я высказалась против. Но психолог пишет родителям в чат, что надо собраться.

Как быть мне?
В балагане не хочу участвовать. В чате меня уже обвинили в "преувеличении"
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите на почту bat9955@rambler.ru
Обсудим.

Вообще готовность открыто заявить при всех о ситуациях, привести доводы, показать свидетельства своей правоты – сильная позиция.
И это совместимо с подходом "у меня диалог с администрацией школы, не с родителями".

Подготовим папку с памяткой со ссылками на законы, аргументы, тезисы. Свою позицию донесем.

Вообще я бы центральной структурой выступления сделал бы соответствие инцидентов ключевым признакам травли:
- намеренность (кидались предметами не вообще, а в конкретного ребенка),
- неоднократность (и отечественные, и зарубежные исследователи согласны, что это от 3-х инцидентов),
- физическое или психологическое насилие,
- неравенство сил,
- закрепленные роли агрессора/-ов и жертвы,
- (необязательный, но характерный признак травли) цель агрессоров – воздействие на статус (унизить или удержать в нижней части социальной иерархии).

Далее кратко о последствиях для всех участников процессов (жертв, наблюдателей, агрессоров и даже взрослых участников).
Далее о Ваших планах пресечения инцидентов.

Вариант – пригласить с собой неравнодушного профессионального взрослого (сотрудника Управления образования/прокуратуры/кого-нибудь из команды регионального Уполномоченного по правам ребенка).

показать ответы
7
Автор поста оценил этот комментарий

Прекрасно, когда родители адекватные. Когда меня травили в школе, единственное, что сделала моя мать, сказала давать обидчикам отпор. Маленькой худенькой девочке нужно было давать отпор пацанам, которые были сильнее меня. Спасибо за полезную статью

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Жаль, что у Вас так всё вышло.

Будем развиваться, попытаемся стать для своих детей хорошими родителями и, по возможности, оставим прошлое в прошлом. Какой-то такой план на уровне ощущений сформулировался, когда Ваш комментарий прочитал.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу сказать, что понял Вас.

Понимаю,не могу тут всего указать...

Считайте что они = враги, те кто нарывается делая что-то мне назло,против меня..

а вообще у вас есть какие-то мессенджеры которые можете дать.

У вас консультации платные?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Только почта bat9955@rambler.ru
Консультации бесплатные

0
Автор поста оценил этот комментарий

Это всё прекрасно, но что делать, когда школьный возраст в прошлом?!

Статья о клевете?Пффф.. Они тоже самое могут написать и на меня.. Загвоздка в том что я их имён не знаю,а вот моё ФИО и дргиге данные им хорошо известны..

Т.е. стоит мне что-то против них сделать, обо мне сразу могут быть написаны заявы куда надо, а вот я также не могу, т.к. даже не знаю, как кого зовут.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу сказать, что понял Вас.

Кто "они"?
Причем тут статья о клевете?
Как давно были события?
Разумеется, если Вы против кого-то что-то противозаконное сделаете, на Вас может быть написано заявление.

показать ответы

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества