Каббала: тайный смысл Священного Писания

О том, в чем корни мирового зла и почему еврейский народ оказался рассеян по миру, рассказывает историк Сергей Пахомов

Каббала [От ивр. «традиция», «принятие»] появляется в своем классическом виде в Южной Франции и Каталонии примерно в XII–XIII веках. Под каббалой понимается часть тайного устного закона, который Господь передал Моисею наряду с письменным и который продолжал и дальше передаваться в устной форме: каббала выявляет те тайны, которые предшествуют описанию зримого, явленного мира, и позволяет заглянуть в метафизическую, запредельную реальность.

Одним из ранних протокаббалистических текстов является «Сефер Йецира», созданный в III–VI веках на Ближнем Востоке. В этом тексте описаны тридцать два тайных пути мудрости, которые разбиваются на десять чисел и двадцать две буквы. Десять чисел — это некие сущности, связанные с божественной волей, первостихии и связанные с ними время и пространство: Господь создает мир, оперируя именно этими числами, которые получают название «сефиры», «сфирот». Двадцать две буквы же — это буквы еврейского алфавита, которые также используются во время создания мира. Иными словами, Господь создает мир, как бы читая его, и эти буквы служат некими печатями, которые, с одной стороны, укрепляют этот мир, а с другой — скрывают истинные тайны, связанные с его происхождением.

Каббалистическая теория устройства мира

Можно выделить два направления каббалы — теософское и визионерское. Теософское направление скорее интеллектуальное: оно изучает через призму Священного Писания проблемы устройства мира и его происхождения или, например, понятие зла. Визионерская каббала обращает свое внимание на практические способы вхождения в состояние познания, в перемещение по семи «дворцам», в последнем из которых уже вот-вот можно увидеть самого творца. Тем не менее в основном каббала интересовалась именно устройством нашего мира.

В этой среде создавались настоящие шедевры, в том числе, пожалуй, главная каббалистическая книга — книга Зоар («Книга сияния»), которая была создана в последней четверти XIII века в Испании. Судя по всему, над ней трудилось несколько поколений авторов, но приписывается она рабби Шимону Иохаю, который жил еще в эпоху «Сефер Йецира». В книге Зоар представлены все основные каббалистические понятия, в частности Эйн Соф. Эйн Соф (букв. «всё») — это некая бесконечность, то есть бог, который лишен явных, четких внешних характеристик и представляет собой апофатическое единство. В таком виде его познать невозможно, он недосягаем для нас, и он неким непостижимым образом соотносится с богом Ветхого Завета как бог непроявленный и бог проявленный.

Каббалисты книги Зоар и похожих произведений много пишут о сфирот — тех десяти числах, которые являются живыми аспектами бога. Особенно важны три из них: кетер — «венец», «корона»; хохма — «мудрость»; бина — «понимание». Из этих трех сефир происходят семь остальных, заканчивающиеся десятым — малхут («царство»), которое одновременно представляет собой шхину. Шхина (шехина) — это женская ипостась Бога, которая ассоциируется с Софией древних гностиков, но в то же время шехина — это присутствие Бога на земле, связь Господа с народом Израиля. Эта связь была очень явная, четкая, пока Израиль слушался Бога, но затем он от Бога отпал, и в результате шхина отправилась в изгнание, и вместе с ней отправился в изгнание еврейский народ. Среди прочего этот сюжет объясняет евреям, как они были лишены своей родины и оказались в разных местах нашего мира.

Десять сефир выстроены в виде некоего древа, где правая сторона обозначает любовь Бога и его милосердие, а левая сторона — его гнев и ярость. Здесь гнев не противопоставлен любви, они находятся в гармонии; но человек, вместо того чтобы поклоняться всем сфирам без разделения, стал поклоняться только шхине, десятой сфире, а всех остальных забросил, и в результате левая часть Бога начала в сознании человека отслаиваться от правой части. Из-за такого невнимания со стороны человека левая часть Бога стала представлять собой гнев в чистом виде, то есть зло: иными словами, грех человека отделяет левую сторону Бога от правой и тем самым порождает зло. Теперь человек должен заниматься восстановлением — восстановление, возвращение человека обратно к божеству называется «тиккун». Этим занимается весь народ Израиля и каждый человек по отдельности.

Лурианская каббала

Своего расцвета каббала достигает уже в XVI веке, когда действует Ицхак Лурия, создавший школу лурианской каббалы. Согласно этой концепции, когда-то существовал только господь, Эйн Соф, и кроме него ничего не было. Чтобы что-то создать, он совершает сжатие в себе (цимцум), и в результате этого сжатия образовалась одна только маленькая точка, но ее хватило для того, чтобы туда поместилась целая вселенная. Сначала эта вселенная приняла форму гигантского человека по имени Адам Кадмон, состоящего из сфирот, каждая из которых излучает свет. Этот свет улавливается некими сосудами, тоже состоящими из света, но в какой-то момент свет, который истекал с четвертой по девятую сфиры, вызвал раздробление сосудов, и свет рассеялся в пространстве, а из осколков этих сосудов образовалось зло. Вся последующая история состоит в том, чтобы вернуть рассеявшийся свет.

Именно с этим связана необходимость вести благочестивый образ жизни и соблюдать 613 талмудических предписаний: они соответствуют 613 частям, на которые раздроблена душа и которые нужно соединить. Так ведение обычного религиозного образа жизни оборачивается мессианской задачей: евреи, как они полагают, являются авангардом всего человечества, они освобождаются сами и ведут всех остальных людей в исходное состояние — состояние света, единства и радости.

Пророческая каббала

Помимо теософской каббалы есть еще и каббала визионерская, профетическая, то есть пророческая. В XIII веке жил Авраам Абулафия — крупный теолог, философ-рационалист, мистик, который сформулировал науку о комбинировании букв. По его мнению, наша душа находится за семью замками, за семью печатями: вокруг нас плотина, за которой бьется океан божественной жизни, но наша душа это не ощущает, потому что она запечатана. Если же все эти печати вскроются, тогда океан жизни затопит душу. Человеку необходимо постепенно ослаблять эти печати с помощью определенных медитативных практик — например, писать буквы еврейского алфавита на дощечках, а затем их созерцать, в ходе чего рождаются какие-то ассоциации, которые уводят сознание в некоторое экстатическое состояние. В конечном счете это должно привести к тому, что все печати спадут и внутри человека поселится божество, которое вытеснит его мелкие эгоистические наклонности.

Однажды Абулафия решил обратить папу римского в иудаизм и явился к нему для этого в Рим, но едва он ступил в ворота, как папа римский умер. Абулафия истолковал это так, что бог уберег его от наказания, которое ему приготовили христиане за такую наглость, — желание обратить в иудаизм самого папу римского.

Другие каббалисты и иудеи не очень поняли Абулафию, и он не нашел верных последователей, но впоследствии его стали считать очень важным представителем магического иудаизма.

Каббала в современном мире

Каббала по-прежнему очень популярна, и существуют различные современные школы каббалы. Одна из самых известных, пожалуй, — это школа Михаэля Лайтмана, Международная академия каббалы, действующая в разных странах. Многие люди сегодня пытаются понять устройство мира через каббалистическую дешифровку Священного Писания, и в этом смысле каббала уже перестает быть уделом только лишь еврейского народа, чем она поначалу была, а становится достоянием всего человечества. 

Эзотерика и магия

2.1K поста4.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.