40

Геноцид в Газе1

Как вам наверняка известно, вторжение ХАМАС в Израиль в 2023 г. привело к масштабной и разрушительной войне в Секторе Газа. Нет нужды говорить о предыстории конфликта и его сути, вместо этого я бы хотел сфокусироваться на израильских методах ведения войны. Несомненно, что каждое государство имеет право на самооборону, однако вопрос в том, в каких границах она осуществляется. И в этой связи к Израилю, очевидно, есть вопросы. Масштабы смертей и разрушений в Секторе Газа ужасают. И это вовсе не случайность, а результат целенаправленной политики Нетаньяху и действий ЦАХАЛа. Израиль намеренно уничтожал огромное количество людей в Газе и, по всей видимости, имел геноцидальные намерения.

Масштаб смертей и разрушений

Оценки ущерба, проведенные спутниковой службой ООН в конце 2024 г, показали, что в ходе боевых действий пострадали 69% всех строений в Газе и более 245 тысяч единиц жилья (60 тысяч сооружений разрушенно, а 20 - сильно повреждено) [1]. Детский фонд ООН посчитал, что более 95% школ в Газе были частично или полностью разрушены, а 87% школ потребуют значительной реконструкции, прежде чем они смогут снова функционировать [2]. ВОЗ утверждает, что частично функционирует лишь половина из 36 больниц Газы, почти все больницы повреждены или разрушены [3]. Из-за масштабов разрушений и хаоса около 90% из 2,3 миллиона палестинцев Газы были перемещены из своих домов [4]. Что же касается смертей и раненных, то, по данным Минздрава Сектора Газа, которым следует доверять [5], число погибших превысило 45 тысяч человек, а раненных - 106 тысяч [6]. Неудивительно, что Антонио Гутерриш заявил: «мы являемся свидетелями убийства гражданских лиц, которое не имеет аналогов ни в одном конфликте с тех пор, как я являюсь генсеком (ООН)» [7].

Методы ведения войны

Эксперты обвиняли Израиль в использовании мощного оружия в сочетании с неизбирательными ударами [8]. Если верить CNN, которые ссылаются на данные американской разведки, почти половина бомб, сброшенных на Газу, являются неуправляемыми (т.е., неточными) [9]. В свою очередь, министр обороны сказал :«Я снял все ограничения - мы будем убивать всех, против кого воюем; мы будем использовать все средства» [13].

Блокада Газы

Сразу после начала войны Израиль объявил блокаду Газы. Министр обороны заявил: «Я приказал провести полную осаду сектора Газа. Не будет ни электричества, ни еды, ни топлива, все закрыто. Мы боремся с животными и действуем соответствующим образом» [14]. И хотя позже Израиль был вынужден разрешить минимальную гуманитарную помощь, но она была явно недостаточной. ВОЗ отмечала, что 93% жителей Газы столкнулись с голодом кризисного масштаба [15]. То есть, Израиль обрёк на чудовищный голод почти всё население Газы.

Было ли у Израиля намерение совершить геноцид?

Чтобы узнать это, следует обратиться к речам руководителей Израиля. В судебном иске ЮАР против Израиля приведены многочисленные высказывания высокопоставленных чиновников страны, которые призывают к массовым убийствам и разрушениям в Газе или оправдывают их [16]. В купе с действиями Израиля, описанными выше, не будет преувеличением сказать, что Израиль, видимо, совершил геноцид в Газе. Что по этому поводу думают правозащитники? Спец. докладчик ООН по правам человека на палестинских территориях предоставила доклад, в котором назвала действия Израиля геноцидом [17]. Неудивительно, что МУС выдал ордера на арест Нетаньяху и бывшего министра обороны, их обвиняют в военных преступлений и преступлениях против человечности [18].

Источники:

[1] - https://unosat.org/static/unosat_filesystem/4047/OCHA-OPT_01...

[2] - https://www.unicef.org/press-releases/regular-attacks-put-ga...

[3] - https://www.who.int/ru/news/item/19-01-2025-the-ceasefire-in...

[4] - https://clck.ru/3GKoFj

[5] Госдеп США ссылается на данные Минздрава Газы - https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/03/415610_WEST..., ровно как и израильский Информационный центр разведки и терроризма - https://www.terrorism-info.org.il/en/an-examination-of-the-n...

[6] - https://www.kommersant.ru/doc/7381349?ysclid=m70vnhvai845164...

[7] - https://www.un.org/sg/en/content/sg/press-encounter/2023-11-...

[8] - https://www.ohchr.org/en/press-releases/2023/11/gaza-un-expe...

[9] - https://edition.cnn.com/2023/12/13/politics/intelligence-ass...

[11] - https://aoav.org.uk/2016/large-destructive-radius-air-droppe...

[13] - https://youtu.be/l9wx7e4u-xM?si=5LYna6mCYj8JQpgi

[14] - https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/defense-ministe...

[15] - https://www.who.int/ru/news/item/21-12-2023-lethal-combinati...

[16] - https://www.icj-cij.org/sites/default/files/case-related/192... (с. 140-146)

[17] - https://news.un.org/en/story/2024/03/1147976

[18] - https://www.icc-cpi.int/news/situation-state-palestine-icc-p...

Автор поста оценил этот комментарий

Автор, а вы где живете? В Израиле или в секторе Газа?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ни там, ни там

2
Автор поста оценил этот комментарий
А где же цифры для докладов берут на этих "куда более высоких уровнях"? Лично завалы разгребают и считают?
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

не знаю точно насчет методов подсчета. Но правозащитные и иные организации на постоянной основе ведут самостоятельные подсчеты о числе погибших. Такое есть почти примерно в любой войне

3
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, там много букаф. Я и без ЮАРа знаком со всеми этими высказываниями.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Если Вы знакомы с ними, у Вас не должно быть сомнений в том, что Израиль имел намерение разрушать гражданскую инфраструктуру в Газе и уничтожать мирное население. Возможно, Вы всё же не знакомы со всеми этими высказываниями. Не знаю

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Было бы желание натянуть сову на глобус. Израиль тоже не совершает никаких геноцидов, скажу больше, так как воюет Израиль мало кто смог бы воевать - при такой плотности застройки и при том что на БВ жизнь гражданских ничего не стоит и они выступают в качестве живого щита - те 40,000 это просто невероятное достижение.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы ознакомились с высказываниями высокопоставленных израильских чиновников, приведенными в иске ЮАР по обвинению Израиля в геноциде?

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Причины у нас у всех есть. Меня например ничего сейчас не заставит потратить время и доказать как дважды два, со ссылками и умными словами что РФ устроила на Украине геноцид. Нет у меня причин подобным заниматься, а вот у Вас явно есть, иначе какое Вам дело до того что происходит за тысячи километров от Вас?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Причины есть, но у меня они не политические. У Вас нет причин доказывать, что Россия устроила геноцид на Украине, но даже если бы они у Вас были, у Вас бы не получилось это сделать, потому что это неправда. Какое мне дело до того, что происходит за тысячи километров? Интерес. Публикую я это, чтобы услышать критику и, возможно, скорректировать свое мнение

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий
Действительно, ну любит один из сотрудников людям головы отрезать. Это ж не бросает тень на весь коллектив. И его коллегам нужно верить.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну конечно. Вы представьте, сколько людей работает в ООН, ахах. Какой-то там обычный водитель при ООН оказался боевиком ХАМАС, ну все, ООН нельзя верить. Это при том, что ООН на официальном уровне выступает против такого

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

А Вы, надо полагать накатали данный текст безо всяких полит.причн.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

да, абсолютно

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Было бы желание. Вон европейцы утверждают что РФ устроила геноцид, иди теперь докажи что "формально" ты не верблюд.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

я, кстати, думаю, что можно доказать, что Россия не устраивает геноцид. Европа обвиняет Россию в геноциде по политическим причинам, это очевидно

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Выходит что даже если государство на которое напали начнет забрасывать территорию агрессора конфетами, его все равно, "формально" можно обвинить а геноциде - кому-то конфета стукнула в лоб, кто-то пострадал от гипергликемии.

Я предлагаю полагаться всё-же на здравый смысл и очень аккуратно использовать этот термин, даже если очень хочется.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну насчет примера с конфетами не согласен, ибо сам по себе этот факт не доказывает намерение убить гражданское население

показать ответы
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или ЧАСТИЧНО, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу

К кому из них относятся террористы Хамаса?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

они не относятся к гражданскому населению вообще

показать ответы
12
Автор поста оценил этот комментарий
А хамасеки, которые как бы управляют Газой, ответственность не несут? Или эти крысы сейчас только по субботам из нор вылезают когда заложников передают?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

несут

4
Автор поста оценил этот комментарий

Израиль уже 75 лет имеет одно лишь намерение - сделать так чтобы от него от...сь и дали жить спокойно. Никто в Израиле в здравом уме не будет отдавать приказ намеренно уничтожать мирных жителей, это нонсенс. Надо быть чуть знакомым с ЦАХАЛем чтобы понимать насколько это бредово звучит. У нас перекос, к сожалению, в совершенно другую сторону...

Впрочем я не буду спорить. Так же как Вы не переубедите тех кто искренне считает что РФ устроила геноцид украинцев, мне не переубедить Вас.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну как знаете. Тогда всего Вам хорошего и до свидания!

8
Автор поста оценил этот комментарий

Например:

Отчет ООН от 6 мая 2024 - https://www.unocha.org/publications/report/occupied-palestin...

Отчет ООН от 8 мая 2024 - https://www.unocha.org/publications/report/occupied-palestin...


За эти 2 дня количество жертв среди женщин и детей «сократилось» вдвое. В обоих этих отчетах данные были взяты из подконтрольных Хамасу министерств.


их цифры мусор?

ООН сами в своих отчетах пишут, что цифры не проверены:

Disclaimer:Figures that are yet-to-be verified by the UN are attributed to their source.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну да, в нынешней войне ООН ссылались на отчеты министерств Газы. Обратное не утверждалось

9
Автор поста оценил этот комментарий

Люди массово переселялись с Севера на Юг из-за бомбардировок,

Люди массово перемещались на юг потому что там находилась гуманитарная зона, определенная Израилем (Аль-Муйсерат) и жители получили предписание от Израиля эвакуироваться туда.


Израиль ввёл блокаду Газу

Израиль ввел блокаду со стороны своих границ. Кстати вскоре после 7 октября Израиль восстановил подачу воды, электричества и ввоз гуманитарной помощи со своей территории. Что по поводу блокады со стороны Египта? Или Египет не вводил блокаду?


на нём лежит ответственность за жертвы

Интересно, что вы не упоминаете об ответственности Хамаса, который был избран демократическим путем, правит в Газе и развязал всю эту войну…

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

1) Это правда, но не отменяет того факта, что север массово подвергался бомбардировкам и в том числе из-за этого люди переселялись
2) Ну да, Израиль ввел блокаду со своей стороны, соответственно и ответственность за последствия блокады в том числе на нем
3) На ХАМАСе также лежит ответственность за жертвы

показать ответы
21
Автор поста оценил этот комментарий
По мнению тс, ничего особенного.Подумаешь 1200 израильтян убили,чотакова то?Ну убили,значит им так надо было,это же не повод давать ответку.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

я прямо заявил о наличии права у Израиля на ответ

показать ответы
8
Автор поста оценил этот комментарий
Ты такой эксперт по Палестине и не слышал, что сотрудники UNRWA участвовали в атаке, а на складах UNRWA хранилось оружие. И за это им прекратили финансирование.
https://operationalsupport.un.org/en/nine-unrwa-staff-to-be-...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Во-первых, там сказано, что их роль возможная, а не доказанная. Во-вторых, их уволили, что говорит о том, что ООН не является пропалестинской организацией. Это лишь инициатива на местах, но данные ООН о потерях предоставляются в докладах, которые готовятся на куда более высоком уровне: примерно на том, на котором было принято решение уволить этих товарищей. Возможно, выше

показать ответы
9
Автор поста оценил этот комментарий

Если цель бомбардировок - намеренное уничтожение населения, как утверждает ТС, то на таком густонаселенном клочке земли, как сектор Газа, количество жертв на тонну боеприпаса должно быть гораздо больше.

Если цель - это уничтожение инфраструктуры противника, то количество сопутствующих жертв вполне соответствует статистике любых других войн.А возможно даже и меньше..


войне 90 % боеприпасов идёт мимо цели.

Большее половины боеприпасов, использованных Израилем, были точные (с наведением). Или они тоже все мимо цели летят?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ознакомьтесь с цитатами израильских чиновников, приведенных в иске ЮАР. А насчет того, что число жертв и уничтожения гражданской инфраструктуры соответствуют статистике любых других войн, конечно, забавно. Я не знаю ни одного военного конфликта, где были бы такие разрушения, как приведенные в абзаце с заголовком "масштаб смертей и разрушений". Даже генсек оон говорил о беспрецеденетности потерь

16
Автор поста оценил этот комментарий

Изучите ссылки

Давайте изучим.


AN:

[10] - https://www.amnesty.org/en/latest/news/2023/12/israel-opt-us...

According to the Palestinian Ministry of Health in Gaza, the attacks have killed more than 15,000 people, mostly civilians, including 5,500 children.

HRW:

[19] - https://www.hrw.org/report/2024/12/19/extermination-and-acts...

Ссылается на “Ministry of Health” 15 раз в контексте разных подтвержденных смертей.


ООН:

[7] - https://www.un.org/sg/en/content/sg/press-encounter/2023-11-...

without entering into discussing the accuracy of the numbers that were published by the de facto authorities in Gaza

Также, если посмотреть любой отчет OCHA, на который, как правило, ссылается ООН, есть приписка:

Disclaimer: Figures that are yet-to-be verified by the UN are attributed to their source. Casualty numbers have been provided by the Ministry of Health (MoH)

В итоге, так или иначе, это цифры приходят от Хамас.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

в источнике [5] приводятся оценки от этих организаций за прошлые войны, а не за эту. Перечитайте текст

8
Автор поста оценил этот комментарий
Их уволили, потому что UNRWA перестали деньги давать, и дальше прикидываться дурачками было накладно. Вот еще одна новость - сотрудник UNRWA был командиром бригады ХАМАС.
https://www.timesofisrael.com/unrwa-confirms-hamas-nukhba-fo...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

и что этот случай доказывает? Потому что какой-то там водитель унрва был командиром бригады ХАМАС, то на отчеты ООН нельзя ссылаться?) В ООН работает уйма людей и всех контролировать нельзя, это поступок на местах, а не позиция организации. Что за аргумент вообще?

показать ответы
7
Автор поста оценил этот комментарий

Дело в том что геноцид - страшное слово. Холокост, геноцид армян, то что нацисты делали в Беларуси(Хатынь), всё это ассоциируется с этим страшным словом.

Я предлагаю не девальвировать его. Уничтожение 2% населения, пои условиях которые я описал выше, включая боевиков(которых всего где-то 30,000,), это никак не геноцид. Эту сову на глобус натянуть не получится, даже ЮАР ге поможет.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

я согласен с тем, что Холокост, геноцид армян и Хатынь это не то же самое, что делал Израиль. Но, учитывая 1) Методы ведения войны Израиля, 2) Многочисленные высказывания высокопоставленных израильских чиновников; 3) Суть доктрины Дахия, на мой взгляд, можно сказать, что Израиль проводит геноцид. Чисто формально это соответствует определению геноцида. Там же сказано полностью или частично и не конкретизируется, какая часть имеется в виду. Разве нет?

показать ответы
10
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что сотрудники UNRWA учавствовали в нападении 7 октября?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

доказательства?

показать ответы
9
Автор поста оценил этот комментарий

За 15 месяцев(!) на крошечном кусочке территории с плотной застройкой , при участии в конфликте одной из мощнейших армий на БВ, погибло по цифрам спмого же Хамаса 2% населения. Включая мирных боевиков.

Тебя, я без доли цинизма, ничего тут не смущает?

Это похоже на "частично уничтожить"?


Пример манипуляций с цитатами? Пожалуйста. Говоря о "нелюдях" министр обороны в своей речи имел ввиду нацистов которые пришли за день до этого в Израиль чтобы жечь, убивать, и утащить в свое логово заложников(часть из которых содержались в ужаснейших условиях). И электричество и воду Израиль включил страдальцам буквально через несколько дней.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, убийство 2% населения можно считать "частично уничтожить". А насчет цитаты: с чего Вы взяли, что в подтверждение тому, что Израиль ставит целью уничтожение мирного населения в Газе, я приводил эту цитату? Подкрепляя это утверждение, я ссылался на 16 источник - иск ЮАР и там написаны конкретные страницы. Ознакомьтесь с этими цитатами, я на них ссылался. Многие из них доказывают такие намерения Израиля

показать ответы
13
Автор поста оценил этот комментарий

Все цифры мусор, ноль доверия.

оон главная помойка.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему Вы считаете, что ООН это главная помойка, а их цифры мусор?

показать ответы
11
Автор поста оценил этот комментарий

Только одним оно не подтверждается - реальностью и цифрами.

Но это мелочь, если можно надергать "цитаты", чуть их подогнав и подправив.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Как цифры опровергают намерение частично уничтожить население Газы?
Подогнав и подправив цитаты? Есть примеры?

показать ответы
11
Автор поста оценил этот комментарий
А откуда у них цифры?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

что за вопрос? Словно только государство может оценивать жертвы среди своих гражданских. Уйма примеров, когда другие страны/организации оценивают потери в каких-то странах

6
Автор поста оценил этот комментарий

В таком случае любой убитый гражданский в любой стране это потенциальная заявка на геноцид, ведь какая часть имеется в виду мы не знаем.


На самом деле это просто пример того как пропаганда использует понятия-триггеры для прозрачных манипуляций. Не удивляйтесь только тому что в эту игру начинают играть и другие обвиняя в геноциде и РФ(с цитатами, формулировками итд. итп.).

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

я предвидел такой аргумент, но нет, это не так, поскольку это может быть деяние конкретного человека, а не выражение воли государства. Геноцид - акт государства

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

Странная логика. Следите:

Факт 1: Израиль сбрасывает на газу около 70000 тонн бомб

Факт 2: Убито 45000 палестинцев


Т.е. на убийство одного палестинца используется более одной тонны дорогостоящего вооружения.


Вывод: Израиль целенаправлено уничтожает население Газы

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

вывод такой я не из этих фактов сделал

10
Автор поста оценил этот комментарий

2) Нет, не стоило. Я говорю о последствиях методах боевых действий

Не согласен - жители сначала переместились, а уже потом заходила армия. Обычно, когда происходит наоборот, количество жертв кратно возрастает.


3) При чём тут Египет? Тот факт, что Израиль ввел блокаду, подтверждается словами министра обороны

При том, что блокада теряет всякий смысл, если не контролируешь границу. Контроль над границей с Египтом Израиль установил лишь спустя 8 месяцев с начала войны. Т.е. блокада осуществлялась как минимум 2-мя государствами.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

насчёт 2 пункта. Люди массово переселялись с Севера на Юг из-за бомбардировок, а не из-за захода армии. Насчет 3 пункта - это не отменяет того факта, что Израиль ввёл блокаду Газу и на нём лежит ответственность за жертвы, связанные с блокадой

показать ответы
13
Автор поста оценил этот комментарий
А как вы объясните, что 70% погибших - это женщины и дети, и только 30% мужчины, хотя именно они комбатанты?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

объясню это тем, что Израиль не считается с потерями и целенаправленно уничтожает гражданскую инфраструктуру и население Газы

показать ответы
15
Автор поста оценил этот комментарий
Их цифры совпадают, потому что Газа закрыта, и Минздрав Газы единственный источник
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: Личные данные, подлежащие удалению
показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну значит они довольно не эффективны пока в своих целях

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

нет, вполне эффективны, ибо целью не является полное уничтожение населения Газы

показать ответы
20
Автор поста оценил этот комментарий

Пару вопросов к ТС:


Что же касается смертей и раненных, то, по данным Минздрава Сектора Газа, которым следует доверять [5], число погибших превысило 45 тысяч человек

У вас есть данные о том, сколько из этих 45т. были комбатантами?


Из-за масштабов разрушений и хаоса около 90% из 2,3 миллиона палестинцев Газы были перемещены из своих домов

Считаете, что их стоило оставить в своих домах в местах, где ведутся боевые действия?


Израиль объявил блокаду Газы

У Газы еще есть общая граница с Египтом. Египет тоже объявил блокаду?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

1) Сколько из этих 45к были комбатантами? Вероятно, меньшинство, так как 7/10 погибших в Газе - женщины и дети.
2) Нет, не стоило. Я говорю о последствиях методах боевых действий
3) При чём тут Египет? Тот факт, что Израиль ввел блокаду, подтверждается словами министра обороны

показать ответы
5
Автор поста оценил этот комментарий

Учитывая бои в городе, там процент погибших хоть и больше в 2 раза чем в одном городе, но все равно до геноцида ещё далеко

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По Конвенции о геноциде под геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или ЧАСТИЧНО, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Намерение уничтожить население Газы подтверждается цитатами израильских чиновников, их действиями (по типу блокады и массированностью бомбардировок), а также такой штукой, как доктрина Дахия

показать ответы
29
Автор поста оценил этот комментарий

по данным Минздрава Сектора Газа, которым следует доверять


Разве стали бы они обманывать?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

в источнике [5] доказывается, почему Минздраву Сектора Газа следует доверять. Вы либо этого не увидели, либо сознательно игнорируете

показать ответы

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества