Индия держит курс на запад

или Опоздали?

Время прочтения четыре минуты

4 июня 2025 года Россия предложила Индии расширить взаимодействие по производству и закупкам Су-57Э. ОАК предлагает увеличить долю локализации производства самолета. Ожидается, что будет расширен перечень приборов, узлов и иных комплектующих Су-57Э, которые индийская сторона сможет производить самостоятельно. Для этого ей будут переданы соответствующие технологии — но при условии заключения твердого контракта.

Глава штаба ВВС Индии Амар Прит Сингх осматривает Су-57 на международной выставке в Индии.

Глава штаба ВВС Индии Амар Прит Сингх осматривает Су-57 на международной выставке в Индии.

https://www.kommersant.ru/doc/7777430

Однако гораздо более красочно эта новость подана в индийких СМИ.

В ходе резкой эскалации глобальной дипломатии вооружений Россия сделала Индии беспрецедентное предложение — полный доступ к исходному коду ее истребителя-невидимки Су-57Э. Предложение, сделанное российской Объединенной авиастроительной корпорацией, позволило бы Индии полностью настроить самолет, интегрировать собственное вооружение и изменять его системы по своему усмотрению. Это смелый шаг, направленный на то, чтобы изменить оборонный расчет Индии на фоне усиливающегося соперничества США с Россией и нестабильной обстановки в сфере безопасности в Азии.

Су-57 и F-35 на выставке Aero India

Су-57 и F-35 на выставке Aero India

https://www.businesstoday.in/india/story/strategic-edge-russ...

Эта новость выглядит достаточно сенсационной на фоне предложения Трампа о продаже F-35 индийским ВВС.
Однако в его предложении, естественно, никакой речи об исходниках нет.
Исходные коды не получили даже более близкие партнеры США, такие как Великобритания и Австралия — им был предоставлен ограниченный доступ, необходимый для технического обслуживания.

В современных истребителях исходный код — это не просто программа, это мозг самолета. Он определяет, как самолет летает, сражается и адаптируется в бою. Исходные коды F-35 содержат более 10 миллионов строк, что подчеркивает его сложность. Считается, что китайские J-20 и FC-31 имеют схожую сложную архитектуру программного обеспечения.

Франция, поставившая 36 самолетов Rafale в 2016 году, также отказалась поделиться исходным кодом Rafale, что помешало Индии интегрировать собственные системы вооружения, такие как ракеты BrahMos. Это ограничение подтолкнуло Индию в сторону Су-30МКИ, где такая интеграция была реализована.

Су-30МКИ с ПКР BrahMos

Су-30МКИ с ПКР BrahMos

Подобные ограничения должны оттолкнуть Индию от F-35, особенно учитывая ее потребность в оперативной гибкости и интеграции собственных вооружений. Стоимость также является еще одним решающим фактором и здесь F-35 находится в явно проигрышной позиции.

Но есть нюанс.
США угрожала Индии санкциями в рамках CAATSA, во время сделки по С-400. Несмотря на это, поставки С-400 начались в конце 2021 года. Тогда администрация Байдена воздержалась от введения санкций. Теперь же предложение по Су-57Э выглядит для Трампа как конфликт интересов, а в предоставлении доступа к исходным кодам вполне усматривается некий жест отчаяния.

С-400

С-400

Система С-400 была оперативно развернута и интегрирована в многоуровневую сеть ПВО Индии. В ходе эскалации конфликта с Пакистаном, когда пакистанские беспилотники и ракеты были нацелены по меньшей мере на 15 индийских городов, были успешно задействованы комплексы С-400. Поскольку об ущербе не сообщалось, можно предполагать об эффективности системы и решение Индии было верным.

https://www.businesstoday.in/india/story/hero-we-held-on-to-...

И тут, 5 июня 2025 года, появляется другая интересная новость Dassault Aviation (Франция) и Tata Advanced Systems Limited (Индия) подписали четыре соглашения о передаче технологий по производству фюзеляжей истребителя Rafale в Индии. В рамках партнерства Tata Advanced Systems создаст в Хайдарабаде современное производственное предприятие для изготовления ключевых структурных секций Rafale. Ожидается, что первые секции фюзеляжа сойдут с конвейера в 2028 финансовом году, а объемы поставок на завод будут составлять до двух фюзеляжей в месяц.

Rafale индийских ВВС

Rafale индийских ВВС

https://www.dassault-aviation.com/en/group/press/press-kits/...
https://www.tataadvancedsystems.com/

Подписание этих контрактов подтверждает твердую европейскую поддержку инициативам «Make in India».

Ранее Airbus Helicopters уже подписала контракт с Mahindra Aerostructures на производство фюзеляжей для лёгкого одномоторного вертолёта H130, при этом Индия отказалась от продолжения поставок восьмерок.
Более подробно об этом в сообществе От винтов!:
Индия отказывается от восьмерок и будет делать Ейрбасы

Рособоронэкспорт ситуацию с Су-57 пока никак не прокомментировал.