GreyHorse

GreyHorse

Админ чата "Душевное равновесие": https://t.me/psy_ru_org Для личных сообщений: https://t.me/grey_horse_rus
Пикабушник
поставил 30716 плюсов и 685 минусов
отредактировал 20 постов
проголосовал за 65 редактирований
Награды:
С Днем рождения, Пикабу!5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
525К рейтинг 1807 подписчиков 10К комментариев 3869 постов 852 в горячем
151

Как все начиналось

Как все начиналось Российская империя, Обложка, Деньги, Богатство
Показать полностью 1
6

Цитата

– В глубине души я действительно надеюсь, что этот парень благополучно вернется домой и скажет своему богу Мотеоке, что его здорово выручил Хэхэльф Кромкелет из Инильбы. Я слышал, бог этих хо состоит с ними в таких же теплых отношениях, как Варабайба с бунаба. Не то чтобы мне это действительно так уж позарез нужно, но… Понимаешь, Ронхул, если уж я живу в Мире, где так много могущественных богов, лучше постараться быть в хороших отношениях со всеми, если это возможно. Мало ли что.


Я задумчиво молчал, потрясенный его житейской мудростью.


(Макс Фрай, "Гнезда Химер")

Красивые ответы карт. Вода будет

У нас в городе в районе, где я проживаю, в этом году из-за аварии перекрыли всю воду: и холодную, и горячую. Сказать, что было ужасно несколько дней сидеть без воды(особенно с ребенком пятилетним) - значит ничего не сказать. Спрашиваю у карт: "Дадут ли уже сегодня воду?"

На Колдовском Королева Чаш:

Красивые ответы карт. Вода будет Гадание, Карты таро

На Универсальном Ключе Умеренность.

Красивые ответы карт. Вода будет Гадание, Карты таро

Итог: Дали воду) А до этого на все предыдущие дни Пентакли падали.


(с форума Alone Tarot

Показать полностью 2

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль четвертая: Алан Мур против Гранта Моррисона

Магические залпы на полях оккультных сражений не стихают и в современном мире. Так, два культовых британских сценариста графических романов, 68-летний Алан Мур и 62-летний Грант Моррисон, являются практикующими оккультистами, на дух не переносят друг друга и на протяжении вот уже трех десятилетий выясняют, кто из них более талантливый автор комиксов и более могущественный волшебник. О ключевых перипетиях этой многолетней колдовской схватки читайте в заключительном очерке из цикла, посвященного главным магическим сражениям в истории человечества — специально для «Ножа» его подготовил темный культуролог Роман Королев, автор телеграм-канала «Темная культурология». Первые три выпуска можно найти тут, тут и тут.


Влияние обоих британцев на современную поп-культуру трудно переоценить. Грант Моррисон корпел над приключениями Бэтмена, Супермена, Фантастической четверки и других знаменитых персонажей — а в авторских работах рассказывал о сюрреалистических похождениях Адольфа Гитлера (The New Adventures of Hitler), наемном убийце с воображаемым мультяшным другом-единорогом (Happy) и лавкрафтианских ужасах, которые преследуют астронавтов, пытающихся спасти Землю от столкновения с астероидом Шибальба (Nameless). Моррисоновские «Незримые», судя по всему, в значительной мере повлияли на «Матрицу», хотя сами Вачовски этого никогда публично не признавали. Алан Мур придумал анархиста V в маске Гая Фокса, растиражированной бунтарями по всему миру, от США до Гонконга, создал эпохальную и безжалостную сатиру на американскую мечту о супергероях («Хранители») и написал полную жестокого юмора «Убийственную шутку», которая стала одним из ключевых произведений, деконструирующих образа Бэтмена.


Для поклонников творчества Мура также не секрет, что он является едва ли не единственным ныне живущим почитателем римского бога-змея Гликона и имел продолжительную беседу с демоном Асмодеем, который явился ему в облике черного паука и обращался с ним «с великой вежливостью и очарованием».


На мировоззрение Мура оказало значительное влияние творчество Кроули, который в известном пассаже из «Магии в теории и на практике» назвал написание книги разновидностью волшебства. Схожим образом воспринимали искусство литераторы-символисты, о влиянии оккультных идей на творчество которых мы говорили в прошлый раз. Алан Мур тоже верит, что творчество в любых его формах, будь то рассказывание историй, рисование комиксов или высекание скульптур из камня, по определению является магией.

«Искусство, как и магия, — это способ манипуляции символами (словами или изображениями) с целью добиться изменений в сознании человека. <…> Именно поэтому я считаю, что современные писатели или художники ближе всех к шаманам», — говорит он.

Впрочем, в жизни Мура присутствует не только магия слов, но и вполне конкретные ритуалы, почерпнутые из эзотерического учения Алистера Кроули — телемы — и европейской оккультной традиции.


В свою очередь, Грант Моррисон с 19 лет является адептом магии Хаоса — эклектичного течения в оккультизме, сформировавшегося в Британии в 1970-е годы. Сторонники этого направления не придают особенного значения ритуалам и воспринимают свою систему верований как персональный конструктор, в котором могут сочетаться элементы разных мифологий и пантеонов, включая персонажей вымышленных вселенных вроде лавкрафтовских Великих Древних. Алан Мур откровенно насмехался над магией Хаоса в своем графическом романе «Прометея», а Грант Моррисон говорил, что идеи Кроули безнадежно устарели и не имеют никакого отношения к миру, в котором мы живем.

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль четвертая: Алан Мур против Гранта Моррисона Алан Мур, Комиксы, Магия, Дуэль, Длиннопост

Алан Мур


Однако разногласия между Муром и Моррисоном куда более серьезны, чем романтически-возвышенный и постмодернистски-ироничный подходы к образу оккультиста. Мур обвиняет Моррисона в том, что это он в свое время дал ему путевку в мир комиксов, порекомендовав в культовое (в будущем) издательство Vertigo, а тот в ответ принялся говорить о своем благодетеле гадости и плагиатить его работы. Известна его фраза:

«Я читаю работы Моррисона дважды. В первый раз — когда сам их пишу. А во второй — когда он их пишет».

Моррисон в ответ заявляет, что Мур просто ненавидит конкурентов и при любой удобной возможности поливает их грязью, а лично ему не может простить сравнения своего opus magnum — «Хранителей» — с «300-страничной ученической прозой».

«Я был первым человеком, который сказал, что „Хранители“ не так уж хороши — точнее, единственным человеком, когда-либо это говорившим. <…> После этого Алан Мур больше со мной не разговаривал», — настаивает Моррисон.

В 1993 году, в свой сороковой день рождения, Мур публично объявил себя практикующим оккультистом. Получивший внимание прессы «магический coming-out» Мура, судя по всему, стал одной из причин, побудивших Моррисона начать работу над «Незримыми».


Этот графический роман рассказывает о группе анархо-оккультных террористов, сражающихся ради освобождения человечества с чудовищными инопланетными сущностями (Архонтами Внешней Церкви) и подчиняющимися им земными властями.


«Незримые» публиковались с 1994 по 2000 годы, состоят из 59 выпусков и являются чрезвычайно обширным компендиумом оккультных (а также уфологических и конспирологических) идей, распространенных в современной культуре. Более того, «Незримые» с точки зрения Моррисона являются не просто произведением о магии, но произведением магическим по своей сути — грандиозным волшебным символом (гиперсигилой), сотканным из слов и рисунков и выпущенным в мир, чтобы изменить его. В каком-то смысле Моррисону это действительно удалось: во всяком случае, его произведение внесло несомненный вклад в то, что магия хаоса стала более популярной и узнаваемой.


На рубеже тысячелетий Алан Мур начал публикацию собственной гиперсигилы: графического романа «Прометея», состоявшего из 32 выпусков и выходившего с 1999 по 2005 годы. Героиня этой серии комиксов Прометея была дочерью мага, убитого толпой христиан в эллинистическом Египте. Спасаясь от христиан, Прометея бежала в пустыню, где встретила бога своего отца, Гермеса Трисмегиста, который забрал ее с собой в Имматерию — страну мифов и вымысла, пространство человеческого воображения. После этого Прометея перестала быть человеком и стала живущим вечно полубожеством-идеей, появляющимся на страницах придуманных людьми историй и действующим в материальном мире через своих аватаров. Очередным вместилищем для ее духа неожиданно для себя становится студентка Софи Бэнгс, живущая в футуристическом Нью-Йорке с летающими такси, неоновыми экранами и повсеместным культом науки.


«Прометея» наполнена рассуждениями о картах Таро, герметической философии, каббале, телеме (одним из героев графического романа является сам Алистер Кроули) и гностицизме, а также яростной критикой материализма.


Нидерландский религиовед Ваутер Ханеграфф, крупнейший из ныне живущих академических исследователей западного эзотеризма, в статье Alan Moore’s Promethea: Countercultural Gnosis and the End of the World («„Прометея“ Алана Мура: Контркультурный гнозис и конец света») пишет, что графический роман британского волшебника «относится к числу наиболее откровенно „гностических“, „эзотерических“ и „оккультных“ комиксов, издававшихся когда-либо. <…> Самое же важное состоит в том, что „Прометея“ является одним из самых ярко выраженных и интеллектуально утонченных манифестов нового религиозного тренда, появившегося в современной поп-культуре. Его базовая предпосылка состоит в том, что в конечном счете между воображением и реальностью нет никакой разницы, так что вопрос о том, являются ли „боги“, „демоны“ или другие духовные сущности „реальными“ или „воображаемыми“ лишен смысла. Вследствие этого фактор религиозной веры становится во многом несущественным, а его место занимают факторы персонального опыта и осмысленной практики».

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль четвертая: Алан Мур против Гранта Моррисона Алан Мур, Комиксы, Магия, Дуэль, Длиннопост

Грант Моррисон


«Незримые» и «Прометея» для Моррисона и Мура являются творениями, несомненно, магическими — квинтэссенцией таланта их авторов, воплощением их верований и доказательством их оккультных способностей. Чья гиперсигила в итоге оказалась более мощной?


Ответ на этот вопрос зависит от взглядов и предпочтений каждого из нас, но можно с уверенностью сказать, что оккультное противостояние между двумя британскими гуру комикс-индустрии едва ли на этом закончилось.


В 2014 году Моррисон в соавторстве с художником Фрэнком Квитли опубликовал комикс Pax Americana («Американская империя»). Его героями стали прототипы персонажей «Хранителей» Мура из числа протагонистов малоизвестных комиксов. В 1986 году, когда Мур писал «Хранителей», он отказался от идеи использовать их из-за сложностей с авторскими правами и взамен придумал собственных: так Вопрос стал Роршахом, Капитан Атом — Доктором Манхэттеном, а Синий Жук — Ночной Совой. Почти три десятилетия спустя Моррисон «завладел» оригинальными персонажами и использовал их, чтобы предложить таким образом современную интерпретацию истории «Хранителей».


Pax Americana очень необычен по форме, он имеет закольцованную структуру и может читаться с любого места и в любом направлении: от начала к концу или обратно. Этот комикс содержит множество отсылок к творчеству Мура и на первый взгляд кажется оммажем его таланту. Однако поклонники графических романов и оккультизма обратили внимание на то, что, вывернув opus magnum Алана Мура наизнанку и предложив прочитать его задом наперед, Моррисон по сути выстроил свой комикс как атакующее заклинание.


Алан Мур ничего не ответил на эту атаку и, судя по всему, по уважительной причине — он был слишком занят работой над монументальным романом «Иерусалим», который стал в результате одним из самых объемных художественных произведений, написанных на английском языке. В дальнейшем Грант Моррисон тоже решил попробовать себя в художественной прозе и опубликовал в этом сентябре свой первый роман — книгу о травести-артистке «Люда».


И хотя он не может сравниться с мегаломанской гиперсигилой «Иерусалима» по размеру, однако этот роман, по заверению Моррисона, также получился психоделическим — и оккультным.


***


Увлечения оккультизмом не миновали многие выдающиеся деятели искусства — и в особенности те, что жили и творили в эпоху модерна. Увидеть общие черты образа мага, характерного для европейской культуры, с образом писателя (или художника) совсем несложно: и тот, и другой изменяют окружающую действительность за счет выстраивания сложной последовательности слов или изображений. Для некоторых героев нашего цикла участие в магических поединках было совершенно серьезным делом, другие же видели в нем в первую очередь возможность помериться творческими силами и определить, чья художественная стратегия лучше.


Литераторы-розенкрейцеры и почитатели аббата Булляна считали своих оппонентов черными магами, которые занимаются самыми порочными и противоестественными практиками.


Самих же себя же они рассматривали как проводников светлых, божественных сил — и участие в магическом противостоянии было способом это доказать. Валерий Брюсов примерил на себя роль черного мага осознанно: это было частью его творческой стратегии, направленной на создание пугающего образа декадента. Кроули верил, что Йейтс решил уничтожить его посредством черной магии, поскольку был не в силах одержать победу при помощи литературного таланта, в то время как будущий нобелиат защищал от молодого выскочки свою оккультную организацию. Наконец, Симон Маг пытался состязаться в творческих способностях с самим Создателем, действовавшим через апостола Петра — платой же за такую дерзость стал позор и многочисленные ушибы (во всяком случае, так передают его историю сторонники христианства, победившего гностическую ересь).


Белый и Брюсов (а вслед за ними и Моррисон с Муром) показали, что колдовская дуэль может проводиться с помощью творческих средств, к числу которых относится создание стихотворных «заклинаний» или даже целых графических романов, то есть многомерных магических артефактов. И не суть важно, кто именно объявляет себя победителем по итогам любого из таких противоборств, ведь главный выигрыш всё равно достается читателям — то есть нам с вами.


Источник

Показать полностью 2

Красивые ответы карт. Отключение инета

Тоже хочу поделиться красотой, которую мне выдала моя Shadowscapes tarot. Вчера ночью, где-то около часа ночи, полностью отрубился интернет, я перезагружала и страничку, и ноутбук, и "модем", ничего не помогало. Решила карты вытащить, на следующие вопросы: что случилось, наладиться ли завтра с утра интернет, залезу ли я вообще в интернет завтра. Выпали Башня, 5 жезлов, Мир соответственно.

Красивые ответы карт. Отключение инета Гадание, Карты таро

У нас вчера выпал первый снег, наверное, какое-то оборудование, может, приемную вышку у них закоротило. Сегодня с утра, возможно, было много жалоб, они быстренько побежали исправлять свои антенки. А Мир так прекрасно отразил вход во всемирную сеть. Я, честно, была вчера под впечатлением, сегодня без проблем вошла в интернет.


(с форума Alone Tarot)

Показать полностью
7

Левая рука Бога

Люди любят дихотомии. Мир вообще легче и проще понимать через противоположности.


Китайцы с их инь-ян у всех на слуху. В любой паре противоположностей одна соотносится с ян, а другая – с инь. Тёмное-светлое, холодное-горячее, мягкое-твёрдое, женское-мужское...


Ни то, ни другое, правда, не является добром или злом. Добро – это когда инь и ян в равновесии, а зло – когда что-то из них начинает преобладать.


В китайской медицине, например, ян – это внешние вредоносные воздействия, а инь – внутренняя защита организма. Если инь слабее, чем ян – ты заболеешь. Если инь станет сильнее – твой иммунитет обратится против тебя же.


Однако эта двойственная пара достаточно проста для понимания. Куда более интересный пример мы находим в христианстве.


Я говорю, конечно же, о противопоставлении Бога и дьявола.

В каждой важной дихотомии одна половинка всегда маркирована как «Бог=добро», а вторая как «дьявол=зло»... но вот что именно относится к кому – это меняется в зависимости от цели говорящего и морали, которую он хочет вывести.


Яркий пример – пара «благополучие-неблагополучие». С одной стороны, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Полнота жизни – знак Божьей милости, а несчастья и болезни – следствие греховности, если не прямая кара за грехи. С другой стороны, «царство Мое не от мира сего». Праведному положено быть бедным, больным, гонимым и вообще неустроенным, а богачи этого мира противятся Богу и живут во грехе.


Ещё пример – пара «город – дикая природа». С одной стороны, город – это цивилизация, это государство и церковь, вместе реализующие в мире Божественный порядок. Престол царя – земное подобие Престола Божьего. Храм – место присутствия Бога на земле. Дикая же природа – обиталище демонов и хищных зверей, хаос и неустроенность. Грешники теряют образ человеческий следом за образом Божьим, уподобляясь зверям и скотам.


С другой стороны, город – место соблазнов и удовольствий, там совершаются преступления, а люди пребывают в нечестии. Пустыня же – там отшельник во славу Божию может пребывать в покое среди первозданной природы, свободной от греха.


То же с разумом и чувствами. С одной стороны, разум есть дар Бога, а чувства порождают страсти. Молитва именуется «умным деланием», и приступать к ней можно, лишь когда эмоции полностью утихнут. С другой стороны, разум есть «лжеименное мудрствование», уводящее умников от Бога, а узрят Его благочестивые неучи с чистым сердцем, воспринимающие всё попросту, через чувства.


«Я знаю много, и потому верую, как бретонский крестьянин. Если бы знал больше, веровал бы, как бретонская крестьянка». Блез Паскаль.


Христиан часто обвиняют в презрении к телу и его потребностям, и действительно, в писаниях отцов-аскетов так и есть. Тело – греховная плоть, престол сатаны и вместилище страстей. Дух же дарован Богом, и задача праведника – очистить его от всякого влияния плоти.


Но в то же время и наоборот. Плоть сама по себе чиста, как и вся сотворённая Богом материя. Её природные страсти – голод, боль, усталость – следствие слабости, а не испорченности. Звери и птицы живут потребностями плоти – и они безгрешны. Зато душа – вот это истинный престол сатаны и вместилище страстей. Там гнездятся гордыня, блудные помыслы, зависть, гнев и прочие смертные грехи. Задача праведника – очистить душу от страстей.


Даже пара «жизнь-смерть» не избежала этой участи. Бог есть жизнь, Он сотворил людей бессмертными. Дьявол же – «человекоубийца искони», смерть вошла в мир его стараниями, и это величайшее зло.


С другой стороны, дьявол – князь мира сего, и вся земная жизнь окрашена страданиями. Смерть – избавление от страданий, выход из мира и рождение в вечную жизнь. Только там, по ту сторону – настоящее царство Бога, и Он сможет воцариться над всей вселенной, лишь когда мир будет уничтожен.


И это не лицемерие – это своеобразная христианская диалектика.


Ничто не бывает добрым и злым само по себе, но лишь становится им. Всё зависит от того, идёт оно тебе на пользу или же во вред, помогает или мешает.


И в каждой ситуации христианин может, определившись, кто сегодня дьявол, сразу же понять, кто сегодня Бог.


Если тебе противна городская суета – бежать в пустыню, чтобы искать Бога в уединении. Если в одиночестве тебя захлёстывает отчаяние – бежать в город, чтобы занять ум деятельностью.

Если ты слишком боишься смерти и всеми силами цепляешься за жизнь – излечивать это, помня, что смерть неизбежна, и что так ты отправляешься к Богу. Если тебя охватывает желание «всё закончить и больше не страдать» – напоминать себе, что жизнь есть Божий дар, которым недопустимо разбрасываться.


Если ты стремишься к богатству – говорить себе, что богатством Бог вознаграждает праведников. Если ты хочешь довольствоваться малым – говорить себе, что бедностью Бог очищает сердце праведника.


Дисциплинировать тело силой воли и разума. Дисциплинировать волю и разум при помощи телесной аскезы.


Кем бы ты ни был, чего бы ни хотел – ты всегда можешь устроить всё так, чтобы оставаться на стороне Бога.


Идея, что добро и зло определяются целями и не существуют сами по себе, как некоторые абсолютные координаты – можно сказать, основа христианского мироощущения.


Поэтому так смешно, когда именно христиане упрекают меня в моральном релятивизме лишь за то, что я озвучиваю эту идею прямым текстом.


Впрочем, я ещё из своих исследований иудаизма понял: основная беда христианства – упорное нежелание христиан признавать правду, в первую очередь о себе самих. И не только горькую.


Источник

Показать полностью
5

"Клуб начинающих тарологов" приглашает на встречу 04.12

Вы сможете рассказать истории из практики, которыми хотите поделиться, и задать коллегам свои вопросы. Место - видеотрансляция на канале grey_horse_magic, время - с 13.00 до 14.00 по Москве завтра, 4-го декабря. Участие бесплатное.

9

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль третья: Андрей Белый против Валерия Брюсова

В эпоху Серебряного века увлечение оккультизмом было распространено настолько, что проще сказать, кто из известных российских литераторов того периода им не интересовался, причем сама поэзия воспринималась ими как разновидность оккультной практики, позволяющей менять мир при помощи слова. Два великих русских модерниста, Валерий Брюсов и Андрей Белый, экспериментировали с силами потустороннего каждый на свой лад и в конце концов пришли к открытому противостоянию. Кто же из них победил? Узнаете из очередного очерка темного культуролога Романа Королева, автора телеграм-канала «Темная культурология», а первые два материала из его цикла, посвященного главным колдовским сражениям в истории человечества, можно найти тут и тут.


Общеизвестно, что молодой Валерий Брюсов был завсегдатаем спиритических сеансов. Возникавшие в ходе этих собраний покачивания стола, падения предметов, прикосновения невидимых рук и иные загадочные явления литератор скрупулезно фиксировал в дневнике. В 2020 году брюсовские записи и статьи на оккультную тематику (многие из них были оцифрованы впервые) собрал и опубликовал в интернет-издательстве «Саламандра» литературовед Сергей Шаргородский.


Доктор филологических наук Николай Богомолов в интереснейшей книге «Русская литература начала ХХ века и оккультизм» пишет, что увлечение Брюсова спиритизмом пришлось на то время, когда мода на вызывание духов в России «распространилась очень широко, перейдя из элитарных кружков в самые широкие слои, но одновременно сделавшись доступной и любителю-дилетанту. <…> Для человека поколения Брюсова спиритизм, с одной стороны, выглядел вполне почтенной наукой, подкреплявшейся громадным количеством опытов и интересом к ней со стороны авторитетных ученых (как принимавших спиритизм, так и отвергавших, но уделявших ему значительное внимание) и не менее авторитетных научных сообществ, а с другой — приоткрывал двери в совершенно другое измерение человеческой жизни, недоступное современным методам наблюдения».


В октябре 1900 года Брюсов зафиксировал в дневнике, что пережил благодаря спиритическим опытам «ощущение транса и ясновидения. Я человек до такой степени „рассудочный“, что эти немногие мгновения, вырывающие меня из жизни, мне дороги очень».


Брюсов целенаправленно создавал себе образ поэта-мага, сведущего в «тайных науках».


В 1900-х годах он активно печатался в спиритическом журнале «Ребус» и писал для возглавляемого им символистского журнала «Весы» рецензии на эзотерическую литературу и статьи об Агриппе Неттесгеймском. Образ Агриппы, немецкого врача и философа XV–XVI веков, введшего в употребление термин «оккультный», чрезвычайно привлекал Брюсова, он часто обращался к нему в своем творчестве и, судя по всему, воспринимал в качестве своего alter ego. Правда, большинство современников Брюсова и исследователей его творчества сходятся на том, что увлечение автора моностиха «О закрой свои бледные ноги» оккультизмом носило показной характер, а сам он был предельно рациональным скептиком, воспитанным с детства в материалистическом духе. Богомолов полагает, что оккультные опыты Брюсова были таким же элементом его декадентского жизнетворчества, как пьянство, морфинизм и поиск эротических приключений.


С другой стороны, не вызывает сомнений, что увлечение Андрея Белого эзотерическими идеями было предельно серьезным.


Тема их влияния на творчество и мировоззрение автора «Петербурга» и «Котика Летаева» обширна и увлекательна настолько, что здесь едва ли имеет смысл пытаться подробно ее осветить. Заметим лишь вскользь, что на протяжении жизни духовные искания писателя толкали его на участие в организованном оккультисткой Анной Минцловой кружке «Орден рыцарей истины», ученичество в Германии у основателя антропософии Рудольфа Штайнера и создание в советской России вместе с анархистом Аполлоном Карелиным законспированной гностической организации «Восточный отряд Ордена тамплиеров». «Эзотеризм присущ искусству», — писал Белый в предисловии к сборнику своих стихов «Пепел», и его собственную биографию можно считать яркой иллюстрацией к этому тезису.

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль третья: Андрей Белый против Валерия Брюсова Валерий Брюсов, Поэт, Магия, Дуэль, Серебряный век, Видео, YouTube, Длиннопост

Андрей Белый


28-летний Брюсов и 21-летний Белый познакомились лично в декабре 1901 года на квартире у философа Соловьева. Поначалу Брюсов не принял Белого всерьез и охарактеризовал у себя в дневнике как «студента-декадента», благоговеющего перед Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, однако вскоре уже ввел своего младшего товарища в круг символистов и стал его литературным покровителем. В июле 1902 года Брюсов назвал Белого в своем дневнике «едва ли не интереснейшего человека в России». Белый, в свою очередь, считал Брюсова «воспитателем вкуса» и «учителем стиховедения». Летом 1903 года Брюсов привлек Белого к работе в редакции будущего журнала «Весы», который в скором времени стал печатным рупором символизма и одним из самых авторитетных литературных изданий России.


Постепенно, однако, дружба между двумя символистами дала трещину.


В 1904 году Белый оставил самозабвенно влюбленную в него Нину Петровскую, входившую в возглавляемый им литературный кружок «аргонавтов». Поначалу поэт воспринимал их отношения исключительно как духовное единение, однако в скором времени понял, что «вместо грез о мистерии, братстве и сестринстве» у него с Петровской «оказался просто роман». Будучи символистом до мозга костей, Белый предпочел обыкновенному роману с Петровской мучительную страсть к Любови Менделеевой, жене его друга Александра Блока. Петровская, в свою очередь, завязала отношения с Брюсовым, предлагавшим ей вернуть расположение Белого при помощи магических практик.

«Брюсов в ту пору занимался оккультизмом, спиритизмом, черною магией, не веруя, вероятно, во всё это по существу, но веруя в самые занятия, как жест, выражающий определенное душевное движение. Думаю, что и Нина относилась к этому точно так же. Вряд ли верила она, что ее магические опыты, под руководством Брюсова, в самом деле вернут ей любовь Белого. Но она переживала это как подлинный союз с дьяволом. Она хотела верить в свое ведовство», — писал в 1928 году в некрологе Петровской Владислав Ходасевич.

Белый начал тяготиться отношениями с Брюсовым и считать, что старший товарищ удушающе влияет на его поэзию. В мае 1904 года Белый в письме к своему другу Эмилию Метнеру назвал Брюсова «черномагом и отдушником, из которого, как из печки, в дни ужасов кто-то выбрасывает столбы серных паров».


Тлеющий огонь этого конфликта разгорелся ярко в тот ноябрьский день, когда Брюсов прислал Белому на листе, сложенном в форме стрелы, стихотворение «Бальдеру Локи». Послание содержало строки «На тебя, о златокудрый, / Лук волшебный наведен», а завершалось словами «Сумрак! сумрак! — за меня».

«Это, разумеется — визуальная отсылка к теме стихотворения и собственно мифу о Локи и Бальдере, с возможным намеком на „аргонавтические“ устремления Белого, — пишет Шаргородский в статье „Тайны Офиэля: Три оккультных эпизода Серебряного века“. — Трудно сказать, считал ли на самом деле Брюсов подобное деяние магическим — ведь оно подразумевает обращение к самым примитивным формам магии, но в то же время и веру в симпатическую и прогностическую магию поэзии. Скорее, брюсовская стрела отразила ту же театральность оккультной экзотерики; тем не менее, Белый рассудил, что „посылают стрелу по рецептам магическим — ‘глазить’“».

Белый сделал собственный ход в оккультно-поэтической войне, отправив 14 декабря Брюсову свое стихотворение «Старинному врагу».


«Моя броня горит пожаром. / Копье мне — молнья, Солнце — щит. / Не приближайся: в гневе яром / Тебя гроза испепелит», — так завершалось стихотворение. На отдельном листе, вложенном в конверт с посланием, Белый нарисовал крест и выписал несколько цитат из Евангелия, надеясь отучить Брюсова от черной магии. Впечатление оказалось действительно сильным. Как вскоре рассказала своему бывшему возлюбленному Петровская, Брюсову приснилось, что они с Белым дрались на дуэли, и противник проткнул его шпагой, а проснулся он от сильной боли в груди.

Главные магические дуэли в истории человечества. Дуэль третья: Андрей Белый против Валерия Брюсова Валерий Брюсов, Поэт, Магия, Дуэль, Серебряный век, Видео, YouTube, Длиннопост

Валерий Брюсов


18 или 19 декабря Белый написал Александру Блоку, что «тень пала для него на Лик Валерия Брюсова», и теперь ему предстоит выбор — «или убить его, или самому быть убиту, или принять на себя подвиг крестных мук».

«Еще в прошлом году он начинал „творить марево“ вокруг меня, прикидываясь обозленным вепрем. <…> Из-за его спины выступил Ужас. И вот Брюсов снял маску. Он объявил, что уже год „творит марево“, и когда его просили удержаться от „марева“, он прямо заявил, что „теперь это не в его власти“. <…> Были и медиумические явления: у нас в квартире мгновенно тухла лампа, когда ее никто не тушил, полная керосину, раздавались стуки. Маме в уши что-то шептало (она не могла разобрать что) и кто-то говорил „Валерий Брюсов“ (мама тогда ничего не знала о нашей борьбе)», — писал Белый.

1 января 1905 года Брюсов добровольно отдал пальму первенства в поэтическом поединке сопернику, написав стихотворение «Бальдру II» с эпиграфом из Зинаиды Гиппиус: «Тебя приветствую, мое поражение». «Кто победил из нас, — не знаю! / Должно быть, ты, сын света, ты! / И я, покорствуя, встречаю / Все безнадежные мечты», — c этого начинал новое стихотворение Брюсов.

«Белый воспринял реакцию Брюсова как победу своего образа мышления, как торжество „света“ над „тьмою“. Брюсов, действительно, почувствовал несостоятельность своей роли „демона-искусителя“ перед выстраданными морально-религиозными устоями Белого», — утверждают литературоведы Сергей Гречишкин и Александр Лавров в предисловии к переписке Андрея Белого с Валерием Брюсовым 1902–1912 годов.

Нетрудно заметить, что Белый и Брюсов выбрали для себя и целенаправленно отыграли в этом конфликте роли де Гуайты и Гюисманса: просветленного розенкрейцера, стоящего на страже духовных ценностей, и порочного чернокнижника, якшающегося с демоническими силами.

«Как ранее декадентство, западный оккультизм проникал на русскую почву путем имитации и подражания: участники „сражения“ 1904 г. явственно ориентировались на французский образец, сознательно или неосознанно воспроизводя обстоятельства „битвы магов“ девяностых годов (обвинения в чернокнижии и альянсе с дьяволом, астральные воздействия, таинственные знаки — присутствует даже несостоявшаяся дуэль)», — пишет Шаргородский.

Нельзя сказать, что на признании Брюсовым поражения в стихотворном поединке конфликт двух литераторов оказался полностью исчерпан.


В феврале 1905 года Брюсов ни с того ни с сего вызвал Белого на дуэль — настоящую, а не с использованием стихотворных заклинаний. Формальным поводом послужило то, что Белый попросил его в письме перестать нелестно отзываться о Гиппиус и Мережковском, которых он считал ближайшими друзьями. Брюсов отреагировал неожиданно резко, фактически бросив никак не ожидавшему подобного Белому перчатку, и последний уже успел найти секундантов, когда в следующем письме старший товарищ согласился на примирение.


От открытого противостояния Белый и Брюсов перешли к совместной работе над журналом «Весы» и дискуссиям о поэзии на его страницах. В апрельском номере «Весов» за 1905 год Белый опубликовал статью «Апокалипсис в русской поэзии», где отстаивал идею, что подлинное творчество религиозно по своей природе. Искусство является кратчайшим путем к религии. Русская поэзия, заимствуя западноевропейскую эстетику, выражает с ее помощью «мистические переживания Востока» и является ответом на приближение Апокалипсиса и Конца Всемирной Истории.


Несмотря на то что Белый отзывался в этой статье о поэзии Брюсова предельно комплиментарно, Валерию Яковлевичу она не понравилась.


В следующем номере «Весов» он отреагировал открытым письмом с заголовком «В защиту от одной похвалы», в котором настаивал на необходимости автономии художественного творчества. Поэтов, утверждал Брюсов, необходимо судить по достоинствам и недостаткам их поэзии, а не по тому, сказался ли их в творчестве «Апокалипсис» и зарождается ли в нем новая религия.

«„Весовскими“ открытыми письмами Брюсов и Белый заявили о себе как о приверженцах различных теоретических позиций в символизме. В „семейной полемике“ Брюсова и Белого впервые определенно проявились кардинальные различия в лагере сгруппировавшихся вокруг „Весов“ символистов, казавшемся тогда читательскому миру единым и монолитным», — пишут Гречишкин и Лавров.

В апреле 1907 года Петровская пришла на лекцию Белого в Политехническом музее, одним из слушателей которой был Брюсов. Нина достала браунинг и навела его на прежних любовников по очереди. Выстрела, однако, не последовало. По разным свидетельствам, девушку то ли успели вовремя остановить, то ли пистолет дал осечку. Ее дальнейшая судьба сложилась крайне прискорбно: в 1911 году Петровская навсегда покинула Россию и переехала в Европу, где жила очень бедно, мучилась от нервного расстройства и морфиновой зависимости, а в 1928-м свела счеты с жизнью в парижской гостинице.


Перипетии своих сложных отношений с Белым и Петровской Брюсов в символической форме отразил в романе «Огненный ангел», который начал публиковать на страницах журнала «Весы» в том же 1907 году.


Этот стилизованный под готическую литературу роман содержит детальные описания оккультных ритуалов, вызывания демонов и шабаша, а в числе его героев фигурируют Фауст и упоминавшийся выше Агриппа Неттесгеймский.


В романе изображался любовный треугольник из ландскнехта Рупрехта, красавицы Ренаты, одержимой злым духом, и графа Генриха, которого та принимала за воплощение огненного ангела, являвшегося ей в детстве. Рупрехт упражнялся вместе с Ренатой в черной магии, присутствовала в романе и дуэль между мужчинами. Итак, в графе Генрихе без труда узнавался Андрей Белый, в девушке — Нина Петровская, а в образе ландскнехта Брюсов изобразил самого себя. Полный мистических мотивов и символизма «Огненный ангел» стал самым значительным произведением Брюсова в прозе, а Сергей Прокофьев сочинил на основе него либретто для своей прославленной оперы.

Источник

Показать полностью 2 1

Красивые ответы карт. Реакция на картинку

Вчера тестировала своих новых Гномиков (к слову сказать,колода работает на 100+!) и помимо финансов решила их проверить на всякое-разное. Вот тут как раз подруга и подоспела с вопросом. Говорит, мол отправила своему молодому человеку картинку эротического содержания на сон грядущий, посмотри - как отнесется к получению данной картинки? Выпала следующая карта:

Красивые ответы карт. Реакция на картинку Гадание, Карты таро

Мы смеялись в голос. Не дай б-г, кто спалит или увидит)))


(с форума Alone Tarot)

AFP: в Таиланде буддийские монахи не прошли тест на наркотики

Буддийский храм в центральной части Таиланда опустел после того, как все его монахи не прошли тест на наркотики, в результате их отстранили от служения. Об этом Agence France-Presse (AFP) сообщил представитель местной власти.


По данным агентства, инцидент произошел в таиландской провинции Пхетчабун в понедельник. Тогда тест на наркотики у четыре монахов, включая настоятеля храма в районе Бунг Сам Пхан, показал положительный результат на наличие метамфетамина. Монахов отправили в клинику на реабилитацию от наркозависимости.


"В храме теперь нет монахов, и жители близлежащих деревень обеспокоены, что не могут теперь совершать подаяния", - сказал агентству местный чиновник Бунлерт Тхинтаптхай.


В храм прибудут новые монахи, чтобы прихожане, как и раньше в качестве "благого деяния" могли выполнять ритуал, добавил он.


Агентство отмечает со ссылкой на данные ООН, что Таиланд считается крупным пунктом транзита метамфетамина, который поступает туда из Мьянмы через Лаос. На улице наркотик можно купить менее чем за 20 бат (около $0,6), указывает AFP.


Источник

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!