Книжная лига
Серия История нашего мира в художественной литературе

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер»

Всем привет!

Эта заметка появилась спонтанно, и я хочу поблагодарить человека под ником RandomAtreides за то, что подсказал мне название заинтересовавшей меня книги. Ещё раз спасибо за наводку!

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Спрэг де Камп, Птолемеи, Индия, Африка, Длиннопост

А заинтересовала она меня тем, что в ней дело происходит не только в Египте времен правления Птолемея VIII Эвергета (145-116-й годы до н.э.), а также его формальных (Птолемей IX Лафур (правил в 116-107 до н.э. и потом 89-81 до н.э.), дед Клеопатры VII) и неформальных (Клеопатра II и Клеопатра III) наследников, но и в Индии, и даже в Африке. И бонусом к этому ещё многие недавно приобретенные на тот момент территории Римской республики. Так, например, Мизия, где находился Кизик, оказалась в составе римской провинции Азия. Ранее на этих территориях существовало Пергамское царство (282-133гг. до н.э.), пока не имевший наследников пергамский царь Аттал III (правил в 138-133гг. до н.э.) не завещал своё государство Римской республике. Пергамское царство, к слову, образовалось в результате отделения от Македонии после смерти Лисимаха. А до того там были владения Александра Македонского, а ещё раньше – Ахеменидов.

Кстати, о них. После развала и их империи, и империи Александра в Западной Азии какое-то время крупнейшим было государство Селевкидов, которое соседствовало с Птолемеевским Египтом – с одной стороны, и с империей Маурья – с другой. Так продолжалось лет сто с небольшим, пока на мировую арену не выступили два новых государства – Парфия и Греко-бактрийское царство. Про Парфию (250 до н.э. – 227 н.э.) я расскажу в одной из следующих заметок, а вот на втором упомянутом государстве остановлюсь чуть подробнее.

Эллинистическая Бактрия со столицей в Бактрах образовалась в том же самом 250-м году до н.э. в результате распада государства Селевкидов и просуществовала до 125-го года до н.э. Экономически это государство опиралось на трансазиатскую торговлю – по зарождавшемуся Великому Шёлковому пути. И ещё там добывали золото и лазуриты. Малочисленная верхушка в этой стране состояла из эллинов и македонцев, но основную часть населения всё так же составляли местные ираноязычные народы и племена, например, всё те же бактрийцы. Такое положение вещей породило определенную мультикультурность и многоконфессиональность, т.к. в той стране жили и приверженцы греческого язычества, и зороастрийцы, и даже индуисты с буддистами. Кстати, вроде как там и зародился греко-буддизм.

А в 180-170-х годах до н.э. сын греко-бактрийского царя Евтидема Деметрий, впоследствии  Деметрий I, вторгся на индийские территории и основал Индо-греческое царство, которое просуществовало вплоть до 10-го года н.э. Вторжение стало перспективной затеей после того, как династия Маурьев была свергнута Пусьямитой Шунга, основавшим в Магадхе свою династию Шунга (правили в 185 – 78 годах до н.э.). В итоге Индо-греческое царство раскинулось на территориях современных Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии (в некоторые периоды частично и северной Индии, доходя даже до Паталипутры), в том числе эллины заняли области Синдх и Гуджарат, а потом стратегический порт Баригазу (современный Бхаруч).

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Спрэг де Камп, Птолемеи, Индия, Африка, Длиннопост

(Индо-греческие монеты)

После смерти Деметрия его владения разделились фактически на две части – западную (Греко-бактрийское царство) и восточную (Индо-греческое царство). Вторым поначалу управляла династия Евтидема, а потом её сверг узурпатор Евкратид, а после него власть взял в свои руки Менандр I (150-130гг. до н.э.), известный тем, что принял буддизм. После его смерти регентшей стала его вдова Агафоклея, мать Стратона I. После смерти Менандра его наследники были потеснены обратно на восток к Гандхаре, потеряв Паропамисады и Арахосию.

А тут ещё Парфия стала стремительно расширяться, а потом с севера хлынули юэчжи, которые уничтожили Греко-бактрийское царство примерно в 125-м году до н.э. В конце концов, они добрались и до наследника Бактрии – Индо-греческого царства, но лет на 50 позже.

А вот со стороны Индийского субконтинента вместо Магадхи под властью династии Шунга всё больше к границам стало придвигаться индийское государство Сатавахана (которое иногда также называли Андхрой). Образовалось оно после распада империи Маурьев около 230-го года до н.э. и просуществовало вплоть до 220-го н.э. В империи Ашоки Сатаваханы находились на положении вассалов. Вскоре после его смерти, очевидно, отложились от государства Шунга и добились полной независимости. Их соседями и противниками на северо-востоке стали Магадха и Калинга, а на юге – государства дравидов Чола, Чера и Пандья.

Про Сатавахану известно, что несмотря на то, что её государственной религией был буддизм, страна стремительно расширялась по всем направлениям, пока ей не покорилась вся центральная Индия. Первыми её правителями предположительно были Симукха (211-198 до н.э.) и его брат Кришна (198-184 до н.э.). Потом власть перешла к Сатакарни I (предп. ок. 184-170 до н.э.). Такое же имя носил царь этой страны в период ок. 134-78 гг. до н.э. – Сатакарни II, сын Скандастабхи (152-134 до н.э.), современник царя Магадхи Андхраки. Предположительно именно в его времена территории Сатаваханы простирались от Паталипутры-Патны (на востоке) до Малавы (на западе) и современной Махараштры (на юге), в частности благодаря успешному ведению войн с Магадхой и Калингой.

Кстати, буквально через несколько лет после смерти Сатакарни II пресеклась династия Шунга. И как тут не верить в карму, когда её последнего правителя, Девабхути (83-75гг. до н.э.), убил его собственный первый министр Васудева Канва? После этого Магадхой сорок пять лет правила династия Канва, пока с юга не пришли правители Сатаваханы в 26-м году до н.э. И именно правители Сатаваханы в II—I вв. остановили нашествия на юг Индии саков и прочих иранских народностей.

Я так и не разобралась, была ли Баригаза частью государства Сатавахана в 119-м году до н.э. (например, если судить по той карте, на которую я ранее ссылалась, то да, письменных данных на этот счёт я так и не нашла), но автор сегодняшнего произведения представил всё так, будто нет. И речь на этот раз пойдет о романе...

«Золотой ветер» Л. Спрэг де Кампа

Время действия: II век до н.э., ок. 120-115 гг. до н.э.

Место действия: Римская республика (территории современных Турции, Греции, Италии, Франции и Испании, а также Туниса), Египет Птолемеев, Адулис, Моссилум (нынешние Эритрея и Сомали), остров Диоскорида (Сокотра, территория современного Йемена), Лата (Ларика) (вероятно, на тот момент Баригаза и Лата были ещё не под властью Сатаваханы, т.к. располагались западнее Малвы, но не факт) и другие маленькие независимые государства Бхараты (Индии). Упоминается регион Индо-греческого царства – Саураштра (Syrastrene), и, вероятно, часть событий также происходила на юго-восточных окраинах этого государства. Помимо этого, часть событий происходит в Мавретании (Марокко), Нумидии (Алжир), а также предположительно на территориях современных Гвинеи (либо Сьерра-Леоне), Мали, Сенегала, Мавритании и Западной Сахары.

Интересное из истории создания:

Лайон (Эл) Спрэг де Камп (1907-2000) был американским писателем-фантастом и ныне считается одним из родоначальников жанра фэнтези. Интересно, что он учился в школе Тринити в Нью-Йорке, а  затем провел десять лет, посещая школу Снайдера в Северной Каролине, учебное заведение военного типа. Об этом, кстати, пишут так: «Его пребывание в школе Снайдера было попыткой его родителей, жестких приверженцев дисциплины, излечить его от интеллектуального высокомерия и отсутствия дисциплины». Неизвестно, удалось ли его «излечить» от всего перечисленного, но, похоже, он доволен всей этой историей не был, и позже отразил свои переживания и опыт в полуавтобиографическом рассказе «Судный день» (1955).

В 1930-м будущий писатель окончил Калифорнийский технологический институт, получив степень бакалавра наук и став полноценным авиационным инженером. Интересно тут ещё и то, что он за время своего там обучения успел познакомиться с известным американским разработчиком ракетного топлива и тоже писателем-фантастом – Джоном Друри Кларком, который позже ощутимо влиял на его творческий путь.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Спрэг де Камп, Птолемеи, Индия, Африка, Длиннопост

(Л. Спрэг де Камп по центру, а вместе с ним А. Азимов и Р. Хайнлайн)

Лайон Спрэг де Камп вообще, похоже, тесно общался с коллегами по творчеству (и втягивал других в свои творческие проекты). Во Вторую мировую он служил во флоте и на месте службы в 1944-м познакомился с Айзеком Азимовым и Робертом Хайнлайном, а также другими известными писателями-фантастами (если точнее, они работали в Научно-исследовательской лаборатории ВМФ в Филадельфии). И женился за несколько лет до того, в 1939-м году, на Кэтрин Крук, с которой сотрудничал в области научной фантастики и публицистики, начиная с 1960-х годов. Судя по всему, так или иначе вся эта компания сохранила какие-никакие связи на долгие годы. На это намекает фото 1975-го года, сделанное на банкете по случаю вручения Nebula Awards Хайнлайну.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Спрэг де Камп, Птолемеи, Индия, Африка, Длиннопост

(Кэтрин Крук де Камп приветствует старых знакомых. Её супруг наблюдает за этим из-за её спины)

И, разумеется, без влияния на творчество не обошлось. Так, например, де Камп был членом мужского литературного и обеденного клуба «Пауки-ловушки» в Нью-Йорке, который послужил основой вымышленной Азимовым группы разгадывателей тайн «Черные вдовцы». А ещё, говорят, с подачи де Кампа Азимов приобрёл неоценимый опыт – как-то раз "прокатился" на военно–транспортном самолёте. И больше никогда не летал. Короче, можно об этом многое ещё рассказать, но места не хватит.

Что же касается писательства, то первой работой Л. Спрэгг де Кампа стала книга… «Изобретения и их управление», опубликованная в 1937-м году) Ладно-ладно, если не считать того, что было написано в рамках первой профессии, то начать, очевидно, стоит с «Да не опустится тьма» (1939). Это произведение считают одним из самых ранних произведений в жанре альтернативной истории. Но самые известные его произведения, пожалуй, «Дипломированный чародей» (1941) и «Бар Гавагана»(1953), написанные в сотрудничестве с Ф. Прэттом, и, конечно, «Конан»(1955), написанный на основе работ Р. Говарда. Кстати, Лайон Спрэг де Камп выступал консультантом при создании фильма «Кулл-завоеватель» 1997-го года, с К. Сорбо (его у нас обычно знают по «Удивительным странствиям Геракла») и Т. Каррере в главных ролях. Если кто не видел, рекомендую. Это типичное фэнтези тех времен, но провести вечерок можно вполне себе увлекательно.

В общем, автор работал преимущественно в жанре фэнтези, и я не думала, что найду у него что-то для своей подборки. Но вышло, что вышло. Роман «Золотой ветер» впервые был опубликован в твёрдой обложке в 1969-м году, а потом ещё в мягкой – в 1972-м. Книга была переиздана с новым вступлением Гарри Тёртлдава в мягкой обложке и в виде электронной книги издательством Phoenix Pick в июле 2014 года. И, кстати, как по мне, у этого, как минимум, произведения есть определенные сходства с романами об «Эллинских торговцах» самого Тёртлдава.

«Золой ветер» стал пятым и последним историческим романом де Кампа, как в порядке написания, так и в хронологическом порядке. В нём повествуется о мореплавателе II-го века до н.э. Евдоксе Кизикском. Подробный рассказ о приключениях Евдокса приводит Страбон, пересказывающий сочинение Посидония. На эти работы и опирался автор при создании своего романа.

О чём:

Главный герой (и он же рассказчик) – знаменитый греческий путешественник Евдокс Кизикский – пишет письма сыну Теону в родной город, повествуя о своих приключениях, чтобы сохранить историю своей жизни в памяти людей. Собственно, об этом он и просит сына – сохранить, «подправить» и обнародовать его рукописи. А «подправлять» там и вправду есть, что) Ибо Евдокс много не особо приятного написал не только о себе, но и о сильных мира того времени. Особенно досталось Птолемеям. Собственно, с путешествия в Египет во главе посольской миссии и начинается его история. Когда с делами полиса всё уладилось, Евдокс оказался втянут в обсуждение с местными правителями некоторых исследовательских проектов, и, наверняка, ему бы до этого никакого дела бы не было, если б не промелькнуло в жарком споре, что один из маршрутов ведет в Индию. А Евдокс имел одну очень интимную проблему, с которой надеялся разобраться с помощью достижений именно индийской медицины.

Так что, когда ему-таки предложили высказаться, он всеми правдами и неправдами выступил за путешествие в Баригазу, а потом ещё добился того, чтоб его назначили капитаном той экспедиции. Его сотоварищем стал Гиппал (тот самый, которому потом стали приписывать открытие способа навигации в Индийском океане при помощи муссонов). И именно благодаря муссонам и подсказкам уроженца Баригазы по имени Рама всей этой компании удалось достичь индийского берега. Проблемы, правда, начались ещё в пути. Но какие, и к чему привели – я, как обычно, умолчу.

Отрывок:

Далее приведен эпизод из путешествия Евдокса вдоль африканского побережья в попытке повторно добраться в Индию с «грузом» рабынь, предназначенных в жёны греко-бактрийским солдатам, служащим на различных индийских территориях, которые прежде не раз просили привезти им для женитьбы женщин эллинского происхождения. Перевод вновь мой.

«…Мои пассажиры — девушки-музыкантши, доктор и его ученик, а также корабелы — приставали ко мне с глупыми вопросами, вроде: «Мы уже на полпути к Индии?» или «Когда мы увидим морское чудовище?» Когда холмы опустились за горизонт, они занервничали и стали убеждать меня плыть поближе к берегу.

— Клянусь Зевсом-Спасителем, уверяю вас, я знаю, где земля! —  я сказал им. — Я отправляю человека на мачту каждые несколько часов, чтобы убедиться в этом.

— Но нас пугает то, что мы не можем видеть берег, — сказал один из них. — Пожалуйста, капитан, сделайте нам одолжение, подплывите поближе!

— Нет! И я скажу вам, почему. Это опасный берег с песчаными отмелями, уходящими далеко под воду. Вы думаете, что находитесь в безопасности недалеко от берега, и тут плюх! Вы на мели.

— Но, капитан…

— Кроме того, здесь, в Атлантике, есть эти чудовищные морские течения и отливы с приливами, которые поднимают песок с одной отмели и сбрасывают его на другую, так, что они постоянно меняют положение. Кажется, это как-то связано с луной. Нет, спасибо, я останусь здесь, где будет безопасно.

Эта ерунда продолжалась три дня. Затем наступила ночь, когда я лег спать в полночь, поручив Мандонию дежурить до рассвета.

Следующее, что я осознал, — каюта резко накренилась, сбрасывая меня с лежака. Раздался ужасный треск ломающихся досок, визг и вопли, рев бурунов и звук воды, хлынувшей в корпус.

В мгновение ока я оказался на палубе. Фонарь, свисающий с мачты, проливал во тьму слабый желтый свет. Туман скрыл звезды, а луна еще не взошла. Однако не требовалось мудрости йогина, чтобы сказать, что мы сели на мель.

Моряки сообщили, что в трюме несколько футов воды. Другие уверяли, что мы находимся на песчаном пляже, и при умеренном прибое вряд ли разобьемся. Ничего иного не оставалось делать, кроме как ждать до рассвета. Утихомирив кричащих женщин, я отвел Мандония в сторону.

«Итак, — сказал я, — что случилось?»

Он вздохнул и вытащил кинжал. Подумав, что он собирается меня зарезать, я отпрыгнул назад и схватился за собственное оружие; но он только протянул мне рукоять. Другой рукой он откинул тунику в сторону, обнажая грудь.

— Убейте меня, капитан Евдокс, — сказал он.

— Возможно, позже. Сейчас я просто хочу знать, как это произошло.

— Это все моя вина.

— Я уже догадался об этом. Но как?

— Ну, господин, вы знаете этих девушек?

— Да.

— Как я вам уже говорил, настоящий мужчина, увидев такую кобылку, думает только об одном, а мы, испанцы…

— Клянусь Гераклом, ты перейдёшь к делу, глупый бык?

— Ну, как вы знаете, они хотели подплыть поближе к берегу, потому что вид бескрайней воды пугает их. А вчера они пришли ко мне и пообещали, что, если я подведу корабль поближе, я смогу возлечь с любой из них или со всеми сразу в качестве награды. Поэтому я подошел немного ближе к берегу, а затем поднялся этот грязный туман, и я сбился с курса.

— Почему, во имя Собаки, вы не замерили глубину и не встали на якорь, когда обнаружили, что здесь мелководье?

— Потому что я трахал одну из девушек, господин, а мужчина не думает о подобных вещах в такой момент. Не могли бы вы убить меня?

Я глубоко вздохнул.

— Клянусь Мышиным Богом, ты этого заслуживаешь! Но мне придется отказать себе в этом удовольствии. Нам придется либо починить корабль и плыть дальше, либо, если это окажется невозможным, вернуться в Гадес. В любом случае я это сделаю. Но нужен каждый трудоспособный человек. Теперь возьми несколько человек внизу и посмотри, что можно сделать, чтобы вытащить груз из воды в трюме.

Рассвет показал нам, что мы выброшены на берег на прибрежном острове — на самом деле это была большая песчаная коса длиной в несколько стадий, отделенная узким каналом от мавританского побережья…»

Что я обо всём этом думаю, и почему стоит прочитать:

Как я отметила выше, мне так и не удалось найти эту книгу на русском языке. Но она по-английски написана не слишком сложно, так что её вполне реально прочитать, что я и сделала. И могу сказать, что впечатления у меня остались смешанные. С одной стороны, я, пожалуй, получила удовольствие от чтения – было и над чем поугарать, и над чем задуматься, с другой – от последних частей, как говорится, осадочек остался) Вроде вот и логично всё, и «А как бы вы поступили в таком случае?», но в то же время я лично залипла над вопросом - «А по-другому точно было никак?». Возможно, автор на это и рассчитывал.

Плюс не всегда было легко разобраться, где он с историко-географической точки зрения намеренно что-либо искажал и придумывал, а где просто косячил или не заморачивался. Например, про Индию в послесловии сказано, что, кроме «Одраки» (очевидно, имелся в виду Андхрака, царь Магадхи из династии Шунга) и Менандра, прочие правители региона вымышлены. Хотя это не совсем так: названный им царь Сатаваханы Скандастабхи реально существовал, но правил ок. 152-134 до н.э. 165-я олимпиада была в 120-м году до н.э., а не в 119-м (что и логично, раз они проходят раз в четыре года). При этом год 166-й назван верно – 116-й до н.э. Ну и так далее, куча мелочей, которые я замечаю, и которые ломали мне мозг.

При этом сама история, вне всякого сомнения, очень увлекательна, я с легкостью осилила её буквально за три-четыре дня и зачастую не могла оторваться. В целом сюжет не сказать что необычен, но предсказуем был далеко не всегда. Так что прочитать определенно стоит.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.2. «Золотой ветер» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Спрэг де Камп, Птолемеи, Индия, Африка, Длиннопост

Прошлые посты искать тут:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 55. «Человек, ставший богом»

История нашего мира в художественной литературе. Часть 47.1. «Эллинские торговцы»

История нашего мира в художественной литературе. Часть 49.1 «Слоны Ганнибала»

Книжная лига

22K постов78K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.