GreyHorse

пикабушник
пол: мужской
поставил 33477 плюсов и 3374 минуса
отредактировал 5 постов
проголосовал за 7 редактирований
142К рейтинг 1302 подписчика 4318 комментариев 1039 постов 329 в "горячем"
2 награды
5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
1

Проект «Фантазеры». Интервью №7. Бегство в исторические романы

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседник. Пусть так и будет - «Ray» или «Рэй».


Я. Помните ли вы момент, когда впервые заметили, что реальность вас не устраивает?


Рэй. Интересный вопрос. Ведь одно дело, когда тебя не устраивает реальность и совсем другое — когда ты осознаёшь, что она тебя не устраивает. С первым сталкивается, наверное, каждый человек с самого детства: хочу игрушку — родители не покупают — меня это не устраивает. Второй же случай наступает, опять же, наверное, далеко не у каждого. Думаю, чтобы сказать себе «Меня не устраивает РЕАЛЬНОСТЬ» (не что-то конкретное, какая-то отдельная её часть, а вся целиком), нужно осознать свою беспомощность что-то изменить.

Что касается непосредственно ответа на вопрос, то вспоминается три момента, между которыми были промежутки в несколько лет. Не могу сказать, какой из них был именно тем самым, так что перечислю все, чтобы ответить на вопрос наверняка.

Первый из них — окончание первого курса университета. В ВУЗе я старался как-то изменить свою пассивную жизнь, которую я вёл в школе, однако попытка потерпела провал. Тогда (когда учился в университете) я читал книгу «Колыбель для кошки» (автор К. Воннегут), где есть фраза, которая мне запомнилась: «Зрелость, как я понимаю, это способность осознавать предел своих возможностей». Возможно, это стечение обстоятельств подтолкнуло меня к искомому выводу.

Другой эпизод — первые недели работы после окончания университета. Я работал помощником юриста. Меня поражало то, насколько реальность не соответствует букве закона. Прежде всего — со стороны тех, кто должен обеспечивать это самое соответствие: суды, судебные приставы-исполнители, полиция...

И, наконец, третий случай — совсем недавний. Не могу связать его с какими-то событиями, хотя друзья говорят, что это кризис среднего возраста. В конце весны этого года у меня появилось стойкое ощущение, что меня всё раздражает. Не все события, с которыми я сталкиваюсь за день, а абсолютно всё. Даже я сам раздражал себя. Потому что, как мне кажется, всё не так, как должно быть. И самое раздражающее — что я не имею право на это жаловаться, ведь я сам не могу найти в себе силы делать то, что должен.


Я. Побудило ли вас это уйти в выдуманный мир или миры?


Рэй. Разве что неосознанно.

Каждый человек так или иначе уходит в выдуманные миры: книги, фильмы, музыка, игры, просто мечты. Люди отличаются лишь степенью погружённости в эти выдуманные миры. Ведь эти миры — как сон, который помогает отдохнуть от реальности. Они позволяют на время забыть о своих проблемах и погрузиться в проблемы героев выдуманного мира. В этом смысле даже книги и фильмы, созданные на основе реальных событий, также могут претендовать на выдуманные, поскольку обеспечивают отвлечение от реальности.

Что касается меня, то я не считаю себя ушедшим в выдуманный мир. Я считаю это желание само по себе порочным. Желание уйти в иллюзию означает, что вы не хотите ни за что нести ответственность, даже за свою собственную жизнь.

Как бы это ни звучало банально, но в этом деле, как и во всём остальном, нужно соблюдать баланс. Думаю, у меня в настоящий момент этот баланс нарушен.


Я. В какую сторону?


Рэй. В сторону эскапизма. Я слишком далеко в него ушёл, и это мешает исполнению моих обязанностей в реальности.


Я. По каким признакам вы определяете, что слишком далеко ушли?


Рэй. По признакам, указанным выше: выдуманные миры мешают реальному миру. Я трачу на выдумку больше времени и сил, чем на реальность. Я мог бы помыть гору посуды, что стоит у меня в раковине, развесить на вешалки одежду, которая валяется горкой на стуле, разобраться с заменой колеса на машине, а то так и езжу на запаске, и т.д. Однако я откладываю на постоянное "потом" все эти дела. Так быть не должно.


Я. Почему, на ваш взгляд, это все же происходит, хоть и не должно? Что в выдуманных мирах такого, чего не вам не хватает в реальности?


Рэй. В том-то и дело, что в выдуманных мирах есть, на первый взгляд, всё, что нужно. Более того, ты можешь выбирать: не понравился выдуманный мир? — смени его!

Однако давайте посмотрим на такого человека, погрузившегося в иллюзию объективно. Такой человек может спокойно забить на реальный мир и целыми днями, например, играть в игры. Ведь там есть всё, что ему нужно, единственным критерием успешности в таком мире являются умения игрока.

Однако за чей счёт будет существовать такой человек? Очевидно, он не будет работать. Скорее всего, он будет редко выходить на улицу, разве что в магазин за продуктами. И чем он будет питаться? Полуфабрикатами? Пельмешки — лучшее, что у него будет из еды. Не так страшно если такому человеку 15 лет. Хуже если такому человеку лет 30. По сути, он иждивенец.

Разве это не выглядит жалко? Человек ведь сам по себе жалкое существо. У человека нет физической силы: при одних и тех же габаритах самец шимпанзе в два раза сильнее человека. Человек не приспособлен жить в дикой природе, он избрал другой путь: подстраивать окружающий мир под себя.

Человек с биологической точки зрения жалок. Однако было бы у человечества всё то, что есть сейчас, если бы человек просто подчинился своей жалости, подчинился свои желаниям, в том числе желанию уйти в вымышленный мир? Мы можем видеть что из этого выйдет, просто посмотрите на детей в возрасте трёх лет. Единственное, что он может, если ему не дают то, что он хочет, это капризничать. В остальном он бессилен в осуществлении своих желаний, бессилен в своей злобе, когда ему отказывают в удовлетворении таких желаний.

В отличии от других животных, в человеке есть созидательное (и разрушительное) начало. Но что созидает человек, пребывая в иллюзии? По-моему, ничего. Тогда напрашивается вопрос: можно ли по-прежнему называть его человеком? Наверняка кто-то скажет: мне всё равно как меня назовут, я не гордый.

Лично я имею ту каплю гордости, чтобы делать минимум того, чтобы называться человеком.


Я. Планируете ли вы что-нибудь предпринять для возвращения в реальность?


Рэй. Если позволите, немного переформулирую: для возвращения баланса реальности и иллюзии. Несмотря на, как, возможно, некоторым могло показаться, негатив в сторону вымышленных миров (на самом деле, негатива не было, я просто не советовал бы впадать в крайности), сами по себе вымышленные миры уже являются частью нашей (человеческой) культуры. Начиная от мифологии Древней Греции (как начнёте читать про взаимоотношения богов — так «Санта-Барбара» покажется вам сочинением школьника) и заканчивая вселенной Гарри Поттера.

Да, я сейчас в процессе восстановления баланса и в этом мне помогает прочтение довольно неплохой психологической книги.

Прежде всего нужно понять и принять, что я не смогу, скажем так, упорядочить весь мир, всю реальность. С этой частью я справился.

Далее нужно, как бы банально это ни звучало, начать с себя, сделать себя лучше: быть честным (банальность, однако сколько людей могут похвастаться, что ни разу не соврали за день? за неделю? за месяц?) Да, сейчас сказать правду может быть неприятно, однако живя без лжи систематически, ты становишься сильнее (да, всё как завещал Данила Багров :)), привести в порядок свои мысли, свою комнату, свою квартиру, свой дом и двор, своё окружение.

Окружение — вот наша реальность. А всё остальное неважно, и все остальные неважны.


Я. Есть ли в ситуации еще что-то важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Рэй. Конкретно в ситуации, думаю, больше нет ничего важного. Однако в поисках того, что я, возможно, мог забыть, я заглянул в другие опубликованные Вами разговоры. И вот что хотел бы дополнить.

Повторюсь, я не считаю эскапизм чем-то однозначно плохим. Возможно, некоторым он может даже помочь. Особенно подросткам, которым в силу психологического развития в их возрасте важно общение со сверстниками, их мнение. И, конечно, бывают школьники, которых игнорируют, травят в школе. В этом случае вымышленный мир, возможно, сможет помочь им: стать отдушиной после школы, а то и найти друзей по интересам.

Может быть, и для меня были такой отдушиной исторические романы, которых я за школьные годы прочитал, наверное, больше, чем за всё остальное время. Как я уже писал выше, историю тоже можно рассматривать как вымышленный мир, ведь мы практически не ощущаем связи с событиями, которые были несколько веков, а то и тысячелетий назад. Древняя Греция и Древний Рим, Средневековье, даже события российской истории трёхвековой давности, какое нам сейчас дело до них?

Они для нас как сказка, хорошие герои которой со временем становятся ещё лучше, а плохие — ещё злее.

В том возрасте у меня не было интернета, зато были исторические романы и исторические стратегии для игры на компьютере. Возможно, это был мой первый опыт ухода в вымышленный мир, который был не таким уж вымышленным.


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью
6

Проект «Фантазеры». Интервью №6. Фантазирование выполняет поддерживающую роль

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседник. Дмитрий.


Я. Хорошо. Знакомо ли вам состояние отрыва от реальности и ухода в фантазии?


Дмитрий. Да, конечно.


Я. Из-за чего оно возникает, на ваш взгляд? Вообще и конкретно в вашей жизни?


Дмитрий. Возникает как способ на некоторое время сбежать из реальности, когда она в тягость или же как желание получить ресурс от глубокого контакта с самим собой. В моей жизни я максимально её использовал в детстве, когда было скучно там, где я жил. Таким образом я развлекал себя, когда мне было очень грустно или же мне хотелось отвлечься на что-то, совсем не связанное с той жизнью, которой я жил.


Я. И это удавалось? Грусть и скука отступали на какое-то время?


Дмитрий. О, да. Во время фантазии точно и после того, как я возвращался тоже. В какой-то мере это было что-то вроде управляемого сновидения, как я сейчас понимаю. Где была возможность дать полную волю своим желаниям, мечтам. Всему тому, на что я не мог рассчитывать в детстве. И по возвращении оттуда состояние какое-то время сохранялось.


Я. А теперь ситуация изменилась? Вы можете осуществить желания и мечты?


Дмитрий. Сейчас я понимаю что подобное фантазирование непродуктивно. Я в нем не зависаю часами напролёт. Это могут быть картинки. И это больше похоже на то, что называется мечтание, а не фантазирование. А мечты какие-то удалось осуществить, какие-то нет, и может никогда не получится. Вообще с того времени я понял, что мне часто достаточно движения к цели, нежели непременного успеха. Вот я мечтал в детстве играть за супер-клуб в футболе. А сейчас я тренируюсь с командой и играю в любительской лиге. И, как оказалось, мне этого вполне хватает, и для удовольствия супер-клуб вовсе не нужен. Я счастлив, что выполняю какие-то упражнения для развития координации, чего не делал никогда в детстве. И поэтому моя фантазия не осуществилась, но я получил то, что хотел. Парадокс.


Я. Хорошо, теперь вопрос о вашей практике в качестве психолога: часто ли встречаются клиенты, глубоко ушедшие в мир собственных фантазий и испытывающие трудности с возвращением оттуда?


Дмитрий. Здесь мне сложно ответить, в основном потому, что я связан условиями конфиденциальности со своими клиентами. Поэтому отвечу максимально расплывчато. Нет, не часто.


Я. А когда все же приходят, беретесь ли вы работать с ними?


Дмитрий. Да. С другой стороны, ко мне не было именно таких запросов, по типу желания вернуться обратно из фантазии.


Я. Факт интенсивного фантазирования упоминался попутно, при рассказе о какой-то другой проблеме?


Дмитрий. Да. Как я полагаю, проблема возвращения не ощущается как проблема. Ведь фантазирование выполняет поддерживающую роль.


Я. Всегда, на ваш взгляд? Или возможны ситуации, когда оно уже во вред?


Дмитрий. Я полагаю, что не всегда и в критическом состоянии оно несёт этот самый «вред». С другой стороны, если начать задаваться вопросом, что такое вред... В литературе я встречаю диаметрально противоположные точки зрения на эту проблему. Как бы там ни было, для меня главное избежать увеличения стыда и ощущения неадекватности у клиента, который уходит глубоко. И тут ответ на ваш вопрос кроется в форме обсуждения этой «проблемы». Мне нравится, как об этом пишется у Гантрипа. Цитирую то, как я запомнил. «Проблема возникает не от того, что человек хочет чего-то патологического, а потому, что он не должен хотеть того в чем нуждается на самом деле и что крайне сложно получить после того, как он родился». Другими словами, фантазирование - это результат отсутствия поддержки вовне в первую очередь, из-за чего поддержка ищется внутри. И ее невозможно получить в том размере, в котором нуждается человек. Фантазирование не напитывает, что ли. . Оно кормит, но с ним можно постоянно чувствовать себя голодным. Поэтому здесь не вред, а, что ли, содержание себя на строгой диеты в результате жестокого отравления. Опасности больше отравиться вроде нет, а страха было столько пережито, что лучше диета.


Я. Благодарю за очень точное, на мой взгляд, сравнение. Хотите ли добавить что-нибудь еще по теме фантазий? Может, есть значимый аспект, о котором я не спросил?


Дмитрий. Я рад, что вы нашли точным моё сравнение. Мне гораздо проще, когда задают вопросы. Я их использую как стартер для размышления на тему. Если отвечать на ваш вопрос, то как бы нет.


[вопрос и ответ о контактах, в соответствии с правилами Пикабу, удаляю]


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью
1

Проект «Фантазеры». Интервью №5. Онлайн-игры помогли найти друзей

Я. Как тебя назвать в тексте?


Собеседница. Аня.


Я. Хорошо. Когда ты впервые осознала, что реальность чем-то не устраивает и от нее хочется уйти?


Аня. Практически с детства. С раннего детства я замечала, что мир вокруг не очень классный и в какой-то мере жесток. Семья у меня не очень богатая, поэтому часто на этом фоне возникали разные ссоры между родителями, и между мной и сёстрами.


Поскольку мои родители рано завели семью (в 22 года), а я 3-й ребенок, к моему рождению их планы на жизнь обрушились, и они все время злились то на себя, то на нас с сестрами, не понимая, кто же виноват в их положении.


В школе я также с первого класса замечала, как «чмырят» кого-то, и не понимала, почему и за что. А просто так, потому что дети злые, а учителям всегда наплевать.


Я знала, что не могу ничего с этим поделать, но и просто наблюдать не могла. Поэтому мысли «об уходе из реальности» уже тогда начали посещать меня.


Я. И как они осуществились?


Аня. Я засела в компьютерных играх и мультиках / аниме, поскольку компьютер у меня появился очень рано, когда я еще в садике была, и папа тоже любил игры и «шарил» в них.


Я. То есть, уход был в миры, разработанные кем-то? Не тобой?


Аня. Именно. Ну, иногда просто погружалась в размышления, а точнее, придумывала какие-то сценарии для своей жизни или определенных ситуаций.


Я. Чем эти сценарии отличались от реально происходящего?


Аня. Люди говорили и делали то, что в реальности точно не смогли бы.


Я. А в чем отличие?


Аня. В смелости людей. Ну и в законах физики, в фантазиях они не работают.


Я. Хорошо, начнем со смелости, как более простого... На твой взгляд, в реале многие чего-то боятся?


Аня. Да. Быть осужденным, осмеянным или показаться глупым.


Я. А в фантазиях что происходит? Они действуют смело, и никто не осуждает, не высмеивает и глупыми не считает?


Аня. Именно. Люди как будто приобретают ум. И отбрасывают все плохое в них.


Я. Ясно. А что с законами физики? Почему они не работают, для чего это надо?


Аня. Например, люди летают или прыгают слишком высоко. Приобретают «супергеройские» способности.


Я. И совершают какие-то подвиги, которые с обычными способностями невыполнимы?


Аня. Да. Бывало такое, что в школе на уроке сидела и смотрела в окно, на какую-то местность, чаще всего это был парк / место, где много деревьев. И представляла, как я там спокойно лежу, читаю книгу или что-то такое. То есть, вполне лёгкое действие, но я знала, что никогда не сделаю это


Я. А почему не сделаешь?


Аня. Это место могло оказаться чьим-то двором, или мне было бы слишком лень, или неподходящая погода, или любая причина, чтобы этого не делать.


Я. То есть, не хотелось даже пытаться?


Аня. Да, потому что ждал провал. Да и дома, после школы, меня ждал компьютер и мир фантазий (чужих).


Я. И они казались интереснее, чем твои собственные?


Аня. Ну, как сказать… Свои фантазии я генерировала, пока делала что-то скучное. Например, шла куда-то и представляла что-то, или, опять же, сидела на уроке и представляла что-то. Плюс я почти всегда сама влияла на эту фантазию и ее исход.


Я. А важно, чтобы влияния не было?


Аня. Да, так ведь интереснее. Когда играешь / смотришь что-то, ты практически ни на что не влияешь. И для тебя повороты событий правда неожиданные.


Я. То есть, вот в этом разница? В своей фантазии не может быть неожиданного поворота?


Аня. Да. Вондер не считается (мир, который создают тульповоды).


Я. Ты там бываешь?


Аня. Нет. У меня его нет.


Я. Ясно. Есть ли что-нибудь еще, связанное с твоим эскапизмом, а чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Аня. Да. Где-то с 7-8 класса я ещё больше начала играть в игры и забила на учёбу. Моя лучшая подруга в это время уехала учиться в другой город, который на другом берегу Днепра. По сути, я потеряла рядом единственную подругу. И компьютерные онлайн-игры (DotA) помогли мне найти друзей (и «Эскапизм», группа, тоже кстати).


Когда нашла в Доте друзей, я по сей день играю в нее только ради общения с ними. Компьютерные игры - это как платформа определенная для общения. Когда играешь, ваши разговоры становятся непринуждёнными и обыденными, чего я так хотела.


Я. Совместное бегство от реальности сближает?


Аня. Они, скорее всего, не расценивали это как бегство от реальности, в отличие от меня.


Я. ОК. Что посоветуешь другим людям, находящимся в сходной с тобой ситуации?


Аня. Не задерживаться много в фантазиях, потому что тогда реальный мир станет для вас фантазией, не очень радостной, и вы не будете воспринимать его всерьёз. Что бы с вами ни произошло, вы будете воспринимать это как игру: «Все можно изменить, есть сохранка, со мной ничего не случится, так по сюжету задумано».


Сохранки нет и ничего уже нельзя будет изменить. И, естественно, мир фантазий никогда не сможет качественно и полноценно заменить реальность. Это, пожалуй, все.


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью
6

Проект «Фантазеры». Интервью №4. Тернистая дорога осознания и отчаяния

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседница. Полина.


Я. Хорошо. Помните, при каких обстоятельствах вы впервые заметили, что реальность вас не устраивает?


Полина. Если честно, мне сложно вспомнить конкретный момент. Когда я просто осознала, что мир несправедлив, я ещё училась в школе и не особо заботилась о будущем, поэтому мой эскапизм принимал ту же форму, что и большинства подростков - прослушивание музыки, просмотр сериалов и прокрастинация.

Скорее всего, окончательное осознание настало после того, как я поступила. Мне стало очень тяжело взаимодействовать с реальностью: люди, сложные задания, возросшая ответственность за свою жизнь и решения. Я как будто была свободной, и в то же время мне словно прибавили оков. На первом курсе ещё было терпимо, а вот во втором началась тернистая дорога осознания и отчаяния. Параллельно с этим я узнавала больше о нерадостных тенденциях, происходящих в мире, и в конце концов, чтобы справиться с этим грузом, я решила создать отдушину в виде блога.


Я. Получилось? Он стал такой отдушиной?


Полина. Частично. Иногда у меня даже нету желания писать о своих проблемах, и тогда они загнивают внутри, и как-нибудь аукаются в будущем. Пытаюсь выкорчевать из себя это и писать вовремя. Не хочу, чтобы эскапизм тоже превращался в ношу.


Я. Давайте тогда уточним, какой смысл вы вкладываете в слово "эскапизм". Он как-то связан с проблемами?


Полина. Для меня эскапизм (по крайней мере, в блоге), это способ ухода от проблем посредством сообщения об этих проблемах в красочной форме. Я размышляю над тем, как рассказать о ней так, чтобы это было интересно было читать и чтобы это можно было прочувствовать. После этого возникает ощущение, что проблема не такая уж и ужасная. Иногда я решаю их с ходу, когда вижу, что к ним можно подступиться. Иногда их с наскоку не решишь, и тогда ты уходишь от реальности, чтобы заглушить свою тревожность и набраться сил для её дальнейшего решения.


Я. А как с уходом в красивые, но неосуществимые фантазии? Эта тема вам близка?


Полина. Да, мне нравится представлять такое, но, похоже, пишу я об этом реже, чем хотелось бы.


Я. Почему? Опасаетесь отвергающей реакции?


Полина. Скорее всего да. Но себе я в этом никогда не признавалась, похоже, просто оправдывала тем, что это глупо выглядит даже для эскапического дневника.


Я. А что именно, на ваш взгляд, должны отвергнуть? Какая у них самая социально-неприемлемая черта?


Полина. Навязчивость и нарушение границ других людей. Иногда в моих мечтах я прикасаюсь к людям чаще, чем требуют социальные нормы, без уверенности в том, происходит ли это по обоюдному согласию.


Я. Почему эти фантазии настолько ценны, что вы не отказываетесь от них, сознавая всю неприемлемость?


Полина. Потому что это… просто фантазии? В этом плане у меня чёткое разделение между ними и реальностью. Пока это происходит в пределах моей головы - оно безопасно для окружающих.


Я. Спрошу иначе: какую потребность, неразрешимую в рамках реального мира, они удовлетворяют?


Полина. Скорее всего, желание романтической и физической близости, но это характерно почти для всех людей, так что если ставить рамки, то это желание романтической и физической близости, исходящее от человека, который это не заслуживает.


Я. Вы считаете, что не заслуживаете близости?


Полина. Да, и на это много причин.


Я. Хорошо, вернемся чуть назад, если можно... Вы сказали «сообщить о проблемах в красочной форме» - как, например? Нарисовать их?


Полина. Вовлечь в описание больше малоиспользуемых слов, применить какие-нибудь крылатые выражения, литературные приёмы. При этом ещё желательно рассмотреть её с разных углов и понять, где виновата я, где другие, а где никто не виноват.


Я. А, теперь понял. Есть ли в вашей ситуации что-нибудь важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Полина. Даже не знаю, возможно моё нежелание сходиться с людьми, несмотря на тягу к ним. Если считать это важным.


Я. Что бы вы посоветовали другим, также склонным к эскапизму?


Полина. Не считать свои способы эскапизма глупыми и недостойными потраченного времени, будь то творчество или другая деятельность (или бездеятельность). Главное, чтобы это не выливалось во вред окружающим.


Я. Оставите ли моим читателям ссылку на блог?


Полина. Конечно, полинин эскапизм.


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью
2

Проект «Фантазеры». Интервью №3. Не хватает экшена

Я. Как тебя назвать в тексте?


Собеседник. Nelostic.


Я. Когда ты впервые заметил, что реальность не устраивает, и хочется уйти в фантазии?


Nelostic. Я бы не сказал что реальность не устраивает. Просто всегда хочется большего, поэтому и фантазирую.


Я. Чего, например?


Nelostic. Того, чего в жизни не хватает :) Экшена какого-то. В фантазиях можно делать, что хочешь, и не умереть. И каких-то технологий, которых в жизни нету. Телепортация, прыжки по мультивселенной и т. п.


Там есть много того, чего нету в реальности. Но, я надеюсь, когда-нибудь появится и в реальности такое. Люди и мечтают, чтобы когда-нибудь мечты в жизнь воплотить.


Я. Начнем с экшена, раз ты упомянул его первым?


Nelostic. Мне нравятся эпичные истории, в которых герои куда-то бегут. кого-то спасают, с кем-то сражаются.


Я. И ты один из этих героев?


Nelostic. Нет, обычно я выдумываю кого-нибудь другого, подходящего под окружение. Но все равно герой часто поступает так, как я бы поступил.


Я. Этот другой сражается и спасает кого-то от чего-то?


Nelostic. И то и то, я за разнообразие. Я вообще сюжет придумываю так: вначале сочиню кучу эмоциональных моментов, а потом их соединяю в один сюжет.


Я. Какие там эмоции?


Nelostic. Любые, от страданий до счастья. Кто-то из режиссеров сказал, что фильм должен быть, как американские горки, чтобы зритель не заскучал.


Я. Резкие перепады? А в жизни их не хватает?


Nelostic. В жизни обычно или долгое счастье или долгая печаль, а в рассказах всё происходит быстрее.


Я. Значит, важен именно темп?


Nelostic. Важно разнообразие. Вот те, кто Марвел придумывает - они туда, в свою вселенную, напихали кучу разных непохожих миров и обьеденили их в один. Я так же люблю.


Я. Разнообразие чего? Того, что может случиться с героем?


Nelostic. Можно сказать, разнообразие мира. А если мир разнообразный, то и ситуации с героем будут разнообразными. Или наоборот, если ситуации разнообразные, под них можно придумать разнообразный мир.


Я. И вымышленные технологии, которые ты упомянул раньше, поддерживают это разнообразие?


Nelostic. Да. Побольше вымышленных технологий. Ведь если разные герои будут иметь разные технологии, это сделает интересными конфликты между ними, примерно как в видеоиграх. Или в комиксах, когда у разных героев и злодеев разные способности.


Я. Так. И еще важно, что там герой, похожий на тебя, не рискует погибнуть?


Nelostic. Ну, героя можно и воскресить :) В комиксах герои не умирают насовсем. Или, на крайняий случай, можно завести нового героя.


Я. Хорошо. Пробовал ты вывести свои фантазии в реальность в какой бы то ни было форме? Записать, нарисовать?


Nelostic. Нарисовать. Сейчас покажу. Гостья из будущего-2. Хочу сюжетом класcику продолжить :) Считай, как фанфик

Проект «Фантазеры». Интервью №3. Не хватает экшена Психология, Фантазер, Интервью, Длиннопост

Это дочка Алисы Селезневой Алеся. В смысле, дочь актрисы оригинального фильма. Сам Кир Булычев когда-то сказал, что он хотел бы с ней сиквел. Не мне сказал, а в интервью какого-то сайта.


Я. Хорошо. Есть ли в твоих фантазиях еще что-то важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Nelostic. Ну, мои фантазии всегда основаны на мечтах о прекрасном будущем. Или о том, как в будущем наступила тотальная катастрофа, и разумные существа (например, люди)

стараются ее предотвратить.


Я. Что бы ты посоветовал другим людям, тоже склонным уходить в вымышленные миры?


Nelostic. Воспринимать их как дополнение к реальному миру, чтобы отвлечься или развлечься. И делиться мирами с другими.


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью 1
3

Проект «Фантазеры». Интервью №2. Борьба группировок за влияние в мире

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседница. Милана.


Я. Хорошо. Как вы заметили, что не вполне довольны реальностью и хотите чего-то иного?


Милана. Это началось со школы, когда не хватало достаточных успехов и чувства уникальности. И мне льстило, когда мне говорили, что я напоминаю Дану Скалли.


Я. Вы хотели бы быть похожей на нее?


Милана. На самом деле нет. Я про нее даже не знала до первых сравнений, но когда узнала - увидела схожесть, она мне не очень понравилась, хотя я тоже выбирала похожий стиль внешнего вида.


Я. Чем же тогда льстило сравнение с ней?


Милана. Образ Скалли сильный, волевой и красивый. Опять же костюмы, красивая женщина. У нее характер не такой эмоциональный, ее страстной не назовешь. Этого мне самой не хватает, и меня притягивают более харизматичные женщины.


Я. А какие персонажи вам нравятся?


Милана. Мне больше импонируют Злая Королева из "Однажды в сказке" или Кейт Беккет из "Касла".


Я. Они успешны и уникальны?


Милана. Да. Они эффектны, сексуальны, уверенны, в чем-то дерзки, и эта дерзость пленяет, своенравны и руководят процессом. В то же время проживают глубокие чувства. Им знакома боль. Это и делает их сильными.


Я. Но в фантазиях вы представляете себя не на их месте, а на фоне реального мира?


Милана. Да. Я беру какие-то черты и использую их здесь. Придумываю себе работу, команду, историю. Иногда в ней участвуют люди из жизни, но они скорее наблюдатели. Настоящие события разворачиваются с вымышленными персонажами. Вся глубина чувств и главных событий связана с ними.


Я. Чем работа там отличается от вашей реальной?


[картинка-иллюстрация пропущена, так как уже была на Пикабу]


Милана. Она более опасная, сложная, связана с межправительственными задачами. Это борьба группировок за влияние в мире и оружие. Мы должны выявлять тех, в чьих руках власть уничтожить мир или заставить страдать. В начальных версиях фантазии это была борьба за хранение тайных знаний и манускриптов. Это были войны с мечами в современном мире. Потом фантазию превратилась в более реальный образ - современное оружие, нарушение закона, интриги и подставы...


Я. И вы возглавляете целую команду? Насколько многочисленную?


Милана. Раньше это было многотысячное войско :) Сейчас просто группа в человек 50.


Я. А почему? Чтобы знать каждого из подчиненных лично?


Милана. Нет. Просто формат работы поменялся. Мне больше не нужно воевать на полях. Работа ведется разными операциями, внедрениями и командой специалистов.


К тому же люди уходили. Был период закрытия проекта. И спустя время пришлось заново его возрождать.


Я. Вы руководили ими изначально?


Милана. Я пришла как ученица. Меня обучали двое мужчин - один лидер, а другой его правая рука. Но лидер внезапно исчез. Все думают, и я в том числе, что он нас предал. Я возглавила его группу. А потом он возвращается и пытается доказать невиновность.


Я. Есть ли в вашей фантазии какие-то существенные аспекты, о которых хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Милана. Я в этих фантазиях не могу четко сформулировать, за что глобально мы боремся. Фантазия состоит из кусочков внутренних и внешних разборок, случаев, событий.... но единая цель - что именно мы защищаем - не ясна.


Я. Вы пробовали до этого разговора перевести их в какую-то объективную форму? Записать, нарисовать?


Милана. Нет. Это многолетняя фантазия только в моей голове.


Я. Почему? Не верите, что они могут быть интересными кому-то, кроме вас?


Милана. Боюсь что покажутся полным бредом.


Я. Хорошо, посмотрим на читательскую реакцию...


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью
3

Проект «Фантазеры». Интервью №1. Мой мир - это целый сериал

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседник. Старый Город.


Я. Часто ли вы отрываетесь от реальности и уходите в вымышленные миры?


Старый Город. Нечасто в последнее время, потому что работаю. Раньше, в юные годы, я мог отрываться от реальности при помощи раскачивания на трапеции или качелях, музыка тоже давала такой эффект.


Сейчас я могу так делать частично. Делать свою работу на заводе, но при этом продолжать воспроизводить образы в голове в приглушенном режиме. Полностью такое выходит разве что при долгих поездках между городами.


Я. Почему это происходит, на ваш взгляд? Там есть что-то такое, чего здесь нет, или наоборот, тут что-то лишнее и оно вам мешает?


Старый Город. Это как снять фильм (а мой мир - это целый сериал, плюс полнометражные фильмы, видеоигры и спин-оффы в виде вышеназванного), которого нет, бесконечный творческий процесс внутри головы. Это облегчает жизнь в рутине, и даёт материал для будущей реализации (скажем, этот простенький комикс созданный совместно с художником).

Проект «Фантазеры». Интервью №1. Мой мир - это целый сериал Психология, Фантазер, Интервью, Длиннопост

Фрагмент комикса


Плюс фантазии для меня как живые, как некие птицы в клетке моего разума. Они растут, развиваются и рано или поздно их нужно выпустить на волю.


Однако у этой монеты есть оборотная сторона. Они отвлекают от важных мыслей, иногда в фантазии можно ментально увязнуть и потерять концентрацию в реальности. На это приходит ответ в виде удара о случайный предмет или порванной штаниной об острую железку. Так что иногда это мешает, и потому так важно учиться жить с миром в голове и разграничивать фантазию и реальность в моем случае.


Я. Как бы вы определили жанр своего сериала? Детектив, фантастика, ужасы, романтика, еще что-то?


Старый Город. Там есть место для всего, но основной жанр - это фантастика с элементами юмора и драмы.


Я. Перечислите, если можно, его базовые фантастические допущения, в реальности отсутствующие.


Старый Город. Долгая жизнь персонажей. Им по несколько миллиардов лет, при этом сами они воспринимают время вокруг как мы (то есть, 1 миллиард лет для них один наш год), при условии, что не задерживаются на одной планете или любом другом месте, где ощущения от времени будут иными. Это допущение я сделал для того, чтобы мои цивилизации сосуществовали с космическим процессами и могли влиять на них и использовать по своему усмотрению.


Также мой мир - это большая сферическая модель вселенной с чёткими границами, за которой есть пустота и у которой тоже есть граница, ведущая во внешнюю структуру - систему пространств.


Я. На ваш взгляд, обычная человеческая жизнь недостаточна? Она не вместит всего, в чем вы нуждаетесь?


Старый Город. Да. Хочется в первую очередь узнать все, что меня интересует. Попробовать все (в созидательном плане). И, конечно же, отправиться в дальний космос, ну… или на Марс хотя бы. Однако, я в 21 веке и у меня есть шанс продлить жизнь себе, если это будет доступно в удачное время. Ну и спорт и духовные практики никто не отменял, это же как достраивать готовый дом своими руками для своего мира.


Я. Трудно ли было найти художника, готового воплотить ваши идеи?


Старый Город. Нетрудно. Трудно наладить с ним (вернее, с ними) сотрудничество при отсутствии личных финансов. Можно заинтерисовать идеей и даже совместно что-то сделать, но если тебе нечего предложить взамен, то такое мероприятие надолго не затянется. Свой материал я добывал методом реквестов. И я, пользуясь случаем, все так же выражаю огромную благодарность всем художникам, кто нарисовал эти рисунки, комиксы по моим мирам, и людям, которые делали образцы озвучки для моих героев. Если эта клетка откроется и птицы отправятся в свободный полет, дайте знать, чтобы вас найти.


И да. Трудно найти того кому твои идеи будут интересны.


Я. А как клетка может открыться? Что вы подразумеваете под этой метафорой?


Старый Город. Когда создам сериал по своему миру и он найдёт свою аудиторию.


Я. Снимете его на камеру?


Старый Город. Нет, в виде мультсериала реализую. Как найду средства на команду.


Я. Ваши фантазии настолько ярки, что побуждают изыскивать средства?


Старый Город. Да, это так, но пока их хватает только на жизнь в реальном мире. Надеюсь, что это не надолго.


Я. Что бы вы посоветовали людям в аналогичной ситуации? С целым миром внутри и трудностью его выражения? С чего им начать?


Старый Город. Сначала обеспечьте себе жизнь в реальном мире. Ваш мир вам подскажет, чем заняться в реале. Потому-что мы ответственны за то, что творим и за его сохранность тоже.


Потом (или попутно) начинайте потихоньку реализовывать его. Пишите короткие заметки и сценки из вашего мира. Найдите тех, кому это может быть интересно, или публикуйте их на мелких площадках.


Главное - принять свой внутренний мир и научится жить с ним и «сотрудничать».


О! И ещё! Читайте книги или слушайте аудиокниги. Хороший тренажёр для воображения.


Я. Есть ли что-то, о чем хотелось рассказать, но я не спросил?


Старый Город. Думаю, что этого достаточно :) Передаю привет всем Фантазерам.


Я. Хотите ли поделиться ссылками по теме?


Старый Город. Реквесты можно просить на разных площадках, от анонимных форумов до групп в социальных сетях. Вот одна из них. Однако не забудьте о вежливом тоне при запросе и понимании того, что художник - не ваш личный исполнитель. Эту группу я скинул из-за чётких правил.


PS. Я планирую продолжать проект. Если готовы дать интервью о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Показать полностью 1
240

Уметь слышать других

Мы часто ссоримся из-за неумения слушать и слышать других.


Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, предлагал своим клиентам во время спора провести короткий эксперимент:


«Прекратите спор на миг и установите правило: каждый может высказаться за себя только после того, как он тщательно озвучит идеи и чувства предыдущего спикера, причем так, что тот останется доволен». Эта техника очень полезна, как в личной жизни, так и в моей психотерапевтической практике. Попробуйте.


Источник

67

Травматическая диссоциация, как я ее вижу

или еще одна причина, по которой я люблю книги Робин Хобб.


Порой во время травмы с личностью происходит что-то совершенно волшебное - она рассыпается, как лего, и перестраивается. В этом действительно есть что-то магическое: человек словно отключает какие-то свои части, какие-то уводит в сторону, а какие-то - выдвигает на передний план.

А когда травма заканчивается, та часть, которая была на переднем плане - например, жалкий, хнычущий ребенок или парализованная ужасом жертва, или же беспомощный юноша, - она как бы капсулируется.

Это имеет и биохимическое, и структурное обоснование - наш мозг устроен таким образом, чтобы мы выжили, чтобы мы максимально не соприкоснулись с болью.


Поэтому больная часть личности покрывается броней, которая защищает всю остальную личность от боли. Но это парадоксальным образом не позволяет этой части жить, развиваться, реализовываться - и тормозит всего человека.

Мне такой вариант напоминает попытку спрятать Иова в обычной однокомнатной квартире и сделать вид, что его нет. А он есть. Он пахнет, страдает, плачет, порой перекраивает все существование. И в некоторых случаях жизнь человека после травмы превращается в некоторый процесс наматывания очередного слоя полиэтилена на травмированные части.


Кому-то подобные размышления напоминают безумие - потому что при сильной диссоциации оно действительно случается: человек начинает слышать голоса или терять целостность личности. И это пугает.


Но я считаю, что одна из лучших стратегий при диссоциации - присоединить больную травмированную часть к ресурсам всего человека. Показать ей безопасное место.

Технически это напоминает усыновление семилетнего ребенка из детдома. И я всегда говорю своим клиентам, что мозги у нас разные (в силу строения мозга - при травме включаются работают другие отделы и структуры, именно поэтому думать рационально часто не помогает), а вот уши - общие. Поэтому, если не думать какие-то вещи про себя, а говорить вслух или хотя бы писать (лучше говорить за счет того, что порой травмирующий опыт случается до развития навыков чтения), это может работать лучше.

Я предлагаю своим клиентам устраивать экскурсии по своей квартире, рассказывать новости, говорить о том, что о травмированной части есть сейчас кому позаботиться.

И часто выясняется, что диссоциированная часть действительно напоминает узника замка Иф - не знает, какой сейчас день, что происходит, кто все эти люди и вообще, откуда все берется.


Когда ей рассказывают о событиях: смотри, мы выросли, пьющий папа с нами больше не живет, у нас есть своя комната (квартира), запас продуктов в холодильнике, я выучилась в вузе, работаю на работе, у меня есть кот - она часто реагирует недоверчиво и неадекватно, может даже ругаться или пытаться проявлять другие формы агрессии.

Но со временем начинает отвечать - плакать, рыдать, швыряться вещами, забиваться в угол и чего-нибудь требовать. А потом - потихоньку - начинает разговаривать, делиться своими несчастиями и воспоминаниями, а со временем постепенно присоединяется к целой структуре личности и становится осознанным опытом.


Например, у девушки с лишним весом внезапно оказывается внутри очень худая голодная барышня, которая кричит при попытке подойти: "Не приближайся! Ты снова попытаешься заставить меня голодать!", у взрослого мужчины - мальчик, который говорит "Они все врут, чтобы подкрасться и высмеять меня!". Или девочка, которой мама запрещает плакать по ночам, угрожая сдать в психушку. Или маленькая первоклассница, которая отчаянно пытается сделать домашнее задание идеально, а уже третий час ночи, и это пятнадцатая попытка, и руки дрожат и размазывают чернила.

Все они понятия не имели, что уже выросли, что школы, мамы, диеты, высмеивателей рядом нет.


И мы устраиваем такую встречу - себя из будущего с собой в прошлом, то, о чем, может быть, многие из нас мечтали. И тот - из будущего - говорит, может быть, не совсем радужные вещи в духе "они тебя обижали - а теперь ты космонавт", но правду: "Ты - справился, ты вырос, ты работаешь, у тебя семья, ты красивая, ты хорошо зарабатываешь, ты не спился, тебе больше не надо отвечать за маму" и так далее. И - обязательно - "я с тобой, я больше не оставлю тебя в одиночестве. Я всегда буду рядом и буду стараться тебе помочь".


Источник

Показать полностью

Тест. Это фото сделано на дорогой смартфон или нет?

Сколько бы ни говорили, что смартфон нужен для работы, сложных вычислений, доступа к библиотеке всей человеческой мысли, это все отговорки. Мы-то знаем, что многие покупают его для одного — делать фоточки в инстаграм. И тут нет ничего зазорного. Мы редко помним, сколько ядер и мегагерц в процессоре телефона. Главное — насколько качественная камера.

Отличная работа, все прочитано!