Дорога из пакетов
Дороги, созданные с применением обычного полиэтилена, оказались прочными, дешевыми и долговечными. Это подтвердило крупное научное исследование, проведенное Ассоциацией производителей пластмасс (PLASTICS) в партнерстве с Национальным центром технологии асфальта (NCAT). Что это значит для индустрии ресайклинга? И когда начнется массовое строительство?
Испытания показали, что асфальт, в составе которого содержится обычная полиэтиленовая пленка (RPE) из розничных магазинов, ничем не уступает покрытию, сделанному из традиционных модифицированных полимеров. Было научно доказано, что даже в небольших количествах переработанная пленка улучшает такие свойства асфальта, как сцепление колес с дорогой и износостойкость, а также препятствует образованию трещин при низких температурах или длительной эксплуатации. Полиэтилен делает битум прочнее и не позволяет воде просачиваться в покрытие.
PLASTICS в партнерстве с NCAT провели ряд испытаний с учетом федеральных и государственных транспортных стандартов, что является необходимым шагом перед широкомасштабным внедрением новой технологии в США.
По мнению авторов исследования, новое открытие может помочь в решении сразу двух глобальных задач: улучшении качества дорог и уменьшении пластикового загрязнения.
«PLASTICS гордится тем, что работал с NCAT и всеми нашими партнерами по проекту, чтобы получить наиболее полный набор данных о влиянии RPE на асфальт. Мы решили сделать результаты наших исследований доступными для всех желающих», - заявил президент и исполнительный директор PLASTICS Тони Радошевски.
«Это создает не только новые возможности для рынка, но и закладывает важную основу для дальнейших испытаний по улучшению качества дорог с использованием переработанного сырья. Это хорошая перспектива для улучшения экологии», - считает помощник профессора-исследователя NCAT Фань Инь.
PLASTICS уже начал переговоры с несколькими компаниями, которые хотят использовать новую формулу при строительстве частных дорог и автостоянок. При этом в Ассоциации говорят, что проведенное исследование – лишь часть глобального проекта PLASTICS по применению переработанного пластика в разных отраслях экономики.
Кстати, впервые технология использования вторичного пластика при строительстве дорог была запатентована еще в 2002 году в Индии. Компания KK Plastic Waste Management Ltd разработала полимерную смесь на основе переработанных полиэтиленовых пакетов, пластиковых стаканчиков и ПЭТ-бутылок, которая замещала 8% битума. В Бангалоре, где находится завод этой компании, было проложено около 2000 км дорог нового типа. На это ушло 8000 тонн вторсырья. Покрытие выдержало испытание временем: в 2009 году Центральный комитет Индии по контролю за загрязнением провел исследование, которое показало, что дороги с использованием пластика сохраняют целостность покрытия без трещин и выбоин.
Идею подхватила шотландская компания MacRebur. Тоби Маккартни, ее основатель и идейный вдохновитель, разработал свою технологию производства гранул из переработанного пластика. Они также частично заменили битум - продукт переработки нефти, из которого на 10% состоит обычный асфальт, и который используют для затвердевания смеси. В MacRebur утверждают, что технология позволяет прокладывать на 60% более прочные дороги, которые служат примерно в 10 раз дольше. Компания открыла первую фабрику в Шотландии и уже помогла построить несколько дорог по всему миру - от Австралии до Йоркшира.
Из гранул, произведенных компанией MacRebur, сейчас достраивается двухкилометровый участок «пластиковой» дороги в Эстонии, в районе деревни Саргвере (Ярвамаа). На это ушло пять тонн пластиковых гранул или примерно 410 тысяч ПЭТ-бутылок.
Специалисты будут отслеживать состояние покрытия в течение нескольких месяцев, после чего примут решение о расширении проекта и строительстве в Эстонии собственного производства гранул.
Кстати, первая «пластиковая» дорога появилась в Эстонии в октябре 2019 года. Пробный отрезок длиной 75 метров и шириной 3 метра был заложен на тротуаре перед посольством Китая в рамках строительства дороги Рейди. Этот участок стал первым в своем роде в Северной и Восточной Европе.
А вот на западе Евросоюза строительство «пластиковых» трасс вышло уже на новый уровень. В конце мая голландская компания KWS объявила о расширении своего амбициозного проекта PlasticRoad. Полтора года назад они открыли первые две велодорожки из пластика. Обе 30-метровые трассы успешно выдержали испытание погодой, временем, велосипедистами и даже мусоровозами. Команда разработчиков сообщила, что технология полностью готова к использованию. Промышленное производство стартует уже в первом квартале 2021 года.
Кстати, каждая из пилотных велодорожек содержит около 1000 кг переработанного пластика, что эквивалентно 218 000 пластиковых стаканчиков. А их запуск позволил сократить выбросы CO2 примерно на 50-70% в сравнении с обычными трассами из асфальта или бетонных плит.
Единственное, что может несколько притормозить новые дорожные проекты в Европе, это возможный дефицит вторсырья. Из-за COVID-19 туристический сезон 2020 закончился, так и не начавшись. Как подсчитали в лондонской Службе независимой аналитики товаров (ICIS), в этом году в ЕС будет продано на 26 000 тонн пластиковых бутылок меньше, чем в прошлом. А значит меньше тары попадет в переработку. Но и в ICIS, и в PLASTICS уверены, что эта проблема временная, и в будущем нехватка пластикового сырья нам не грозит. Останется только обеспечить его грамотную переработку и по максимуму использовать в производстве новых продуктов, в том числе и качественных дорог.