Дебют адмирала Тегетгоффа.Ч.2.

Начало :https://pikabu.ru/story/debyut_admirala_tegetgoffach1_671606...

Сражение с неопределённым исходом.



9 мая около 10 часов утра датская эскадра, двинувшаяся к Гельголанду с севера, обнаружила противника юго-восточнее острова. Корабли Тегетгоффа двигались двумя группами — прусский и австрийский отряды маневрировали раздельно.
У южного берега Гельголанда стоял британский фрегат «Аврора», задачей которого было наблюдать за боем.
Эскадры двинулись на сближение на контркурсах, причём каждый стремился держать противника слева по носу. Тегетгофф поднял на своём флагмане сигнал: «Наши армии победили, давайте сделаем то же самое!»
По одним описаниям, прусский отряд держался левее и дальше от противника, по другим — слева от колонны двигался только самый бесполезный в бою «Прёйсише Адлер», а обе канонерки шли в кильватер фрегатам Тегетгоффа.
Отметим, что все описания боя у Гельголанда крайне скупы на подробности, а имеющиеся схемы противоречат друг другу.
В 13:57, ещё до того, как корабли поравнялись, «Шварценберг» первым открыл огонь из носовых 24-фунтовых орудий с предельной дистанции в 18,5 каб (3400 м). Датчане начали стрелять значительно позднее, когда дистанция сократилась до 10 каб, и шансы на попадание значительно выросли.
В результате уже одна из первых 30-фунтовых датских гранат угодила в орудийную палубу «Шварценберга», убив и ранив несколько артиллеристов батареи правого борта.

Морской бой у Гельголанда. Схема из работы Майкла Эмбрее «Первая война Бисмарка» (Bismarck's First War).

Дебют адмирала Тегетгоффа.Ч.2. Гельголанд, Морские сражения, Дания, Австрия, Пруссия, История, Контр-адмирал Тегетгофф, Длиннопост

Вскоре после этого Тегетгофф развернул свою эскадру вправо, решительно сблизившись с противником до пары кабельтовых. Теперь его эскадра шла курсом, параллельным вражеской колонне. По одним данным, «Нильс Юэль» перестреливался со «Шварценбергом», а «Юлланд» и «Хеймдаль» — с «Радецким»; по другим описаниям, датчане сосредоточили весь свой огонь на австрийском флагмане.
Прусские канонерки сместились правее и дальше от противника, продолжив стрельбу по датским кораблям с дистанции в 4 каб.
Их огонь был в целом малоэффективен, хотя командир «Басилиска» докладывал, что в конце боя добился попадания в «Нильс Юэль» из своего кормового орудия.
Дуэль на параллельных курсах продолжалась полтора часа. Около 15:30 от попаданий разрывных снарядов на «Шварценберге» загорелись свёрнутые паруса на фок-мачте, что вызвало взрыв восторга среди датских моряков.
Пожарные шланги оказались перебиты осколками, поэтому австрийским морякам очень долго не удавалось потушить огонь.
Вскоре после этого Тегетгофф отвернул вправо, взяв курс на Гельголанд. В сочувствующих датчанам описаниях этот манёвр трактуется как стремление укрыться в британских территориальных водах; по австрийским описаниям поворот был сделан, чтобы огонь под действием ветра не перекинулся на другие мачты.
В любом случае «Шварценберг» сохранил боеспособность, и артиллерийская дуэль продолжались. Датская эскадра тоже развернулась, следуя за противником, однако вскоре после этого удачным попаданием австрийского снаряда на «Юлланде» было повреждено рулевое управление.
В результате около 16:30 датские корабли прекратили преследование и отвернули на север.
Существует мнение, что Свенсон был вынужден прекратить бой из-за того, что противник укрылся в нейтральных водах, а британский фрегат «Аврора» выдвинулся между эскадрами, препятствуя стрельбе. Однако датская эскадра отвернула на север и прекратила стрельбу, когда кораблям Тегетгоффа оставалось до британских вод ещё полторы мили.
Лишь около 17 часов эскадра Тегетгоффа вошла в британские территориальные воды, и «Шварценберг» встал на якорь у Гельголанда, занявшись тушением пожара и ремонтом.

После боя


Исправив рулевое управление на своём флагмане, Свенсон вернулся к Гельголанду, однако эскадра Тегетгоффа не проявила желания выходить и продолжать бой. К ночи датский командующий отвёл свои корабли на запад и продолжил ремонт, намереваясь следующим утром возобновить сражение или хотя бы преградить врагу путь к устью Эльбы.
Однако Тегетгофф закончил ремонт ещё до рассвета и в темноте с выключенными огнями к 4 часам утра прошёл в Куксхафен.
Убедившись, что противник ускользнул, Свенсон увёл свою эскадру в Скагеррак, а 15 мая торжественно вошёл в Копенгаген. Датский флот покинул подходы к устьям Эльбы и Везера — впрочем, это не имело ровно никакого значения, так как 12 мая было подписано временное перемирие, а вместе с ним прекращалась и блокада.

На борту фрегата «Нильс Юэль» в бою у Гельголанда. Картина датского художника Кристиана Мёльстеда, 1897–1898 годы.

Дебют адмирала Тегетгоффа.Ч.2. Гельголанд, Морские сражения, Дания, Австрия, Пруссия, История, Контр-адмирал Тегетгофф, Длиннопост

И датчане, и австрийцы объявили о своей победе. 10 мая, после первого известия о бое, император Франц-Иосиф объявил о присвоении Тегетгоффу звания контр-адмирала и награждении его орденом Железной короны 2-й степени с военными знаками.
Свенсон 15 мая был награждён Большим крестом ордена Данненброг (вторая степень ордена, звезда на плечевой ленте), но чин контр-адмирала получил лишь два с половиной года спустя.
В действительности итог боя оказался неопределённым: противники разошлись, не нанеся друг другу неисправимых повреждений. Датчане потеряли 14 человек убитыми (в том числе 12 на «Юлланде») и 54 ранеными; у австрийцев было 37 убитых и 62 серьёзно раненых, ещё 31 моряк получил лёгкие ранения. Такие данные приводит немецкий историк Альфред Штенцель (сам участник этой кампании) в своей классической работе «История войны на море».
Более современные работы дают несколько другие цифры: 14 убитых и 55 раненых у датчан, 32 убитых и 59 раненых у австрийцев; возможно, данные Штенцеля учитывают австрийских моряков, умерших от ран в госпиталях Куксхафена и Гамбурга. Прусские корабли потерь не имели.

Торжественное прибытие эскадры Свенсона в Копенгаген 15 мая 1864 года. Гравюра из журнала «Illustreret Tidende» от 22 мая 1864 года.

Дебют адмирала Тегетгоффа.Ч.2. Гельголанд, Морские сражения, Дания, Австрия, Пруссия, История, Контр-адмирал Тегетгофф, Длиннопост

При примерном равенстве в артиллерии датчане имели явное превосходство в кораблях: боевая ценность старого прусского авизо стремилась к нулю, а две слабо вооружённых канонерки вряд ли могли уравновесить один корвет. Но куда важнее другое: датские моряки показали себя более опытными, нежели австрийские. Датские канониры не тратили снаряды с дальней дистанции и стреляли куда более метко.
Наиболее пострадавший у датчан «Юлланд» имел около 20 попаданий, в то время как австрийский флагман получил 93 попадания, не считая мелких осколков. У него сгорела фок-мачта, и имелось несколько небольших пробоин в корпусе.
Большинство пробоин у «Шварценберга» имели диаметр 4–5 дюймов, то есть главную роль в бою сыграли датские нарезные пушки. Как и в бою при острове Рюген, нарезная артиллерия продемонстрировала гораздо более высокую точность, однако из-за малого калибра (12–18 фунтов) даже большое количество снарядов не могло нанести фрегату критических повреждений.
К утру 10 мая основные повреждения «Шварценберга» удалось исправить, и корабль практически восстановил боеспособность. Однако если бы не удачное попадание в «Юлланд» и близость нейтральных вод, сражение могло окончиться куда более печально для Тегетгоффа.
Впрочем, даже поражение австро-прусской эскадры вряд ли могло повлиять на ход войны. На момент сражения отставшая эскадра адмирала фон Вюллерсторфа уже находилась в Шербуре, а в конце мая она прибыла в Северное море.
В её состав входил 92-пушечный винтовой линкор «Кайзер», только что вступивший в строй броненосец «Дон Хуан Австрийский», винтовой корвет «Фридрих» и колёсный пароход «Элизабет»; за время перемирия к ним присоединился ещё один новый броненосец — «Кайзер Макс».
После этого господство на море у западного побережья Дании перешло к союзникам, а с возобновлением войны на суше датские сухопутные силы были окончательно разгромлены.

Фрегат «Юлланд» в качестве корабля-музея.

Дебют адмирала Тегетгоффа.Ч.2. Гельголанд, Морские сражения, Дания, Австрия, Пруссия, История, Контр-адмирал Тегетгофф, Длиннопост

Сражение у Гельголанда часто называют «последней победой датского флота». В действительности оно не стало победой и никак не повлияло на ход войны, хотя датские моряки показали себя великолепно.


Для австрийского флота этот бой имел куда большее значение, став решающей ступенькой в карьере Вильгельма фон Тегетгоффа — будущего победителя итальянцев при Лиссе. В Дании же фрегат «Юлланд» до сих пор сохраняется в гавани Эбельтофта в качестве музея, оставаясь одним из немногих боевых кораблей эпохи дерева и паруса, сохранившихся до нашего времени.


Литература и источники :
А. Штенцель. История войны на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики. Пятая часть. С 1859 по 1910 год. Пг.: Типография Морского министерства, 1916
Х. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003
Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854-1891. Pensilvania: Combined Publishing, 1998
Michael Embree. Bismarck’s First War: The Campaign of Schleswig and Jutland 1864. Helion & Company Ltd, 2006
Friedrich Wallisch. Wilhelm von Tegetthoff. Wien-München: Herold, 1964
http://www.navalhistory.dk
https://warspot.ru/

http://sail-friend.ru/index.php?topic=3138.0