Как 8 американских брокеров закрывали русским счета

1 марта 2022 года американский брокер FirstTrade объявил, что прекращает работать с гражданами РФ.


Ситуация не новая. За прошедшие 10 лет не менее 8 финансовых посредников из США перестали работать с русскими. В статье разберём, по каким сценариям блокировали счета и что стало с активами инвесторов.

Наиболее известные америкаснкие брокеры:

Как 8 американских брокеров закрывали русским счета Блокировка, Санкции, Фондовый рынок, Брокер, Финансы, Длиннопост


1) TD
Ameritrade

Крупнейший американский брокер. Входит в топ 5 по мнению изданий Stockbrokers, Barrons, Investopedia.


В 2012 году разослал уведомления инвесторам из РФ, что счета будут принудительно закрыты. Однако позже изменил позицию. Позволил оставить счета, но запретил делать новые покупки.

Другими словами, новых инвесторов из РФ больше не пускали, но те, кто успел, им можно было продолжать работать с ценными бумагами, купленными ранее. Можно было их продавать и выводить деньги или продолжать держать. Делать новые покупки стало нельзя.


2) Charles Schwab


Ещё один крупнейший брокер из пятёрки лучших. Прекратил открывать счета налоговым резидентам России с 2014 г. Продолжил работать с теми, кто открыл счёт до 2014 г.


Напомню, что в 2014-ом Россия присоединила Крым. Вероятно брокер ввёл таким способом свои санкции. Кто-то, как брокер Interactive Brokers, перестал работать только с жителями полуострова. А кто-то, как Charles Schwab, решил вообще держаться подальше от русских.


3) ChioceTrade

В 2018 году перестал открывать новые счета для граждан РФ. Причины обозначил как «требование клиринговой компании». Со старыми клиентами продолжал работать.

С 2020 года брокер, видимо, уладил проблемы с клирингом и гражданам РФ снова открыли двери на вход.

4) DriveWealth


Начал работать с русскими в 2018. Сотрудничество продлилось 2 года.


В 2020 году брокер попросил закрыть позиции и вывести деньги. Причиной стала – полное закрытие работы команды, не только для граждан РФ, но и вообще для всех. Остались только b2b решения. Инвесторы получили такое письмо:


«Это уведомление информирует вас о том, что DriveWealth, LLC приняла стратегическое решение свернуть свою самостоятельную торговую службу.

Вариант 1: Вы можете передать свою учётную запись другому брокеру-дилеру. Для этого вам нужно будет ликвидировать все дробные позиции и инициировать полный перевод ACAT от принимающего брокера. Как только DriveWealth получит инструкции от принимающего брокера, мы завершим перевод.


Вариант 2: Вы можете продать ценные бумаги на своём счёте и вывести средства со своего инвестиционного счёта на привязанный банковский счёт. Обратите внимание, что ликвидация вашей учётной записи будет иметь налоговые последствия. Мы рекомендуем вам проконсультироваться со специалистом по налогам, прежде чем продолжить.


Если вы не перевели свою учётную запись или не сняли средства со своей учётной записи DriveWealth LLC до 28 января 2022 г., DriveWealth LLC закроет вашу учётную запись и ликвидирует позиции для покрытия ежемесячной комиссии за оценку в размере 5 долларов США. Мы будем начислять эту комиссию в размере 5 долларов США каждый месяц до тех пор, пока вы не предоставите DriveWealth инструкцию по выводу средств и ваш счёт не будет доведён до 0 долларов США.»


Часть инвесторов перевели автоматически на американского брокера Avenue securities, который правда ориентирован на инвесторов Южной Америкой (Бразилия, Аргентина, Чили). Для русских такой вариант не подошёл, поэтому их попросили на выход.

5) Firstrade


А теперь по брокеру Firstrade, с которого началась статья. Он перестаёт работать, ссылаясь на клиринговое агентство (как было и с ChioceTrade). Инвесторы получили письмо:


«Обратите внимание, что в связи с недавними изменениями в политике Apex Clearing Corp., клирингового агента Firstrade, Firstrade больше не сможет продолжать обслуживание счетов, зарегистрированных в определённых юрисдикциях, включая вашу текущую страну проживания.

Изменения политики Apex вносятся в соответствии с рекомендациями из Консультативного отчёта FinCEN Министерства финансов США, санкционного списка OFAC и списка юрисдикций, выявленных ФАТФ с недостатками в сфере ПОД/ФТ. Эти изменения политики не новы, и Apex Clearing Corp. должна обновить свою политику, чтобы она соответствовала федеральным требованиям.


Обратите внимание, что новые правила вступают в силу немедленно. Поэтому мы советуем вам перевести свой счёт в другую брокерскую фирму или продать какие-либо ценные бумаги и вывести все оставшиеся средства. Однако открытие сделок для вашего счёта больше не принимается. У вас будет доступ к вашим средствам, но на вашем счёте не будет возможности размещать сделки для открытия новых позиций. Скользящая ежемесячная плата за расширенное обслуживание в размере 50,00 долларов США также будет начисляться на все счета с оставшимся капиталом.


Благодарим Вас за оперативное внимание к этому вопросу. Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Искренне, Фистрейд Секьюритиз Инк.»


Есть вероятность, что брокер вернётся, потому что в 2013 году он уже прекращал работать с гражданами РФ и потом опять возобновил. Может повториться та же история. По крайней мере, в случае проблем клиринговой компании ChioceTrade, брокер вернулся через 2 года.


6) MB Trading

В 2016 году, как объяснил сам брокер, он приостановил работать с новыми клиентами из России, потому что был приобретён другим американским брокером – TradeKing. TradeKing открывал счета только резидентам США. При этом действующие счета российских клиентов никак не пострадали и не были закрыты. Всех их перевели в TradeKing и продолжили обслуживать именно там.

7) Zecco


Копия истории MB Trading. Только произошла 4 года ранее. Брокер Zecco был приобретён тем же TradeKing и перестал открывать новые счета россиянам. При этом со счетами старых клиентов ничего не произошло.

8) OptionXpress


Брокер славен доступом к опционам. Работал с гражданами РФ. В 2011 году был куплен Charles Schwab и стал её частью. После того как Charles Schwab в 2014 году перестала открывать счёта гражданам РФ, доступ к OptionXpress остался только у тех, кто работал с брокером ранее.


Итоги: 3 сценария развития событий


Все случаи выше можно свести к трём возможным сценариям:


Сценарий 1: «На выход» – Новым гражданам РФ открывать счета нельзя. Текущим пользователям нужно перевести позиции к другому брокеру или закрыть их и забрать деньги. Так сделали DriveWealth, Firstrade


Сценарий 2: «Кто успел – тот молодец» – Новым гражданам РФ открывать счета нельзя. Для тех, кто уже зашёл, ограничений нет. Так сделали Charles Schwab, ChioceTrade, MB Trading, Zecco, OptionXpress


Сценарий 3: «Заморозка» – Новым гражданам РФ открывать счета нельзя. Текущим пользователям покупать новые позиции нельзя. Можно продолжать держать, то что купили ранее неограниченное время. Можно продавать позиции и выводить деньги. Так сделала TD Ameritrade


Дополнительные заметки


Кроме трёх базовых схем отмечу схожие черты разных ситуаций, добавлю своей аналитики и заметок разных пострадавших инвесторов:


1) О закрытии счёта брокер извещает специальным письмом на почту. В нём описаны варианты, как действовать. Проблемы со сделками могут начаться за пару дней до сообщения. Так было с Firstrade

2) При смене отношения к инвестору у брокера могут начаться перебои в работе:

— Техподдержка отвечает медленнее и избирательно на письма.

— Уходит поддержка на русском (если была), остаётся только на английском.

— Средства выводятся с задержкой.
Это всё происходит в том случае, если брокер полностью уходит со всех рынков, как было с Schwab. Если брокер перестаёт работать только с гражданами одной страны, процессы остаются стабильны.


3) При уходе брокера с рынка – это создаёт проблемы не только для вывода средств, но и осложняет отчётность перед налоговой. Брокер перестаёт реагировать на запросы и не выдаёт необходимые справки и документы.


4) Не было ни разу, чтобы у частных инвесторов забирали активы. Ни один из сценариев такое не предполагает.

5) Тот, кто успел начать работать с брокером иногда мог продолжить сотрудничать с ним без ограничений и после.


6) В случае требования продажи и вывода средств брокер иногда отменяет комиссии со своей стороны на эти действия. Так делал DriveWealth


7) Если активы не забирали – это не защищало от их потери. Брокер мог списывать средства, введя комиссию. Сначала он забирал наличные на счету. Затем закрывал позиции, для расчёта за комиссии. Такой путь приводил к полной потери капитала, даже при отсутствии официального заявления о присваивании средств. И так, пока инвестор не заберёт то, что осталось. Так делали DriveWealth и Firstrade. Второй решил забирать ежемесячно по $50.


8) При блокировке на торговлю полную или частичную доступ в личный кабинет сохраняется.


9) Брокер может поменять решение и вернуться к работе с гражданами страны позже.

10) Вероятность того, что кто-то из брокеров заберёт активы частных инвесторов из России, невелика. Это создаст опасный прецедент. Жители разных стран держат счета у американских брокеров. Такой случай напугает их. Заставит сдержаннее пользоваться услугами американских брокеров.

11) Прошлый опыт никак не гарантирует поведение других брокеров в будущем, но поясняет общие алгоритмы работы.


Кто сейчас работает с гражданами РФ:


В начале статьи я разместил таблицу. На основе неё видно, что с гражданами РФ продолжат работать 5 брокеров:

Interactive Brokers,

Score Priority,

Light Speed,

ChoiceTrade,

и Place Trade


Кроме них я нашёл упоминание в сети брокера SpeedTrader, но о нём нет информации на сайте регулятора FINRA. Также нет информации о них и на SEC. Поэтому советую обходить стороной. В таблице он выделен красным.

Статья подготовлена автором телеграм канала «1000 долларов дивидендами». Он частный инвестор с капиталом у американского брокера. Пишет о том, как теперь собирается жить.